Памятная записка
Союз малых городов Российской Федерации считает необходимым привлечь Ваше внимание к весьма опасным, по нашему мнению, для российских регионов и для Российской Федерации в целом, настойчиво продвигаемым на федеральном уровне рядом влиятельных экономистов и политиков предложениям по территориальной концентрации производительных сил и «сжатию» структуры расселения на территории нашей страны.
Известный всем в прошлом министр финансов РФ Алексей Кудрин, участвующий в подготовке предложений Президенту Российской Федерации по экономическому развитию России, представил от имени своего Центра стратегических разработок (ЦСР) при поддержке ещё одного центра, активно действующего в Российской Федерации — Фонда под названием «Институт экономики города», проект подъёма отечественной экономики путём ускоренной концентрации ресурсов развития российского государства только в 22 городах -«миллионниках» — Москве, Петербурге и двух десятках других областных центров. Из восьмидесяти пяти городов – центров субъектов Федерации он предлагает целевым образом развивать только 13 городов — «миллионников» Екатеринбург, Красноярск, Пермь, Уфа, Ростов, Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Самара, Воронеж, Челябинск, Омск, Волгоград, и семь больших городов, которые предполагается сделать «миллионниками» — Владивосток, Краснодар, Иркутск, Новокузнецк, Саратов, Калининград, Сочи.
Из них за Уралом, то есть, на всём огромнейшем азиатском пространстве нашей страны следует, в первую очередь, развивать, по Кудрину, только шесть городов — Омск, Новосибирск, Красноярск, Новокузнецк, Иркутск и Владивосток. Остальные 25 городов — региональных центров за Уралом, включая столицы национальных республик Сибири и Дальнего Востока, в состав специально финансируемых не попадают.
Через сколько лет очередь дойдет до таких городов Центра России как Владимир, Ярославль, Тверь, Брянск, Пенза и многих других областных центров? Этот вопрос А.Л. Кудрин даже не ставит. На каком основании из числа городов первоочередного внимания выпали такие столицы национальных республик Европейской части РФ как Саранск, Йошкар-Ола, Чебоксары, Моздок, Махачкала – не объясняется.
Каждому из двадцати двух городов предлагается дать дополнительные полномочия, источники доходов и деньги. Федеральный бюджет должен занять в этом проекте ведущую роль, — считает глава Фонда Надежда Косарева. По ее словам, деньги из федерального бюджета должны поступать «миллионникам» напрямую, минуя региональный уровень. Кроме того, в каждом из этих «миллионников» следует создать, считает глава ЦСР, хорошие условия для жизни (словно это не актуально для других городов и сёл России), повысить межрегиональную и межгородскую мобильность (т.е.- сильнее простимулировать и без того большой отток населения из малых городов и сёл). Для этого предлагается развернуть для «миллионников» отдельную госпрограмму с конкурсами и грантами. «Это направление, настаивает Кудрин, должно войти в число шести важнейших структурных реформ страны». Глава ЦСР считает правильным, что «в результате этих реформ в крупные центры перетекут трудовые и финансовые ресурсы, а малые города будут деградировать. В первую очередь — моногорода, где и сейчас вложения не соответствуют отдаче».
При этом Надежда Косарева пытается уверить потенциальных оппонентов, что только развитие крупных городов может дать ресурс для развития «мелких». Иначе взять его сейчас попросту неоткуда, утверждает она.
Вот таким образом «Центр стратегических разработок» Алексея Кудрина предлагает поднимать экономику страны. При реализации такого подхода надеяться не то чтобы на развитие, но даже и на сохранение небольших городов, не говоря уже о селах, вообще не приходится! Естественно, пострадают в результате повышенного внимания к «избранным» городам и все остальные региональные столицы. Кудрин представляет дело так, что концентрация средств в названных 22 крупных городах для Российской Федерации — это вопрос выживания нашей страны. Мы же считаем, что предлагаемый проект обрекает деревню и подавляющее большинство малых городов на вымирание, а территорию российских регионов – на опустынивание. Это путь к свёртыванию и российской территории и социально-экономического потенциала нашей страны, ведущий в итоге – к её погибели.
В условиях дефицита трудовых, финансовых и других национальных ресурсов реализовать подобный проект возможно лишь путем их жесткого перераспределения. Концентрация населения и трудовых ресурсов в весьма ограниченном числе больших городов в условиях осложняющейся демографической ситуации может привести при реализация данного проекта к демографическому вакууму в периферийных регионах России, прилегающих к густонаселенным соседним государствам, к углублению разрыва между большими и малыми городами, к нарушению социально-политической стабильности в стране со всеми вытекающими тяжелыми последствиями для России.
Единственный аргумент А. Кудрина в пользу данного проекта – чрезвычайная, по его мнению, экономическая эффективность городов – «миллионников» и складывающихся вокруг них агломераций на фоне якобы безусловной экономической – же неэффективности малых, средних городов и поселков. При этом проект полностью игнорирует социально-культурные, социально-политические, оборонные, геополитические аспекты сложнейшей многоплановой проблемы формирования и развития территориальной структуры российского государства, рационального размещения производительных сил страны, всей сети населенных мест Российской Федерации.
Эта ориентация на ускоренную концентрацию ресурсов развития в весьма ограниченном числе точек на карте России настойчиво и последовательно продвигается либеральным сообществом на многих площадках федерального уровня – на Московском урбанистическом форуме в 2015г., где Э. Набиуллина заявила, что «малые и средние города экономически неэффективны и все средства надо направить на 12 «миллионников», на Гайдаровском форуме и, наконец, в выступлении А. Кудрина 15 сентября 2017г. в Москве на конференции «Новая повестка развития российских городов». Завтра эта «повестка» вполне может превратиться в директивные документы федерального правительства, если только все те, кто осознаёт губительную для России суть этого проекта, не встанут на пути его осуществления.
Обращает на себя внимание тот факт, что политика перераспределения ресурсов из малых населенных мест в города -«миллионники» и так уже на деле проводится в разных формах. Она выражается в серьезном недофинансировании не только местных, но и региональных бюджетов, в свертывании под видом «оптимизации» объектов местной социальной и иной инфраструктуры, в недопустимом разрыве между «миллионниками» и малыми городами в уровне доходов и, в целом, в возможностях реализации конституционных прав населения, малых населенных пунктов.
Предлагаемый мощный удар по всей, как выясняется, сети населенных мест России вступает в очевидное противоречие с указаниями Президента Российской Федерации В.В. Путина — о выравнивании уровней развития российских регионов, о социально-культурном развитии малых городов и сельских территорий, о приоритетном развитии дальневосточных регионов, об ускорении развития аграрного сектора отечественной экономики.
И если сегодня не будет осознана чрезвычайная опасность продвигаемой политики, если предлагаемый проект не получит веский, хорошо аргументированный отпор со стороны научного сообщества нашей страны, то последствия не только для городов, но и для подавляющего числа субъектов Федерации и для России в целом будут поистине катастрофическими.
С уважением, президент Союза малых городов РФ Е.М. Марков
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru