Выкса

Исторический город
Истор. возр. - 267
Основан - 1757 г.
Население: 53 477 чел.
Город с 1934 г.
Жители: выксунцы
  • Общие сведения
  • Историческая справка
  • Известные уроженцы
  • Культура
  • Фотогалерея

Общие сведения

Город Выкса Выксунского района расположен в Приокской низине и входит в Приокский юго-западный низинный полесский край. Его территория равна 184,3 тыс. га. Район граничит с Рязанской областью на юге и Владимирской областью на западе. На севере и северо-востоке от него располагаются Навашинский и Кулебакский, а на востоке и юго-востоке – Ардатовский и Вознесенский районы Нижегородской области. Всего в Выксунском районе 46 населенных пунктов.

Центром района является промышленный город Выкса, площадь которого составляет 2124 га. Расстояние от города Выкса до областного центра — г. Нижний Новгород — по автомагистрали составляет 186 км. Доехать до Выксы можно по Оке, но удобнее железной дорогой до станции Навашино, а оттуда до города 28 км на автобусе «Выкса – Навашино».

В настоящее время Выкса является не только административным центром Выксунского района, но и крупным промышленным городом Нижегородской области. Большинство промышленных предприятий района расположено в Выксе. К 2000 г. в городе кроме улиц и переулков выросли целые микрорайоны: Гоголя, Юбилейный, Жуковского, Центральный, Южный. Особенностью Выксы является и то, что она окружена крупными заводскими селами, сейчас поселками, часть населения которых работали и работают в Выксе.

Выкса восьмой по численности населения среди районов Нижегородской области. Численность населения 93,8 тыс. человек, что составляет примерно 3% от общего числа жителей области. Плотность населения — 50 человек на квадратный километр Большая часть населения (66,8%) проживает в городе Выкса. По национальному составу — преобладают русские. В настоящее время численность населения города Выкса составляет – 57 тысяч 911 человек.

Климат

Выкса имеет более мягкий климат, чем другие районы области. Зима здесь менее морозная и снежная. Лето несколько прохладнее, чем на юго-востоке области. Осадков в среднем выпадает 523 мм в год. Среднегодовая температура + 3,7 Сº. Климат района сравним с климатом центральной части Русской равнины.

Земельный фонд

Почвы — дерново-подзолистые, супесчаные и песчаные, часто заболоченные и малоплодородные. В общем пользовании находятся 39 тыс. га земли, из которых более половины предназначено для сельского хозяйства. Если сравнивать последние данные с общей площадью района, то на сельскохозяйственные угодья приходится 16,3% территории, в том числе 8,2% занято под пашни, 4,4% отведено под сенокосы и 2,4% — под пастбища. Земли личных подсобных хозяйств и индивидуального строительства составляют 1,2%. Под площади, улицы, дороги, проезды отведено 2,2% земель.

Полезные ископаемые

В городе Выкса берет начало железорудная полоса, находящаяся на юге Нижегородской области и проходящая от Выксы на Череватово и Первомайск. Рудоносная толща выксунских железных руд находится близко к поверхности, но руда в ней залегает отдельными гнездами и не составляет сплошного горизонтального скопления. Железная руда содержит 30-37% чистого железа. Общие запасы железных руд в Выксунском районе оцениваются в 2,5 млн. т., в основном — руда второго сорта (класса «С» и «В»). Выксунские руды похожи на руды Тульско-Липецких месторождений, являясь рудами осадочного происхождения. В Выксунских месторождениях присутствуют два вида руд — белая и красная. Та и другая требуют обязательного обжига перед плавкой, для превращения руд в оксиды железа при этом происходит обогащение их по железу. Белая руда самая ценная, легко оплавляется, богаче железом.

В соседнем Муроме издавна использовали и руды приокских мест. Уще при Петре I в 1721 году последние были поставлены на учет в специальном правительственном управлении Берг-Коллегии в Петербурге, с постройкой заводов в середине XVIII века руды стали использоваться в очень больших количествах. В связи с нерентабельностью и относительно небольшими ресурсами добычу руды прекратили в 1923 году.

На территории района расположены 3 месторождения глинистого сырья с промышленными запасами порядка 5 млн тт (Вильское, Песоченское, Фирюсихинское), 2 месторождения песчано-гравийного материала с промышленными запасами около 1,5 млн мі (Конновское, Ляховское), 2 месторождения карбонатных пород с промышленными запасами 900 тыс. мі (Бачиханское, Шиморское). Строительные пески распространены повсюду. В южной части района имеются залежи торфа.

Лесные угодья

До постройки заводов, то есть два с половиной века тому назад, здесь «стеной стояли» былинные муромские леса. До начала XX века на территории района находились знаменитые муромские леса. Но они были истреблены на древесный уголь, дрова и строительный материал, особенно в годы индустриализации и после окончания Великой Отечественной войны. Постепенно леса были восстановлены и в настоящее время занимают 146,6 тыс. га т. е. Современная лесистость района составляет 78 процентов. На песчаных почвах преобладает сосна. Низкие заболоченные места заняты осиной и березой богаты пернатой дичью, зверями, пушистыми мхами, грибами, ягодами. В смешанных выксунских лесах преобладает сосна. В старину «здесь водилось очень много зверей, в их числе медведей — «лесных царей», животных сильных и свирепых. В лесах и даже в пределах города встречаются лиственница, каштан и т. д.

Общий запас древесины составляет 16,7 млн. куб. м, в том числе 11,3 млн. куб. м. приходится на хвойные породы. Все леса района относятся к лесам водоохранно-эксплуатационного назначения. Грибоносная площадь составляет 11,9 тыс. га с биологическим урожаем 400 тонн грибов в год. На территории района есть база для заготовки лесохимического сырья.

Гидросистема

На западе протекает река Ока, притоками которой являются реки Сноведь, Велетьма, Суводь, Верея и Железница. Все внутренние реки являются малыми, имеют лесной характер питания и поэтому круглый год относительно многоводны. Общая площадь водосброса — 1771 кв. км. Главной рекой района является речка Железница, исток которой находится в лесном родничке за деревней Пустошкой. Река вбирает в себя много притоков, в том числе речки Виля и Выксун.

Выксун, слившись у Ризадеи с притоками Березовой, Ягодной, малым Выксуном, питает водой два сохранившихся с второй половины XIX века водохранилища — Верхний пруд (площадь около 250 га.) и Нижний пруд (38 га.). Именно благодаря водам Выксуна, более двух веков двигавшим заводские механизмы, появился город Выкса и его заводы. Неслучайно из пяти крупнейших прудов Нижегородской области четыре находятся в Выксунском районе: Вильский, Запасной, Досчатинский, Верхевыксунский. В районе расположена часть уникального Южно-Горьковского месторождения подземных вод, из которого организовано водоснабжение населенных пунктов. На территории района имеются пойменные и донно-пойменные озера.

Фауна

В животном мире наибольший практический интерес представляют охотничьи виды птиц, млекопитающие и промысловые виды рыб. В лесах водятся лоси, кабаны, лисы, зайцы, глухари, тетерева, рябчики. Профессионально рыбный промысел распространен в районе села Чупалейка с хозяйственным промыслом живой рыбы не менее 70 тонн в год. Благоприятные природно-климатические условия способствуют поддержанию промыслового фонда в объеме не менее 300 тонн живой рыбы.

Историческая справка

Герб города Выксы был разработан к 50-летию присвоения Выксе статуса города. Его автор — художник-оформитель бюро эстетики металлургического завода А.А. Сеппиус. Герб был утвержден 10 июля 1984г.

Герб Выксунского района представляет из себя геральдический щит размером 30 на 20 мм, разделенный на четыре цветовых поля. В верхнем белом поле — красный олень, символизирующий принадлежность Выксы к Нижегородской области. В правом нижнем углу расположен сложный символический знак, объединяющий шестерню, колос, трубы, сталеразливочный ковш на красном поле. Сталеразливочный ковш и трубы — атрибуты металлургического производства, шестерня — машиностроительного, колос — агропромышленного комплекса. Красный цвет на гербе показывает главенствующую роль металлургии в промышленности.

Селение Выкса появилось средь дремучих муромских лесов, слывших пристанищем раскольников и разбойников. Название Выкса имеет угро-финское происхождение и в переводе означает “поток, течение”. Так называлась речка, на берегах которой было основано поселение. Наиболее раннее упоминание о Выксе связано с именем царя Ивана Грозного. “Когда царь Иван Грозный шел походом на Казань, то проходил недалеко от Выксы через Велетьму, и там, где теперь стоит церковь, он дневал, а войско раскинуло лагерь на том месте течения реки Велетьма, где она переходит из Нижегородской губернии во Владимирскую, т.е. неподалеку от Велетьминского пруда. Это было в 1552 году 20 июля” (Н. Соколов “Исторический очерк о Выксунских заводах”).

В 1754 г. сыновья известного заводчика Родиона Баташева отправились к Муромским лесам. Главное, чем был занят старший из них – Андрей Родионович – поиски “железной розы”. Так в этих краях называли выходы железной руды. В 1765 г. братьями был построен выксунский железорудный завод. Поселившись на Выксе, братья Баташевы усмирили окскую вольницу. В XIX веке населенные пункты, расположенные на территории Выксунского района, входили в состав сначала Арзамасского, а затем Ардатовского уездов. В 1921 году был образован Выксунский уезд, который в 1929 году разделили на два района – Выксунский и Кулебакский. В 1934 году Выкса приняла статус города.

Кустарная обработка металла в Выксунском районе началась еще в XVI в. рядом с деревней Рудня, а город Выкса возник в 60-х годах XVIII века, когда братьями Баташевыми из Тулы в окрестностях Муромских лесов были обнаружены большие запасы железной руды.

Здесь сооружаются три металлургических завода — Верхний, Средний и Нижний Выксунский завод. Для нужд производства создается система огромных прудов площадью 280-585 га и глубиной до 9 м. в бассейнах Железницы и Велетьмы (крупнейшие пруды — Запасный, Велетьминский и Вильский).

Заводы выпускают оружие, листовое железо, гвозди, проволоку, литье, сортовое железо, трубы. Славу Выксы составило её художественное литьё, которое украшало улицы и площади ряда городов. На Выксунских заводах были изготовлены решетка Кремлевского Александровского сада, фигуры коней и богатырей на Триумфальных воротах в Москве и фонтан на площади Минина в Н.Ногороде.
Золотым фондом города являются его жители. Выксунцы известны во многих отраслях, в разных уголках России, её ближнего и дальнего зарубежья. Только благодаря добросовестному труду многих поколений на протяжении всей своей истории Выкса строилась и комплексно развивалась.

Известные уроженцы

Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939) русский инженер, изобретатель, ученый, почетный академик, Герой Труда, член ЦИК СССР.

Шухов

Инженерный гений Владимира Григорьевича Шухова давно получил мировое признание. Более полувека, с последней четверти XIX по 30-е годы ХХ столетия, его работы определяли достижения России и ее мировой приоритет в самых разных областях инженерной мысли.

Диапазон творческих интересов Шухова был поразительно широк. Нефтепереработка, теплотехника, гидравлика, судостроение, военное дело, реставрационная наука — во всех этих, столь разнородных областях он сделал фундаментальные изобретения, создал технологии и конструкции, ставшие прорывом в будущее.

Особый вклад В.Г.Шухов внес в развитие строительного искусства, создав новаторские, поражающие смелостью замысла, простотой, изяществом и одновременно надежностью и долговечностью пространственные системы покрытий и высотных сооружений из металла.


Дмитрий Дмитриевич Шепелев

Дмитрий Дмитриевич Шепелев

В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, есть замечательная Военная галерея Зимнего дворца. Здесь находятся 332 портрета военачальников русской армии участников кампаний 1812 — 1814 годов. Среди них есть и портрет генерала Дмитрия Дмитриевича Шепелева. Для Выксунцев это имя знаменательно прежде всего тем, что Д.Д. Шепелев стал продолжателем баташевского дела. Он был женат на внучке И.Р. Баташева и после смерти предпринимателя получил все заводы (которые с тех пор стали называться шепелевскими) под свое опекунское управление.

Представляя знатный дворянский род, Шепелев смог добиться самых высоких результатов как на военной службе. Благодаря неординарным полководческим и организаторским способностям, сделал головокружительную карьеру в армии, смог дослужиться до звания генерал-поручика и покрыть свое имя неувядаемой славой.

В Отечественную войну 1812 года Дмитрий Шепелев, будучи в отставке, написал письмо в Главный штаб, в котором просил вновь принять его на военную службу. Разрешение было получено.

После Бородинского сражения Шепелеву было поручено командование гвардейской кавалерийской бригадой, состоящей из особо привилегированных частей — лейб-гвардии Конного и Кавалергардского полков. 6 октября русская армия выступила из Тарутинского лагеря и напала на лагерь французов. Шепелев принял участие в этом сражении. Особенно он отличился в сражениях при Малоярославце, в Красном. Руководимая им кавалерийская бригада преследовала французскую армию до реки Березины.

В декабре 1812 года Шепелев был назначен начальником 2-го авангарда войск генерала П.Х. Витгенштейна. Наряду с драгунами и донскими казаками в состав вверенного Дмитрию Дмитриевичу соединения был включен Гродненский гусарский полк, давним шефом которого он являлся.

Во время заграничного похода русской армии Шепелев принял активное участие в важнейших военных операциях. За взятие польского города Зоммерау и ряд других успешных сражений генерал-майор Д.Д. Шепелев был произведен в генерал-поручики, награжден орденом Св. Владимира II степени. Его имя было занесено на мемориальную доску Галереи Воинской Славы Храма Христа Спасителя в Москве.

При Шепелеве выксунские заводы стали самыми крупными предприятиями не только в Нижегородской губернии, но и во всей стране. На них трудилась чуть ли не половина всех рабочих губернии. По техническому обеспечению эти заводы признавались лучшими чугуноплавильными и железоделательными заводами России.


В.А. Сухово-Кобылин

Василий Сухов-Кобылин

В 1846—1856 годах в Выксе жила семья генерала В.А. Сухово-Кобылина. Назначенный опекуном фабрично-заводского хозяйства после разорения Шепелевых, Василий Сухов-Кобылин предпринял попытку спасти финансовое положение на предприятии.

В ту пору нередким гостем Выксы был сын генерала Александр Васильевич — знаменитый русский драматург, автор пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». На лето приезжала и& его сестра Елизавета Васильевна (по мужу графиня Саллас), детская писательница с литературным псевдонимом «Евгения Тур». Сын писательницы Евгений Андреевич Саллас бывал в Выксе часто и после отъезда деда В.А. Сухово-Кобылина. Он был плодовитым писателем, его перу принадлежат такие повести, как «Владимирские мономахи», «Тартюфочка», прототипами персонажей которых стали обитатели Выксы и ееокрестностей.


А.И. Лессинг был управляющим Выксунскими заводами, а в 1891 году купил их в свою собственность.

Став во главе Общества Выксунских горных заводов (ОВГЗ), образованного еще в 1885 году, Лессинг тут же начал реорганизацию предприятия в целях увеличения рентабельности производства. Однако один управлять ими он не мог, поэтому сюда прибыло несколько десятков немецких специалистов с семьями.

Для иностранных специалистов на Нижней Выксе недалеко от реки Железницы у Антоновского моста был построен посёлок, названный Немецкой колонией. Дома здесь были просторные, деревянные, с красивыми мезонинами, каждый на две-три квартиры. Рядом располагался конный двор с выездными и тягловыми лошадьми, каретными и фуражными сараями. Поселок был огражден деревянным забором, с остальным миром общался через проездные ворота.

Немецкая колония была уголком культуры Нижней Выксы. В парке поселка проводились лекции, концерты, спортивные соревнования. Там выступали и приезжие артисты.

При Лессинге почти каждый год происходили большие изменения. В 1893 году было начато производство рельсов. Рельсы с выксунских заводов использовались при строительстве всех железных дорог империи. Заводы Вили, Выксы и Досчатого соединяла с Окой железная дорога. По ней перевозились сырье и готовая продукция.

С 1894 года на заводах стали производить очень много котельного железа. Год спустя установили самую большую паровую машину — 1000 лошадиных сил. Для листопрокатного производства начали использовать универсальный трехваликовый прокатный стан. По инициативе Лессинга были построены новые заводские корпуса. В них изготавливалась самая ходовая продукция: железо, гвозди, стальные болванки.

Перед началом Первой мировой войны группа выксунских заводов представляла собой крупное металлургическое железоделательное объединение. В него входили Верхне-выксунский, Нижне-выксунский, Досчатинский, Вильский, Проволоченский, Бушуевский заводы.


Максим Перфильевич Горностаев

Выксунцам хорошо известна фамилия Горностаевых. Ее родоначальником был талантливый механик и металлург Максим Перфильевич Горностаев.

Самородок из крепостных, Максим Перфильевич получил образование «милостью барина», показал себя универсальным специалистом заводского дела XVIII века. Он блестяще чертил, рисовал, прекрасно знал законы механики, умело организовывал производственный процесс. Ко всему прочему знал несколько иностранных языков, легко переводил новинки технической литературы на русский язык, много читал, собрал обширную личную библиотеку.

Горностаев был автором проекта и строителем Проволоченской фабрики (Выксунский район), организатором катального производства на заводах.

За свои «неусыпные труды» Максим Перфильевич заслужил от заводчика И.Р. Баташова «великую милость» — освобождение от крепостной зависимости всей его семьи. Этот талантливый человек и великий труженик проработал у Баташова всю свою жизнь. Десять лет, начиная с 1800 года, он был главноуправляющим его заводов.

Сын Максима Перфильевича — Алексей стал известным архитектором.

А.М. Горностаев спроектировал и построил каменную шатровую Никольскую церковь, сохраняя ее прежнее назначение — маяка. Церковь получилась на удивление русской, оригинальной, мощной и красивой. Алексей Максимович — автор усыпальницы князя Пожарского в Суздале и Успенского собора в Хельсинки, нескольких храмов в Троице-Сергиевой лавре.


Василий Прохорович Горячкин

Советский ученый в области сельскохозяйственных машин, почетный член АН СССР (с 1932). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1935). Академик ВАСХНИЛ с 1932 года.

Родился в семье мастеровых, выходец из города Выкса. В 1890 г. окончил с отличием физико-математический факультет Московского университета, а в 1894 г. — Московское императорское техническое училище. Ученик «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского.

Выдающийся ученый, основоположник новой научной дисциплины «Земледельческая механика» проявил свои таланты в качестве организатора науки, педагога, гражданина и патриота.

Научные труды академика В.П. Горячкина являются классическими в области технических наук. В них помимо разработок теории сельхозмашин получили развитие и такие фундаментальные теоретические вопросы, как теории масс и скоростей, удара и разрушения материалов, клина, резания, подобия, общая схема природных явлений и процессов. Создал приборы, применяемые в сельском хозяйстве и металлообработке, машиностроении: плотномер почвы, профилографы, динамографы и др.

В октябре 1980 г. открыт музей-мемориал им. В.П. Горячкина в Московском государственном агроинженерном университете.

Музей-мемориал располагается в помещении бывшей машиноиспытательной станции, организованной и открытой профессором В.П. Горячкиным в 1913 г. В музее собраны интересные материалы и экспонаты, посвященные достижениям страны в области сельскохозяйственного машиностроения и испытания сельскохозяйственной техники.


Николай Яковлевич Афанасьев — русский скрипач и композитор.

Пять лет жил в Выксе, дирижировал оркестром и хором крепостного театра . Он оставил интереснейшие воспоминания о жизни в нашем городе. Эти воспоминания были опубликованы в 1890 году в журнале «Исторический вестник» в Санкт-Петербурге.

Музыкальное образование Афанасьев получил от своего отца, скрипача Якова Ивановича Афанасьева, который был внебрачным сыном князя Ивана Долгорукова. Проявив незаурядный талант, Афанасьев-младший уже в пятнадцать лет выступил с сольным концертом в Москве, а через два года был принят в оркестр Императорской оперы, где вскоре стал концертмейстером. В 1841 году Афанасьев покинул этот пост и стал дирижёром частной оперы Шепелёва, где поставил несколько спектаклей.

Через несколько лет он принял решение посвятить себя сольному исполнению, дал несколько концертов в крупнейших городах России и к 1851 году осел в Петербурге, где также выступал как солист и руководил оркестром Итальянской оперы. С 1853 Афанасьев преподавал игру на фортепиано в Смольном институте. В 1857 году концерты скрипача прошли в Германии, Франции, Англии, Швейцарии и Италии.

По возвращении с гастролей в Россию Афанасьев занялся сочинением музыки, и с этого времени стал известен почти исключительно как композитор. Перу Афанасьева принадлежит большое количество произведений, но большинство из них до сих пор не опубликованы. При жизни композитора успехом пользовались его камерные работы: так, струнный квартет «Волга», написанный около 1860 года, был удостоен первой премии Русского музыкального общества. Судьба опер Афанасьева сложилась более драматично: единственная постановка оперы «Аммалат-бек» по роману А.А. Бестужева-Марлинского состоялась в Мариинском театре 11 (23) ноября 1870 года и не имела успеха, другие же его сочинения для музыкального театра вообще не были исполнены или существуют лишь в рукописях.

В творчестве Афанасьева ярко проявляется влияние русского музыкального фольклора: нередко он использует мотивы и ритмы народных песен и танцев. В 1866 году под редакцией Афанасьева вышел в печать сборник народных песен, обработанных для четырёхголосного хора a capella. В своих мемуарах, написанных в 1890 году, Афанасьев описал музыкальную жизнь России середины XIX века. За два года до смерти музыкант был избран в почётные члены Русского музыкального общества.


Коленда Виктор Константинович (1872, с. Выкса, Нижегородская губ. – 1945, Москва).

Живописец, художник театра. Учился в Москве у К.А. Коровина и В.А. Серова (до 1899 года), в Париже у Ж. – П. Лоранса (1899 – 1901). Участвовал на выставках с 1897 года. Виктор Константинович Коленда — художник-декоратор первой половины XX века (1872 — 1945) родился в Выксе в семье врача. Он был учеником знаменитого художника Валентина Александровича Серова. Начинал свою творческую деятельность в Нижнем Новгороде, оформляя спектакли М. Горького, А. Островского и А. Чехова. Свои навыки Виктор Константинович совершенствовал в Парижской академии художеств. Возвратившись в Россию, работал по договору декоратором в театрах В.Ф. Комиссаржевской и в Малом (Москва), в Киеве в театре Соловцова и даже в Лондоне. Он создавал не только декорации к спектаклям, но и эскизы костюмов действующих лиц.

После смерти художника его дочь подарила музею Выксы десять работ отца: «Старый Выксунский рынок», «Верхневыксунский переулок», «Задворки», «Парк», «Весенний этюд», «Дом Баташовых», и др.

Культура

Памятники

В Выксе сохранились памятники промышленной, гражданской и культовой архитектуры ХVIII- XIX веков, из которых выделяются дворец Баташевых (ХVШ век), их охотничий домик в поселке Досчатом, постройки В. Г. Шухова на металлургическом заводе.

Живописен парк XVIII века с озером Лебединка. И сегодня Выкса окружена сосновым лесом, а неподалеку от металлургического завода есть липовый парк. В шести — семи километрах от города протекает река Ока. В самом городе находятся четыре пруда, зеркальная поверхность которых составляет 1000 гектаров. Особенно красив верхний пруд, окруженный сосновым бором. Летом в парке и на прудах устраиваются карнавалы, ярмарки, фестивали и различные праздники.


Выксунский городской парк

Памятник русского садово-паркого искусства второй половины XVIII века. Выксунский городской парк культуры и отдыха — ценный памятник русского садово-паркового искусства второй половины XVIII века. Созданный трудом крепостных заводчиков Баташовых, он и сегодня представляет из себя наиболее примечательную особенность нашего города и вместе с голубым ожерельем выксунских прудов создает его самобытный, оригинальный образ, делает Выксу неповторимой, неординарной в ряду многочисленных городов Российской Федерации.


Церковь Рождества Христова

Она расположена на возвышенности, чтобы ее можно было видеть отовсюду. Первоначально на этом месте стояла деревянная церковь, в 1773 году был построен храм из кирпича. Церковь была семейной, баташовской, и только в середине XIX века она стала доступной для всех выксунцев. В эпоху борьбы с религией храм был разграблен и закрыт.

Времена изменились, в 1988 году храм был передан общине возглавляемой и по сей день протоиереем Геннадием Колоколовым.

В 1996 году решением Священного Синода при храме было открыто духовное училище. В 2003 году проходили юбилейные торжества, посвященные 230-летию строительства и освящения церкви. Восстановленная Христорождественская церковь сегодня является духовным центром Выксы.


Иверский женский монастырь

Заметную роль в расширении известности Выксы, повышении культуры населения, развитии школ и грамотности сыграл Иверский женский монастырь. Строился монастырь с 1864 года в течение пятидесяти лет, а после революции начался процесс его разборки.

Первоначально новая власть в освободившиеся кельи вселяла семьи бесквартирных рабочих. С 1920 года в полупустующем трапезном корпусе действовала школа для партийных и советских работников, а в 1921 году здесь разместились органы управления Выксунского уезда. В 1926& году монастырь официально закрыли, организовав в его зданиях школу «рабфак».

В 1924 году для строительства городской больницы и амбулатории было решено разобрать монастырскую кирпичную ограду. Для строительства поликлиники и Дома культуры металлургов разобрали на кирпич и Иверскую церковь. В 1927 году с той же целью взорвали колокольню и Собор, который и по сей день стоит в развалинах.


Охотничий домик

Памятник архитектуры конца XVIII века.

На краю береговой террасы Оки, где излучина реки окаймляет обширную территорию заливных лугов, построен двухэтажный кирпичный с оштукатуренными деталями дом. Владельцы выксунских заводов выезжали сюда развлекаться и охотиться на водоплавающую дичь, которая в огромном количестве собиралась в озерках и болотцах окской поймы. Со стороны дороги посетителя встречает большое арочное окно с дверью. Оно занимает всю плоскость фасада, обращенного к селению, где в XVIII веке также находился металлообрабатывающий завод. Мыза представляет собою замок башенного округленного в середине вида и увенчанного на кровле беседкою под белым железным куполом с тремя окнами и дверью, ведущей на плоскую, обнесенную железной узорчатой решеткою, крышу, простирающуюся над всем замком.

Среди памятников индустриального наследия в Выксе находятся уникальные инженерные сооружения В.Г. Шухова, которые рассматриваются специалистами как потенциальные объекты всемирного культурного наследия.


ЛИСТОПРОКАТНЫЙ ЦЕХ — памятник отечественного промышленного зодчества.

«К числу наиболее интересных и оригинальных конструкций, созданных Шуховым, следует отнести покрытие на выксунском заводе. Впервые в мировой строительной практике Шухов продемонстрировал возможность компоновать пространственное прямоугольное в плане покрытие двоякой кривизны из однотонных стержневых элементов.» Иженер Ковельман Г.М. (коллега В.Г.Шухова).

В историю строительной техники вошло покрытие здания листопрокатного цеха Выксунского металлургического завода, выполненные Шуховым в 1898 году.


ШУХОВСКАЯ БАШНЯ

Та же плодотворная идея пространственно работающих сеток была с успехом применена Владимиром Григорьевичем и к высотным сооружениям — водонапорным и иного назначения башням. Так появился знаменитый “гиперболоид инженера Шухова”, для последующих поколений ставший символом творчества великого инженера и заслонивший собой другие его не менее выдающиеся творения.

На территории Выксунского металлургического завода сохранилась водонапорная башня, которая относится к типу «ажурных башен», проектирование и строительство которых Шухов начал еще в конце 19 века. (Всероссийская промышленная и художественная выставка в Н.Новгороде в 1896 году).


ПРОЛЕТ СУШКИ ПЕСКА

До недавнего времени считалось, что листопрокатный цех и водонапорная башня – это все, что Шухов создал для Выксунского металлургического завода. В 2007 г. был обнаружен еще один цех с характерными для инженера конструкциями покрытия. Его обмеры и подробное научное описание выполнил инженер – реставратор ГУП ЦНРПМ МК РФ Ю.Л.Южаков.

Пролет сушки песка находится на территории Чугунолитейного цеха ВМЗ — постройка, выполненная по типовому проекту В.Г.Шухова. Относится она к концу XIXв. (около 1898г.).

Здание пролета представляет собой однопролётное прямоугольное строение.


Музеи

Выксунский краеведческий музей

Музей истории Выксунского металлургического завода был создан в 1960 году.

Самый большой отдел музея — исторический. В нем представлена история Выксы и заводов с начала основания до наших дней. Значительный интерес представляют документы XVIII — XIX веков, старые фотографии, коллекции, связанные с городским бытом. Отдельный зал посвящен знамени той в России семье Сухово-Кобылиных. Есть зал, представляющий всемирно известное выксунское чугунное художественное литье.

В отделе изобразительного искусства можно увидеть картины из коллекции Баташовых, а также работы современных художников-выксунцев. Постоянно работает выставочный зал, где проводятся разные выставки.

Музей часто посещают учащиеся школ, профессионально-технических училищ, техникума, рабочие промышленных предприятий, а также гости города. Здесь проводятся чествования трудовых династий, встречи с ветеранами, вечера поэзии, музыки, авторской песни и. т. д.


Объекты культуры

Дворец культуры металлургов

Памятник архитектуры 20-х гг. Дворец культуры был построен в рекордные сроки, за два года, с первого мая 1927 года по первое мая 1929 года по проекту московского архитектора Е.В. Гуцкова, родившегося в Выксе. Кирпича местных заводиков не хватало, поэтому использовали кирпич из оград Иверского монастыря. Называлась новостройка Дворцом труда, а потом ей присвоили имя Лепсе — видного революционера из Риги, возглавлявшего профсоюз «Металлист», через который шло финансирование строительства ДК. В апреле 1929 года И.И. Лепсе умер, и выксунцы увековечили его имя.

Ведущим театральным коллективом была театральная студия. Самым ярким режиссером довоенного Дворца был Владимир Владимирович Варнаков. За 22 года работы он подготовил десятки спектаклей. Во дворце существовали духовой и струнный оркестры, большой хор, изостудия. В годы Великой отечественной войны ДК был занят под госпиталь. Коллектив поредел, но продолжал работать. На втором этаже магазина №10 показывали фильмы, изредка организовывали концерты агитбригад и танцы. Послевоенная жизнь Дворца связана, прежде всего, с театральным коллективом. Чаще всего зрители тех лет вспоминают «Сильву» и «Иркутскую историю», поставленные талантливым режиссером О.Г. Девишевым. В 1962 году коллектив получил звание «Народный театр». Гастролировал в Нижнем, в Ленинграде. В Выксу приезжали Любовь Орлова, Николай Крючков, Клавдия Шульженко, Борис Штоколов.


Дворец культуры им. Ленина

В 30-е годы заводом «ДРО» был построен для проведения собраний, различного рода торжеств деревянный просторный клуб без всяких архитектурных украшений. В 1951-1952 гг. завод начал строительство Дворца культуры, которое, впрочем, затянулось до 1962 года.

Открыт новый Дворец был 19 апреля 1962 года, в канун годовщины со дня рождения вождя, поэтому ему присвоили имя Ленина.

Фотогалерея

Кочетков
Владимир Викторович

Глава местного самоуправления

Контакты администрации

607060, Нижегородская область
Выкса, Красная площадь, д. 1

Cайт - okrug-wyksa.ru