- Общие сведения
- Историческая справка
- Известные уроженцы
- Культура
- Социальная сфера
- Фотогалерея

Общие сведения
Рузаевский муниципальный район находится в центральной части Республики Мордовия. административный центр, г. Рузаевка – крупный железнодорожный узел, расположен в 25 км. От столицы Республики Мордовия г. Саранска. На территории Рузаевского муниципального района расположено 21 поселение, 63 населённых пункта. Общая площадь муниципального района 111,8 кв. км., население по состоянию на 01 января 2008 составляет 67192 человека, в том числе в городском поселении Рузаевка, 48326 человек, в районе – 18866 человек.
Датой основания поселения Рузаевка следует считать 1631 год. Именно тогда, согласно документам, найденным известным мордовским ученым-краеведом И.Д. Ворониным в фонде Саровского монастыри Центрального государственного архива Мордовии, по повелению московского царя Михаила Федоровича, а вернее, по указанию его отца патриарха Филарета татарскому князю Уразу Тонкачееву, состоявшему на службе у московского царя, пожалованы земли «…в Темниконском уезде на диком поле, что от Полгармы едучи за рекою за Инзерою на Большой Посольской дороге до Шинподачи по обе стороны речки Шинподачи до речки до Инзеры. да на речке на Сюгарге и по речке по Сюгарге до речки Пишли вверх до Атаева рубежа».
Первое поселение, по преданиям, было названо по имени владельца земли — татарского хана Ураза — Уразаево. К концу XVII века оно писалось Рузаевка, иногда Уразаевка.
С 1631 по 1715 год рузаевские земли принадлежали князьям и мурзам Тонкачеевьш. Сюда оыи переселили своих крепостных — русских крестьян из вотчин Темниковского и Касимовского уездов. Правление Тонкачеевых отличалось жестокостью, зачастую они сами инициировали межнациональную рознь, натравливая татар на русских или на мордву. Неоднократно вследствие этого возникали крестьянские бунты против Тонкачеевых. По свидетельству профессора И.Д. Воронина, однажды крестьяне, вооружившись топорами и вилами, захватили поместье, разграбили и разорили его. Самим Тонкачеевым удалось спастись. Восстание было жестоко подавлено воинскою силою.
Поселение Рузаевка и рузаевские земли первоначально входили в состав Саранского уезда, который в свою очередь подчинялся Московскому приказу Казанского дворца. С 1708 года Саранский уезд (и Рузаевка в его составе) входил в Азовскую губернию, а с 1719 года — в Казанскую. В 1780 году Рузаевка была передана в Шишкеевский уезд Пензенского наместничества, а с 1801 до 1918 года она входила в состав Инсарского уезда Пензенской губернии.
Важной вехой в истории Рузаевки следует считать строительство железной дороги. У главного входа локомотивного депо вознесен на пьедестале паровоз «кукушка», выпущенный в Коломне в начале прошлого века (1910 г.). Рядом с сегодняшними мощными электровозами он выглядит прямо-таки игрушечным. Вместе с другими паровозами: «декепотами», «марюхами», «овечками», а затем более мощными из серии «СО» и другими он верно прослужил Отчизне в годы Первой мировой и Гражданской войн, первых пятилеток, Великой Отечественной войны, в годы восстановления народного хозяйства. Он требовал большой мускульной силы, в нем было много копоти. Но те, кто его водил, были горды и счастливы. Потому что понимали, какое великое дело делали.
Историческая справка
Как же все начиналось?
В 1856 году после утверждения царским правительством первоначального варианта Московско-Саратовской линии через Рязань – Рузаевку — Сызрань сформировалось акционерное общество Московско-Саратовской железной дороги во главе с Карлом фон Мекком, его сыном Николаем и их компаньоном фон Дервизом. Общество успело построить участок Москва — Рязань и на этом «выдохлось». Однако доходная часть этого участка вновь вдохновила предпринимателей. Но теперь уже фон Дервиз самостоятельно сформировал общество Рязано-Казанской железной дороги, и в начале 1866 года поезда из Рязани стали ходить до Ряжска и далее на Козлов (Мичуринск).
В 1891 году возник проект соединения железнодорожным путем Москвы с Казанью от Рязани. Строительство и эксплуатация новой Московско-Казанской дороги были переданы акционерному обществу фон Мекка. Экономические обоснования показывали вести ее через Рузаевку — Саранск — Алатырь. Сооружение линии шло удивительно быстрыми темпами. И уже 1 сентября 1893 года было открыто регулярное движение от Сасова до Рузаевки. На пустынном месте была построена станция, получившая название близлежащего села Рузаевки. Менее чем через два года, с 16 декабря 1895 года, начали ходить поезда через Рузаевку на Пензу.
24 февраля 1897 года Николай II подписал Указ о строительстве железной линии от Сызрани, и 28 декабря 1898 года открылось движение по линии Сызрань — Рузаевка. В следующем 1899 году произошло еще одно важное событие — было открыто движение пассажирских и товарных поездов между Симбирском (ныне Ульяновск) и Инзой, обеспечившее рельсовый путь от Рузаевки через Инзу в Симбирск.
Рузаевка свои позиции, как железнодорожная станция, с каждым годом укрепляла. В 1895 году здесь открылось здание вокзала, появляются новые улицы: Вокзальная, Водокачная, Паровозная… Поселок рос вместе со станцией, где в начале XX столетия работало более 350 человек.
Следует отметить заслуги в развитии железных дорог России министров путей сообщения СЮ. Витте (1892 — 1894) и особенно М.И. Хилкова (1895—1905).
К началу XX столетия Московско-Казанская железная дорога была крупным монополистическим объединением с основным капиталом в 219 миллионов рублей. Путем жестокой эксплуатации рабочих хозяева дороги получали огромные прибыли: в 1901 году — более 11 миллионов рублей, в 1902 году — около 15 миллионов рублей. И в то же время железнодорожникам жилось очень тяжело. Рабочий день продолжался одиннадцать часов, а у ремонтных рабочих в летнее время 15—16 часов. Зарплата была низкая. Так, на строительстве Московско-Казанской дороги чернорабочие получали в месяц 10 —12 рублей, около 10 рублей получали и ремонтные рабочие. По воспоминаниям работника депо Тростина, основная масса рабочих депо Рузаевка получала в месяц не более 15 рублей. Из всех слесарей депо только трое получали в день по одному рублю. Остальные же — по 80, а то и по 40 копеек.
Токари и медники зарабатывали в месяц по 15 — 20 рублей, молотобойцы—12—15 рублей, стрелочники — 9 — 11 рублей, несколько выше была оплата труда телеграфистов: от 25 до 30 рублей в месяц. Очень часто практиковались сверхурочные работы до 18 — 20 часов в сутки, а во время русско-японской войны порою не отпускали домой по двое-трое суток… Жилищные условия были очень плохие. На квартирах в домах, построенных фон Мекком, жила только часть высокооплачиваемых служащих. Основная масса рабочих проживала в окружающих станцию селениях, в тесных, грязных крестьянских избушках. Ни кроватей, ни постелей в большинстве домов не было. Бани и больницы в Рузаевке не было, больным для лечения приходилось ездить на станцию Арапово (ныне Ковылкино), где было лишь 10 коек для больных. На одного больного в год расходовалось 1 рубль 07 копеек.
Такое положение не могло не вызвать взрыва недовольства народных масс. И такой взрыв произошел. Уже в 1903 году в Рузаевке появляются революционные кружки. Особенно активно в революционную работу включились рабочие депо и телеграфисты. Революционный кружок в депо возглавлял П.В. Власов.
Наступил грозовой 1905 год. «Кровавое воскресенье», расстрел мирной демонстрации в Санкт-Петербурге всколыхнули всю страну. Годами копившееся недовольство вырвалось на волю, подняло рабочих на борьбу, забастовки повсюду приняли массовый характер.
Поднялись на борьбу и рузаевцы. 4 (17) февраля забастовали телеграфисты и предъявили руководству Московско-Казанской железной дороги свои требования, первоначально только экономические. Среди этих требований было: установить работу в три смены, то есть восьмичасовой рабочий день вместо двенадцатичасового, определить обязательные отпуска один раз в год сроком на 20 дней, увеличить оклады на 25%.
В ответ на эти требования хозяева дороги предложили немедленно прекратить забастовку, угрожая тем, что в противном случае все телеграфисты будут мобилизованы и отправлены на войну с Японией. Многие семейные телеграфисты капитулировали и вышли на работу.
Но забастовка не прекратилась, ее продолжили работники депо, около 300 человек. В Рузаевку из Москвы приехал машинист Ухтомский — один из видных революционеров-железнодорожников. Он привез воззвание стачечного комитета Московского железнодорожного узла. В воззвании говорилось: «Не просить нужно, а требовать всем поголовной забастовкой улучшения нашего быта теперь же, пока не остыло впечатление общего русского рабочего движения». Рузаевский узел имел большое значение в экономической и политической жизни России, через него шли воинские эшелоны на Дальний Восток, в Маньчжурию. В связи с забастовкой тормозилось передвижение войск и перевозка военных материалов. Поэтому царское правительство распорядилось немедленно подавить забастовку, применив военную силу.
8 (21) февраля начальник Московского жандармского управления генерал Красовский телеграфировал: «Вне очереди, спешно. Пенза — генералу Лисовскому, Самара — заведующему передвижения войск, Казань — штаб Военного округа, Рузаевка — Дроздовскому (в 1905 году ротмистр Дроздовский был в Рузаевке начальником местных жандармов. — авт.). Идет буйная забастовка рабочих депо Рузаевка в числе 300 человек, угрожая прекращением движения поездов и разгромом станции. Военная команда в Рузаевке ждет приказания и требует у высшего начальства содействия начальника жандармского отделения по охране…»
Пензенский губернатор Хвостов и начальник гарнизона генерал Лисовский отдали приказ отправить в Рузаевку воинскую команду экстренным поездом. Из Пензы в Рузаевку прибыла полурота 309-го Елецкого полка. Под нажимом военной силы рузаевские рабочие вынуждены были приступить к работе. Такие же забастовки проходили и на других железных дорогах. Напуганное правительство пошло на крайние меры: все железные дороги были объявлены на военном положении. Таким образом, можно считать, что февральская стачка рузаевских рабочих в 1905 году была первой стачкой в истории рабочего движения Рузаевки.
Рузаевская Республика 1905 г
Лето 1905 года прошло под знаком все возрастающего революционного движения среди железнодорожников. В мае волна забастовок охватила Симбирскую железную дорогу, а также начались стачки в Полтаве и Минске, в июле забастовала Владикавказская железная дорога.
22 июля в Москве собрался II Всероссийский съезд работников железных дорог. Принято решение немедленно приступить к агитации за Всероссийскую политическую и боевую железнодорожную забастовку. В конце сентября — начале октября массовые забастовки на различных железных дорогах вспыхнули с новой силой.
Царский манифест 17 октября с провозглашением ряда «свобод» снизил несколько волну забастовок, но окончательно остановить их не удалось. Постепенно забастовка перешла в вооруженное восстание. 9 декабря на Пресне появляются первые баррикады. Возникают боевые дружины.
Царское правительство ответило на это жестокими репрессиями. На подавление восстания, помимо жандармов и полиции, были брошены войска, которые безжалостно расправлялись с восставшими, выполняя царский приказ: «Арестованных не иметь!».
На усмирение забастовщиков Казанской железной дороги была брошена карательная экспедиция под начальством полковника Римана, который лично принимал участие в расстрелах «бунтовщиков». Так, на одной из станций Подмосковья он сам расстрелял двух забастовщиков, о чем хвастливо доносил в рапорте царю. На полях этого рапорта царь собственноручно изволил начертать: «Молодец!». Именно этой карательной экспедицией полковника Римана и был расстрелян машинист Ухтомский. В Рузаевке события 1905 года получили название «Рузаевская республика».
В первых числах декабря в Москве собрался второй дорожный съезд Московско-Казанской железной дороги. Он должен был пересмотреть Устав пенсионных касс. От рузаевских машинистов на съезд был делегирован Афанасий Петрович Байкузов. Он пользовался большим уважением среди товарищей по работе и стал в Рузаевке признанным политическим вожаком.
В Москве, кроме заседаний съезда, Байкузов побывал на нелегальной конференции 29-ти железных дорог, куда его пригласил машинист Ухтомский. На конференции должен был решаться вопрос о всеобщей политической стачке. Три дня бурлили жаркие споры сторонников и противников открытой политической борьбы, и, наконец, решение было принято: «Начать в Москве и на всех железных дорогах всеобщую политическую стачку и стремиться перевести ее в революционное восстание». И стачка началась.
Уехать из Москвы Байкузову удалось лишь в ночь на 9 декабря и то только по специальному разрешению Стачечного комитета Московского узла — движение по «Казанке» было остановлено. В Рузаевке Байкузова уже ждали. Сведения о событиях в Москве, поступавшие по телеграфу, были весьма скудные, всем хотелось узнать подробности, а многим не терпелось и самим принять участие в борьбе. Сразу же после приезда Байкузова состоялось тайное собрание, на котором он рассказал о восстании в Москве. Тут же было принято решение», начать забастовку на следующий день, с восьми часов утра. Началом забастовки должен был послужить тревожный гудок паровозного депо. Весть о решении собрания быстро облетела рабочий поселок, к утру уже большинство рабочих знали о предстоящей забастовке. 10 декабря в условленный час уверенно и властно заревел деповский гудок. Его подхватили паровозы на станции. На митинг собрались на вокзале, в первом классе, и просторный зал едва вместил всех желающих. Большую часть собравшихся составляли рабочие депо, машинисты, телеграфисты, путейцы, работники станции. В толпе тут и там серели солдатские шинели демобилизованных, возвращавшихся с Дальнего Востока на родину, были в зале крестьяне из окрестных сел, приехавшие на базар, местные жители.
На стол, послуживший своеобразной трибуной, поднялся машинист Байкузов. Он рассказал обо всем, что видел и слышал в Москве, и призвал всех собравшихся поддержать начавшуюся забастовку. Слова Байкузова «Итак, бастуем, товарищи!» были встречены одобрительным гулом. На митинге сразу же был избран стачечный комитет. В него вошли машинисты Александров, Байкузов, Волженский, Лисовский, Плешачков, телеграфисты Громов, Колосков, Мухин, ревизоры Коротченко, Ролланд, студент-практикант Вицман и другие, всего 19 человек. Председателем комитета единогласно избрали Афанасия Петровича Байкузова. И хотя ни один комитетчик не имел опыта революционной борьбы, решения, принятые комитетом, были в основном правильные. На первом же заседании комитет решил: «Пассажирское и товарное движение по линии приостановить, пропускать лишь воинские и санитарные поезда и поезда с продовольствием». Железнодорожный телеграф также поступил в полное подчинение комитету. Отправлялись телеграммы, только посылаемые комитетом, а принимались телеграммы только на адрес комитета, о чем предупреждены были все телеграфисты по линии Пенза — Рузаевка.
В первый же день забастовки была организована боевая дружина в количестве около 150 человек, состоящая преимущественно из рабочих депо и станции. Начальником дружины был назначен один из членов комитета Вицман. Дружина была вооружена в основном кинжалами и железными пиками, изготовленными по поручению комитета в деповских мастерских группой рабочих под руководством Тростина и Сазонова. По воспоминаниям Тростина, в течение 10 дней рабочие изготовили около 50 пик и более 30 кинжалов. Часть дружины была вооружена револьверами, закупленными в Пензе на деньги, взятые у местных купцов в порядке контрибуции.
Дружина была разделена на пять групп по 30 боевиков в каждой. Они охраняли вход в помещение инспекторских комнат, где помещался комитет, а также вход в телеграф, куда можно было входить только по специальному удостоверению, выдаваемому комитетом, или зная пароль, ежедневно обуславливаемый начальником дружины. На дружину также была возложена охрана имущества дороги, грузов, находящихся на станции, соблюдение общественного порядка на станции и в поселке.
Комитет запретил в Рузаевке торговлю вином. Для голодных безработных, едущих эшелонами из Баку, было организовано бесплатное питание в общественной столовой. Хлеб, мясо и другие продукты брали из грузов, находившихся на станции, частично у местных купцов или закупали на рынке. И это была, вероятно, первая в России бесплатная общественная столовая!
13 декабря царскими властями был арестован Распорядительный комитет на станции Сасово Московско-Казанской железной дороги. После этого ареста Рузаевка практически потеряла связь с Москвой и не могла по-настоящему ориентироваться в происходящих событиях. Указания Центрального стачечного комитета перестали поступать, и неизвестно было, продолжает ли он действовать. Поэтому нужно было создать новый центральный орган для руководства забастовкой на Московско-Казанской железной дороге. И можно только удивляться смелости и решительности рузаевских железнодорожников, решивших взять руководство забастовкой в свои руки и создать такой орган в Рузаевке.
15 декабря в Рузаевке состоялось собрание делегатов от станций Казанской дороги: Пензы, Сызрани, Казани, Самары, Алатыря, Батраков. Собрание решило продолжать борьбу а для руководства этой борьбой избрать Центральный забастовочный комитет Казанской железной дороги. И он был избран в составе трех человек: Байкузов (председатель), инженер Моллинари и ревизор Коротченко. На этом же собрании была назначена новая администрация всей Казанской дороги. Начальником дороги был назначен начальник девятой дистанции пути (Рузаевской) Непенин, начальником службы тяги — Афанасий Байкузов, начальником службы пути — Моллинари, начальником телеграфа — Громов. Как видим, все они из Рузаевки, то есть практически руководство всей забастовкой на Московско-Казанской железной дороге концентрировалось теперь в Рузаевке.
Одним из важнейших действий Рузаевского распорядительного комитета был выпуск кредитных квитанций — бонов. Поскольку заработной платы с начала забастовки рабочие и служащие не получали, купцы отказались отпускать товары в кредит. Тогда было решено выпустить квитанции — боны с печатью Всероссийского железнодорожного союза и с подписью Байкузова. Боны были выпущены достоинством 1 рубль и 3 рубля. Комитет обязал купцов отпускать товары по этим бонам впредь до получения зарплаты. Купцы, хотя и неохотно, вынуждены были подчиниться.
Больше того, комитет решил наладить регулярную выдачу зарплаты всем железнодорожникам на дороге, куда доходила его власть. В телеграммах от 15 и 16 декабря 1905 года было предложено всем начальникам станций и местным стачечным комитетам уплатить рабочим и служащим жалованье из станционных выручек, причем определенный процент имеющихся денег направить в Рузаевку в распоряжение Центрального стачечного комитета. И такие отчисления были. Так, Симбирским стачечным комитетом было выслано шесть тысяч рублей, железнодорожниками станции Вешкайма — 600 рублей.
Комитет рассчитывал на длительную борьбу, а для этого необходимо было оружие. Поэтому забастовщиками с восторгом было встречено известие, что на станции дружинниками были задержаны два вагона, в которых находилось более полутора тысяч винтовок. Солдаты, охранявшие этот груз, никакого сопротивления дружинникам не оказали.
Между тем положение осложнялось. Связь с Москвой была окончательно прервана, доходившие оттуда сведения и слухи были неутешительными: восстание подавлено. Среди некоторой части забастовщиков начались колебания. Посланные разведчики до Москвы не добрались, но привезли неутешительные сведения о жестоких действиях карателей и о расстреле на станции Люберцы.
Стало ясно, что одним рузаевцам долго не продержаться. Поэтому 21 декабря состоялся последний митинг бастовавших рабочих и служащих. На этом митинге была принята резолюция: «Мы, рабочие, начали борьбу организованно, организованно ее и кончаем, прекращаем забастовку нашей волей не из страха перед надвигающейся опасностью, а из сознания бесплодности дальнейшего сопротивления».
Подводя итог забастовке, Байкузов сказал: «Двенадцать дней держались мы против всего аппарата царской власти! От имени Центрального стачечного комитета спасибо вам, товарищи, за вашу революционную стойкость!».
На другой день в восемь часов утра возобновилось нормальное движение поездов через станцию Рузаевка. Так закончила свое существование «Рузаевская республика», но память о ней жила в рассказах свидетелей и участников, в забастовках 1910и 1913 годов, в страхе царского правительства перед народным восстанием и, наконец, в революционной октябрьской буре 1917 года. И сейчас живет благодарная память в сердцах рузаевцев, вызывая восхищение героизмом и самоотверженностью наших прадедов. «Рузаевской республике» посвящены картина народного художника Мордовии И. Сидельникова, книги С. Зархия, Ф. Андрианова, М. Петрова.
Известные уроженцы
Алексей Мишин – олимпийский чемпион, Чемпион мира и Европы по Греко-римской борьбе.
Алексей Зворыкин – чемпион Европы, призер чемпионатов России по пауэрлифтингу.
Юлия Курина – чемпион Европы по силовому троеборью среди женщин.
Шариф Камал (Байгельдеев) – уроженец села Татарская Пишля Рузаевского района
Алексей Спирин — глава инспекторского комитета РФС
Культура
Объекты культуры
Муниципальное учреждение культуры «Дом культуры», г. Рузаевка, ул. Ленина, 59, тел. 31-100;
— Дом культуры «Орион», г. Рузаевка, 6, тел. 96-365;
— Клуб железнодорожников имени Ухтомского, ул. Революции 1905 г., 4 тел. 93-425
Кинотеатры
Кинотеатр «Искра», г. Рузаевка, ул. Маяковского, 90, тел. 20-309
Библиотеки
МУК Централизованная библиотечная система (ЦБС), г. Рузаевка, ул. Куйбышева, 89, тел. 21-031;
— МУК ЦБС филиал № 1, г. Рузаевка, пер. Фабричный, 15, тел. 31-902;
— МУК ЦБС филиал № 2, г. Рузаевка, ул. Тухачевского, 2, тел. 48-485;
— МУК ЦБС филиал № 3, г. Рузаевка, ул. Петрова, 19, тел. 21-266;
— МУК ЦБС филиал № 4, г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., 13, тел. 31-920;
— МУК ЦБС филиал № 5, Рузаевский район, с. Татарская Пишля, тел. 33-305;
— МУК ЦБС филиал № 6, г. Рузаевка, ул. Менделеева, 3;
— МУК ЦБС «Центральная детская библиотека», г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., 13, тел. 31-926;
Достопримечательности
Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь — возрождающаяся святыня нашего Отечества. Это крупнейшая обитель Саранской и Мордовской Епархии, историко-архитектурная жемчужина муниципального образования Рузаевка. Обитель во имя святой мученицы Параскевы была устроена здесь в 1865 году. На этом месте чудесным образом была найдена в XVIII веке ее икона. В летописях монастыря говорится об этом. Солдат из крестьян села Рузаевка Инсарского уезда, находясь на военной службе, сильно страдал от болезни ног. Томясь тоскою по родине, но терпеливо перенося страдания, солдат находил истинное утешение лишь в слезной молитве Господу Богу. Однажды больному во сне явилась женщина «небесной красоты» в голубом одеянии с крестом в руках. Но он отнес это видения к обычным снам даже тогда, когда оно повторилось. В третий раз прекрасная женщина явилась со словами: «Через три дня ты будешь совершенно здоров и возвратишься на родину. Когда придешь домой, сходи в деревню Пайгарму, в лесу увидишь источник и в нем найдешь мой образ. Устрой над источником часовню и поставь в ней найденный образ; после этого ты будешь совершенно здоров, никогда не будешь болеть ногами.» Исполняя обет служивый построил часовню и после этого поведал о своем чудесном исцелении местным жителям. Обрадованный благодатной вестью верующий православный люд устремился на поклонение обретенной святыне. Многие, с верою прибегавшие к святой иконе, получали чудесные исцеления от болезней и благодатное утешение в скорбях и напастях. На иконе, обретенной рузаевским солдатом, был образ святой мученицы Параскевы. Этот первоначальный образ не раз приносили крестьяне из часовни в Рузаевскую церковь, но она чудесным образом снова и снова появлялась на источнике в своей часовне. Впоследствии она была утеряна. Вместо утраченной иконы в XIX веке, на святой горе Афон, была написана новая икона святой мученицы Параскевы, в которую вложена часть святых мощей страстотерпицы Христовой, специально для Пайгармского монастыря. С тех пор она является главной святыней Параскево-Вознесенской обители. От целебного же источника и поныне подается исцеление всем приходящим с верою на это святое место и приемлющим святую воду.
Творческие коллективы
— Народный самодеятельный коллектив театр «Дебют»;
— Народный самодеятельный хореографический коллектив «Экселент альянс»;
— Народный самодеятельный хореографический коллектив «Дивертисмент»;
— Народный самодеятельный вокальный ансамбль народной песни «Мозаика»
— Народны самодеятельный хор ветеранов войны и труда.
Гостиницы
Гостиница «Юбилейная». Привокзальная площадь, дом 5. тел. 3-47-12.
Пункты питания
Кафе «Кристалл», Привокзальная пл., д. 5.
Кафе «Космос», Улица Гагарина, д. 5., тел. 4-11-51.
Кафе «Засада», ул. Солнечная, 6.
Социальная сфера
Здравоохранение
В настоящее время медицинскую помощь жителям муниципального образования оказывают Рузаевская Центральная районная больница, железнодорожная больница, фельдшерско-акушерские пункты. В системе здравоохранения трудится 272 врача и более 770 средних медицин-ских работников.
Образование
В систему образования Рузаевского муниципального района входит 64 учреждения образования: 26 средних, 4 основные, 4 начальные, 1 вечерняя школа, детский дом-школа, Дом пионеров и школьников, станцию юных натуралистов, станция юных техников, детско-юношеская спортивная школа, межшкольный учебный комбинат, 27 дошкольных образовательных учреждения. Высшие учебные заведения – 2: — Рузаевский институт машиностроения; — филиал Самарского Государственного университета путей сообщения. Средне-специальных учебных заведений – 1. — Рузаевский политехнический техникум. Профессиональных технических училищ – 4.
Фотогалерея
Кормилицын
Вячеслав Юрьевич
Глава района
Контакты администрации
431440, Республика Мордовия
Рузаевский район, Рузаевка, ул. Ленина, 61