Концепция «Федеральной целевой программы социального и экономического развития малых и средних городов Российской Федерации на 2009-2012 г.г. и до 2017 г.»
Задачу комплексного устойчивого развития малых городов и районов России необходимо решать на основе специальной государственной программы.
Союз малых городов России разработал по поручению членов Союза проект концепции «Федеральной целевой программы развития малых и средних городов Российской Федерации», которую поддержали руководители свыше тридцати субъектов Федерации. Концепция была рассмотрена и одобрена Комитетом Совета Федерации по вопросам местного самоуправления.
Опыт Союза по разработке и реализации предыдущей Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации, большая роль которого была особо отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 24 мая 1996 г. № 775, свидетельствует о необходимости учета специфики данной категории населенных мест при принятии решений федерального уровня, что осуществимо в полном объеме только при наличии соответствующей федеральной программы и активном участии представителей малых городов.
В сентябре 2008 г. указанный проект был направлен Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву (исх. Союза № 470/01-2 от 22.09.08; вх. Администрации Президента № 32.767 от 24.09.08) и передан Министерству регионального развития РФ. В своем обращении к Президенту Союз малых городов России выразил готовность выступить разработчиком проекта «Федеральной целевой программы развития малых и средних городов Российской Федерации».
КОНЦЕПЦИЯ
«Федеральной целевой программы экономического и социального развития малых и средних городов Российской Федерации
на 2009–2012 годы и до 2017 года»
(проект)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
Необходимость разработки специальной программы по развитию небольших городов определяется поставленной Президентом Российской Федерации задачей.
Программа создаст необходимую основу, которая должна, наконец, принять во внимание наличие в стране почти 3-х тысяч рассредоточенных на огромных пространствах нашего государства сравнительно небольших, но имеющих городской статус и выполняющих важнейшие функции местных социально-экономических центров окружающих территорий населенных мест, в которых проживает около 38 млн. граждан России.
Программа создаст основу и для совершенствования социальной политики, поскольку сами по себе результаты экономического роста и развития реального сектора экономики небольших городов и тяготеющих к ним аграрных районов не «перетекут» в социальное русло, то есть в комплекс мер и мероприятий по преодолению бедности, ведущих к росту реальных доходов населения этой категории городов и повышению качества его жизни. Здесь необходима политическая воля руководителей государства и выстроенная соответствующим образом социальная политика.
Без решения задачи преодоления бедности в наиболее массовой категории городских населенных мест Россия не станет социальным государством, как это провозглашается Конституцией страны, с одной стороны. С другой – социальная поляризация общества и связанный с этим низкий уровень жизни основной части населения страны (и прежде всего населения небольших городов и возглавляемых ими районов) – существенный фактор сдерживания экономического роста и развития социального государства. Бедный человек не является опорой государству в решении поставленных задач.
Рассматриваемая Программа создаст широкую базу для «консолидации политических сил общества», вовлекая в этот процесс российскую провинцию и поднимая роль и значение руководителей малых городов в деле решения общегосударственных задач.
Разрабатываемая Программа соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития страны, позволит получить многосторонний эффект во всех сферах жизнедеятельности общества.
В результате реализации Программы существенно повысится уровень социально-экономического развития не только малых и средних городов, но и огромных масс сельского населения окружающих сельскохозяйственных районов за счет социальной направленности экономики и общего роста занятости населения, что приведет к повышению экономической самостоятельности городов, включенных в эту Программу.
Ввиду того, что решение проблем функционирования и развития небольших городов и районов страны «спущено» федеральной властью на региональный и местный уровни, разработку «Федеральной целевой программы экономического и социального развития малых и средних городов РФ» необходимо проводить прежде всего в малых городах страны и субъектах Федерации. Однако комплексное решение поставленной Президентом задачи невозможно без участия целого ряда федеральных органов управления и палат Федерального собрания, без целенаправленной федеральной поддержки целого ряда необходимых для малых городов решений. Ввиду этого предлагаемая Программа должна иметь статус федеральной целевой программы.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Поставленная Президентом Российской Федерации задача развития небольших городов, учитывая ее масштабность и сложность, а также принимая во внимание многообразие условий и различия в возможностях развития отдельных регионов и населенных мест, может быть эффективно решена только на принципах программного подхода на системной основе, при условии координации усилий всех без исключения органов власти и управления – местных, региональных и федеральных.
Однако, когда дело доходит до реализации задач социально-экономического развития, ограничиваются в большинстве случаев большими городами, где решать их много проще, условия благоприятнее, уровень развития и концентрации производительных сил в целом неизмеримо выше, чем в малых городах и, тем более, в сельской местности. Малые же города выпадают из поля зрения федерального центра, их огромный совокупный потенциал продолжает оставаться почти невостребованным, а уровень жизни населения этих городов продолжает падать.
Эффективным способом решения проблем, обозначенных в Программе, является программно – целевой метод, который ориентирован на достижение конечных результатов в соответствии с общими принципами программно – целевого управления. Он позволяет:
‑ определить первоочередные задачи, решение которых обеспечит достижение этих целей;
‑ определить приоритетные объекты Программы, а также необходимый объем их финансирования;
‑ эффективно расходовать бюджетные средства.
Целесообразность разработки особой целевой Программы специально для небольших городов (т.е. – без больших городов – областных центров) определяется следующими соображениями:
‑ малые, средние города и поселки – районные центры представляют собой наиболее массовую категорию городских поселений страны, без включения которых в работу по экономическому развитию и удвоению ВВП и преодолению бедности в них эти задачи решить в стране в целом не удастся;
‑ они формируют социально-экономический каркас практически каждого региона – субъекта Российской Федерации, т.е. являются важнейшей составной частью региональной хозяйственной структуры, требующей своего развития;
‑ вместе с тем населенные пункты данной категории представляют собой наиболее слабые, отстающие по основным социальным, демографическим и экономическим показателям (по сравнению с большими городами – региональными центрами) поселения, нуждающиеся в силу этого в проведении специального комплекса мер по преодолению этой отсталости – экономической и социальной;
‑ успешное решение задач экономического развития именно в этой категории населенных мест, т.е. почти в каждом из небольших городов каждого субъекта Федерации, позволит существенно нарастить и реализовать производственно – экономический потенциал региона, сделать существенные шаги по преодолению бедности проживающего в нем населения, а также вывести регион в число наиболее развитых;
‑ большие города – региональные (областные, краевые, республиканские) центры характеризуются, с одной стороны, существенно более благоприятными показателями экономического развития, сравнительно более низким уровнем бедности населения, чем малые города, с другой стороны – большинство из них является городами-донорами, располагает достаточными собственными финансовыми ресурсами и возможностями для решения поставленных задач, позволяющими им обходиться без федеральной и во многом – даже без региональной поддержки;
‑ успешное решение указанных задач в малых городах и поселках, выполняющих, как правило, функции районных центров сельскохозяйственных административных районов, позволит существенно нарастить и реализовать производственно-экономический потенциал каждого аграрного района в целом и способствовать, тем самым, преодолению общего кризиса сельской местности и аграрно-промышленного комплекса.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
При переходе к рыночной экономике не был учтен территориальный аспект развития и размещения производительных сил, эффективного использования ресурсов территории, проигнорирована необходимость формирования единого социального и экономического пространства страны, обеспечения контроля над огромной территорией российского государства. В решении всех этих задач огромную конструктивную роль играют именно малые города Последствия серьезной недооценки роли провинции очевидны: разрушение экономической базы малых городов и районов; обезлюдивание отдельных территорий вследствие физического вымирания населения малых городов и миграции наиболее трудоспособных контингентов населения из небольших городских населенных мест в крупные города и мегаполисы; разрушение коммуникаций, производственной и социальной инфраструктуры, запустение, упадок российской провинции.
Наиболее острая ситуация сложилась в монопрофильных городах с узкой, односторонней структурой хозяйства, на долю которых приходится две трети малых городов.
Малые города сегодня – это средоточие проблем (в малых городах проблемы стоят наиболее остро и болезненно, так как, в отличие от больших и крупных городов, небольшие города обладают значительно меньшими возможностями для их разрешения) – экономических, социальных, экологических, политических, это средоточие бедности населения, оборотной стороной которых является рост алкоголизма, наркомании, проституции, бродяжничества, включая детское, инфекционных заболеваний, преступности.
Экспертное сообщество указывает на то, что официальный прожиточный минимум отражает, скорее, уровень нищеты, уровень физиологического выживания, а не бедности. Бедность – явление более широкое и, к сожалению, массовое, особенно для небольших городов и тяготеющих к ним районов.
Без реализации предлагаемой Программы экономическая база малых и средних городов России, способная стать основой их возрождения и развития, будет продолжать разрушаться, а вместе с ней будет снижаться вероятность преодоления стагнации малых и средних городов посредствам освоения их природно-ресурсного, производственно-экономического, трудового, инфраструктурного и др. потенциалов будет расти и вширь, и вглубь бедность проживающего в них населения, будет неуклонно сокращаться население страны и ухудшаться его демографическая структура.
Проблемы и одновременно причины сложного социально-экономического состояния большинства малых городов условно можно разделить на три группы – это проблемы общего характера (территориально-отраслевые); проблемы отраслевого характера (проблемы хозяйствующих субъектов); проблемы муниципального (территориального) характера.
Без системного решения этих проблем можно ожидать серьезны негативных последствий не только для малых и средних городов, но и для окружающих аграрных районов и России в целом.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков
Возможным вариантом решения проблемы можно рассматривать вариант ее саморазрешения – «рынок решит все проблемы, все расставит по своим местам». Преимущество этого варианта заключается в том, что он не требует никаких действий и финансовых средств со стороны органов управления всех уровней. Реальный риск – в том, что при сложившейся социально-экономической ситуации (с учетом всех российских особенностей – многоукладности экономики, огромных территорий и др.) экономика небольших городов будет продолжать деградировать.
Другой вариант – несистемный подход к решению проблемы: ее разрешением занимается только областная или местная администрация. Преимущество здесь в том, что могут быть решены лишь отдельные экономические и социальные вопросы, но не проблема в целом. Риск – несмотря на отдельные («лоскутного» характера) позитивные решения, проблема остается, процессы экономической и социальной деградации преломить не удастся.
Вариант решения проблемы в рамках федеральной целевой программы свободен от вышеназванных рисков, а степень их возможного влияния на реализацию программных мероприятий по сравнению с вышеперечисленными вариантами существенно ниже. Он подвержен наиболее общим для всех вариантов финансово-экономическим, организационно-управленческим и производственно – технологическим рискам, среди которых можно выделить следующие:
‑ возможность превышения расходов, необходимых для осуществления мероприятий Программы, по сравнению с прогнозными, заявленными в настоящий Концепции;
‑ неполное финансирование со стороны федерального бюджета, региональных и муниципальных бюджетов, нарушение графика финансирования;
‑ невыполнение или задержка выполнения обязательств поставщиками и (или) подрядчиками работ (услуг) по реализации мероприятий Программы.
Возрождение, развитие и рост экономической базы малых и средних городов является эффективным средством в борьбе с нерациональной стихийной миграцией населения и его бедностью, ростом мегаполисов, с неблагоприятными демографической и экологической ситуациями в стране.
При этом нельзя не учитывать то, что развитие небольших городов является одним из основных направлений региональной, экономической и социальной политики стран с высоким уровнем жизни – США, Великобритании, Франции, Японии и др.
Конкретные параметры предлагаемого варианта
В рамках Концепции определяется первоочередной (пилотный) комплекс малых и средних городов – с учетом региональных и типологических особенностей – от 60 до 90 городов, в которых будут реализовываться пилотные проекты федеральной программы.
Выбор городов для этих целей осуществляется государственным заказчиком Программы на основе единой методики отбора, включающей систему формализованных критериев (с учетом предложений местных и региональных органов власти и управления и по согласованию с ними).
Для реализации в качестве пилотных проектов в 60-90 малых и средних городах предлагается 1‑й этап Программы – создание всемерных условий и разработка механизмов для ускоренного развития реального сектора экономики малых и средних городов (см.п.5 настоящей Концепции).
Концепцией предусматривается шесть основных направлений реализации 1‑го этапа Программы в городах, выбранных в качестве пилотных (опытных) площадок:
‑ создание инвестиционной привлекательности города (для этого инвестиционные проекты – бизнес-планы, экономические модели проектов, маркетирование товаров и услуг должны быть выполнены и оформлены на соответствующем профессиональном уровне). Первое направление в рамках 1‑го этапа реализации ФЦП – финансирование профессионального консалтинга по осуществлению инвестиционных проектов и создание информационно-консультационных центров;
‑ преодоление финансовых барьеров по согласованию условий проекта с различными муниципальными и федеральными службами (от подключения к энергосистемам до межевания земельных участков и оплаты экспертизы СЭС). Второе направление в рамках 1‑го этапа реализации ФЦП – финансирование расходов по оплате различного рода согласований;
‑ организация и проведение обучения предпринимателей и представителей местных органов самоуправления, инициирующих инвестиционные проекты на местах, создание центров обучения предпринимательству (на уровне области, края, республики). Третье направление в рамках 1‑го этапа реализации ФЦП – это финансирование образовательного процесса (обучения) для предпринимателей;
‑ кредитование наиболее успешных инвестиционных проектов в малых и средних городах. Это четвертое направление федерального участия в реализации Программы;
‑ оказание помощи и содействия небольшим городам, реализующим пилотные проекты, в разработке градостроительных планов. Пятое направление в рамках 1‑го этапа реализации ФЦП – это оплата услуг проектных организаций;
‑ создание в Союзе малых городов РФ информационной системы, объединяющей администрации малых и средних городов, включенных в пилотные проекты, с одной стороны, а также информационно-консультационные (консалтинговые) центры и центры обучения предпринимательству, с другой. Это шестое направление финансирования в рамках 1‑го этапа реализации ФЦП.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Федеральная целевая программа является одним из основных инструментов решения поставленной Президентом Российской Федерации задачи. Программа осуществляется в период с 2009 по 2017 годы. Этапы реализации ФЦП:
1-й этап – 2009‑2010 гг. – создание всемерных условий и разработка механизмов для ускоренного развития реального сектора экономики малых и средних городов;
2-й этап – 2011‑2013 гг. – обеспечение ускоренного развития инфраструктуры малых и средних городов;
3-й этап – 2014‑2017 гг. – обеспечение ускоренного развития реального сектора экономики малых и средних городов.
Параллельно с 3-мя этапами развития реального сектора экономики малых и средних городов в этих же временных рамках поэтапно осуществляется решение проблемы преодоления бедности в этих категориях населенных мест.
1-й этап – 2009-2010 гг. – проведение статистического мониторинга бедности в малых и средних городах, избранных в качестве пилотных; установление факторов, способствующих росту бедности (занятость и оплата труда, социальные трансферты. региональные и поселенческие факторы и др.);
2-ой этап – 2011-2013 гг. – совершенствование нормативно-правовой базы, создание условий и эффективных систем сдерживания и предупреждения с целью сужения поля и глубины бедности проживающего в малых и средних городах населения;
3-й этап – 2014-2017 гг. – реализация всех мер и мероприятий социального характера с учетом результатов ускоренного развития реального сектора экономики малых и средних городов для решения задачи преодоления бедности проживающего в них населения.
6. Предложения по целям и задачам, целевым индикаторам и показателям оценки хода реализации Программы по годам[1]
При всем разнообразии местных и региональных целей и задач вырисовывается единая для всех регионов, городов и районов цель – всемерная мобилизация на программно-целевой основе экономического и социального потенциала небольших городов страны совместными усилиями местных, региональных и федеральных органов управления ради роста благосостояния населения через экономическое развитие и рост, и двуединая задача – вклад в ускорение роста ВВП (его удвоение как минимум) и преодоление бедности в масштабах муниципалитета, региона и России в целом.
Приоритетными задачами, помимо вышеназванной, являются:
‑ возрождение и развитие экономической базы малых и средних городов;
‑ развитие производственной и социальной инфраструктуры небольших городов;
‑ увеличение занятости экономически активного населения этих городов при одновременном сокращении оттока населения из них;
‑ рост доходов населения и комфортности его проживания в малых и средних городах;
‑ стабилизация демографической структуры и создание предпосылок для роста населения страны.
Целевыми индикаторами, позволяющими оценить ход реализации Программы по годам, являются сгруппированные по типам городов с учетом региональных особенностей:
‑ рост объемов реализованной продукции и услуг (с учетом устранения фактора роста цен) на уровне города (области, края, республики);
‑ рост показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность небольшого города и региона в целом (рост объема капиталообразующих инвестиций, увеличение количества действующих промышленных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса и др.);
‑ рост бюджетной обеспеченности города (области, края, республики) за счет увеличения налогооблагаемой базы;
‑ повышение уровня и качества жизни населения небольшого города и региона в целом.
7. Предложения по объемам и источникам финансирования целевой Программы
Учитывая сложность Программы и ее многоаспектность, а также в связи с применением программно-целевого метода в рамках системного подхода финансирование Программы должно осуществляться в полном объеме. Формирование предложений по объемам и источникам финансирования Программы должно осуществляться с учетом низкой инвестиционной обеспеченности региональных и муниципальных бюджетов субъектов РФ и городов, входящих в Программу. По этой причине, помимо финансовых ресурсов, выделяемых из федерального и региональных бюджетов, необходимо предусмотреть привлечение внебюджетных средств и частных инвестиций.
Финансирование работ по составлению Программы осуществляется из бюджетов всех уровней. Местные (городские и районные) подпрограммы разрабатываются на основе софинансирования за счет средств местных бюджетов с участием федеральных и региональных источников финансирования по единой методике, подготовленной Рабочей группой (с участием субъектов Федерации и Союза малых городов РФ).
Подготовка региональной (субъекта Федерации) подпрограммы финансируется из регионального бюджета и осуществляется в сотрудничестве с Союзом малых городов Российской Федерации как инициатором и одним из основных разработчиков программы. При этом предусматривается привлечение сил и средств федерального уровня, в первую очередь – для пионерных проектов.
Подготовка Федеральной целевой программы экономического и социального развития малых и средних городов РФ на 2009-2012 годы и до 2017 года осуществляется указанной выше группой с привлечением минимально необходимых средств федерального и частично – региональных бюджетов.
Общий объем финансирования Программы, по экспертным оценкам, должен составить на период с 2009 по 2012 годы 8 млрд.рублей, а до 2017 года – 16 млрд.рублей, что является необходимым минимумом. Пропорция участия федерального, региональных и местных бюджетов, а также внебюджетных средств и частных инвестиций в общем объеме финансирования представляется следующей: 30% ‑ федеральный бюджет, 40% ‑ региональные бюджеты, 10% ‑ местные бюджеты, 20% ‑ внебюджетные средства и частные инвестиции.
Реализация пилотных проектов в рамках 1‑го этапа ФЦП потребует, по экспертным оценкам, не мене 1,5-2 млрд.рублей.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация рассматриваемой Программы позволит достигнуть следующих основных результатов, которые условно можно разделить на три группы:
‑ объединение усилий органов управления всех уровней, промышленников и предпринимателей, представителей общественных организаций и всего дееспособного населения небольших городов в достижении поставленной руководством Российской Федерации цели – повышении качества и уровня жизни, уменьшении глубины и широты распространения бедности населения малых и средних городов, совершенствовании городской среды;
‑ всемерное обеспечение условий и создание механизмов для ускоренного развития реального сектора экономики малых и средних городов;
‑ развитие и укрепление экономической базы ряда малых и средних городов, входящих в состав различных областей, краев, республик; реализация богатейшего природно-ресурсного, производственного и человеческого потенциала российской провинции и как следствие – расширение налогооблагаемой базы малых городов, улучшение состояния городских и областных бюджетов, сокращение широты и глубины распространения бедности населения этих категорий населенных мест.
9. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти в формировании и реализации целевой Программы
Ответственность за реализацию программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств несет заказчик-координатор и государственные заказчики Программы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594.
Формирование мероприятий Программы и контроль за их реализацией осуществляет Министерство __________________ Российской Федерации, выполняющее функции государственного заказчика-координатора Программы.
Текущее управления реализацией программных мероприятий, мониторинг хода выполнения Программы обеспечивают государственные заказчики Программы.
10. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам целевой Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы определить Министерство __________________ Российской Федерации, государственными заказчиками Программы определить субъекты Федерации (администрации областей, краев, республик), Союз малых городов Российской Федерации (учитывая прецедент – постановление Правительства РФ от 28 июня 1996 г. № 762 «О передаче на договорной основе Союзу малых городов России части функций государственного заказчика Программы».
11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации целевой Программы
Планируемый механизм финансирования мероприятий Программы будет разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1-ый и 2-ой этапы Программы рассчитаны на 5 лет, начиная с 2009 г., при равномерном распределении денежных средств по годам.
Выделение ассигнований главным распорядителям средств федерального бюджета для финансирования объектов, включенных в перечень мероприятий Программы, будет осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета, лимитами бюджетных обязательств по государственным капитальным вложениям на очередной финансовый год и порядком исполнения расходной части федерального бюджета, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Основными направлениями финансирования реализации Программы являются:
1. Обеспечение условий для ускоренного развития реального сектора экономики малых и средних городов:
‑ разработка, совершенствование уже разработанных и принятие законодательно-нормативных документов, обеспечивающих благоприятные финансово-кредитные, налоговые и административные условия для возрождения и развития реального сектора экономики малых и средних городов;
‑ разработка и принятие нормативных актов о федеральном и региональных фондах поддержки реального сектора экономики малых городов, о фондах, страхующих развитие малого и среднего бизнеса, и положений об оказании методической, информационной и финансовой (в случае необходимости) помощи в разработке программ модернизации экономической базы малых городов, в расширении рынка сбыта продукции, производимой хозяйствующими субъектами небольших городов, в привлечении инвестиций, в подготовке и совершенствовании кадровой составляющей.
2. Разработка и внедрение инвестиционных проектов, связанных с развитием инфраструктуры малых городов и районов – дорог, коммуникаций, связи, энергетики, газификации, а также экономической инфраструктуры – жилищного строительства, торговли и др.
3. Создание инновационной инфраструктуры малых городов посредством организации технопарков, промзон, инновационных центров, юридических и патентных групп для работы по коммерциализации научных разработок (зона высоких рисков страхуется венчурным капиталом).
4. Разработка и внедрение мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса в малых городах и районах в соответствии с запросами рынка и возможностями территории и бизнеса.
5. Проведение комплекса мероприятий по диверсификации производства градо- и бюджетообразующих промышленных предприятий (прежде всего монопрофильных городов) с целью увеличения выпуска продукции, соответствующей международным стандартам по ассортименту и качеству и пользующейся повышенным спросом на отечественном и зарубежном рынках.
6. Проведение комплекса мероприятий по увеличению выпуска продукции, повышению качества и расширению ассортимента (с учетом прогнозов развития рынка) предприятиями АПК, перерабатывающими продукцию отечественных сельхозпроизводителей и традиционно располагающимися в малых городах – райцентрах (в увязке с федеральными программами и проектами по развитию АПК).
7. Разработка и внедрение системы социальных мер и мероприятий, направленных на преодоление бедности населения малых и средних городов.
8. Научное и правовое обеспечение Программы.
Научное обеспечение Программы базируется на проведении научно-исследовательских разработок по объективной оценке и анализу социально-экономической ситуации в малых и средних городах России в соответствии с целевыми установками Программы.
Правовое обеспечение Программы заключается в организованном государственными заказчиками непрерывном мониторинге исполнителей программных мероприятий в соответствии с законодательством РФ.
12. Предложения по механизму формирования мероприятий целевой Программы
Предусматривается, что структура Программы будет иметь 3 блока: блок общефедеральных мероприятий, блок региональных мероприятий (областные, краевые, республиканские подпрограммы) и блок имеющих общерегиональное значение мероприятий малых городов (городские подпрограммы).
Реализация Программы предполагает внесение существенных поправок в федеральное законодательство – 131 ФЗ, Бюджетный и Налоговый кодексы, принятие ряда других законодательных актов федерального уровня, направленных на формирование на местах бюджетов муниципального развития, повышение роли местных органов самоуправления в решении задач социально-экономического развития своих территорий.
Предполагается, что субъекты Федерации – инициаторы разработки Программы и входящие в их состав небольшие города получают право на первоочередную и преимущественную государственную поддержку.
Данная Концепция предполагает, что рассматриваемая Программа и Комплексная программа городского (районного) развития – это разные программы, хотя и могут пересекаться по целям, задачам, отдельным направлениям и мероприятиям. Если Комплексная программа городского (районного) развития охватывает все или почти все сферы жизнедеятельности малого города, то данная Программа – это программа «прорыва» реального сектора экономики малых городов на основе его развития и интенсификации, причем Программа охватывает не все объекты реального сектора экономики, а лишь отдельные, так называемые «точки роста», или «локомотивы роста», которые являются ключевыми для повышения конкурентоспособности города, области (края, республики) и, возможно, России в целом в мировой экономике. Другими словами, программа рассматривается как программа возрождения и развития экономической базы малых городов: отдельных градо- и бюджетообразующих предприятий, малого и среднего бизнеса, в т.ч. – представляющей агропромышленный сектор экономики, а также всего блока инфраструктуры, обслуживающей эти предприятия и малые города в целом с учетом их центрального места в районной инфраструктуре сельских районов. От городских подпрограмм региональная подпрограмма отличается тем, что в нее входят не все предложенные на муниципальном уровне направления развития экономики территории города, а лишь наиболее важные, имеющие общерегиональное значение.
В Программу отбирается та совокупность приоритетов экономического развития территории, которая является характерной для данного города (региона) и обеспечивает наиболее эффективное решение поставленных руководством страны задач. Другими словами, выбираются те «точки прорыва», концентрируя усилия на которых, регион или конкретный город выйдет на новый уровень экономического развития (для различных городов и районов эти «точки прорыва» будут существенно различаться).
В этом вопросе большое значение имеет типологическая характеристика города, поскольку при наличии общих проблем, задач и способов их решения существуют специфические проблемы, особенности и свои «точки роста» в каждой типологической группе.
Условно малые и средние города можно разделить на типологические группы в соответствии с тремя критериями:
1) по возможностям развития:
— обладающие благоприятными предпосылками для интенсивного развития, инвестиционно привлекательные;
— нуждающиеся в реструктуризации экономической базы, ее диверсификации;
— депрессивные, объективно не имеющие благоприятных предпосылок для интенсивного развития, инвестиционно малопривлекательные;
2) по функциональным типам:
— города – типичные социально-культурные и производственно-экономические центры сельских территорий;
— города промышленного профиля;
— города научного и научно-производственного профиля (наукограды)[2];
— города при АЭС1;
— города, расположенные в регионах добычи полезных ископаемых;
— города – закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО)1;
— города – порты и транспортные узлы;
— исторические города, центры туризма и отдыха;
3) по территориальным и экологическим характеристикам:
— города, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
— города, расположенные в зонах экологического бедствия;
— приграничные города;
— стратегически особо важные города;
— города – спутники больших городов – региональных центров.
Если группировка городов по первому критерию – возможностям развития позволяет выстроить дифференцированную тактику и стратегию по созданию всемерных условий и механизмов (на федеральном, региональном и местном уровнях), обеспечивающих возрождение и ускоренное развитие реального сектора их экономики, а также по оказанию им конкретной помощи, то группировка городов по второму и третьему критериям (по функциональным типам и территориальным характеристикам, включая экологические) соответственно ориентирует региональные и местные власти для выбора точек роста.
Для всех без исключения малых и средних городов (вне зависимости от функциональных и территориальных характеристик) основным направлением укрепления и развития их экономической базы, а с развитием экономической базы и основным направлением решения ряда социальных проблем, включая проблему преодоления бедности, является развитие малого и среднего бизнеса в области строительства, промышленности и сельского хозяйства, торгово-закупочной деятельности, бытового обслуживания населения. Предпринимательство (малое и среднее), удовлетворяя запросы местного населения и сельских населенных мест, развивая на сельских территориях несельскохозяйственные виды деятельности, а также отчасти реального сектора экономики, создает новые рабочие места, снижает социальную напряженность.
Вместе с тем для исторических городов и городов – центров традиционных ремесел и художественных промыслов точками роста является развитие предпринимательства в области туризма и его инфраструктуры. Для рекреационных малых и средних городов (включая санаторно-курортные) – это предпринимательство в области индустрии восстановления здоровья, отдыха, развлечений.
Для городов – центров сельскохозяйственных территорий характерно развитие предприятий по переработке продукции отечественных сельхозпроизводителей и по обслуживанию последних (развитие АПК); создание головных объектов вертикальных агропромышленных холдингов для научно-производственных городов и ЗАТО «точками прорыва» является развитие малых научно- и промышленно-инновационных предприятий и инновационной инфраструктуры; для небольших городов промышленного профиля — укрепление и развитие градо- и бюджетообразующих предприятий посредством их реструктуризации и диверсификации. Для городов – портов и транспортных узлов — развитие складского хозяйства и технико-технологическое совершенствование портового (морских, речных и авиапортов) и железнодорожно-товарного хозяйства.
Для городов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, «точками роста» являются добывающие отрасли промышленности, а также промысловые виды деятельности (охота, рыболовство и др.). Для приграничных малых и средних городов путем ускоренного развития реального сектора экономики может стать создание свободных экономических зон для развития торговли и приграничного сотрудничества. Малые города – спутники региональных центров могут быть и наукоградами, и промышленными городами, и историческими, и рекреационными, и т.д. с соответствующими «точками роста».
Для активизации «точек роста» все типологические группы небольших городов нуждаются в развитии инфраструктуры –дорог, связи, энергоснабжения и др., а также в достойном жилье.
Важнейшим элементом ускоренного развития реального сектора экономики малых и средних городов является подготовка (переподготовка) и закрепление квалифицированных кадров высшего и среднего звена, соответствующих современным требованиям рыночной экономики и развивающимся процессам мировой глобализации.
В целом программы городов и программы регионов по развитию малых и средних городов до 2017 года по своей структуре и алгоритму разработки могут быть, в основном, идентичными, отличаясь прежде всего масштабом решаемых задач и детальностью проработки.
Организационный механизм формирования мероприятий Программы строится следующим образом.
По просьбе областной (краевой, республиканской) администрации администрациями малых и средних городов, входящих в данную область (край, республику), совместно с представителями хозяйствующих субъектов и бизнеса, а также с привлечением общественных организаций города производится предварительный отбор проектов в Программу.
Областная администрация (специально организованная для решения проблемы группа сотрудников администрации и специалистов) с привлечением Союза малых городов РФ, а также с использованием инновационных картотек или баз данных (если они имеются в наличии) рассматривает представленные городами проекты и отбирает наиболее значимые из них для проведения конкурсных процедур.
Критерии отбора – особая экономическая и социально-экономическая значимость проекта, соответствие проекта поставленным целям и задачам Программы, наличие необходимого пакета проектно-сметной документации.
13. Предложения по возможным формам и методам управления реализацией целевой Программы
Для реализации Программы в жизнь государственной заказчик – координатор Программы (Министерство __________________ РФ) обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета и внебюджетных источников (если они привлекались).
Для этого государственный заказчик – координатор Программы:
‑ утверждает ежегодные планы и отчеты по реализации разделов Программы, составляемые госзаказчиками;
‑ утверждает разработанные государственными заказчиками перечни целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
‑ несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом.
Государственные заказчики Программы:
‑ готовят ежегодный доклад о ходе реализации Программы;
‑ осуществляют ведение ежеквартальный отчетности по реализации Программы;
‑ готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняют затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
‑ разрабатывают перечень показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
‑ осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
‑ согласовывают с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
‑ организуют проведение специализированной экспертизы проекта Программы и в соответствии с ее результатами осуществляют его доработку;
‑ организуют размещение информации, в том числе в электронном виде, о ходе и результатах реализации Программы.
Областные (краевые, республиканские) подпрограммы разрабатываются под руководством соответствующих региональных администраций группами экспертов – ученых и специалистов областных учреждений с привлечением местных органов самоуправления и Союза малых городов Российской Федерации.
Городские подпрограммы разрабатываются силами соответствующих муниципалитетов с участием органов управления и экспертов соответствующего субъекта Федерации, а также экспертов Союза малых городов России и привлекаемых им специалистов федерального уровня.
Реализация Программы осуществляется посредством механизмов:
‑ координации работ федеральных, региональных и местных органов управления по реализации Программы;
‑ активизации деятельности органов самоуправления малых, средних городов и районов региона в достижении задач Программы;
‑ стимулирования развития малого и среднего предпринимательства;
‑ государственной поддержки промышленных предприятий, стимулирования крупного бизнеса и инвесторов;
‑ привлечения общественных организаций к решению задач Программы.
[1] Учитывается также «Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», введенный Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825.
[2] В городах данного типа реализация настоящей Программы будет производиться с учетом особых режимов их функционирования и наличия специальных отраслевых федеральных программ.