Мост к сердцам зрителей

Новокуйбышевск

В Новокуйбышевске апрель прошёл под знаком сразу двух фестивалей. И оба они под номером семь.

Это наделавший шуму, вызвавший массу споров и восторгов седьмой Всероссийский театральный фестиваль «ПоМост: Провинциальные театры России».

И промелькнувший менее заметно, но от этого не менее интересный седьмой межрегиональный фестиваль-конкурс ансамблевого  музицирования исполнителей на струнносмычковых инструментах «Viola art» имени Юрия Башмета.

Легко и непринуждённо

Ещё не один день новокуйбышевцы, сумевшие побывать на спектаклях, проведут за обсуждением постановок седьмого «По- Моста». До следующего впечатлений хватит. А мы дадим слово специалистам, которые смотрят всё то же самое, что и обычные любители театрального действа, но при этом подключают и своё профессиональное восприятие.

Режиссёр-педагог Казанского театрального училища Татьяна Корнишина на фестивале старалась не пропустить ни одного спектакля. По её словам, на «ПоМосте» она впервые и не пожалела, что провела пять дней в нашем городе. Уровень театральных постановок, уверена наша гостья, зависит не от географии расположения городов. Поскольку художественные открытия не зависят от того, Москва это или Санкт-Петербург, Париж или Новокуйбышевск. Даже в прославленном столичном театре можно обнаружить новомодную чепуху. А в таком крошечном городе, как наш, педагог открыла для себя удивительный театр — «Грань» и прекрасный спектакль — «Таня-Таня» по пьесе О. Мухиной. Художественный результат, по словам Татьяны Михайловны, живёт в своём мире. Так и спектакль «Грани» — это удивительный симбиоз музыки, внутреннего ощущения, психологического проживания. Для неё новокуйбышевская постановка, открывшая афишу фестиваля, не что иное, как музыка или стихотворение. Нечто очень загадочное и красивое. И это при том, что от Татьяны Корнишиной, как от профессионала, не скрылось ни мастерство и техника актёров, ни рука режиссёра. Но «необыкновенная лёгкость бытия» удалась всем. И получилось нечто необыкновенное.

Приятно было услышать столь высокую оценку из уст профессионала, приехавшего из театральной Казани, где, по словам Татьяны Михайловны, сейчас происходит настоящий оперный бум. В третьей столице, как иногда называют Казань, не только работает множество театров, в том числе национальных, но и существуют лаборатории, на занятия в которых съезжаются профессионалы со всей страны.

Город как сцена

Среди фестивальных мероприятий помимо спектаклей, балетов, кино, выставок, непременно проходило и их обсуждение, в том числе и на таком мероприятии, как открытый диалог «Город как сцена», «Театр как грань города». В рамках которого театральные деятели постарались не только заявить о своём видении взаимоотношений театра и города, но и дать представление о своих населённых пунктах, со своими учреждениями культуры.

Елена Бурлина, модератор обсуждения, преподаватель из Самары, задала тон диалогу: театр в городе помогает его развитию или мешает? По словам Е. Бурлиной, наш небольшой город поражает тем, что проживает в нём множество интересных людей. И это при том, что у нас имеется два театра и несколько драмкружков.

Дамир Салимзянов, драматург, педагог, главный режиссёр театра «Парафраз», член экспертного совета VII «ПоМоста» (г. Глазов), рассказал про свой родной город, где населения в два раза меньше, чем в Новокуйбышевске. И имеется всего один театр, который радует зрителей на протяжении трёх десятков лет.

— Совсем недавно, после проведённого мониторинга, было решено и до того нерепертуарный театр перевести на бродвейскую систему. То есть ежедневно играть один и тот же спектакль. Но на нескольких площадках, которые расположены в разных уголках города. Что позволило, на наш взгляд, максимально приблизить спектакль к зрителю. Не оставило зал полупустым, — поделился идеей режиссёр-педагог.

А режиссёр Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Михаил Рабинович, представивший на «ПоМосте» спектакль «Луна и листопад» по повести Мустая Карима «Помилование», поделился убеждением, что театр и город — это не только взаимоотношения с публикой, но и с властью, администрацией. И в этом режиссёр старейшего театра в Уфе (театру 154 года), который на протяжении трёх десятков лет возглавляет труппу, заверил всех, то никогда не допускал вмешательства в дела театра руководства города и республики. В репертуаре башкирцев классика. И кредо театра и его руководителя — никогда не лгать зрителю.

Надежда Лысова, искусствовед, доцент кафедры культурологии этнокультуры Мордовского государственного университета, научный консультант и член экспертного совета, призналась, что в Саранске сейчас театры, к сожалению, пустуют. Возможно, потому что власти стараются поддерживать национальные театры, а их уровень недостаточно высок.

В этом отношении отрадно осознавать, что Новокуйбышевск старается культивировать ростки театрального творчества. А фестиваль «ПоМост» стал визитной карточкой нашего города, поддерживающей его имидж как города с культурным, воспитанным зрителем, со своими, уже успевшими сложиться за столь небольшую историю традициями.

Круговорот театров

Как признались «НВ» директор Дворца культуры, председатель оргкомитета фестиваля Дмитрий Софьин и художественный руководитель театра-студии «Грань» и фестиваля «ПоМост» Денис Бокурадзе, в их работе ничего и никогда не делалось для галочки. Ко всему и всегда нужно подходить всерьёз, профессионально, в том числе и к подбору спектаклей для фестиваля.

Понятно, в этом году его тема — война — значительно сузила рамки возможных участников этого театрального форума. Не у всех театров в репертуаре нашлись подходящие постановки. Но те, что привезли свои спектакли на «ПоМост», поразили многогранностью раскрытия тематики. Оказалось, о войне можно говорить посредством сказки, хореографии, рисунка. Но не это удивительно, а то, что никаких батальных сцен наш зритель не увидел. Войну все постарались показать через переживания героев, личное восприятие, послевоенную действительность.

Фестиваль закончился. Вручены дипломы и «Бумажный Арлекин» его участникам, сели в поезда приезжие актёры, и организаторы седьмого «ПоМоста» вдруг почувствовали некую опустошённость. Не хватает этого шума, постоянной смены декораций, круговорота театров на сцене… Подводятся итоги ставшего уже историей очередного театрального форума. По примерным прикидкам, ежедневно на «ПоМосте» было около тысячи зрителей. Это своеобразный рекорд. Аншлаг наблюдался и на театральных постановках, и в кинозалах. И это при том, что у детей каникулы, а погода так и манила погулять на улице.

Надеемся, тенденция «ПоМоста» сохранится и впредь. Тем более, что заявленное изначально его кредо — некоммерческий и неконкурсный фестиваль — сохраняется его организаторами неукоснительно.

Высокие звуки музыки

17 и 18 апреля в школе, носящей имя великого альтиста, состоялся музыкальный форум. Он оказался не менее интересным, нежели театральный.

Людмила Игнатьева, директор школы им. Ю. Башмета, рассказала «НВ», что в очередной раз межрегиональный фестиваль- конкурс ансамблевого музицирования исполнителей на струнносмычковых инструментах «Viola Art» имени Ю. Башмета собрал в Новокуйбышевске юных музыкантов из Сызрани, Самары, Тольятти и, конечно же, нашего города. Главное в этом фестивале не только конкурсная составляющая, но и возможность общения с коллегами, участниками,

обогащение репертуара, знакомство с новыми методиками, трактовками популярных произведений, мастер-классы известных столичных педагогов и музыкантов. В этом году их давали преподаватель Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Татьяна Полозова и заслуженный артист РФ, артист камерного ансамбля «Солисты Москвы» Роман Балашов.

И участники фестиваля, и члены жюри отметили, что с каждым годом, от конкурса к конкурсу, мастерство участников растёт. В том числе благодаря и мастер-классам, которые повышают и исполнительский, и преподавательский уровень. Людмила Игнатьева в очередной раз восхитилась гостями фестиваля — скрипачами из Тольятти. Скрипичная школа автограда, по мнению Людмилы Павловны, узнаваема. Неплохо выступили и сызранцы. К слову, наш дуэт из детской музыкальной школы им. Ю. Башмета — Диана Стерликова и Елизавета Моисеева — тоже был на высоте.

Елена Черникова, преподаватель из школы им. Ю. Башмета, и Татьяна Котко, заслуженный работник культуры из ДШИ «Лира», заверили, что новокуйбышевские музыканты в своих выступлениях постарались не только удачно выстроить звуковой баланс, но и достичь выдержанности стиля. И, на самом деле, уровень новокуйбышевских ребят значительно вырос. Если раньше они выступали как школьники, то сейчас уже можно говорить о почти профессиональном исполнении, виртуозности.

Ильдюганова Г. Мост к сердцам зрителей // Наше время. -2015. — №15. – 24 апреля. – С. 16