В Совете Федерации обсудили вопросы развития малых городов. Союз представил свои предложения и рекомендации

28.02.2023

16 февраля председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера  А.Шевченко провел круглый стол «Актуальные вопросы развития малых городов и исторических поселений в контексте решения задач пространственного развития Российской Федерации». К их обсуждению Комитет привлёк ряд представителей федеральных органов, изложивших некоторые отраслевые проблемы развития малых городов и предложения по их решению, что позволило придать обсуждению более конкретный характер.

Прежде всего были отмечены позитивные действия федерального уровня, в основном — Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, как показало содержательное выступление заместителя Министра А. Ересько, направленными на реализацию программы формирования комфортной городской среды и проведение Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.

Председатель Комитета обратил внимание на то, что сейчас дорабатывается комплексная программа модернизации коммунальной инфраструктуры, и предложил проработать возможность выделения в ее составе отдельного мероприятия по реконструкции и строительству коммунальных объектов в малых и исторических городах.  Заместитель Министра культуры РФ  Н. Преподобная доложила о работе Министерства по поддержке исторических поселений. Аудитор Счетной палаты РФ  Н.Трунова и глава администрации Суздаля города С. Сахаров обратили внимание на то, что увеличение туристического потока не влечет необходимого повышения доходов местных бюджетов городов. Так, в Суздале в 2013-2017 годах число туристов росло в среднем на 13%. в год, а доходы местного бюджета — всего на 0,6%. Представитель Министерства экономического развития РФ.

Наконец-то на федеральном уровне было отмечено как недостаток отсутствие единой концепции развития малых, в том числе — малых исторических городов, на разработке которой всегда настаивал и которую в различных формах неоднократно предлагал Союз малых городов России. Глава Комитета СФ предложил при актуализации этого документа проработать вопрос об установлении отдельных целевых индикаторов развития малых городов, включая исторические населённые пункты, предусмотреть механизмы их достижения.

«Целесообразно определить один федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию деятельности по её реализации», — сказал он, подчеркнув, что «некоторые субъекты РФ отмечают, что статус исторического поселения налагает на муниципалитеты существенные ограничения, но не предоставляет никаких преимуществ в рамках межбюджетных отношений или участия в национальных проектах».

А. Шевченко  подчеркнул, что нужны системные меры, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности в малых городах. Вариантом таких мер может быть создание в исторических городах территорий со льготным режимом ведения бизнеса.

Развитие их собственного экономического потенциала связано с повышением их туристической привлекательности. Национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства» запланированы мероприятия, направленные на развитие туристической инфраструктуры, повышение доступности туристических продуктов, развитие локальных брендов и формирование туристических кодов центров городов.

Сенатор указал, что Министерство финансов РФ традиционно предлагает принимать меры по увеличению доходов местных бюджетов малых городов в рамках межбюджетных отношений на региональном уровне. Субъектам РФ предлагается передавать муниципалитетам отдельные поступления, подлежащие зачислению в региональные бюджеты.

«Требуется принятие мер по повышению бюджетной обеспеченности малых городов, включая исторические, на федеральном уровне», — считает сенатор. В числе мер финансовой поддержки развития муниципальных образований, обладающих историческим наследием, эксперты называют, прежде всего, дополнительные межбюджетные трансферты.

«Регионы предлагают рассмотреть такие варианты, как предоставление целевых трансфертов на сохранение ценных градообразующих объектов, на модернизацию инженерной инфраструктуры, включая подготовку проектной документации».

«До настоящего времени также не решен вопрос о разработке механизма компенсации собственникам объектов культурного наследия федерального значения части затрат на проведение работ по их реставрации. Действие соответствующей нормы закона приостановлено в течение длительного периода времени. Также регионы отмечают необходимость субсидирования капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся памятниками истории и культуры. Эти вопросы требуют скорейшего решения», — отметил А. Шевченко.

Регионы указывают на отсутствие у большинства исторических поселений федерального значения утвержденных границ, предмета охраны, требований к градостроительным регламентам, что сдерживает их развитие.

Федеральные меры поддержки, сказал сенатор, могут быть дополнены усилиями регионов и муниципалитетов по улучшению инвестиционного климата, развитию инфраструктуры и стимулированию туристического потока. К числу лучших практик развития малых исторических городов относятся продвижение локальных брендов, активизация событийного туризма, поддержка малого бизнеса, работающих в сфере гостеприимства. Ощутимый результат приносят меры по сопровождению инвестиционных проектов, например, внедрение региональных и муниципальных инвестиционных стандартов.

К сожалению, вопросу о роли малых городов в решении задач пространственного развития страны на этот раз не было уделено необходимого внимания. Не были поставлены на обсуждение многочисленные проблемы функционирования и развития не только исторических городов, но и других, не менее важных функциональных типов: городов — районных центров, промышленных и научно-промышленных городов, посёлков и городов рекреационного профиля и т.д.

По итогам заседания решено выработать рекомендации в адрес профильных министерств и ведомств, субъектов РФ. Союз малых городов России представил свои предложения и рекомендации как в текст итогового документа, так и в состав проблем, требующих дальнейшего рассмотрения.

Поделитесь этой информацией!

Юный Управдом Конкурс для детей и молодежи
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru

Публикации

  • Камышин

    Волгоградская область
    Панорома новой части города