Истор. возр. - 89
Образован - 1928 г.
Адм. центр: Рузаевка
Население - 64435 чел.
thumbnail

Общие сведения

Рузаевский муниципальный район находится в центральной части Республики Мордовия. административный центр, г. Рузаевка – крупный железнодорожный узел, расположен в 25 км. От столицы Республики Мордовия г. Саранска. На территории Рузаевского муниципального района расположено 21 поселение, 63 населённых пункта. Общая площадь муниципального района 111,8 кв. км., население по состоянию на 01 января 2008 составляет 67192 человека, в том числе в городском поселении Рузаевка, 48326 человек, в районе – 18866 человек.

Датой основания поселения Рузаевка сле­дует считать 1631 год. Именно тогда, соглас­но документам, найденным известным мор­довским ученым-краеведом И.Д. Ворониным в фонде Саровского монастыри Центрально­го государственного архива Мордовии, по повелению московского царя Михаила Федо­ровича, а вернее, по указанию его отца пат­риарха Филарета татарскому князю Уразу Тонкачееву, состоявшему на службе у мос­ковского царя, пожалованы земли «…в Темниконском уезде на диком поле, что от Полгармы едучи за рекою за Инзерою на Боль­шой Посольской дороге до Шинподачи по обе стороны речки Шинподачи до речки до Инзеры. да на речке на Сюгарге и по речке по Сюгарге до речки Пишли вверх до Атаева рубежа».

Первое поселение, по преданиям, было названо по имени владельца земли — та­тарского хана Ураза — Уразаево. К концу XVII века оно писалось Рузаевка, иногда Уразаевка.

С 1631 по 1715 год рузаевские земли при­надлежали князьям и мурзам Тонкачеевьш. Сюда оыи переселили своих крепостных — русских крестьян из вотчин Темниковского и Касимовского уездов. Правление Тонкачеевых отличалось жестокостью, зачастую они сами инициировали межнациональную рознь, натравливая татар на русских или на мордву. Неоднократно вследствие этого воз­никали крестьянские бунты против Тонкачеевых. По свидетельству профессора И.Д. Во­ронина, однажды крестьяне, вооружившись топорами и вилами, захватили поместье, разграбили и разорили его. Самим Тонкачеевым удалось спастись. Восстание было жес­токо подавлено воинскою силою.

Поселение Рузаевка и рузаевские земли первоначально входили в состав Саранского уезда, который в свою очередь подчинялся Московскому приказу Казанского дворца. С 1708 года Саранский уезд (и Рузаевка в его составе) входил в Азовскую губернию, а с 1719 года — в Казанскую. В 1780 году Руза­евка была передана в Шишкеевский уезд Пензенского наместничества, а с 1801 до 1918 года она входила в состав Инсарского уезда Пензенской губернии.

Важной вехой в истории Рузаевки следует считать строительство железной дороги. У главного входа локомотивного депо воз­несен на пьедестале паровоз «кукушка», вы­пущенный в Коломне в начале прошлого века (1910 г.). Рядом с сегодняшними мощ­ными электровозами он выглядит прямо-таки игрушечным. Вместе с другими парово­зами: «декепотами», «марюхами», «овечками», а затем более мощными из серии «СО» и дру­гими он верно прослужил Отчизне в годы Первой мировой и Гражданской войн, пер­вых пятилеток, Великой Отечественной вой­ны, в годы восстановления народного хозяй­ства. Он требовал большой мускульной силы, в нем было много копоти. Но те, кто его водил, были горды и счастливы. Потому что понимали, какое великое дело делали.

Историческая справка

Как же все начиналось?

В 1856 году после утверждения царским правительством пер­воначального варианта Московско-Саратов­ской линии через Рязань – Рузаевку — Сыз­рань сформировалось акционерное общество Московско-Саратовской железной дороги во главе с Карлом фон Мекком, его сыном Нико­лаем и их компаньоном фон Дервизом. Обще­ство успело построить участок Москва — Ря­зань и на этом «выдохлось». Однако доходная часть этого участка вновь вдохновила пред­принимателей. Но теперь уже фон Дервиз са­мостоятельно сформировал общество Рязано-Казанской железной дороги, и в начале 1866 года поезда из Рязани стали ходить до Ряжска и далее на Козлов (Мичуринск).

В 1891 году возник проект соединения же­лезнодорожным путем Москвы с Казанью от Рязани. Строительство и эксплуатация но­вой Московско-Казанской дороги были пере­даны акционерному обществу фон Мекка. Экономические обоснования показывали ве­сти ее через Рузаевку — Саранск — Алатырь. Сооружение линии шло удивительно быст­рыми темпами. И уже 1 сентября 1893 года было открыто регулярное движение от Сасова до Рузаевки. На пустынном месте была по­строена станция, получившая название близлежащего села Рузаевки. Менее чем че­рез два года, с 16 декабря 1895 года, начали ходить поезда через Рузаевку на Пензу.

24 февраля 1897 года Николай II подписал Указ о строительстве железной линии от Сызрани, и 28 декабря 1898 года открылось движение по линии Сызрань — Рузаевка. В следующем 1899 году произошло еще одно важное событие — было открыто движение пассажирских и товарных поездов между Симбирском (ныне Ульяновск) и Инзой, обес­печившее рельсовый путь от Рузаевки через Инзу в Симбирск.

Рузаевка свои пози­ции, как железнодорожная станция, с каждым годом укрепляла. В 1895 году здесь открылось здание вокзала, появляются новые улицы: Вокзальная, Водокачная, Паровозная… Поселок рос вместе со станцией, где в начале XX столетия работало более 350 человек.

Следует отметить заслуги в развитии же­лезных дорог России министров путей сооб­щения СЮ. Витте (1892 — 1894) и особенно М.И. Хилкова (1895—1905).

К началу XX столетия Московско-Казанская железная дорога была крупным монополисти­ческим объединением с основным капиталом в 219 миллионов рублей. Путем жестокой экс­плуатации рабочих хозяева дороги получали огромные прибыли: в 1901 году — более 11 миллионов рублей, в 1902 году — около 15 миллионов рублей. И в то же время железнодо­рожникам жилось очень тяжело. Рабочий день продолжался одиннадцать часов, а у ремонт­ных рабочих в летнее время 15—16 часов. Зарплата была низкая. Так, на строительстве Московско-Казанской дороги чернорабочие получали в месяц 10 —12 рублей, около 10 руб­лей получали и ремонтные рабочие. По воспо­минаниям работника депо Тростина, основ­ная масса рабочих депо Рузаевка получала в месяц не более 15 рублей. Из всех слесарей депо только трое получали в день по одно­му рублю. Остальные же — по 80, а то и по 40 копеек.

Токари и медники зарабатывали в месяц по 15 — 20 рублей, молотобойцы—12—15 рублей, стрелочники — 9 — 11 рублей, не­сколько выше была оплата труда телеграфи­стов: от 25 до 30 рублей в месяц. Очень часто практиковались сверхурочные работы до 18 — 20 часов в сутки, а во время русско-японской войны порою не отпускали домой по двое-трое суток… Жилищные условия были очень плохие. На квартирах в домах, построенных фон Мекком, жила только часть высокооплачи­ваемых служащих. Основная масса рабочих проживала в окружающих станцию селени­ях, в тесных, грязных крестьянских избуш­ках. Ни кроватей, ни постелей в большин­стве домов не было. Бани и больницы в Рузаевке не было, боль­ным для лечения приходилось ездить на станцию Арапово (ныне Ковылкино), где было лишь 10 коек для больных. На одного больно­го в год расходовалось 1 рубль 07 копеек.

Такое положение не могло не вызвать взры­ва недовольства народных масс. И такой взрыв произошел. Уже в 1903 году в Рузаевке появляются революционные кружки. Особен­но активно в революционную работу включились рабочие депо и телеграфисты. Революци­онный кружок в депо возглавлял П.В. Власов.

Наступил грозовой 1905 год. «Кровавое воскресенье», расстрел мирной демонстра­ции в Санкт-Петербурге всколыхнули всю страну. Годами копившееся недовольство вырвалось на волю, подняло рабочих на борьбу, забастовки повсюду приняли массо­вый характер.

Поднялись на борьбу и рузаевцы. 4 (17) февраля забастовали телеграфисты и предъявили руководству Московско-Казан­ской железной дороги свои требования, пер­воначально только экономические. Среди этих требований было: установить работу в три смены, то есть восьмичасовой рабочий день вместо двенадцатичасового, определить обязательные отпуска один раз в год сроком на 20 дней, увеличить оклады на 25%.
В ответ на эти требования хозяева дороги предложили немедленно прекратить забас­товку, угрожая тем, что в противном случае все телеграфисты будут мобилизованы и от­правлены на войну с Японией. Многие се­мейные телеграфисты капитулировали и вышли на работу.

Но забастовка не прекратилась, ее про­должили работники депо, около 300 чело­век. В Рузаевку из Москвы приехал маши­нист Ухтомский — один из видных револю­ционеров-железнодорожников. Он привез воззвание стачечного комитета Москов­ского железнодорожного узла. В воззвании говорилось: «Не просить нужно, а требо­вать всем поголовной забастовкой улучше­ния нашего быта теперь же, пока не остыло впечатление общего русского рабочего дви­жения». Рузаевский узел имел большое значение в экономической и политической жизни России, через него шли воинские эшелоны на Дальний Восток, в Маньчжурию. В связи с забастовкой тормозилось передвижение войск и перевозка военных материалов. Поэтому царское прави­тельство распорядилось немедленно подавить забастовку, применив военную силу.

8 (21) февраля начальник Московского жандармского управления генерал Красовский телеграфировал: «Вне очереди, спешно. Пенза — генералу Лисовскому, Самара — за­ведующему передвижения войск, Казань — штаб Военного округа, Рузаевка — Дроздовскому (в 1905 году ротмистр Дроздовский был в Рузаевке начальником местных жандар­мов. — авт.). Идет буйная забастовка рабо­чих депо Рузаевка в числе 300 человек, угро­жая прекращением движения поездов и раз­громом станции. Военная команда в Рузаевке ждет приказания и требует у высшего на­чальства содействия начальника жандармс­кого отделения по охране…»
Пензенский губернатор Хвостов и началь­ник гарнизона генерал Лисовский отдали приказ отправить в Рузаевку воинскую ко­манду экстренным поездом. Из Пензы в Руза­евку прибыла полурота 309-го Елецкого пол­ка. Под нажимом военной силы рузаевские рабочие вынуждены были приступить к рабо­те. Такие же забастовки проходили и на дру­гих железных дорогах. Напуганное прави­тельство пошло на крайние меры: все желез­ные дороги были объявлены на военном по­ложении. Таким образом, можно считать, что февральская стачка рузаевских рабочих в 1905 году была первой стачкой в истории ра­бочего движения Рузаевки.
Рузаевская Республика 1905 г

Лето 1905 года прошло под знаком все воз­растающего революционного движения сре­ди железнодорожников. В мае волна забас­товок охватила Симбирскую железную доро­гу, а также начались стачки в Полтаве и Минске, в июле забастовала Владикавказ­ская железная дорога.

22 июля в Москве собрался II Всероссий­ский съезд работников железных дорог. При­нято решение немедленно приступить к аги­тации за Всероссийскую политическую и бо­евую железнодорожную забастовку. В конце сентября — начале октября массовые забас­товки на различных железных дорогах вспыхнули с новой силой.

Царский манифест 17 октября с провоз­глашением ряда «свобод» снизил несколько волну забастовок, но окончательно остано­вить их не удалось. Постепенно забастовка перешла в вооруженное восстание. 9 декабря на Пресне появляются первые баррикады. Возникают боевые дружины.

Царское правительство ответило на это жестокими репрессиями. На подавление восстания, помимо жандармов и полиции, были брошены войска, которые безжалост­но расправлялись с восставшими, выпол­няя царский приказ: «Арестованных не иметь!».

На усмирение забастовщиков Казанской железной дороги была брошена каратель­ная экспедиция под начальством полковни­ка Римана, который лично принимал учас­тие в расстрелах «бунтовщиков». Так, на од­ной из станций Подмосковья он сам рас­стрелял двух забастовщиков, о чем хвастли­во доносил в рапорте царю. На полях этого рапорта царь собственноручно изволил на­чертать: «Молодец!». Именно этой каратель­ной экспедицией полковника Римана и был расстрелян машинист Ухтомский. В Рузаевке события 1905 года получили название «Рузаевская республика».

В первых числах декабря в Москве собрал­ся второй дорожный съезд Московско-Ка­занской железной дороги. Он должен был пе­ресмотреть Устав пенсионных касс. От рузаевских машинистов на съезд был делегиро­ван Афанасий Петрович Байкузов. Он пользовался большим уважением среди то­варищей по работе и стал в Рузаевке при­знанным политическим вожаком.

В Москве, кроме заседаний съезда, Байкузов побывал на нелегальной конференции 29-ти железных дорог, куда его пригласил машинист Ухтомский. На конференции дол­жен был решаться вопрос о всеобщей поли­тической стачке. Три дня бурлили жаркие споры сторонников и противников открытой политической борьбы, и, наконец, решение было принято: «Начать в Москве и на всех железных дорогах всеобщую политическую стачку и стремиться перевести ее в револю­ционное восстание». И стачка началась.

Уехать из Москвы Байкузову удалось лишь в ночь на 9 декабря и то только по специаль­ному разрешению Стачечного комитета Московского узла — движение по «Казанке» было остановлено. В Рузаевке Байкузова уже ждали. Сведения о событиях в Москве, по­ступавшие по телеграфу, были весьма скуд­ные, всем хотелось узнать подробности, а многим не терпелось и самим принять учас­тие в борьбе. Сразу же после приезда Байку­зова состоялось тайное собрание, на кото­ром он рассказал о восстании в Москве. Тут же было принято решение», начать забастов­ку на следующий день, с восьми часов утра. Началом забастовки должен был послужить тревожный гудок паровозного депо. Весть о решении собрания быстро облетела рабочий поселок, к утру уже большинство рабочих знали о предстоящей забастовке. 10 декабря в условленный час уверенно и властно заре­вел деповский гудок. Его подхватили парово­зы на станции. На митинг собрались на вок­зале, в первом классе, и просторный зал едва вместил всех желающих. Большую часть со­бравшихся составляли рабочие депо, маши­нисты, телеграфисты, путейцы, работники станции. В толпе тут и там серели солдат­ские шинели демобилизованных, возвра­щавшихся с Дальнего Востока на родину, были в зале крестьяне из окрестных сел, приехавшие на базар, местные жители.

На стол, послуживший своеобразной три­буной, поднялся машинист Байкузов. Он рассказал обо всем, что видел и слышал в Москве, и призвал всех собравшихся поддер­жать начавшуюся забастовку. Слова Байку­зова «Итак, бастуем, товарищи!» были встре­чены одобрительным гулом. На митинге сра­зу же был избран стачечный комитет. В него вошли машинисты Александров, Байкузов, Волженский, Лисовский, Плешачков, теле­графисты Громов, Колосков, Мухин, ревизо­ры Коротченко, Ролланд, студент-практи­кант Вицман и другие, всего 19 человек. Председателем комитета единогласно избра­ли Афанасия Петровича Байкузова. И хотя ни один комитетчик не имел опыта револю­ционной борьбы, решения, принятые коми­тетом, были в основном правильные. На пер­вом же заседании комитет решил: «Пасса­жирское и товарное движение по линии при­остановить, пропускать лишь воинские и са­нитарные поезда и поезда с продовольстви­ем». Железнодорожный телеграф также поступил в полное подчинение комитету. От­правлялись телеграммы, только посылае­мые комитетом, а принимались телеграммы только на адрес комитета, о чем предупреж­дены были все телеграфисты по линии Пен­за — Рузаевка.

В первый же день забастовки была орга­низована боевая дружина в количестве око­ло 150 человек, состоящая преимуществен­но из рабочих депо и станции. Начальником дружины был назначен один из членов ко­митета Вицман. Дружина была вооружена в основном кинжалами и железными пиками, изготовленными по поручению комитета в деповских мастерских группой рабочих под руководством Тростина и Сазонова. По вос­поминаниям Тростина, в течение 10 дней ра­бочие изготовили около 50 пик и более 30 кинжалов. Часть дружины была вооружена револьверами, закупленными в Пензе на деньги, взятые у местных купцов в порядке контрибуции.

Дружина была разделена на пять групп по 30 боевиков в каждой. Они охраняли вход в по­мещение инспекторских комнат, где помещал­ся комитет, а также вход в телеграф, куда мож­но было входить только по специальному удос­товерению, выдаваемому комитетом, или зная пароль, ежедневно обуславливаемый на­чальником дружины. На дружину также была возложена охрана имущества дороги, грузов, находящихся на станции, соблюдение обще­ственного порядка на станции и в поселке.

Комитет запретил в Рузаевке торговлю ви­ном. Для голодных безработных, едущих эшелонами из Баку, было организовано бес­платное питание в общественной столовой. Хлеб, мясо и другие продукты брали из гру­зов, находившихся на станции, частично у местных купцов или закупали на рынке. И это была, вероятно, первая в России бесплат­ная общественная столовая!

13 декабря царскими властями был аресто­ван Распорядительный комитет на станции Сасово Московско-Казанской железной доро­ги. После этого ареста Рузаевка практически потеряла связь с Москвой и не могла по-на­стоящему ориентироваться в происходящих событиях. Указания Центрального стачечно­го комитета перестали поступать, и неизвест­но было, продолжает ли он действовать. По­этому нужно было создать новый централь­ный орган для руководства забастовкой на Московско-Казанской железной дороге. И можно только удивляться смелости и реши­тельности рузаевских железнодорожников, решивших взять руководство забастовкой в свои руки и создать такой орган в Рузаевке.

15 декабря в Рузаевке состоялось собра­ние делегатов от станций Казанской дороги: Пензы, Сызрани, Казани, Самары, Алатыря, Батраков. Собрание решило продолжать борьбу а для руководства этой борьбой из­брать Центральный забастовочный комитет Казанской железной дороги. И он был из­бран в составе трех человек: Байкузов (пред­седатель), инженер Моллинари и ревизор Коротченко. На этом же собрании была назна­чена новая администрация всей Казанской дороги. Начальником дороги был назначен начальник девятой дистанции пути (Рузаевской) Непенин, начальником службы тяги — Афанасий Байкузов, начальником службы пути — Моллинари, начальником телегра­фа — Громов. Как видим, все они из Рузаевки, то есть практически руководство всей забас­товкой на Московско-Казанской железной до­роге концентрировалось теперь в Рузаевке.

Одним из важнейших действий Рузаевского распорядительного комитета был вы­пуск кредитных квитанций — бонов. По­скольку заработной платы с начала забас­товки рабочие и служащие не получали, куп­цы отказались отпускать товары в кредит. Тогда было решено выпустить квитанции — боны с печатью Всероссийского железнодо­рожного союза и с подписью Байкузова. Боны были выпущены достоинством 1 рубль и 3 рубля. Комитет обязал купцов отпускать товары по этим бонам впредь до получения зарплаты. Купцы, хотя и неохотно, вынужде­ны были подчиниться.

Больше того, комитет решил наладить регу­лярную выдачу зарплаты всем железнодорож­никам на дороге, куда доходила его власть. В телеграммах от 15 и 16 декабря 1905 года было предложено всем начальникам станций и местным стачечным комитетам уплатить рабочим и служащим жалованье из станцион­ных выручек, причем определенный процент имеющихся денег направить в Рузаевку в рас­поряжение Центрального стачечного комите­та. И такие отчисления были. Так, Симбир­ским стачечным комитетом было выслано шесть тысяч рублей, железнодорожниками станции Вешкайма — 600 рублей.

Комитет рассчитывал на длительную борь­бу, а для этого необходимо было оружие. По­этому забастовщиками с восторгом было встречено известие, что на станции дружин­никами были задержаны два вагона, в кото­рых находилось более полутора тысяч винто­вок. Солдаты, охранявшие этот груз, никако­го сопротивления дружинникам не оказали.

Между тем положение осложнялось. Связь с Москвой была окончательно прервана, доходившие оттуда сведения и слухи были неутешительными: восстание подавлено. Среди некоторой части забастовщиков нача­лись колебания. Посланные разведчики до Москвы не добрались, но привезли неутеши­тельные сведения о жестоких действиях ка­рателей и о расстреле на станции Люберцы.

Стало ясно, что одним рузаевцам долго не продержаться. Поэтому 21 декабря состоял­ся последний митинг бастовавших рабочих и служащих. На этом митинге была принята резолюция: «Мы, рабочие, начали борьбу организованно, организованно ее и конча­ем, прекращаем забастовку нашей волей не из страха перед надвигающейся опаснос­тью, а из сознания бесплодности дальней­шего сопротивления».

Подводя итог забастовке, Байкузов ска­зал: «Двенадцать дней держались мы против всего аппарата царской власти! От имени Центрального стачечного комитета спасибо вам, товарищи, за вашу революционную стойкость!».

На другой день в восемь часов утра возоб­новилось нормальное движение поездов че­рез станцию Рузаевка. Так закончила свое су­ществование «Рузаевская республика», но па­мять о ней жила в рассказах свидетелей и участников, в забастовках 1910и 1913 годов, в страхе царского правительства перед на­родным восстанием и, наконец, в революци­онной октябрьской буре 1917 года. И сейчас живет благодарная память в сердцах рузаевцев, вызывая восхищение героизмом и само­отверженностью наших прадедов. «Рузаевской республике» посвящены картина народ­ного художника Мордовии И. Сидельникова, книги С. Зархия, Ф. Андрианова, М. Петрова.

Известные уроженцы

Алексей Мишин – олимпийский чемпион, Чемпион мира и Европы по Греко-римской борьбе.
Алексей Зворыкин – чемпион Европы, призер чемпионатов России по пауэрлифтингу.
Юлия Курина – чемпион Европы по силовому троеборью среди женщин.
Шариф Камал (Байгельдеев) – уроженец села Татарская Пишля Рузаевского района
Алексей Спирин — глава инспекторского комитета РФС

Культура

Объекты культуры

Муниципальное учреждение культуры «Дом культуры», г. Рузаевка, ул. Ленина, 59, тел. 31-100;
— Дом культуры «Орион», г. Рузаевка, 6, тел. 96-365;
— Клуб железнодорожников имени Ухтомского, ул. Революции 1905 г., 4 тел. 93-425

Кинотеатры

Кинотеатр «Искра», г. Рузаевка, ул. Маяковского, 90, тел. 20-309

Библиотеки

МУК Централизованная библиотечная система (ЦБС), г. Рузаевка, ул. Куйбышева, 89, тел. 21-031;
— МУК ЦБС филиал № 1, г. Рузаевка, пер. Фабричный, 15, тел. 31-902;
— МУК ЦБС филиал № 2, г. Рузаевка, ул. Тухачевского, 2, тел. 48-485;
— МУК ЦБС филиал № 3, г. Рузаевка, ул. Петрова, 19, тел. 21-266;
— МУК ЦБС филиал № 4, г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., 13, тел. 31-920;
— МУК ЦБС филиал № 5, Рузаевский район, с. Татарская Пишля, тел. 33-305;
— МУК ЦБС филиал № 6, г. Рузаевка, ул. Менделеева, 3;
— МУК ЦБС «Центральная детская библиотека», г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., 13, тел. 31-926;

Достопримечательности

Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь — возрождающаяся святыня нашего Отечества. Это крупнейшая обитель Саранской и Мордовской Епархии, историко-архитектурная жемчужина муниципального образования Рузаевка. Обитель во имя святой мученицы Параскевы была устроена здесь в 1865 году. На этом месте чудесным образом была найдена в XVIII веке ее икона. В летописях монастыря говорится об этом. Солдат из крестьян села Рузаевка Инсарского уезда, находясь на военной службе, сильно страдал от болезни ног. Томясь тоскою по родине, но терпеливо перенося страдания, солдат находил истинное утешение лишь в слезной молитве Господу Богу. Однажды больному во сне явилась женщина «небесной красоты» в голубом одеянии с крестом в руках. Но он отнес это видения к обычным снам даже тогда, когда оно повторилось. В третий раз прекрасная женщина явилась со словами: «Через три дня ты будешь совершенно здоров и возвратишься на родину. Когда придешь домой, сходи в деревню Пайгарму, в лесу увидишь источник и в нем найдешь мой образ. Устрой над источником часовню и поставь в ней найденный образ; после этого ты будешь совершенно здоров, никогда не будешь болеть ногами.» Исполняя обет служивый построил часовню и после этого поведал о своем чудесном исцелении местным жителям. Обрадованный благодатной вестью верующий православный люд устремился на поклонение обретенной святыне. Многие, с верою прибегавшие к святой иконе, получали чудесные исцеления от болезней и благодатное утешение в скорбях и напастях. На иконе, обретенной рузаевским солдатом, был образ святой мученицы Параскевы. Этот первоначальный образ не раз приносили крестьяне из часовни в Рузаевскую церковь, но она чудесным образом снова и снова появлялась на источнике в своей часовне. Впоследствии она была утеряна. Вместо утраченной иконы в XIX веке, на святой горе Афон, была написана новая икона святой мученицы Параскевы, в которую вложена часть святых мощей страстотерпицы Христовой, специально для Пайгармского монастыря. С тех пор она является главной святыней Параскево-Вознесенской обители. От целебного же источника и поныне подается исцеление всем приходящим с верою на это святое место и приемлющим святую воду.

Творческие коллективы

— Народный самодеятельный коллектив театр «Дебют»;
— Народный самодеятельный хореографический коллектив «Экселент альянс»;
— Народный самодеятельный хореографический коллектив «Дивертисмент»;
— Народный самодеятельный вокальный ансамбль народной песни «Мозаика»
— Народны самодеятельный хор ветеранов войны и труда.

Гостиницы

Гостиница «Юбилейная». Привокзальная площадь, дом 5. тел. 3-47-12.

Пункты питания

Кафе «Кристалл», Привокзальная пл., д. 5.

Кафе «Космос», Улица Гагарина, д. 5., тел. 4-11-51.

Кафе «Засада», ул. Солнечная, 6.

Социальная сфера

Здравоохранение

В настоящее время медицинскую помощь жителям муниципального образования оказывают Рузаевская Центральная районная больница, железнодорожная больница, фельдшерско-акушерские пункты. В системе здравоохранения трудится 272 врача и более 770 средних медицин-ских работников.

Образование

В систему образования Рузаевского муниципального района входит 64 учреждения образования: 26 средних, 4 основные, 4 начальные, 1 вечерняя школа, детский дом-школа, Дом пионеров и школьников, станцию юных натуралистов, станция юных техников, детско-юношеская спортивная школа, межшкольный учебный комбинат, 27 дошкольных образовательных учреждения. Высшие учебные заведения – 2: — Рузаевский институт машиностроения; — филиал Самарского Государственного университета путей сообщения. Средне-специальных учебных заведений – 1. — Рузаевский политехнический техникум. Профессиональных технических училищ – 4.

Фотогалерея

Карта