Госпрограммы развития сельского хозяйства и сельских территорий что могут дать корректировки
Министерство сельского хозяйства РФ подготовило очередные изменения госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2025 гг.(¹). Эти корректировки вызывают вопросы относительно возможности выполнения заданий по импортозамещению и увеличению экспорта продукции АПК. Существенно изменится и госпрограмма комплексного развития сельских территорий, утвержденная в мае текущего года (²): проектом федерального бюджета на 2020 г. и на 2021 и 2022 гг.(³) предусмотрено сокращение финансирования этой программы в четыре с лишним раза, что также может привести к некоторым проблемам с ее исполнением.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (4) традиционно подвергалась и продолжает подвергаться многочисленным изменениям.
Рассмотрим некоторые последние по времени корректировки, которые оказали или могут оказать существенное влияние на развитие аграрного сектора.
Статьи аграрного бюджета нуждаются в защите
Госпрограмма комплексного развития сельских территорий предусматривала увеличение расходов федерального бюджета на развитие села с 79 до 1057 млрд руб. (в 13,4 раза) (5). За истекшее после ее принятия время никаких изменений в текст не вносилось, однако в проекте федерального бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. финансирование данной программы предлагается сократить более чем в 4 раза (табл. 1). Столь резкое сокращение финансирования может привести к срыву выполнения мероприятий госпрограммы.
Возможно, еще до принятия указанной госпрограммы ее финансирование было под вопросом. В текст добавлено примечание, в соответствии с которым общий объем финансового обеспечения госпрограммы и финансового обеспечения реализации входящих в нее проектов (программ), как и объем ассигнований федерального бюджета будут уточнены после утверждения закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Но проблема в том, что целевые индикаторы и показатели госпрограммы рассчитаны исходя из намеченных объемов финансирования. После принятия госпрограммы включенные в нее статьи расходов должны быть защищены в течение всего периода ее реализации. Если же фактические объемы финансирования уменьшаются в несколько раз, то госпрограмма, по логике вещей, подлежит пересмотру.
Таблица 1
Финансирование Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» по паспорту программы и по проекту бюджета на 2020–2022 гг.
2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | Сумма за 2020–2022 гг | |
Финансирование по паспорту Госпрограммы, млрд. руб. | 79,2 | 160,6 | 160,6 | 433,0 |
Финансирование по проекту федерального бюджета на 2020–2022 гг., млрд. руб. |
35,8 | 34,4 | 34,9 | 105,1 |
Отношение выделенных средств по проекту федерального бюджета на 2020–2022 гг. к бюджетным назначениям, предусмотренным паспортом Госпрограммы, % | 45,2 | 21,4 | 18,1 | 24,3 |
Источники: Комплексная программа развития сельских территорий, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696; проект федерального закона
«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Аналогичные корректировки осуществлены и в госпрограмме развития сельского хозяйства. В «пакете» внесенных в нее в 2019 г. поправок также появилось примечание, предоставляющее Минфину право изменения предусмотренных в программе ассигнований при подготовке и корректировке ежегодных законов о федеральном бюджете. Это также вряд ли повысит уверенность сельхозпроизводителей в том, что предусмотренные виды и размеры поддержки будут действовать в течение всего периода реализации госпрограммы.
Снижение темпов роста сельского хозяйства при увеличении экспорта и сокращении импорта продукции
Импортозамещение и резкое увеличение экспорта стали главными целями аграрной политики последних лет. Это нашло отражение в госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Внесенные в нее в 2019 г. изменения предусматривают рост экспорта в 2025 г. по сравнению с 2017 г. в 2,2 раза. Намечен ряд мероприятий, направленных на замещение импортной продукции отечественной. Вполне очевидно, что достижение поставленных целей по росту экспорта и импортозамещению возможно только при соответствующих высоких темпах развития отрасли.
При этом госпрограмма предусматривает достаточно скромные темпы прироста валового выпуска отрасли: 15,1% за восемь лет (с 2017 по 2025 гг.)
В предыдущей редакции госпрограммы (от 8.02.2019 г.) темп планируемого прироста был несколько выше (16,3%). При подготовке вариантов госпрограммы с целью достижения высоких темпов роста экспорта Минсельхоз России обосновывал необходимость прироста за указанный период валовой продукции на 20%, если будет предусмотрено дополнительное финансирование. Однако это предложение не было учтено при утверждении поправок к Госпрограмме.
Дисбаланс между низкими темпами роста производства и высокими темпами роста экспорта и импортозамещения может привести к невыполнению заданий госпрограммы по импортозамещению и экспорту. Если же эти задания будут выполнены, то может возникнуть проблема с удовлетворением внутренних потребностей в сельхозпродукции. Как показывают расчеты, приведенные в табл. 2, внутреннее потребление в таком случае может сократиться примерно на 10%.
Таблица 2
Объемы экспорта, импорта и внутреннего потребления продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах ее реализации сельхозпроизводителями в 2018 г.)
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | |
Темпы роста внутреннего потребления сельхозпродукции, % | 100,0 | 101,3 | 102,8 | 103,5 | 105,7 | 107,7 | 110,0 | 112,5 | 115,1 |
Темпы сокращения импорта сельхозпродукции, % | 100,0 | 95,5 | 91,2 | 87,1 | 83,2 | 79,4 | 75,9 | 72,4 | 69,2 |
Стоимость сельхозпродукции, млрд. руб. в сопоставимых ценах 2018 г.: | |||||||||
валовой выпуск | 5409 | 5479 | 5561 | 5598 | 5717 | 5826 | 5950 | 6085 | 6226 |
экспорт | 678 | 722 | 753 | 785 | 879 | 1067 | 1287 | 1413 | 1428 |
импорт | 918 | 877 | 837 | 800 | 764 | 729 | 696 | 665 | 635 |
потребленная внутри страны | 5649 | 5634 | 5644 | 5613 | 5602 | 5487 | 5359 | 5338 | 5433 |
Темпы роста экспорта продукции АПК, % | 100,0 | 106,5 | 111,1 | 115,7 | 129,6 | 157,4 | 189,8 | 208,3 | 210,6 |
Источники: Данные о темпах роста внутреннего потребления сельхозпродукции даны в соответствии с проектом ГП
РСХ. URL ссылка . Темпы роста экспорта сельхозпродукции
приняты равными темпам роста продукции АПК по ГП РСХ. Темпы сокращения импорта приняты равными 4,5% в год (средний сложившийся процент за 2013–2017 гг.). Стоимость валовой, экспортированной и импортированной сельхозпродукции за 2017 г. определена по разработанной в Центре агропродовольственной продукции ИПЭИ РАНХиГС методике (см. Научный отчет по теме: Влияние экспорта сельхозпродукции на агропродовольственный сектор России. М., 2019). Стоимость потребленной сельхозпродукции внутри страны рассчитана как валовой выпуск минус экспорт плюс импорт.
Динамика показателей прироста стоимости экспортной и импортной сельхозпродукции, а также потребленной на внутреннем рынке, показана в таблице 2.
Резюмируя, следует подчеркнуть, что при реализации амбициозных задач современной аграрной политики по импортозамещению и увеличению экспорта следует в большей степени учитывать необходимость достижения главной цели – удовлетворение внутренних потребностей населения страны.
1 URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=95149
2 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации».
3 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=95294
4 Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012г.№717.
5 Узун В.Я. Госпрограмма комплексного развития сельских территорий: анализ проекта. – «Экономическое развитие России», том 26, №5, 2019. С. 30–34.
Источник: Мониторинг экономической ситуации в России. РАНХиГС и ИЭП, № 16 (99), октябрь 2019.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru