Объекты промышленной архитектуры как инструмент реновации городских территорий (на примере Касимовской сетевязальной фабрики)
Ирина Николаевна Пришвина, заместитель главы города Касимов, магистр культурологии
Заместитель главы города Касимов,
магистр культурологии
Ирина Николаевна Пришвина
Объекты промышленной архитектуры как инструмент реновации городских территорий
(на примере Касимовской сетевязальной фабрики)
[image_options href=»https://smgrf.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_2031.jpg» image_id=»18168″ align=»left» overlay=»dottoro_gallery» frame=»show»][/image_options]Касимов небольшой город в самом сердце России, за которым закрепилось понятие «город двух культур – русской и татарской». Но многовековая история города — это не только дружное соседство двух разных народов, это еще и купеческий город с устоявшимися традициями и промышленными предприятиями, основанными еще в 19 веке. В Касимове когда-то существовало скорняжное производство, город славился литейной продукцией, в том числе поддужными колокольчиками, которые производили кузнечные ряды на соборной площади. При домах Шемякина и усадьбе Баркова были кожевенные мастерские. Работал механический, бывший утюжный, завод, производивший деревообрабатывающие станки, ныне закрытый. С давних пор касимовские мастера поставляли корабельные леса и занимались дереводобычей и деревообработкой. Во времена активного использования речного транспорта набережная Касимова принимала речные торговые караваны, как в летнее, так и в зимнее время. На набережную выходили торговые ряды, фасады купеческих усадеб с надворными ремесленными постройками, производственные предприятия.
Современный Касимов — характерный пример критического состояния российского малого речного города, прибрежная территория которого утратила свое исторически сложившееся градообразующее значение.
Сетевязальная фабрика — одно из ведущих предприятий России 19 века, когда-то самостоятельно обеспечивавшая себя оборудованием, сегодня прекратила свое существование. Фабрика «с заглавной буквы», как называют ее касимовцы, начала свою историю по Указу императора Николая I. Была учреждена компания и ее устав «для содержания в городе Касимове или уезде онаго Троицкой машинной канатной фабрики». На высоком берегу Оки в 1855 году были построены три первых корпуса фабрики. Троицкая машинно-канатная прядильная фабрика по тем временам была крупным промышленным предприятием не только в городе, но и в центральной России. Со временем на предприятии стали появляться трудности с сырьем и сбытом готовой продукции.
В 1859 года новым владельцем фабрики становится нижегородский купец Андрей Зайцев. Он наращивает производственные мощности – приобретает две паровые машины и выпуск продукции увеличивается. В 1918 году фабрика была национализирована и перепрофилирована на выпуск сетематериалов для молодой и развивающейся рыболовной промышленности страны и через некоторое время получает название «Красный текстильщик». Производство продукции расширяется и возникает необходимость в новых площадях. Строятся новые корпуса: в 1929 году прядильный, в 1932 году сетевязальный.
В годы войны фабрика выпускала не только мирную продукцию, но и оборонную: маскировочные сети и фалы, корпуса для мин.
После войны на фабрике происходит ряд изменений: перевод производства на новой сырье (со льна на хлопок, с хлопка на капрон), открывается трикотажное производство по вязанию перчаток.
Четверть рыбы, добываемой в стране, ловилась сетями, изготовленными на «Красном текстильщике». Она занимала одно из ведущих мест в Советском Союзе по выпуску продукции для рыбной ловли. За весомый вклад в народное хозяйство страны предприятие в своё время было удостоено высокой правительственной награды — ордена «Знак Почёта». Предприятие активно участвовало в международных выставках. В 1993 году удостоено международной награды за качество «Золотая звезда».
На территории предприятия не только сохранились цеха, но и оборудование, которое уже сейчас представляет музейную ценность.
Для города фабрика «Красный текстильщик» — это не только предприятие, выпускающее продукцию. Это целый микрорайон, созданный благодаря производству. Общая территория фабрики составляет 12 гектаров.
В настоящее время предприятие не работает. Площади арендуются сторонними предпринимателями, организациями, либо и вовсе не используются.
Однако архитектурные объекты, расположенные на ее территории представляют несомненный интерес для туристов и могут использоваться для создания туристических кластеров. Студентами МАРХИ на безвозмездной основе было разработано два проекта приспособления для данной территории.
Первое проектное предложение – образование прибрежных производственных участков с возрождением и усовершенствованием традиционных производственных процессов. Возрождение малых производств, включенных в маршрут между основными производствами: образование скорняжного, кожевенного, литейного дворов. Создание грузового порта по перевалке сыпучих и контейнерных грузов, судоремонтной и судоразделочной станций, небольших верфей для строительства малогабаритных плавсредств – лодок и небольших яхт. Между производственными процессами устанавливаются связи по обмену продуктами и отходами их деятельности. Промышленные территории становятся частично открытыми для населения. При них появляются обучающие мастерские, пункты торговли продукцией, благоустроенные территории. Берега заполняются различными культурно-развлекательными, рекреационными, гостиничными, торговыми и спортивными функциями.
Второй проект предполагает преобразование территории фабрики и комплекса зданий на берегу реки в пансионат с акцентом на спортивной и банной функциях. Особенность данного проекта в том, что он решает проблему сложносоставной структуры зданий путем их деления. Будет создана общественная зона — комплекс бань, отель и оздоровительная часть со SPA. В старых цехах будет организована спорткомплекс и крытый рынок в помещениях, выполненных в зеркальном подобии старого цеха. На территории планируется строительство гостиницы, в основу архитектурного решения которой, будет положен ритм фасадов старого корпуса.
И тот и другой варианты имеют свои преимущества и недостатки. Но главной задачей на сегодняшний день является поиск инвесторов, заинтересованных в реализации этих проектов и осознающих ценность исторической промышленной архитектуры.
Есть масса примеров возрождения (как говорят, витализации) старых предприятий и промзон для новой интересной жизни: в немецком Гамбурге портовые склады и доки превратили в новый деловой центр, прибрежную зону — в жилую, в швейцарском Винтертуре – из бывшего градообразующего завода сделали учебный комплекс и жилье, а в Руре реализован проект индустриального парка Эмшер (Еmscher park) на месте закрытых угольных шахт.
В России же при обилии добротных предприятий, построенных выдающимися архитекторами и инженерами, такие случаи носят единичный характер и происходят в основном в Москве. В других городах ситуация складывается однотипно. Здания старых предприятий, закрытых после распада СССР постепенно разрушаются.
Градозащитников беспокоит судьба ценных промышленных зданий. А бизнес-сообщество ждет, в свою очередь, от государства стимулов для сохранения наследия и его развития, налоговых послаблений, льгот по аренде, наконец, гарантий безопасности сделанных инвестиций.
Эти инструменты давно работают в Европе. У нас же пока реновация промзон и судьба находящихся там памятников в большей степени зависит от частной воли владельца и, пожалуй, случая.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 03.07.2024
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru