Logo
30 лет СМГРФ
  • Главная
  • НОВОСТИ
  • ВАЖНО
    • Нужны ли России ее малые города?
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • О Союзе
      • История Союза
      • Контакты
      • Наши баннеры
    • Партнёры
    • КЛУБЫ
    • Документы
    • Мероприятия
    • Презентации
    • Видео
  • ГОРОДА И РАЙОНЫ
  • РАЗВИТИЕ
  • ТРИБУНА
  • МИР МАЛЫХ ГОРОДОВ
  • ИНВЕСТИЦИИ – МАЛЫМ ГОРОДАМ
  • Вернуть
  • Меню
    • Главная
    • НОВОСТИ
    • ВАЖНО
      • Нужны ли России ее малые города?
    • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
      • О Союзе
        • История Союза
        • Контакты
        • Наши баннеры
      • Партнёры
      • КЛУБЫ
      • Документы
      • Мероприятия
      • Презентации
      • Видео
    • ГОРОДА И РАЙОНЫ
    • РАЗВИТИЕ
    • ТРИБУНА
    • МИР МАЛЫХ ГОРОДОВ
    • ИНВЕСТИЦИИ – МАЛЫМ ГОРОДАМ

19 марта 2015
МОСКВА

Всероссийская научно-практическая конференция «Сбалансированное развитие населенных мест в стратегии пространственного развития России»

Закрыть
Открыть содержание

Две концепции

В.А Гречухин, председатель районного Общественного Собрания, г.Мышкин

Сдвиги в пространственной структуре производства и расселения постсоветской России

Михеева Н.Н., д.э.н., проф., зам. председателя Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития РФ и Российской академии наук

Трудности сбалансированного развития населенных мест в стратегии развития Российской Федерации на примере города Тутаев и Тутаевского района Ярославской области

Юнусов Д.Р., 1-й зам. главы администрации Тутаевского района Ярославской области

Проблемы малых территорий, пути выхода из сложившейся ситуации

Ткачев А.В., глава Жарковского района

Сельская местность – основа воспроизводства населения и систем расселения

Пациорковский В.В., доктор экономических наук, профессор

Социально-экономические и геополитические последствия реализации проекта Новая Москва

Безвербный В.А., к.э.н., научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук

Решить проблемы малых городов без поддержки государства сегодня невозможно

Симаков Н.И., глава Чусовского района Пермского края

Чучково за последние 25 лет

Горина Л.Н., глава Чучковского городского поселения

Развитие социального корпоратизма – эффективный инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере малых городов

Чекавинский А.Н., зам. зав. отделом Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук, г. Вологда

Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Сбалансированное развитие населенных мест в территориальной стратегии экономического развития России»


Сбалансированность территориального развития: правовые и институциональные проблемы

Бухвальд Е.М., заведующий центром федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН, доктор экономических наук, профессор

В настоящее время ключевое значение для формирования правовых, институциональных и иных предпосылок для решения проблем эффективного управления территориальным развитием экономики России имеет переход к системе стратегического планирования. Можно утверждать, что недавнее принятие федерального закона о стратегическом планировании содержит в себе реальные посылки к усилению внимания к пространственным аспектам социально-экономического развития страны и их государственному регулированию, к чему, собственно, тяготеет и проблема сбалансированного территориального развития страны и всех видов ее поселений.

Однако обольщаться относительно одномоментного решения всех существующих проблем не стоит – причем не только в силу сложивших экономических трудностей и бюджетных ограничений (а с ними нельзя не считаться), но и по причине того, что в действующем виде закон о стратегическом планировании пока видится лишь некая «декларация о намерениях». Его ключевые установки, в том числе, и по стратегированию пространственного развития, нуждаются в дальнейшем развитии в системе нормативно-правовых и методических документов. Сказанное в полной мере касается вопроса о территориальной сбалансированности социально-экономического развития, существенная угроза чему постоянно нарастает из-за происходящего в стране откровенного вытеснения малых и средних поселений с «поля» хозяйствен-ной деятельности и социального развития. Надо признать откровенно: пока наше государство не предприняло ни одной значимой, тем более – результативной попытки что-то противопоставить этим негативным процессам.
Определяя перспективы данного направления экономической политики государства, нельзя не учитывать и трудности объективного плана.

Во-первых, на данный исторический момент Россия по большинству параметров относится к группе среднеразвитых стран, ситуация в которых традиционно характеризуется тенденциями межрегиональной дифференциации территорий – как по экономическим показателям, так и по качеству социально-культурной среды. Существенно возросшие в последние годы различия в уровне и качестве жизни между территориями России мощно сдвигают население к крупным мегаполисам, опустошая все иные территории.

Во-вторых, Россия – это еще и территориально огромная страна с недостаточным развитием всех видов инфраструктуры. Это делает многие виды экономической деятельности в отдаленных малых поселениях неконкурентоспособными на ключевых рынках по сравнению и с отечественным производством и, тем более, с импортом. Если плановая экономика еще как-то нивелировала эту ситуацию, то в экономике рыночного типа проблема конкурентоспособности малых поселений обозначилась предельно резко.

В этих условиях помощь малым городам в виде аварийного «затыкания дыр» просто бесполезна. Экономическое и социальное возрождение малых и средних городов как ключевой момент стратегии сбалансированного территориального развития возможно только в рамках общегосударственных стратегических решений, получивших соответствующую нормативно-правовую и институциональную основу.

Прежде всего, нужно наполнить реальным, конструктивным, а не декларативным содержанием те документы стратегирования пространственного развития, которые обозначены в названном федеральном законе, а именно «Стратегия пространственного развития», а также «Основы государственной политики регионального развития». Эти документы должны быть не декларативны, а конкретны, в т.ч.и с позиции путей обеспечения сбалансированного размещения производительных сил страны и сохранения основного слоя ее малых и средних поселений.

Документ должен содержать четко выраженную позицию государства по данному кругу вопросов. Сейчас же складывается парадоксальная ситуация, при которой, мы, отстаивая интересы малых и средних поселений, проживающего в них населения, как бы воюем «с ветряными мельницами», т.е. оппонируя не официальной позиции, а неким частным мнениям, которые лишь частично носят характер официоза.

Однако возлагая большие надежды на разработку документов пространственного стратегирования, следует иметь в виду: за последние 20 лет по-пытки разработать подобные документы предпринимались неоднократно, однако успеха они не имели. Что именно дает основания полагать, что теперь в этом отношении будет достигнут существенный «прорыв», не совсем ясно. Не исключено, что для подготовки этих документов при участии научного сообщества следует вернуться к идее министерства или агентства регионального развития или Агентства по развитию малых и моногородов России.

Важно также завершить доработку целевого федерального закона о региональной политике государства. Роль этого законодательного акта в том, чтобы не только закрепить обязательное присутствие проблематики малых поселений в документах пространственного стратегирования, но и в том, чтобы обеспечить согласование мер поддержки малых и средних городов с другими ключевыми направлениями экономической политики государства — инвестиционной, промышленной, инновационной политикой, а также политикой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Однако для того, чтобы подготовить такую стратегию и, тем более, вы-вести из нее целевую государственную программу, надо очень четко представлять себе сам объект управления. Однако сегодня такой картины, структурировано представляющей социально-экономическое положение, трудности и проблемы различных типов малых поселений России, нет. По сути, мы пытаемся диагностировать болезнь и лечить ее, ориентируясь на «среднюю температуру в больнице». Вроде как бы заранее исходим из того, что всем одинаково плохо и всем надо в равной мере помогать – это, конечно, далеко не так. Необходимо провести серьезный научный анализ ситуации в различных типах малых городов, уточнить специфику их проблем и определить особые пути их решения. Если такой базы не будет, мы опять собьемся к декларативному и непродуктивному варианту рекомендаций по принципу «сделайте нам красиво».

Далее, опираясь на серьезный научно-экспертный анализ, необходимо провести формальную типизацию малых поселений для выбора селективных, адресных мер поддержки в отношении тех поселений, кто в такой поддержке действительно нуждается. Для примера можно взять подход, использованный Правительством РФ в 2014 г. при подготовке нормативно-правовых документов по поддержке так называемых «моногородов» (они были разбиты на 3 группы; примерно половина моногородов России – малые города с населением до 50 тыс. чел.). Нечто подобное и даже более детализированное можно и нужно было бы осуществить и в отношении малых городов с принятием аналогичного Правительственного документа. Собственно, такое предложение – далеко не новация, и в отношении его уже высказывались в чем-то справед-ливые опасения. Они касаются того, что подобная типизация, да еще при ее нормативно-правовом закреплении, станет «законной» основой для объявления большой группы малых городов «нежизнеспособными», «неэффективными» и подлежащими сселению (ликвидации).

Такие описания небезосновательны. Но если уж это очень будет очень нужно, любые, даже самые радикальные решения будут подвинуты властями и с типизацией, и без нее. Конечно, надо оставаться в пределах сегодняшних экономических реалий страны, в том числе, и с учетом экономических, географических и иных условий ее отдельных регионов. Но в итоге определять судьбу каждого отдельного поселения должны не чиновники (во всяком случае, не только чиновники), а экспертное сообщество и не только по чисто экономическим параметрам. В этом отношении формализованные принципы типизации малых городов могут оказаться очень востребованными.

На основе данной типизации следует определиться с инструментами политики развития и поддержки малых поселений, действуя по правилу, что лучше всего дать голодному не рыбу, а удочку. На наш взгляд, есть три потенциально взаимодействующих пути непротиворечиво вписать адресные меры поддержки и развития малых поселений в русло экономической, прежде всего, налогово-бюджетной политики государства – на федеральном и региональном уровне.

Во-первых, реализация целевой государственной программы поддержки и развития малых городов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией с финансированием объектов социальной и производственной инфраструктуры, инвестиционных площадок с целью существенного улучшения инвестиционного имиджа этих территорий.

В-вторых, по опыту некоторых зарубежных стран законодательно закрепить особый институт «кризисно-депрессивного муниципального образования». Это позволит выделить эту группу муниципалитетов из общей универсальной схемы налогово-бюджетных отношений, дать им адресные налоговые льготы, дополнительные налоги и нормативы налоговых отчислений и пр. Введение такого особого института также позволит, не нарушая целостности законодательства по местному самоуправлению, дополнительно отрегулировать исполняемый круг вопросов местного значения, установить дополнительные меры государственного контроля и пр.

В-третьих, возможно использовать с этой целью тот или иной вариант «институтов территориального развития», например, «территорий опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР)». Изначально предполагалось, что первые 3 года ТОСЭР-ы будут организовываться только в регионах Дальнего Востока. Но позднее в число возможных локализаций ТОСЭР включили «моногорода» со сложной экономической ситуацией (хотя формально создан Фонд поддержки моногородов России). Можно обратиться к еще одному близкому институту – «зон территориального развития» (ЗТР), который был утвержден федеральным законодателем еще в 2011 году, одна-ко, судя по всему, пока не получил достаточной практической реализации. Мы полагаем, что в рамках разработки основ государственной политики в отношении малых и средних поселений фабулу ЗТР можно скорректировать и приспособить к решению данной социально-экономической задачи, учитывая ее исключительную общегосударственную важность.



Всероссийская научно-практическая конференция «Сбалансированное развитие населенных мест в стратегии пространственного развития России»

Анонсы и новости

  • Президент РФ предложил прекратить действие в России Хартии местного самоуправления
    Путин внес на рассмотрение в Госдуму законопроект о прекращении действия в отношении РФ международных договоров Совета Европы, включая Европейскую хартию местного самоуправления…
  • Портреты современников представлены на выставке талантливого алатырского художника-портретиста С.Н. Юртаева
    В открытии выставки приняли участие работники культуры и искусства, ценители художественного творчества.
  • Югра подаст заявку на федеральную субсидию для поддержки малого бизнеса
    11 декабря на заседании правительства Югры было одобрено распоряжение о заявке на получение субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства…

Публикации

  • Чем грозит малым городам новый закон о местном самоуправлении
    Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе ...
  • Предложения и замечания к проекту федерального закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
    Принятое разработчиками название проекта закона указывает на то, что основной его ...
  • Международная научно-практической конференция «Антикризисное управление человеческим капиталом в условиях новой реальности» (Информационное письмо о конференции)
    Цель конференции: обсуждение вопросов и проблем антикризисного управления и развития ...

Контакты

  • smgrf@smgrf.ru
  • 8 (499) 238-06-24, 8 (499) 238-04-45
  • 115035 г.Москва, Раушская наб., 4/5

Портал Союза малых городов Российской Федерации по итогам интернет-конкурса 2008 г. стал победителем и удостоен диплома «Золотой сайт»

При полном или частичном использовании материалов активная гиперссылка на www.smgrf.ru обязательна.

Консоль

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования ВК
Copyright © 2023 Союз малых городов Российской Федерации. Все права защищены.