Исторический город Городец на Волге

Т. А. Лосева, глава города Городца, председатель городской Думы города Городца

Есть немало городов, оставивших заметный след в истории нашей страны. Один из них — Городец, древнейший город Нижегородской губернии.

862 года стоит город Городец на крутом Волжском откосе. С высокого берега, изрезанного многочисленными оврагами, спускаются к реке узенькие съезды и тропинки. Волга здесь поражает своей красотой. Да и шириной своей великая река впечатляет. А вокруг, то холмы высокие, то луга заливные.

Лосева Татьяна АлександровнаОсновал Городец князь Юрий Долгорукий почти одновременно с Москвой. Здесь закончил свой земной путь Святой благоверный князь Александр Невский, почивший в стенах Феодоровского монастыря. Так что город привлекателен не только своими природными ландшафтами, но и долгой, славной историей.

Городец называют городом ста музеев. Звучит красиво, но пока мы этого ещё не достигли на городецкой земле. Впрочем, вряд ли найдётся в России малый город, который может похвастаться таким же количеством музеев как в Городце. В центре города есть целый музейный квартал, где в шаговой доступности работают музеи самоваров, городецкого пряника, музей «Шкатулка музыкальных древностей», Галерея добра, Дом графини Паниной и усадьба Авдотьи Лапшиной, краеведческий музей, Детский музей на Купеческой. И это далеко не полный перечень мест, которые могут посетить городчане и гости города.

Очень люблю свой город! Это моя Родина и здесь я состоялась как высшее должностное лицо. Поэтому мне не только приятно наблюдать перемены в его облике, но и принимать в этом самое активное участие. А проблем много.

Городец — древний город, поэтому в нём много домов ветхого фонда. За несколько лет здесь уже вырос целый микрорайон из одноэтажных и трёхэтажных домов. Реализуется несколько федеральных и региональных программ, в рамках которых получают жилье молодые специалисты, бюджетники, переселяются жители из домов ветхого фонда. Но жилья, требующего капитальных затрат остается слишком много.

Особенности ландшафта, скученность застройки, исторически сложившиеся многочисленные узкие улочки, переулочки — факторы, результатом которых является практически полное отсутствие дорог с асфальтобетонным покрытием в частном секторе, плохая освещенность улиц города, отсутствие опор освещения с фонарями в оврагах с исторически сложившимися тропинками для прохода людей, мостики, лесенки и лестницы, от склона к склону, от верхней набережной к нижней — все это также требует серьезных финансовых затрат. Полномочия городских властей как раз и охватывают почти все факторы комфортности проживания жителей города, а также культурный досуг и развитие спорта. Средств городского бюджета не хватает, чтобы достойно осуществлять полномочия, которые закреплены законом и Уставом города Городца за органами местного самоуправления.

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года говорится о необходимости «развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах». По-моему, это ключевые слова. Уверена, что изменения в законодательстве послужат началом серьезного развития города.

А пока для решения проблем и вопросов развития и благоустройства города приходится прибегать к помощи благотворителей, которыми издавна славится городецкая земля. Кропотливо изучается опыт и других городов, многое берётся на вооружение. Большое впечатление на меня произвело посещение Йошкар-Олы в составе делегации Союза малых городов России, которая за пять лет превратилась в город европейского уровня. Эти изменения стали возможны благодаря тесному сотрудничеству бизнес-сообщества и власти.

У нас тоже имеется опыт по взаимодействию с руководителями предприятий, представителями малого и среднего бизнеса по заключению договоров «Содружество». Ежегодно между субъектами бизнеса и муниципальной властью заключаются договора о взаимовыгодном сотрудничестве. Финансовая помощь направляется на содержание объектов социальной инфраструктуры, организацию праздников и соревнований, помощь инвалидам, ветеранам, благоустройство города, и составляет в среднем от 6 до 10 млн. рублей. При бюджете города в 100 млн. рублей это большая поддержка.

Положительно оцениваю намерения законодателей расширить полномочия субъектов Федерации. На региональном уровне виднее исторические особенности каждого поселения. Если часть полномочий по утверждению нормативных актов будет передана в область, то это только во благо. До законодателей области будет легче донести свои инициативы, их целесообразность.

В настоящее время муниципальные районы фактически осуществляют не межпоселенческие полномочия на соответствующих территориях, а решают за поселения и вместо них значительный круг их вопросов местного значения путем заключения соглашений о передачи осуществления части полномочий. Такая практика наблюдается и в Городецком районе. От неё надо уходить, чтобы полномочия районных и городских властей были чётко разграничены. В настоящее время чаще всего получается, что принимает решения глава администрации района, а несет ответственность глава администрации города.

В соответствии с законом Нижегородской области разработаны и действуют Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Городца. За каждым физическим и юридическим лицом в Правилах закреплены границы территории города, попадающие в зону ответственности данного лица за чистоту и надлежащее содержание. Правила содержат требования к состоянию фасадов зданий, сооружений, детских и спортивных площадок, зеленых насаждений, стоянок для автомобилей, водоемов и пляжей, нормы по организации уборки территорий в зимний и летний период, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Каждый гражданин несет ответственность за сохранение облика древнего исторического города.

Тем не менее, есть серьезные трудности в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В Городце 4770 жилых домов частного сектора и каждый домовладелец обязан заключить договор на сбор и вывоз мусора (ТБО и КГМ). Несмотря на ответственность, заключить 4770 договоров представляется большой сложностью, учитывая различные мнения жителей.

Опыт Болгарии в этом вопросе был бы положительным решением в обеспечении чистоты и порядка в малых городах. Он состоит во введение налоговых платежей на благоустройство, сбор и вывоз мусора. Это дало бы возможность и право администрациям влиять на качество предоставляемой мусоровывозящими компаниями услуги, а при необходимости своевременной замены недобросовестной компании. Кроме того, обязательность оплаты для каждого жителя более понятна и ставит всех в равные условия.

Наша главная задача – дальнейшее развитие города, рост благополучия его жителей. И нами ведется серьезная работа по реализации программы социально-экономического развития города, благоустройству его микрорайонов, улиц. Программа реализуется за счет всех источников финансирования (федерального, областного, районного, городского бюджетов и привлеченных средств коммерческих организаций и населения), содержит стратегию развития и направлена на достижение результатов к 2020 году. Крупными мероприятиями, предусмотренными программой, являются строительство физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОКа), завершение строительства школы, берегоукрепления реки Волга, строительство двух детских садов в новом микрорайоне. На средства благотворителей выполнена проектная документация на благоустройство центральной площади города и в 2015 году силами бизнес-сообщества предполагается реализовать этот важный для улучшения облика города проект. Не менее важной и значимой для Городца является входящая в Программу социально-экономического развития города целевая городская программа «Ремонт автомобильных дорог города Городца на период 2013-2015 г.г.».

Не все гладко, не все получается. Основная проблема — ущербный городской бюджет, который не позволяет выполнить каждодневно требуемые мероприятия в нормативном качестве. Прежде всего, это касается содержания дорог и освещения города.

Большую помощь нам оказывает Союз малых городов России. Стратегические сессии, выездные делегации, встречи с представителями федеральных органов власти и профильными специалистами, организуемые Союзом малых городов РФ, очень помогают всем участникам в работе.

Малые исторические города нуждаются в поддержке.

Чтобы достичь значительных результатов, нам самим, небольшим городам, необходимо объединяться, делиться опытом, участвовать в обсуждении законопроектов. Задачи и цели у нас общие и решать нам их надо вместе.

Метки:

Другие публикации