У малых городов на Крайнем Севере откроется «второе дыхание»

21.11.2019
северное сияние

Впервые в отечественной практике государственного и корпоративного управления стратегический документ развития огромного макрорегиона – Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) – разрабатывается снизу. Вначале учитываются мнение местных сообществ и экспертные заключения, а затем готовится сам крупномасштабный проект, заявил журналистам профессор экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доктор экономических наук Сергей Никоноров. И в этом, по его мнению, залог «второго рождения» малых городов у Северного Ледовитого океана, в том числе монопрофильных, путём диверсификации их экономики и ухода от зависимости от благополучия градообразующих производств.

Такое заявление учёный сделал 19 ноября в МИА «Россия сегодня» на пресс-конференции «Итоги экспертного и общественного обсуждения стратегии Арктической зоны Российской Федерации», посвящённой окончанию обсуждения идей и предложений для стратегии развития российской Арктики на период до 2035 года.

В течение 75 дней во всех регионах состоялись стратегические сессии, а интерактивную платформу «Арктика-2035» по сбору идей для арктической стратегии посетили 450 000 россиян, кому небезразлична судьба городов на Крайнем Севере, сообщил координатор программ Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александр Стоцкий. По его словам, пользователи социальных сетей внесли 12 175 предложений по разным аспектам. Например, о необходимости обновления парка малой авиации и судов речного флота, о применении инновационных разработок и при освоении месторождений, и при создании комфортного быта для северян. На стратегических сессиях было высказано 656 предложений: 174 по улучшению северной инфраструктуры, 112 по диверсификации территориальной и отраслевой экономике, 93 по развитию туризма, 63 по внедрению современных технологий как в сфере производства продукции, так и в корпоративном и государственном управлении. К примеру, жителей Республики Саха (Якутия), Мурманской области, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов одинаково волнуют вопросы создания современной инфраструктуры. Жители Архангельской области связывают своё будущее с перспективами ледокольного флота, спортивного и экологического туризма, а в арктической части Карелии люди возлагают надежды на создание крупного логистического центра посредством модернизации порта Беломорск. В Республике Коми и Ненецком автономном округе верят в реализацию межрегиональных проектов, в частности, в строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск – Печора – Ухта – Сыктывкар.

[image_options href=»https://smgrf.ru/wp-content/uploads/2019/11/211119-1.jpg» image_id=»24042″ align=»left» overlay=»dottoro_gallery» frame=»show»][/image_options]В работе всех десяти стратегических сессий принял участие заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков, что свидетельствует о заинтересованности государства в развитии своих северных территорий, отметил А. Стоцкий.

По словам самого замминистра, проект Стратегии «Арктика-2035» будет подготовлен к концу текущей рабочей недели. В него войдут обобщённые предложения с мест. Документ, по его словам, станет фундаментом, на котором будут строиться механизмы и инструменты развития геостратегического макрорегиона во всех сферах жизни. Именно поэтому в работе над ним важно было услышать мнение людей, живущих и работающих на Крайнем Севере, узнать оценку экспертного сообщества, отметил высокопоставленный чиновник.

– Таким образом, мы сверили часы с арктическими регионами и заинтересованными общественными организациями, – отметил А. Крутиков. – Нигде в мире не было такой открытой площадки для общественного обсуждения. Это очень ценная работа.

[image_options href=»https://smgrf.ru/wp-content/uploads/2019/11/211119-3.jpg» image_id=»24044″ align=»left» overlay=»dottoro_gallery» frame=»show»][/image_options]На вопрос журналистов о предполагаемых источниках финансирования работ при реализации стратегии «Арктика-2035» замминистра ответил, что приоритет отдаётся частным инвестициям. Бизнес будет открывать новые высокопроизводительные и высокооплачиваемые рабочие места, на это направлены готовящиеся законопроекты по стимулированию частных инвесторов. За частным капиталом пойдут бюджетные инвестиции. Сейчас доля бюджетных вливаний в АЗРФ составляет 5% от общего объёма капиталовложений. Такая пропорция должна сохраниться.

По словам заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, ключевая задача заключается в том, чтобы добыча углеводородного и другого сырья давала максимальное развитие территориям, подтягивала малый бизнес, наращивала местные технологические компетенции, развивала местные университеты и научные институты. И это всё закладывается в проект стратегии, сказал Александр Крутиков.

Эксперт Союза малых городов РФ поинтересовался, будут ли использованы такие инструменты ускоренного развития, как ТОРы (территории опережающего роста или ещё территории опережающего социально экономического развития – кому как нравится) и ОЭЗ (особые экономические зоны). Ответ прозвучал от ещё одного участника пресс-конференции, доцента кафедры государственного регулирования экономики ИОН РАНХиГС при Президенте РФ кандидата экономических наук Александра Воротникова, который подчеркнул, что высказывает своё личное мнение: «Рассматриваются разные варианты применения проверенных временем практик, но я бы остановился на применении в АЗРФ режима «Свободного порта Владивосток, поскольку создание ТОРов предполагает решение локальных задач на конкретных территориях».

– В любом случае стоит задача помочь регионам развиваться сбалансировано, то есть устойчиво и в экономике, и в бережном отношении к экологии, и в социальной сфере, – уточнил коллегу Сергей Никоноров. – На таких индексах и на социальной ответственности корпораций должно строиться стратегическое планирование. При этом крупные компании просто обязаны стать заказчиками для малого и среднего бизнеса.

Фото с porarctic.ru и sakha.gov.ru

Поделитесь этой информацией!