Заявление Союза малых городов РФ «О проблемах реализации конституционных прав жителей малых городов Российской Федерации»
Союз малых городов Российской Федерации обращается к федеральным органам государственной власти в связи со сложным и подчас критическим положением в том, что касается соблюдения прав человека в небольших городских населенных пунктах нашей страны. В настоящее время в 2800 малых, средних городах и поселках городского типа проживает примерно 38% населения страны. Именно они представляют основу территориально-экономической структуры всех российских регионов и важный фактор пространственно-геополитического единства России.
В результате нерегулируемого процесса нарастающей концентрации финансовых ресурсов в столице и других больших городах Российской Федерации возрос разрыв между малыми и большими городами страны в уровне их социально-экономического развития, существенно сократились возможности граждан России, проживающих в малых городах, на деле реализовать свои социально-экономические права. Размеры зарплаты у жителей большей части малых городов и сельских районов не обеспечивают необходимых ресурсов даже для простого воспроизводства населения, в связи с чем уровень смертности в этой категории населения значительно выше, а рождаемость – ниже, чем в больших городах. Разрушение внутреннего рынка в ходе реформ повлекло за собой обострение проблем занятости, привело к разрушению градообразующей базы большинства малых городов и поселков. Ярким показателем неблагополучия является вызванная безработицей массовая миграция населения из небольших городов. Обострение социальных проблем в малых городах вызвано также тем, что принимаемые в последний период федеральные законы не учитывают их сложное социально-экономическое положение, не предусматривая необходимых компенсационных мер, позволяющих хотя бы частично устранять разрыв в возможностях и уровнях развития социальной инфраструктуры населения больших и малых городов страны, перекладывают на рядового жителя российской провинции всю ответственность за собственное выживание. В результате население малых городов, в отличие от жителей крупных городов – областных центров, в определенной степени ограничено в возможности пользоваться основными социально-экономическими правами, декларированными Конституцией России.
При более высоком уровне безработицы в малых городах существенно затруднена реализация 37 статьи Конституции РФ, предусматривающая право каждого на труд, право на защиту от безработицы. При преобладающей в настоящее время тенденции к концентрации основных медицинских центров в крупных городах – областных центрах для жителей малых городов, с их низким уровнем доходов, а подчас и полным их отсутствием, становится труднореализуемым пожеланием статья – 38 Конституции о защите государством материнства и детства, статья 41 о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Ликвидация многих так называемых малокомплектных поселковых школ, сокращение преподавательского состава в связи с низким уровнем материального обеспечения приводят к падению уровня грамотности населения российской провинции. Рост тарифов на транспорт ведет к отрыву населения малых городов от основных образовательных, медицинских и социально-культурных центров страны, существенно затрудняет для него реализацию отдельных социальных прав, провозглашенных Конституцией. Жители малых городов зачастую не имеют средств для поездки в областные центры, что заметно ограничивает для них возможность получения высшего и среднего специального образования в крупных городах. В то время как уровень оплаты труда в крупных городах страны значительно превышает уровень платежей по ЖКХ, в малых городах на оплату жилищно-коммунальных услуг уходит существенно большая доля доходов населения, которому, в соответствии с новым Жилищном кодексом, грозит выселение с полученной ранее бесплатно жилплощади. Постоянный рост тарифов на электроэнергию ведет к системному разрушению жилищно-коммунальной инфраструктуры малых городов и, соответственно, к ухудшению условий их проживания.
Проблемам малых городов как категории населенных мест, требующей проведения особой политики реформирования и развития, должного внимания со стороны федеральных органов государственной власти не уделяется. В 2001 г. была досрочно отменена разработанная Союзом малых городов России и принятая Правительством Российской Федерации на период 1996-2005гг. «Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов России в условиях экономической реформы», предусматривавшая, в частности, включение малых городских поселений в единое социально-экономическое пространство страны.
Указанные негативные тенденции приходят в противоречие с ролью малых городов в экономике и культуре страны, серьезно диссонируют со статьей 7 Конституции России, определяющей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека независимо от места его проживания. Обеспеченное положение определенной части населения в столице и нескольких крупнейших городах контрастирует с борьбой за выживание жителей малых городов и районов. Трудно говорить о применимости к этой категории населения России норм Всеобщей декларации прав человека, предусматривающих обязанность государства проводить такую социально-экономическую политику, которая гарантировала бы каждому, без исключения, россиянину необходимый жизненный уровень. В условиях, когда 15 процентов населения России, в основном – жителей больших городов, аккумулируют в своих руках 85 процентов всех сбережений банковской системы, на долю остальных 85 процентов граждан страны, половина из которых – жители российской провинции, приходится лишь 8 процентов доходов от собственности и 15 процентов сбережений. В целом, ситуация в российской провинции вызывает серьезную озабоченность и может стать предметом обвинений со стороны международных организаций в нарушении Россией основополагающих документов ООН – Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов о правах человека. Существенную тревогу вызывает и положение с исполнением Российской Федерацией в отношении малых городов статей 22-28 Всеобщей декларации и аналогичных статей Пакта об экономических, гражданских и социальных правах, которые прямо подчеркивают право каждого на достаточный жизненный уровень, право человека на наивысший достижимый уровень здоровья и на образование, равно как и Европейской социальной хартии, предусматривающей право граждан на защиту от бедности и социальной изоляции, право на жилье.
Федеральное законодательство, регулирующее систему местного самоуправления, не обеспечивает условий для формирования минимально необходимой доходной части местных бюджетов малых городов, лишая их органы самоуправления возможностей решать на месте и собственными силами возникающие социальные проблемы.
Данные обстоятельства не могут не вызывать серьезной тревоги в отношении возможной реализации предложенных руководством страны национальных проектов и программ модернизации на большей части территории страны. Фактически проводимая федеральными органами государственной власти в отношении малых городов страны политика противоречит также и взятым на себя при вступлении России в Совет Европы международным обязательствам. В одобренной Комитетом Министров Совета Европы 31 марта 2004 года стратегии социальной сплоченности подчеркивалась важнейшая ответственность правительств в области социальной политики. Совет Европы особо отметил, что «экономическое развитие должно рассматриваться прежде всего как средство достижения «развития человека». Принятые Советом Европы и одобренные российскими представителями документы находятся в контрасте с проводимой Министерством экономического развития РФ политикой, выражающейся в стремлении максимально «разгрузить» государство и субъектов хозяйственной деятельности от бремени социальной защиты своих граждан и сосредоточить средства на развитии городов-мегаполисов, хотя уже в проекте «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» справедливо говорилось: «шоковая терапия не приемлема для нашей страны».
В Стратегии для социальной сплоченности Совета Европы прямо указано, что социально-экономические различия могут серьезно подорвать социальную сплоченность. Между тем, сложное социально-экономическое положение большинства малых городов чревато серьезными потрясениями для стабильности страны. В ситуации, когда специфика и состояние малых городов почти не принимается во внимание федеральным законодательством, в российской провинции формируются целые слои населения, которые из-за указанных существенных различий в возможностях жителей малых и больших городов не могут реализовать в необходимой мере свои социально-экономические права.
Внутренние предпосылки критического состояния малых городов России или не учитываются, или рассматриваются как факторы второго плана. Если в России, как сейчас, будут по-прежнему существовать фактически две «страны» с разными возможностями для населения в реализации его социально-экономических прав – «страна больших…» и «страна малых городов», – то усилия власти по сплочению общества не смогут увенчаться успехом.
Провозглашенную нашей властью труднейшую задачу «сбережения народа необходимо решать только на основе комплексного подхода к вопросам социально-экономической политики в территориальном разрезе. Сложное положение в малых городах России, отсутствие государственной политики по стабилизации социально-экономической ситуации в этой категории населенных мест не только подрывают престиж Российской Федерации на международной арене как государства, не соблюдающего им же самим одобренные документы, но и создают угрозу курсу руководства страны по мобилизации бюджетных и административных ресурсов на повышение качества жизни граждан нашего государства, курсу на инвестиции в человека, в будущее России.
Союз малых городов России, объединяющий сотни небольших городов страны, данным заявлением привлекает внимание высших органов государственной власти и управления к жизненно важному для всего российского общества вопросу реализации социально-экономических прав жителей городов страны и настаивает для необходимости разработки с участием Союза малых городов РФ, комплекса мер, обеспечивающих основные социальные и экономические права граждан – жителей малых городов России, декларированных Конституцией РФ и международным правом, применительно к этой категории населенных пунктов.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 17.04.2017
Мы считаем своим долгом освещать и всемерно содействовать раскрытию огромного творческого потенциала российской провинции, ее малых населенных мест, утверждая ее право на равные условия жизни, на необходимость обеспечения равных возможностей их реализации населением малых городов и поселков.
- 28.12.2016
Союз журналистов Российской Федерации и Союз малых городов Российской Федерации, озабоченные состоянием современных средств массовой информации в небольших муниципальных образованиях...
- 24.11.2016
В XXI веке города являются ключевыми драйверами мирового экономического роста. 60 % мирового ВВП генерируется в 600 крупнейших городах мира.
- 24.11.2016
Сегодня 78 % населения страны проживает в городах и крупных населенных пунктах, сконцентрированных на четвертой части территории страны, что определяет одну из особенностей развития России - глубокое различие территорий страны по уровню населенности регионов.
- 23.03.2025
17 марта 2025 года в Государственной Думе, при участии делегации Союза малых городов РФ, состоялось заседание круглого стола, посвящённого фактическому переходу страны на одноуровневую систему управления.
- 22.03.2025
Согласно проведённым исследованиям, 33% всех внутренних туристических поездок россиян в 2024 году пришлись на малые городские населённые пункты.
- 11.12.2024
В малом городе Тейково Ивановской области стартовала третья волна известного форума по развитию предпринимательства в регионе.
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru