Истор. возр. - 14
Основан - 2010 г.
Население: 121994 чел.
  • Общие сведения
  • Историческая справка
  • Известные уроженцы
  • Культура

Общие сведения

Борский район расположен в центральной части Нижегородской области и относится к нижегородскому Заволжью. Город Бор находится в 19 км (по автомобильной дороге) и в 800 метрах (водным путем) от областного центра. Территория района является одной из самых больших в области и составляет 356 тыс. га. Численность жителей района — 118 тыс. человек.

Южная граница района простирается вдоль левого берега реки Волги. На юге — он граничит с Кстовским районом, на севере — с Ковернинским и Семеновским районами, на востоке — с Лысковским, на северо-западе — с Городецким районом, и с Нижним Новгородом — на юго-западе.

По климатическим условиям Борский район существенно не отличается от климата своего «старшего брата» — г. Н. Новгорода. Средняя температура самого холодного месяца января — 12 °С, а самого теплого июля — + 19 °С. Время, когда среднесуточные температуры устойчиво держатся выше 5 °С тепла (вегетационный период) длится 168 дней. Общая сумма положительных температур за вегетационный период составляет 2500 °С. Среднее годовое количество осадков в районе равно 450-500 мм.

В целом климатические условия благоприятствуют активному проживанию человека и развитию сельского хозяйства.

С областным центром и другими районами Нижегородской области Бор связан железнодорожным, речным и автомобильным сообщением.

По территории Борского района проходит железнодорожная магистраль Н.Новгород — Киров, соединяющая не просто два промышленных региона, а европейскую часть страны (включая Московский регион) с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Начало этой магистрали было положено в 1920 году, когда закончилось строительство железнодорожной линии Моховые горы – Толоконцево — Котельнич. В 1934 году был построен железнодорожный мост через Волгу, который создал новую железнодорожную магистраль страны Горький-Киров и тем самым расширил экономические связи Борского района в Нижегородской области и России. В этом же году в районе было построено несколько узкоколейных железнодорожных путей, имеющих большое значение в освоении лесных массивов и разработке торфяных месторождений. Некоторые из этих веток эксплуатируются до сих пор. В настоящее время по железной дороге осуществляется доставка сырья на предприятия района и отгрузка готовой продукции к потребителям в разные концы страны. С вводом в 1965 году двухъярусного железнодорожного моста через Волгу увеличилась пропускная способность железнодорожной линии Н.Новгород — Киров и осуществилось регулярное автотранспортное сообщение между областным центром и всем левобережьем в целом.

Из Нижнего Новгорода пассажирские перевозки по железной дороге в районе осуществляют пригородные электропоезда.

Через Борский район проходят три автомобильные магистрали областного значения: Нижний Новгород — Киров (Р-159), Линда — Городец (Р-160) и Кантаурово — Городец (К-102). По первой и третьей автомагистралям проходят туристические автобусные маршруты.

Регулярное автобусное сообщение налажено с областным центром, с селами и городами близлежащих районов.

Жизнь Борского района неразрывно связана с Волгой. Переправа через Волгу напротив Нижнего Новгорода насчитывает не одну сотню лет. Упоминания о Борском перевозе появились еще в шестнадцатом веке. Тогда он назывался Везломским — по названию впадающей здесь в Волгу реки Везломы и Везломской слободки, жители которой и содержали этот перевоз. И сейчас можно назвать водное сообщение между областным центром и Бором везломским, потому что с лета 1998 года город Бор (его центр) и Н.Новгород по углубленному и расширенному руслу реки Везломы связал пассажирский водный транспорт.

В настоящее время между Бором и Н.Новгородом курсирует автомобильный паром, а с 2008 года работают суда на воздушной подушке компании «Логопром — Борский перевоз».
Кроме двух-ярусного (железнодорожно-автомобильного) моста Борский район в летнее время соединяет с Нижним Новгородом понтонный мост через Волгу, изготовленный на борском предприятии ОАО «Завод «Нижегородский теплоход».

На территории Борского района расположены три базы технического обслуживания речного флота: Борская, Октябрьская и Жуковская. Базы речного флота (в прошлом — речные затоны) производят ремонт судов и их парковку по окончании навигационного периода.

Грузовые порты имеют крупнейшие предприятия района — ОАО «Борский стекольный завод» и АО «Нижегородский теплоход», также на территории Борского района расположен Волжский грузовой район Нижегородского речного порта.

Историческая справка

Первые поселения человека на территории Бора появились за 2-3 тысячи лет до нашей эры. Археологи не только установили места неолитических поселений на территории Бора, но одновременно с этим во время осмотра дюн на Моховых горах обнаружили обломки глиняной посуды, относящейся к эпохе раннего железа. Археологические раскопки и летописные материалы говорят о том, что по берегам реки Везломы обитали финно-угорские племена (в частности, мещера). Название этой реки в смысловом переводе означает «река, протекающая через озеро».

Первые славянские поселения в устье реки Оки появились в ХII веке. Их составляли в основном суздальские крестьяне, бежавшие сюда, спасаясь от непосильного феодального гнета. К периоду становления Нижнего Новгорода столицей самостоятельного Нижегородского великого княжества относят первое упоминание о начале заселения русскими людьми территории нынешнего Борского района.

На том месте, где речка Везлома впадает в Волгу, образовалась группа построек — слободки Везломская, Копытовская и Никольская, считающиеся прародиной Бора. По разным причинам постепенно слободки Везломская и Копытовская переселились в Никольско-Боровскую, которая никогда не заливалась весенней водой и которая благодаря своему выгодному расположению “приобрела первенствующее значение между тремя слободками” и во всех документах стала называться Боровской. В XIV веке слободка Боровская, находясь у начала заволжской торговой дороги, преобразовалась в крупный населенный пункт — село Бор, окруженный дремучим, местами непроходимым лесом.

Бор стоит на левом берегу Волги, на краю песчаной подлуговой террасы. Эта терраса отступает на 3-4 километра от берега у одного конца Бора (вверх по течению Волги) и вплотную приближается к городу — у другого. Далее она сменяется песками от 20 до 30 метров высоты, поросшими сосной и носившими название Моховые горы, с которых хорошо просматривался Бор. Еще лучше смотрелся Бор с Нижнего Новгорода — с Дятловых гор открывалась привлекательная и зачаровывающая картина необозримой луговой низменности, прорезанной множеством речек и озер, и темной каймой лесных заволжских далей на горизонте.

Жители заволжского села и его окрестностей вели различный образ жизни: одни промышляли охотой и рыболовством; другие занимались различным ремеслом: плотничали, прекрасно владея столярным инструментом и изготовляя различные предметы крестьянской домашней утвари (резные шкафы, горки, ковшики, солонки), плели лапти, обжигали древесный уголь, ткали из мочала кули, рогожи. Были и лесные обитатели, которые жили без власти и закона, занимаясь разбоем и грабежом.

Начало XVII века связано с наиболее интенсивным заселением территории будущего Борского района. Среди поселенцев были выходцы из Москвы, скрывались в керженских лесах раскольники и участники крестьянских войн под руководством Болотникова, Разина, Пугачева. Селились на этих землях беглые крепостные крестьяне. С 1619 года боровскими землями владели разные хозяева: думский дьяк И.Грамотин, затем (конец XVII века — начало XVIII века) это были дворцовые государевы земли, т.е. собственность семьи царя. В самом конце XVII века боровские землями владела генерал-майорша А.А.Бороздина, а с 1799 года борскому обществу пришлось иметь дело с опекунами детей Бороздиной.

Крепостное состояние боровлян продолжалось всего девять лет. В 1806 году в соответствии с Высочайшим соизволением Александра I крестьяне села Бор могли выкупить себя и свои семьи за 160230 рублей государственными ассигнациями. Свобода жителям Бора далась нелегко — выкуп выплачивали трудно и долго.

Отмена крепостного в России оказало благоприятное влияние на развитие Бора как большого торгового села. Водная дорога — Волга — удобно связывала его с Нижним Новгородом. Во второй половине XIX века Бор представлял из себя большое торговое село. К 1887 году население Бора составляло более 1400 жителей (293 двора). В селе была одна школа, больница, десяток торговых лавок, мельница и железоразделочный завод. Центром села являлась базарная площадь с торговыми рядами, складами, трактирами, где еженедельно шумели базары, а дважды в год — 9 мая и 15 сентября — устраивались однодневные ярмарки. Тысячи людей из окрестных сел и деревень привозили на продажу хлеб, масло, сало, скот, пушнину, кожи, приобретая у купцов ткани, галантерейные и промышленные товары.

Экономику юга и юго-запада Семеновского уезда, где в настоящее время расположен Борский район, определяли прежде всего кустарные промыслы, самыми значительными из которых были валяльный — переработка шерсти- и металлический промысел — производство гвоздей, якорей и цепей.

Продукция кузнечного промысла, развитием которого в Борском районе занимались бывшие бурмистры помещика, хорошо продавалась на мощном рынке сбыта готовой продукции — Всероссийской Нижегородской ярмарке. Центром кузнечного производства в районе была так называемая Красная Рамень — местность, включавшая в себя около 19 селений, и в которой в 1875 году было 497 кузниц, а в них — более тысячи кузнецов. На окраинах самого села Бор располагалось до 25 кузниц.

Валяльным производством в районе занималось несколько десятков селений. Тысячи человек изготавливали войлок, кошму, шляпы, валяную обувь, стельки. Сбыт готовой продукции как и доставка сырья производились через Нижний Новгород и его ярмарку.

Исстари часть населения Бора и его окрестностей занималась извозом. Переправа через Волгу напротив Нижнего Новгорода насчитывает не одну сотню лет. Во все времена Борский перевоз выполнял роль “главных ворот” Нижнего Новгорода в Заволжье и обратно. В ХIХ его значимость многократно возросла в связи с переносом в 1817 году в Волжскую столицу Всероссийской ярмарки. Через Перевоз туда и обратно проезжало до 200 тыс. человек и провозилось до 150 тыс. пудов грузов в год. К Перевозу шли все транспортные пути и товаропотоки борского заволжья.

В самом конце XIX и начале ХХ веков борское левобережье было отмечено многолюдьем. Во-первых, соседствующий с ним Мочальный остров ежегодно к началу ярмарки (15 июля) превращался в своеобразный склад огромнейших масс всяческого товара и, кроме постоянно снующих баркасов, буксиров, тянувших баржи, на берегу было скопление всякого работного люда: крючников и грузчиков, сбытчиков-торговцев, оптовиков-покупателей, учетчиков, доверенных лиц и просто сомнительных личностей. Во-вторых, после небывалого опустошительного пожара 1893 года, почти уничтожившего Бор, прибывало множество чернорабочих мастеровых людей, занятых в строительстве.

С развитием во второй половине XIX века пароходства в Нижнем Новгороде на Бору продолжали развиваться перевозной и кузнечный промысел. В основном кузнецами изготавливался крепежный материал, цепи и другие изделия для барж. В 1984 году на Бору на Поповой гриве был построен кузнечно-механический и чугуно-медно-литейный завод, который поставлял судовые якоря, багры и одну паровую машину для пароходов в год. Работали также на борской земле кирпичные заводы, лесопилка, валяльно-сапожные мастерские. В 1911 году на судоверфи, расположенной на Фофановых горах, представляющих тогда песчаные дюны, которые не заливались по весне волжской водой, был заложен баркас “Кашевар”. Так началось рождение завода “Теплоход”. За все годы своего существования слово «Теплоход» никогда не исчезало и не менялось в наименовании предприятия.

В первые годы Советской власти экономика Борского района переживала некоторые трудности. Из-за отсутствия военных заказов в 1922 году был закрыт на год единственный крупный завод «Нижегородский теплоход». В тяжелом положении оказались и кустари. Кустарные мастерские закрывались из-за нехватки сырья. Кустарные промыслы, особенно по выделке металлических изделий, тоже пришли почти полностью в упадок.

В результате социалистического строительства, в течение первых пятилеток в Борском районе была создана мощная новая промышленность. В 1923 году в д. Завражное был основан завод “Красная Рамень”, занимавшийся производством цепей и ставший впоследствии одним из основных поставщиков своей продукции для всей страны. В 1927 году вступила в эксплуатацию железнодорожная линия Н.Новгород-Котельнич, которая связала Нижегородский промышленный район с Уралом, Сибирью, востоком и севером страны. В ходе этого строительства была проложена железнодорожная ветка Толоконцево — Моховые Горы, игравшая первостепенную роль в индустриализации всего Борского района. В этом же году село Бор стало рабочим поселком, в который вошли деревни Кононово, Мухино, Макарово, затон им. К.Маркса, Борский перевоз, поселок Моховые Горы. В 1928 году на Бору появилась первая трансформаторная будка по приему электроэнергии из Балахны.

В октябре 1929 года был утвержден эскизный проект будущего механизированного стекольного завода на Моховых Горах. Завод предназначался для выпуска крупноразмерного стекла и триплекса для нужд бурно развивающейся автомобильной и других отраслей тяжелой промышленности. Стеклогигант всей Советской индустрии был пущен 1 февраля 1934 года. Одновременно со стеклозаводом вошел в строй лесотарный завод. К этому периоду в Борском районе успешно работали Борский силикатный завод, первая очередь войлочной фабрики №6, велась реконструкция завода “Теплоход”, закончилось строительство высоковольтной линии на судоремонтном заводе (бывший затон Собчинский). В эти же годы велось капитальное строительство на Ситниковском торфопредприятии и в Красной Рамени.

Из торгово-промышленного села Бор с производством, обслуживающим волжское судоходство, стал крупнейшим производителем автомобильного стекла — межрайонным специализированным промышленным центром с рядом предприятий.

Известные уроженцы

Негин Евгений Аркадьевич

Евгений Аркадьевич Негин отдал почти 50 лет жизни работе в РФЯЦ-ВНИИЭФ – Российском федеральном ядерном центре Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики (в Арзамасе-16). Все, с кем пришлось в эти десятилетия сотрудничать Евгению Аркадьевичу, отмечали его необычно стремительную научную и административную карьеру.
1948 год — защита кандидатской диссертации в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и начало преподавательской деятельности на родной кафедре стрелкового вооружения. С 1949 года Е.А. Негин — сотрудник КБ-1 1 в Сарове. Начав с младшего научного сотрудника, он вскоре стал заместителем начальника сектора по научным вопросам. В 1959 году, в свои 38 лет, Е.А. Негин — главный конструктор, а с 1966 года — первый заместитель научного руководителя Юлия Борисовича Харитона. Через 12 лет Евгений Аркадьевич работает на самых ответственных должностях директора с 1978 по 1987 годы и одновременно главного конструктора ядерных зарядов с 1959 по 1991 годы.
Далеко не все теоретики обладают одновременно и организаторским талантом. Ему было известно, как приходилось работать практически без выходных, по полгода не бывая дома, мирясь с бытовой неустроенностью и питаясь «как все». Его выгодно отличала сбалансированность редких качеств: научного склада ума и практической хватки.
«Негинский метод» руководства был избран верно: он требовал всегда докапываться до истины самим, критически относиться к своим методам и только в крайних случаях «кричать о помощи». Евгений Аркадьевич никогда не подчеркивал своего превосходства в служебном положении, его требовательность, порою жесткая, никогда не выражалась в грубой и резкой форме.
Последнее десятилетие своей жизни Е.А.Негин много размышлял и остро чувствовал личную ответственность за дальнейшую судьбу Ядерного центра. Несмотря на ухудшающееся здоровье, семейную трагедию (смерть супруги Валентины Романовны), с 1988 года он еще 10 лет продолжал работать как советник директора института и начальник лаборатории исторических исследований. Он понимал, что начавшаяся перестройка может коснуться и Ядерного центра.
В многочисленных интервью и публикациях он высказывал твердые убеждения о необходимости сохранения уникального научно-технического объединения, каким является ВНИЭФ. Накануне 50-летия института, отмечавшегося в 1996 году, академик Негин возглавил оргкомитет по подготовке Общественно-исторической конференции по развитию отечественного ядерного оружия.
В эти годы, когда режим секретности дрогнул, в погоне за сенсацией многие журналисты стали печатать буквально небылицы, где весьма приближенно, а порой искаженно рассказывалось о решении атомной проблемы в нашей стране. Договаривались до того, что нашим академикам Ю.Б.Харитону и А.Д.Сахарову атомную и даже водородную бомбу будто бы «подарили» разведчики. Один миф и домысел сменял другой, а ясности не прибавлялось. Тогда сами ученые, истинные создатели атомного проекта, взялись за перо, зная всю историю первого в стране Ядерного центра «изнутри».
В начале 90-х годов начали вызывать тревогу заявления наших политиков, что у нас, у нашей страны нет врагов. Да, похоже, что врагов явных, то есть на словах, и нет. Но и друзей нет! Обо всем этом приходилось думать при визитах высокого руководства в Ядерный центр.
Так, в 1917 туда приезжал президент Б.Ельцин. Восхищенный достижениями науки, установками, равных которым нет в мире, торжественно заявил: «Вы — гордость России! Дерзайте и дальше! России вы нужны! Вам должна быть пятикратная зарплата за ваш труд!» обрадовались институтские руководители и направились к и.о. предсовмина Е.Гайдару. Однако вспыхнувшую было надежду он быстро остудил, заявив, что обещания президента не подкреплены финансовыми фондами, а ядерное оружие повышает напряженность в мире.
Премьер В.Черномырдин также посещал Арзамас-16, даже трижды, и обещал безусловную поддержку. Каждый его приезд ознаменовывался погашением долгов по зарплате, однако после его отъезда все возвращалось на круги своя.
Нет-нет да и звучало из уст политиков новой волны и даже военных лидеров, что ядерное оружие — это огромное зло, которое надо немедленно разобрать, утилизировать. Однако вся история второй половины XX века доказала, что оно, прежде всего, политическое оружие сдерживания, и пока оно у нас есть, с нами вынуждены считаться. Да, на заре атомной эпохи человечество было заинтересовано в мирном развитии атомной энергетики. И кому, какие политикам, надо знать, почему великое достижение человеческой цивилизации приобрело разрушительную направленность. Эти трудные вопросы не давали покоя академику Негину, привыкшему отвечать за всех и за все.
6 февраля «атомный город» Саров и институт прощались со своим почетным гражданином и почетным ветераном РФЯЦ ВНИИЭФ, участником Великой Отечественной Войны и Парада Победы, академиком, генерал-лейтенантом авиации Евгением Аркадьевичем Негиным.
Похоронили Е. А. Негина на городском кладбище среди почетных граждан г. Сарова. Отдали последние воинские почести оружейный салют и гимн.
(По материалам музея г. Бор, Нижний Новгород. И.Гоголева).

Россель Эдуард Эргартович

Эдуард Эрга́ртович Россель (род. 8 октября 1937, с. Бор Борского района Горьковской области) — российский государственный и политический деятель, в 1991—1993 гг. — глава администрации, в 1995—2009 гг. — губернатор Свердловской области.
По национальности немец. До 11 лет говорил на немецком языке и плохо знал русский. Отец, столяр мебельной артели Эргарт Юлиусович, родившийся в Киевской области и проживавший в поселке Бор Горьковской области, был расстрелян в 1938 году по приговору Комиссии НКВД и Прокуратуры (статья 58-6 «Шпионаж» и 58-11 «Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению контрреволюционных преступлений»). Чуть ранее, возможно, был репрессирован его дед.
Член ВЛКСМ в 1951—1966 гг.;
Окончил Свердловский горный институт по специальности «строительство горных предприятий» в 1962, а также аспирантуру при Уральском политехническом институте в 1972;
С 1962 работал младшим научным сотрудником Свердловского горного института, в 1963—1975 — на различных должностях в тресте «Тагилстрой» (Свердловская область);
В феврале 1966 вступил в КПСС (кандидат с февраля 1965 г.);
В 1975—1990 — на руководящих должностях на комбинате «Тагилтяжстрой», затем — в тресте «Главсредуралстрой» (с 1983 г. — зам. начальника, с июня 1989 г. — и.о. начальника, с января 1990 г. — начальник треста);
Член бюро Свердловского обкома КПСС с 17.04.1990. Делегат XXVIII съезда КПСС (следовательно, скорее всего также участвовал в работе I съезда КП РСФСР);
Во время проведения российско-германского саммита в Екатеринбурге;
2 апреля 1990 г. избран председателем Свердловского облисполкома, в июле — также и председателем Свердловского облсовета;
16 октября 1991 г. назначен главой администрации Свердловской области;
Указом Президента РФ от 10 ноября 1993 снят с должности главы администрации Свердловской области с формулировкой «за превышение полномочий» (в связи с попыткой провозглашения «Уральской Республики»);
Возглавлял региональное избирательное объединение «Преображение Урала» (с ноября 1993 года), на основе которого в сентябре 1995 создал и возглавил общероссийское движение «Преображение Отечества»;
12 декабря 1993 г. избран депутатом Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
10 апреля 1994 г. избран депутатом, а 28 апреля 1994 г. — первым председателем Свердловской областной думы;
20 августа 1995 избран Губернатором Свердловской области. Вступил в должность 23 августа 1995 года. Переизбирался на эту должность дважды — 12 сентября 1999 и 21 сентября 2003 г.;
С января 1996 г. — член Совета Федерации Федерального Собрания РФ по должности. Входил в состав Комитета по вопросам безопасности и обороны. В декабре 2001 сложил полномочия члена Совета Федерации РФ в связи с введением нового порядка его формирования;
В октябре 2005 года поставил перед президентом РФ вопрос о доверии (срок полномочий Росселя истекал в 2007-м году) и 17 ноября президент внес кандидатуру Росселя на рассмотрение в законодательную власть области. Незадолго до этого Россель отказался от своих прежних политических убеждений и вступил в партию «Единая Россия». Член Всероссийской политической партии «Единая Россия» с 10 октября 2004 г. партийный билет № 31488319;
21 ноября 2005 года Законодательное собрание Свердловской области открытым поимённым голосованием единогласно утвердило Эдуарда Росселя губернатором на совместном заседании обеих палат Законодательного собрания;
2 октября 2007 года на VIII съезде партии «Единая Россия» утвержден лидером списка «Единой России» в региональной группе 69 (Свердловская область) на выборах в Государственную думу V созыва;
27 июля 2009 года стал виновником ДТП, однако факт происшествия с участием главы области тщательно скрывается официальными областными структурами. Стал притчей во языцах на форумах сайта e1.ru как «неизвестный гражданин 37-го года рождения» (так он фигурировал в сводках ГИБДД);
10 ноября 2009 года на новый срок работы в должности губернатора Президентом предложен не был. 23 ноября полномочия Э. Э. Росселя как губернатора Свердловской области закончились;
4 декабря 2009 года губернатор Свердловской области Александр Мишарин подписал указ о назначении Э. Росселя в Совет Федерации. 10 декабря его кандидатура была поддержана депутатами палаты представителей и депутатами областной думы, и 16 декабря полномочия подтверждены на 260-м заседании Совета Федерации.
Президент Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона (с 1993 г.). Член правления Союза губернаторов России.
Кандидат технических наук (1972). Доктор экономических наук (2001; тема диссертации — «Регулирование экономического развития промышленно развитого субъекта Федерации»).

Зудов Вячеслав Дмитриевич

Вячеслав Дмитриевич Зудов (родился 8 января 1942, Бор, Горьковская область) — лётчик-космонавт СССР.
Родился в семье служащего. Детские годы прошли в деревне Алферово Арзамасского района Нижегородской (тогда — Горьковской) области.
В 1949 году семья переехала в город Электросталь (Московская область), где Вячеслав пошёл в школу. В 1960 году окончил среднюю школу № 3 города Электросталь и поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. С 1963 года — служба в частях военно-транспортной авиации Советской Армии.
В 1965 году зачислен в отряд советских космонавтов. Прошёл полный курс космической подготовки и подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз». В 1970-е годы проходил подготовку к полётам на военной орбитальной станции типа «Алмаз». В июле и в августе 1974 года входил в экипажи поддержки при полётах космических кораблей «Союз-14» и «Союз-15».
С 14 по 16 октября 1976 года вместе с Валерием Рождественским совершил полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-23». Программа полёта предусматривала работу на борту орбитальной станции «Салют-5», однако из-за нештатной работы системы сближения стыковку корабля и станции осуществить не удалось. Из-за нерасчётного режима посадки спускаемый аппарат приводнился в озере Тенгиз. После полета продолжал работу в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, являлся командиром группы отряда космонавтов.
В апреле 1980 года и в марте 1981 года входил в состав дублирующих экипажей при полетах космических кораблей «Союз-35» и «Союз Т-4». В 1980 году окончил Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина, затем Академию общественных наук при ЦК КПСС. В 1987 — 1991 — заместитель начальника политотдела ЦПК им. Гагарина. С 1992 — в отставке.

Культура

Достопримечательности

В Борском районе в настоящее время имеются три категории особо охраняемых природных территорий: заповедник, заказник и памятник природы. Площадь всех особо охраняемых природные территорий составляет 11,3% от площади района.

Государственный природный заповедник “Керженский” организован Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1993 года № 360 с целью сохранения биологического разнообразия природных комплексов южной тайги в бассейне реки Волги и является единственным в Нижегородской области. Общая площадь заповедника на 31.12.98 г. составляет 46868 га. Большая часть его — 37216 га — расположена в Борском районе на левом берегу реки Керженец, левобережном притоке Волги. Территория заповедника отнесена Рамсарской конвенцией к водно-болотным угодьям международного значения. Здесь обитают редкие и уязвимые виды птиц, внесенные в Красную книгу России: скопа, орлан-белохвост, змееяд, большой кроншнеп, серый сорокопут, кулик-сорока, беркут, журавль. Обычны в заповеднике медведь, рысь, восстанавливается численность ценных охотничье-промысловых видов, таких как лось, бобр, многочисленны глухарь, тетерев. Произрастают внесенные в Красную книгу России такие редкие растения, как неоттианта клобучковая, пыльцеголовник красный, гриб — ежевник кораловидный.

Особую природоохранную ценность представляют в заповеднике значительные по площади и разнообразию болота: от верховых до низинных.

Заповедник продолжает вести работы в трех направлениях: природоохранном, эколого-просветительском и научно-исследовательском. Проведенная инвентаризация флоры заповедника выявила 38 новых видов растений, шесть из которых не указаны в определителе для Заволжья, а также 4 вида, не указанные в определителе для Нижегородской области. Впервые для Нижегородской области в заповеднике отмечен кипрей краснеющий.

На территории Борского района находится Ситниковский орнитологический заказник. Его площадь 2,1 тыс. га. Заказник расположен в 8 км к северу от города Бор и включает в себя систему Ситниковских торфяных карьеров. Заказник создан для охраны крупнейшего в континентальной Европе поселения чайковых птиц: озерных чаек (20700 пар), сизых чаек (7200 пар), серебристых чаек (3 пары), речных крачек 450 пар — по результатам учета 1982 года), а также охотничьих и редких видов водоплавающих и околоводных птиц.

Государственный памятник природы района — болото Нюжемское-1. Площадь болота 1307 га. Болото Нюжемское-1 расположено в пойме реки Нюжмы представляет собой типичное низинное черноольховое болото — место обитания нуждающихся в охране видов животных.

Кочетов
Александр Викторович

Глава местного самоуправления — председатель Совета депутатов

Киселёв
Александр Викторович

Глава администрации

Контакты администрации

606440, Нижегородская область
Борский район, ул. Ленина, 97

Cайт - www.borcity.ru