Первое упоминание в 1139 г.
Население - 46 312 чел.
Город с 1139 г.
Жители - новото́ры
thumbnail

Общие сведения

Город Торжок – районный центр Тверской области, расположен в Центральной части России на берегах реки Тверцы, притока Волги, в 60 км к северо-западу от Твери, на автомагистрали «Москва – Санкт-Петербург».

Через город проходит ветка Октябрьской железной дороги на Ржев, Лихославль, Осташков. Площадь городской территории – 58, 8 квадратных километра, численность населения — около 48 тысяч человек.

Древнейший город Верхневолжья, Торжок входит в число 116 российских городов, историко-архитектурные центры которых объявлены заповедными. Территория города на Тверце — это уникальный комплекс архитектурных и археологических памятников. По количеству (их 287) Торжок превосходит все города Тверской области. В связи с этим акцент сделан на культурно-познавательный туризм.

Торжок сегодня – не только город с многовековой историей, но и современный промышленный центр. Промышленность города составляют более 20 крупных и средних предприятий. Определяющее влияние на объём производства продукции оказывают предприятия машиностроения и металлообработки, химической и лёгкой промышленности.

Историческая справка

Во времена Великого Новгорода город был его юго-восточным форпостом, ведущим бойкую торговлю и название получившим торговое: Новый Торг, Торжок – так назывался он в разные времена, а жители его назвались новоторжцами, или проще произносимым именем – новоторами.

В XII – XIV веках город достиг большого расцвета. Являясь новгородской волостью, Торжок — Новый Торг, имел то же политическое устройство: на паритетных началах им управляли князья-наместники новгородского князя и бояре-посадники; существовало вече, решавшее важнейшие вопросы городской жизни, город чеканил свою монету – серебряную «денгу новоторжскую». Монета, однако, это не только результат экономического расцвета города, это свидетельство политической зрелости Торжка.

В 1478 году Торжок вместе с Новгородом был присоединён к Московскому государству. Однако роль торгового центра, речного порта за ним сохранилась. По-прежнему функционировал старый водный путь, но теперь он соединял Москву с Новгородом, а позднее и с новой столицей Петербургом.

Но особенно расцвёл город в «век» Екатерины II. Жители, занимаясь торговлей и промышленностью, имеют состояние большей частью обеспеченное. В начале XIX столетия открывается одна из первых в России земская учительская школа, одна из первых в губернии больница.

Проходящая через Торжок «Государева дорога», обустраивавшаяся в XVIII веке как сухопутный почтовый тракт Москва – Санкт-Петербург, обусловила пребывание в Торжке многих деятелей культуры России: А. Н. Радищева, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, С. Т. Аксакова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. Особая страница культурной истории города – пребывание в Торжке А. С. Пушкина. На торжокской земле жили родственники и друзья поэта.

Торжку за века своего существования довелось перенести более двух десятков крупных потрясений: осад, нашествий, разорений, пожаров и моров. Все враги Новгорода, и пришлые, и соседи-славяне, первым делом нападали на Торжок. Порой и сами новгородцы «наводили порядок» в собственном доме. Великая Отечественная война принесла новые потери. Во время жесточайших бомбёжек немецкой авиации в 1941-1942 годах был разрушен и сожжён весь правобережный центр, стёрты с лица земли целые улицы и кварталы, остались одни стены от зданий магистрата, гостиного двора, торговых рядов, многих церквей, капитальных жилых зданий. Но всегда Торжок восстанавливался, отстраивался и заживал прежней жизнью. Сказывалось благоприятное местоположение города , а также и упорный нрав новоторов, их трудолюбие и выносливость.В итоге старый Торжок, его исторический центр, прилегающие улицы, монастыри и храмы сохранились, сохранился неповторимый облик города.

Известные уроженцы

Львов Николай Александрович (1751 – 1803/04), архитектор, теоретик архитектуры, график, поэт, музыкант, изобретатель, член Российской Академии (1783), почётный член Петербургской Академии Художеств (1786). Родился в имении Никольское-Черенчицы (родовое поместье Львовых), архитектуру изучал самостоятельно.

Львов – яркий представитель классицизма, в его постройках преобладают чёткие геометрические формы (куб, цилиндр, пирамида), украшенные лаконичным декором. Значительная часть построек Львова на территории бывшего Новоторжского уезда – Борисоглебский собор и Надвратная церковь Борисоглебского монастыря и др. в Торжке, усадебные комплексы Раёк-Знаменское, Никольское-Черенчицы, церковь Казанской Богоматери с колокольней в с. Арпачёве (1783-91), Митино-Василёвский усадебный комплекс, стилистически связывается с его именем также постройка усадеб Грузины, Прямухино и др. Львов – один из создателей пейзажного стиля в русском садово-парковом искусстве второй половины XVIII века, разрабатывал и широко внедрял в практику строительства огнестойкие материалы (землебитные постройки, мосты и хозяйственные постройки из валунов).
В литературном творчестве Львова прослеживается влияние сентиментализма и раннего романтизма, одним из первых Львов выдвинул проблему народности в литературе. Львов – составитель 2-томного «Собрания русских народных песен с их голосами…» (1789), в музыке ему принадлежит идея многоголосия народных хоров.

Львов открыл залежи угля на Валдайской возвышенности, изобрёл «каменный картон» 9кровельный материал типа толя), создал свою систему отопления и вентиляции зданий, конструкцию «паровой кухни», усовершенствовал печь для обжига извести и многое другое. Львов – автор графических иллюстраций к «Метаморфозам» Овидия и произведениям Г. Р. Державина. Умер в Москве, похоронен в родовой усыпальнице в с. Никольском, спроектированной им самим.

В честь 250-летия со дня рождения «гения вкуса», как его называли современники», в Торжке, рядом с часовней-ротондой, установлен памятник Н. А. Львову. Познакомит с жизнью и творчеством этого замечательного уроженца Новоторжской земли экспозициия «Гений вкуса», Всероссийский историко-этнографический музей.

Тугаринова Татьяна Фёдоровна (1925 -1983), певица (драматическое сопрано), народная артистка РСФСР (1970). Родилась в Торжке, с 1936 по 1941 год училась в средней школе №3, о чём свидетельствует мемориальная табличка на здании школы. Окончила Ленинградский финансово-экономический институт (1946), Калининское музыкальное училище (1951), Московскую консерваторию (1957). В 1956 – 80 солистка Большого театра в Москве. Среди лучших партий – Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), Елизавета и Аида («Дон Карлос» и «Аида» Дж. Верди).

В составе труппы Большого театра гастролировала в США, Канаде, Японии, Германии и др., пела во многих оперных театрах страны, выступала с сольными концертами, в том числе неоднократно в Калинине и Торжке.

Воскресенский Александр Абрамович (1809 – 1880), химик-органик, зачинатель самостоятельного русского направления в химии, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1864). Родился в Торжке, окончил Новоторжское духовное училище (1813). Тверскую духовную семинарию (1829), Главный пединститут в Петербурге (1836). С 1838 адъюнкт. С 1843 профессор, в 1863 — 67 ректор Петербургского университета.
Среди учеников Воскресенского – Д. И. Менделеев, Н. Н. Бекетов, Н. Н. Соколов, Н. А. Меншуткин и др. выдающиеся химики. С 1869 года Воскресенский жил в своём имении Можайцево ( ныне Торжокского района), где с 1878 содержал на свои средства школу для детей крестьян, преподавал в ней. Умер в Можайцеве, похоронен на кладбище в с. Спас Торжокского района, на могиле установлен памятник.

Маиевский Николай Владимирович (1823 – 1892), учёный-артиллерист, основатель русской школы баллистики, член-корреспондент Петербургской Академии Наук 91878), генерал от артиллерии (1889). Родился в сельце Первино (ныне Торжокского района), окончил Московский университет (1843), офицерские классы Михайловского артиллерийского училища в Петербурге (1846), с 1850 секретарь Артиллерийского отделения Военно — учебного комитета, в 1858-1890 профессор кафедры баллистики Михайловской артиллерийской Академии в Петербурге.

Автор классических трудов по баллистике, в 1860 – 80 годах участвовал в перевооружении русской артиллерии нарезными орудиями. В 1890 вышел в отставку, жил в своём имении в Первино. Похоронен на кладбище села Пятница-Плот (ныне Торжокского района). На могиле – памятник.

Культура и туризм

Памятники

Особенностью городского ансамбля является сочетание живописного игривого средневекового плана города со строгой классической архитектурой более поздней застройки. Торжок представляет собой ценнейший памятник истории нашего отечественного градостроения, музей под открытым небом.

Спасо-Преображенский Собор
Спасо – Преображенский собор (1822) – крупнейший и один из самых красивых храмов Торжка, построенный по проекту великого российского архитектора К. Росси. Этот классический пятиглавый собор с дорическими портиками по всем четырём сторонам. На месте Спасо-Преображенского собора уже в 1329 году стоял храм – сначала деревянный, потом большой каменный собор (1364).

Тёплая Входоиерусалимская (1840) церковь во имя входа Господня в Иерусалим, построенная по проекту тогдашнего губернского архитектора Ивана Фёдоровича Львова, вместе со Спасо-Преображенским собором составляет впечатляющую группу кафедральных соборов.

Борисоглебский мужской монастырь
Борисоглебский мужской монастырь (1038) расположился на высоком холме южнее городского вала. Это самый представительный и красивый ансамбль города, почти ровесник Торжка.

Сегодня наиболее древней частью монастыря является Введенская церковь (1620). Южнее здания церкви построен корпус настоятельских келий, а в переходе к нему сооружена небольшая тёплая Входоиерусалимская церковка в стиле московского барокко XVII в. Тогда же сооружена и ныне существующая колокольня. В северной части главенствует Борисоглебский собор, построенный на деньги, выделенные Императрицей. Автором проекта являлся Н.А. Львов. Закладка Борисоглебского собора происходила 9 июня 1785 года в присутствии Императрицы Екатерины II, собственноручно заложившей первый камень в фундамент изготовленными специально для неё посеребрёнными мастерком и молоточком.

Борисоглебский монастырь. Надвратная Спаса Нерукотворного образа церковь и Свечная башня
Второе крупнейшее сооружение монастыря - это Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа (1804-1811гг.). Автором нового храма принято считать Н. А. Львова. Церковь и мощный собор создают двуединый ансамбль, построенный по принципу контраста, и это противопоставление будто добавляет новых красок общему целому.

Борисоглебский монастырь. Северная стена и Свечная башня
Каменная монастырская ограда построена в 1700-х годах, и хотя в это время монастырю уже не угрожали военные нашествия, стены выдержаны в традициях старинных крепостей: в их верхней части устроены бойницы, а с внутренней они укреплены арочными галереями с площадкой для ведения боя. На трёх углах поставлены башни, на южной стороне небольшие, а на северо-восточном обращённом к городу углу большая трёхъярусная Свечная башня, в которой размещалась монастырская библиотека.

Храм Михаила Архангела
На соседнем с Борисоглебским монастырём холме торжественно стоит храм Михаила Архангела (1864 г., колокольня, 1887 г.) – церковь позднего времени, построенная в ложнорусском стиле, но интересная по композиции, яркая и хорошо просматриваемая со многих направлений, господствующая над окружением.


Фрагмент Торговых рядов


Здание бывшего Магистрата

Центральная площадь Торжка (1770), называлась по первому генеральному плану Торговой, и торговля (торжище) на ней продолжалась и в XIX – XX веках. В западной части площади разместился огромный торговый комплекс – Гостиный Двор, окружённый с наружной и внутренней сторон галереями-аркадами, на долгие годы стал композиционным центром города и наиболее впечатляющим гражданским комплексом. На северной стороне площади построен архитектурный комплекс - здание Магистрата (Городская Управа).



Часовня-ротонда
Ещё одно интересное архитектурное сооружение на площади – часовня-ротонда (1814 г.). Она обнесёна колоннадой из 12 колонн и покрыта двойным куполом. Построена по проекту Н. А. Львова, автора Борисоглебского собора. Былины рассказывают, что часовня стоит на месте захоронения былинного богатыря Кости Новоторжанина, называя его современником Александра Невского, соратником знаменитого новгородца Василия Буслаева, приписывая ему победу в поединке над татарским воеводой Таврулом.

Развитие пространства площади на восток не прекращается – за застройкой набережной поднимается холм, на гребне которого раскрывается панорама Воскресенского монастыря (середина XVI века), своими массивными соборами дополняющего и обогащающего ансамбль центральной части города. Послушницы монастыря занимались плетением кружев, писали иконы, вышивали. Знаменитое новоторжское золотное шитьё зародилось в стенах Воскресенского монастыря.

Уже в XVII веке на Ильинской площади стояли две деревянные церкви – Ильи-Пророка и Параскевы-Пятницы, покровительницы торговли. Сегодня существующий величественный храм Ильи-Пророка (1822 г.) с отдельно стоящей колокольней – второй по высоте в городе после Надвратной церкви Борисоглебского монастыря. Крупная Ильинская церковь с её мощным объёмом и чёткой деталировкой в дорическом стиле доминирует над окружением и придаёт площади законченный характер.

Деревянная Старо-Вознесенская церковь
Деревянная Старо-Вознесенская церковь (1717г.) стоит на вершине крутого берега Тверцы, стройная, как свеча. На высоком четверике, уступами сужаясь кверху, поднимаются ввысь три восьмиугольных яруса, завершённых луковичной главкой на высокой шейке. Деталировка фасадов была выполнена в стиле барокко – деревянные выпиленные наличники окон, резные, витые нащельники на углах ярусов. Деревянная церковь Вознесения в Торжке является редким памятником деревянного зодчества в средней полосе России.

Все крупные архитектурные сооружения и комплексы Торжка и ряд других по сей день оцениваются как высший уровень архитектурно-градостроительного мастерства.


Музеи

Всероссийский историко-этнографический музей (ВИЭМ)

Всероссийский этнографический музей создан в 1988 году по инициативе академика Д. С. Лихачёва. В коллекциях основного и вспомогательного фондов музея хранятся уникальные предметы, обнаруженные в ходе археологического изучения Торжка: это 19 берестяных грамот, фрагменты высокохудожественных фресок XII – нач. XIII вв. домонгольского храма святых Бориса и Глеба в одноимённом монастыре, рукописная книга «Слов, сказаний и посланий» Максима Грека 1584 г. и ряд других.

В музее действуют постоянные экспозиции «Древний Торжок», «Храмы и монастыри Торжка», «Русский лён и народные традиции», «Хмельные напитки в обрядах и в быту»», «Прогулки по старому Торжку». В выставочном зале ВИЭМ, размещённом в отреставрированном в здании Торговых рядов (памятник архитектуры нач. XIX в. ), проводятся не менее интересные для новоторов и гостей города сменные выставки.

Адрес: Тверская обл., г. Торжок, ул. Бакунина, д. 6,
тел./ факс (48251) 5-25-43
Выставочный зал, тел. (48 251) 9-12-52, касса выставочного зала, тел. (48 251) 9-15-52
пл. 9 Января, д. 2
Этнографический научно-исследовательский и научно-просветительский центр, тел. (48 251) 9-29-42
ул. Луначарского, д. 21
Научно-просветительский и экскурсионный отдел (48 251) 5-29-69
ул. Старицкая, д.7
E-mail: viemusei@pochta.ru

Музей А. С. Пушкина
Музей А. С. Пушкина

Торжок. Музей А.С. Пушкина.На улице Дзержинского (Ямской) в старом дворянском особняке, городской усадьбе Львовых-Олениных-Балавенских, расположился музей А. С. Пушкина. В семи залах музея собрано свыше 500 экспонатов, рассказывающих о пребывании Пушкина в Торжке и Новоторжском уезде, о поездках поэта по тракту Москва – Санкт-Петербург.
Адрес: Тверская обл. г. Торжок, ул. Дзержинского, д. 71
тел. (48251) 9-20-60

Музей армейской авиации

Открыт в 1989 году на базе Центра боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации. Музей является единственным в Вооружённых Силах, на его базе отчётливо прослеживается история развития не только армейской авиации, но всего отечественного вертолётостроения.
Адрес: Тверская обл. г. Торжок, ул. Энгельса
тел. (48 251) 9-11-85

Музей деревянного зодчества под открытым небом в селе Василёво

На территории открытого в 1977 году музея представлены памятники деревянной архитектуры первой половины XIII – нач. XX вв.
«Чёртов мост» - грандиозная пятипролётная конструкция, созданная из кирпича и огромных валунов, погреб-пирамида с аркой из дикого камня производят сильное впечатление на туристов.
Адрес: Тверская обл. , Торжокский район, с. Василёво
тел. +7 910 930 10 79

Музеи золотного шитья

В музеях представлены образцы традиционного для Торжка, зародившегося в XII веке народного художественного промысла – золотного шитья, одного из наиболее изысканных и сложных видов русской ручной вышивки.
Адрес: Тверская обл., г. Торжок, Калининское шоссе, д. 12
тел. (48251) 5-40 32

Гостиницы

«Тверца»
Тверецкая набережная, д.26
тел.: 8 (48251) 9-27-08

«На Конной»
ул. Конная, д. 6
тел.: 8 (48251) 9-27-08

«Околица»
Ленинградское шоссе, д.10-а
тел.: 8 (48251) 5-52-45

«Староямская»
Калининское шоссе, д. 5
Тел.: 8 (48251) 9-60-40

«Риф»
Ленинградское шоссе, д. 10-у
Тел.: 8 (48 251) 9-85-86
8 920 171 46 75
8 903 800 66 47

Пункты питания

Ресторан «Зевс», Дзержинского, д. 67
Время работы: 10.00 – 02.00

Ресторан «Кристалл», ул. Кутузова, д. 1-а
Время работы: 10.00 – 05.00

Ресторан при гостинице «Староямской», Калининское шоссе, д.5
Время работы: понедельник – четверг, воскресенье с 6.00 до 23.00; пятница, суббота – с 6.00 до 01.00

Кафе «Белый лебедь», круглосуточно
Бистро, круглосуточно

Кафе «Фортуна», ул. Чехова, круглосуточно

Кафе «Транзит-сервис», ул. Чехова, 78, круглосуточно

Кафе, Калининское шоссе, д. 14-б, 11.00 – 02.00

Кафе, Калининское шоссе, д. 5, круглосуточно

Кафе «Надежда», Калининское шоссе, д. 12, 10.00 – 20.00

Кафе «Юрвес», ул. Мира, 34, 12.00 – 23.00

Кафе «Надежда», ул. Красноармейская, д. 51, 17.00 – 24.00

Кафе «Бутик», Ленинградское шоссе, д. 13, 10.00 – 23.00

Кафе «Толстушка», Ленинградское шоссе, д. 10, 10.00 – 04.00

Кафе «У Эльчина», Ленинградское шоссе, д. 10, 11.00 - 04.00

Кафе «Вокзал», ул. Вокзальная, д. 28, 05.00 – 01.00

Экономический потенциал

Предпринимательство

torzhok_gold_1
ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Художественное шитье золочеными нитями – древнейший вид русского народного искусства. Оно зародилось в Торжке в 12 веке, а пришло в Россию из Византии. Русские мастерицы (поначалу это были монахини местных монастырей) быстро переняли основные приемы золотного шитья, но материалы еще долгое время продолжали ввозить из Византии.

Золотным это шитье названо не случайно. До 13 века действительно вышивали тончайшей золотой проволочкой. Затем стала использоваться немецкая технология по которой на хлопчатобумажную нить накручивается медная проволока с золотым или серебряным напылением. Содержание драгоценного металла от трех до девяти процентов. Такими нитями вышивают и в наши дни.

С историей золотного шитья связана интересная легенда, в которой дано объяснение, почему в Торжке живет много красивых девушек. Императрица Екатерина II, познакомившись с образцами золотошвейных изделий, решила направить в Торжок на обучение рукодельному искусству 19 самых красивых девушек России, напутствовав их такими словами: « Красивые вещи должны выполнять красивые люди. » С тех пор Торжок и приобрел репутацию города красивых женщин.

torzhok_gold_5
По преданию, в прошлом торговые операции в Торжке проводились при помощи денег в виде расшитых золотом лоскутков кожи. Впоследствии золотом стали украшать кожаную обувь, особенно сафьяновую, как впрочем, и другие сафьяновые изделия (подушки, кошельки, рукавицы, пояса и т. д.). Основными художественными мотивами вышивки служили элементы и образы растительного и животного мира. Узор и рисунок выполнялись традиционным торжокским золотным кованым и литым швом.

Изготовление культовых изделий для христианских богослужений занимает значительное место в истории развития золотного промысла, что обусловлено большим количеством монастырей и церквей в Торжке и его окрестностях. Культовые вышивки отличаются тонкостью и художественным совершенством. Торжокские золотошвеи получали многочисленные заказы на изготовление разнообразных предметов культа. Так например, в 1644 году по заказу князя Куракина для Борисоглебского монастыря было выполнено лицевое покрывало с изображением Ефремия, шитое шелком, а по краям тропарь, вышитый золотом. В 1671 году по заказу боярыни Луговской была изготовлена напрестольная пелена с изображением на ней иконы, шитая шелком, золотом и серебром.

В 18-19 веках золотошвейное дело становится распространенным промыслом и приносит ощутимый доход. Продажа золотных изделий сосредоточивается в руках новоторжских купцов. Свыше 300 женщин были заняты на этом промысле. Изделия торжокских мастериц высоко ценились и получили распространение далеко за пределами Тверской губернии.

Развитию торговли шитыми золотом изделиями способствовала проходящая через Торжок «Государева дорога» — Москва – Санкт-Петербург. В городе имелось несколько выставок. Одна — в гостинице Пожарского, другая — на вокзале железнодорожной станции. Имелся и небольшой музей народного искусства. Почти каждый, проезжавший через Торжок по дороге Москва- Петербург, неизменно приобретал золотошвейные изделия – расшитые туфли или сапоги, шали и кошельки. А. С. Пушкин в одну из своих поездок купил в подарок княгине Вяземской вышитые золотом пояса. Сообщая об этом Петру Андреевичу Вяземскому, поэт писал: «Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как только наденет купленые поясы». Изделия мастериц расходились по всей России и приносили им широкую известность и признание.

В 19 веке торжокские золотошвеи начинают работать по спецзаказам для госучреждений, в том числе изготавливают знаки различий для военных ведомств. Первым таким заказом было изготовление наручных знаков для морских офицеров. Золотошвейный промысел продолжал развиваться, совершенствовался на протяжении столетий. Многие работы торжокских мастериц занимали почетные места на всемирных выставках — в Лондоне 1862 г.), в Париже ( 1907г.) , в Турине (1911г.).

Искусством золотошвей восхищались многие известные русские писатели: А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Н. В. Гоголь и другие.

torzhok_gold_3
Не утрачены традиции народного промысла и в наши дни. В конце 19 века при участии и поддержке земства возникла школа золотного шитья. Она существует в Торжке и поныне – единственное в России художественное училище золотного шитья. Кроме школы золотного шитья в Торжке работает сейчас уникальное предприятие ОАО «Торжокские золотошвеи». В 1928 году в Торжке была создана артель, объединившая мастериц-вышивальщиц. Имя нашлось сразу – в честь Международного женского дня 8 Марта – ведь работали в артели женщины… В разные годы изделия, выполненные на фабрике, экспонировались на выставках в Брюсселе, Лейпциге, Пловдиве, Вене, Милане, Париже, Монреале, Загребе, Салониках, Кабуле и других городах. Работы золотошвей отмечены многочисленными наградами на всероссийских и зарубежных выставках изделий народных художественных промыслов.

С 1960 года на предприятии внедряются специальные золотошвейные машины (ранее вышивка производилась только вручную). Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвейных изделий. Это уникальные панно, бювары –адресные папки; декоративные предметы интерьера: скатерти, салфетки, подушки, покрывала; оригинальные украшения: подвески, шитые золотом пояса, броши, заколки для волос; палантины, шали, сумочки, косметички, очечники, шкатулки, записные книжки и многое другое.

На предприятии возрождаются традиции изготовления изделий религиозной тематики. В советские времена на фабрике золотного шитья не было изготовлено ни одного культового изделия. Начало этому направлению было положено в 1999 году. Плащаницу «Положение Христа во гроб» вышивали вручную пять мастериц. С благословения церкви здесь вышивали икону Николая Чудотворца. Это лишь два примера уникальных образцов современного золотошвейного искусства. Работы на религиозную тематику и другие изделия коллектива фабрики экспонировались в Греции в 2002 году, что было приурочено к визиту в страну Президента РФ В. В. Путина.

Многие работы выполняются на заказ и находятся в руках известных особ вплоть до президентов разных государств.

Освоено производство изделий с геральдической символикой: гербы, флаги. Не прекращаются заказы военных ведомств. «Звездочки» на погоны российским офицерам делают в Торжке. Панно с видами Храма Христа Спасителя, Собора Василия Блаженного, московского Кремля отмечены на всероссийском конкурсе изделий с российской символикой. Одна из последних масштабных работ фабрики — панно, посвященное трехсотлетию Санкт- Петербурга.

Фотогалерея

Борисоглебский мужской монастырь
Борисоглебский мужской монастырь (1038 г.) расположился на высоком холме южнее городского вала. Это самый представительный и красивый ансамбль города, почти ровесник Торжка. Сегодня наиболее древней частью монастыря является Введенская церковь(1620 г.).  В северной части главенствует Борисоглебский собор, построенный на деньги, выделенные Императрицей. Автором проекта являлся Н.А. Львов. Закладка собора происходила 9 июня 1785 года в присутствии Императрицы Екатерины II, собственноручно заложившей первый камень в фундамент. Второе крупнейшее сооружение монастыря - это Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа (1804-1811 гг.). Автором нового храма принято считать  Н. А. Львова.  Церковь и мощный собор создают двуединый ансамбль, построенный по принципу контраста, и это противопоставление  будто добавляет новых красок общему целому.
Свечная башня и надвратная Спаса Нерукотворного Образа церковь
Свечная башня и надвратная Спаса Нерукотворного Образа церковь
Каменная монастырская ограда построена в 1700-х годах, и хотя в это время монастырю уже не угрожали военные нашествия, стены выдержаны в традициях старинных крепостей: в их верхней части устроены бойницы, а с внутренней они укреплены арочными галереями с площадкой для ведения боя. На трёх углах поставлены башни, на южной стороне небольшие, а на северо-восточном обращённом к городу углу большая трёхъярусная Свечная башня, в которой размещалась монастырская библиотека. На заднем плане надвратная Спаса Нерукотворного Образа церковь
Ильинская церковь
Ильинская церковь
Уже в XVII веке на Ильинской площади стояли две деревянные церкви – Ильи-Пророка и Параскевы-Пятницы, покровительницы торговли. Сегодня существующий величественный храм Ильи-Пророка (1822 г.) с отдельно стоящей колокольней – второй по высоте в городе после Надвратной церкви Борисоглебского монастыря. Крупная Ильинская церковь с её мощным объёмом и чёткой деталировкой в дорическом стиле доминирует над окружением и придаёт площади законченный характер.
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела
На соседнем с Борисоглебским монастырём холме торжественно стоит храм Михаила Архангела (1864 г., колокольня -1887 г.) – церковь позднего времени, построенная в ложнорусском стиле, но интересная по композиции, яркая и хорошо просматриваемая со многих направлений, господствующая над окружением.
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор
Спасо – Преображенский собор (1822 г.) – крупнейший и один из самых красивых храмов Торжка, построенный по проекту великого российского архитектора К. Росси. Этот классический пятиглавый собор с дорическими портиками по всем четырём сторонам. На месте Спасо-Преображенского собора уже в 1329 году стоял храм – сначала деревянный, потом большой каменный собор (1364).
Торговые ряды
Торговые ряды
Центральная площадь Торжка (1770 г.), называлась по первому генеральному плану Торговой, и торговля (торжище) на ней продолжалась и в XIX – XX веках. В западной части площади разместился огромный торговый комплекс – Гостиный Двор, окружённый с наружной и внутренней сторон галереями-аркадами, на долгие годы стал композиционным центром города и наиболее впечатляющим гражданским комплексом.
Старо-Вознесенская церковь
Старо-Вознесенская церковь
Деревянная Старо-Вознесенская церковь (1717г.) стоит на вершине крутого берега Тверцы, стройная, как свеча. На высоком четверике, уступами сужаясь кверху, поднимаются ввысь три восьмиугольных яруса, завершённых луковичной главкой на высокой шейке. Деталировка фасадов была выполнена в стиле барокко – деревянные выпиленные наличники окон, резные, витые нащельники на углах ярусов. Деревянная церковь Вознесения в Торжке является редким памятником деревянного зодчества в средней полосе России.
Золотное шитье
Золотное шитье
Художественное шитье золочеными нитями – древнейший вид русского народного искусства. Оно зародилось в Торжке в XII веке, а пришло в Россию из Византии. Русские мастерицы (поначалу это были монахини местных монастырей) быстро переняли основные приемы золотного шитья, но материалы еще долгое время продолжали ввозить из Византии. В разные годы изделия, выполненные на фабрике г. Торжок, экспонировались на выставках в Брюсселе, Лейпциге, Пловдиве, Вене, Милане, Париже, Монреале, Загребе, Салониках, Кабуле и других городах. Работы золотошвей отмечены многочисленными наградами на всероссийских и зарубежных выставках изделий народных художественных промыслов.

Карта