Минцифры России предложило выполнение ремонта и убытки почтовых отделений в небольших населённых пунктах покрывать за счёт маркетплейсов

16.10.2023

Глава министерства Максут Шадаев выступил с предложением компенсировать за счёт инфраструктурного платежа маркетплейсов половину убытков 28000 отделений «Почты России», располагающихся в населённых пунктах до 5000 жителей, и затраты на ремонт 18700 из них. Министр отметил, что это «единственный на данный момент способ» поддержать работоспособность государственного оператора в условиях дефицита бюджета.

Идея сбора в размере 0,5% от квартального оборота коммерческих маркетплейсов (порядка 25 миллиардов рублей в год) первоначально была озвучена «Почтой России» весной 2023 года, получив статус законопроекта. Тогда деньги предполагалось потратить на оказание социально значимых услуг (подписка на периодические печатные издания, доставка пенсий, пособий, медикаментов, товаров первой необходимости) убыточными отделениями, а также превращение «Почты России» в универсального логистического оператора электронной коммерции с целью сделать доступными её товары в самых отдалённых уголках страны.

Против новации выступила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), по мнению которой, введение взноса от оборота приведёт к росту затрат бизнеса, а следовательно – к подорожанию доставляемой продукции. Президент Ассоциации Артём Соколов отметил, что доступность товаров уже обеспечивается за счёт соглашений между участниками рынка, а покупатель имеет возможность выбора логистической компании, то есть удобства/стоимости доставки.

В качестве рыночной замены инфраструктурному платежу АКИТ предлагает оказать содействие в использовании инфраструктуры «Почты России», закупив у неё в 2024 году услуги и сервисы, востребованные в интернет-ритейле, на 33,5 миллиарда рублей. Однако, по словам главы Минэкономразвития России Максима Решетникова, вариант с инфраструктурным платежом выглядит наиболее вероятным.

Союз малых городов РФ убеждён в необходимости обеспечения лёгкого доступа жителей даже самых отдалённых населённых мест и районов нашей страны к полному спектру социально значимых услуг, а также товаров, которые невозможно купить в местных стационарных торговых точках. Но нужно найти правильный баланс между использованием отделений «Почты России» и инфраструктуры, связанной с маркетплейсами, чтобы не допустить неоправданного роста цен для конечных потребителей.

Поделитесь этой информацией!