Заявление Союза малых городов Российской Федерации
Министр экономического развития РФ Э. Набиуллина на прошедшем недавно Московском урбанистическом форуме выступила с сенсационным заявлением, которое ставит под удар не только малые и средние города, районные центры, но и фактически все субъекты Российской Федерации ввиду того, что небольшие города и поселки формируют социально-экономический и территориальный каркас каждой республики, края, области, округа страны. Союз малых городов Российской Федерации немедленно выступил со специальным Заявлением, указывающим на полную неприемлемость позиции Э.Набиуллиной для нашей страны.
Данное выступление вызвало решительный протест в широких кругах российской общественности. Российская академия архитектуры и строительных наук направила специальное обращение к Президенту и Правительству страны с протестом против изложенных в нем положений. Дискуссионный клуб Всемирного русского народного собора полностью поддержал позицию Союза малых городов Российской Федерации.
Сохраним России малые города!
Заявление
Союза малых городов Российской Федерации
Союз малых городов Российской Федерации, выражая общую позицию избранных населением руководителей малых, средних городов и поселков городского типа, в которых проживает более 35 миллионов граждан России, решительно отвергает предложенные министром экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной на Московском урбанистическом форуме «глобальные решения для российских городов».
Вместо действительно конструктивных решений, обеспечивающих поступательное и сбалансированное развитие городов всех типов и величин, российский министр фактически выдвигает программу ускоренного, за 20 лет, свёртывания «избыточной», как утверждает министр, сети малых, средних городов и поселков городского типа с сокращением численности их населения на 15 – 20 миллионов человек. Данное «решение» позволит министру направить «триллионы рублей долгосрочных целевых инвестиций» на «быструю модернизацию» 12 городов-«миллионников» путём «федерального централизованного планирования». Э.С. Набиуллина обосновывает свою позицию тем, что «убывание городов небольшого размера является непреодолимой (по её мнению) глобальной тенденцией» и «сохранить жизнеспособность всех этих образований будет проблематичным».
Мы обращаем внимание федеральных органов государственной власти, всего российского общества на то, что выдвинутые министром экономического развития нашей страны «решения» ведут к катастрофическим последствиям не только для малых и средних городов, но и для Российской Федерации в целом, в том числе:
— игнорируют тот факт, что Россия является многонациональным федеративным государством, где жизнь подавляющего большинства — от 2/3 до 4/5 населения национальных республик, областей и округов связана именно с малыми городами и поселками, многие из которых, включая моногорода, пребывают в сложном положении. Сеть малых городов каких именно субъектов Российской Федерации министр Российской Федерации считает «избыточной» и что делать, если на их территории (кроме Башкортостана и Татарстана) не существует городов-«миллионников»?
— предопределяют нарастание социального неравенства и рост уровня бедности населения, подрывают основы социальной стабильности в нашем обществе, порождая у миллионов граждан Российской Федерации — жителей небольших городских населенных мест опасение за судьбу своей «малой родины» и неуверенность в своём будущем, что приведёт к снижению рождаемости и затруднит решение стоящих перед страной острых демографических проблем;
— попирают провозглашенные Конституцией Российской Федерации основополагающие принципы местного самоуправления, предлагая перекраивать карту страны без какого-либо волеизъявления населения и перераспределяя огромные объёмы налоговых поступлений от предприятий и жителей российской провинции на развитие мегаполисов;
— способствуют развитию межрегиональных противоречий и даже сепаратистских тенденций в Российской Федерации призывом сосредоточить триллионы рублей в десяти расположенных в европейской части страны из двенадцати городов-«миллионников» в тот момент, когда некоторыми силами вбрасываются идеи об отделении Сибири от России. Реализация предложений Э.С. Набиуллиной может обернуться распадом страны;
— означают реальную угрозу национальной безопасности России, создаваемую беспрецедентной концентрацией основных объектов гражданской обороны – населения и социально-экономического потенциала страны в 12 городах-«миллионниках» с одновременным обезлюдением приграничных территорий;
— открывают путь к разрушению всей исторически сложившейся системы расселения, поскольку малые и средние города составляют 93% общего числа городских населенных пунктов нашего государства, копустошению огромных пространств, что может поставить вопрос о существованиисамой Российской Федерации, ибо государство с чрезвычайно редкой, в отличие от окружающих стран, сетью городов и исчезающей деревней, оставшись без небольших городов и поселков, неизбежно превратится в фактически безлюдную территорию.
Союз малых городов России обращает внимание Президента, Правительства и Федерального собрания Российской Федерации на то, что заявленные, сокрушительные для России «глобальные решения» представлены в отсутствии каких-либо научно-обоснованных документов развития расселения и территориального размещения производительных сил страны, с указанием только на не названные «оценки».
Утверждения министра разительно расходится с реальной действительностью и не выдерживают критики, демонстрируя незнание реально протекающих в стране процессов. Ведущие учёные Института географии РАН опровергают утверждение Э.С. Набиуллиной о том, что у нас «сформирована обширнейшая… сеть малых и средних городов», указывая, напротив, на недоразвитость этой сети и необходимость её многократного расширения в специфических условиях нашей страны. Указывается на недопустимость использования чисто экономического подхода к решению региональных проблем, который может породить множество межэтнических, межконфессиональных и межрегиональных противоречий. Ошибочно рассматривать миграцию из малых городов, преимущественно маятниковую, а не безвозвратную, как свидетельство «экономической неэффективности малых городов». Кризис малых городов – это вовсе не результат их будто бы недостаточной конкурентоспособности, а следствие многочисленных ошибок реформирования страны и той политики централизации финансовых ресурсов, которая проводилась и продолжает проводиться в нашей стране.
Крупные города, которые Э. Набиуллина считает «заведомо более экономически эффективными», наряду с достоинствами, имеют, также как и малые города, свои недостатки и также сталкиваются сегодня с острейшими проблемами. В постиндустриальный период они сами пережили масштабную деиндустриализацию, уже извлекли за прошедшие 20 лет из районно-сельской периферии все возможные и необходимые ресурсы, приняли всех возможных мигрантов с периферии и объективно являются уже не столько точками индустриально-инновационного роста, сколько центрами торговли и услуг. Дальнейшая концентрация в них ресурсов и населения превращает мегаполисы как с экологической, так и с экономической стороны во всё менее пригодную для всестороннего развития человека среду жизнедеятельности, ведет к неуклонному возрастанию удельных, в расчёте на одного жителя, затрат на их поддержание и развитие, ко всё большему перерасходу финансовых, в том числе государственных средств. Если исходить из логики выступления министра экономического развития, то следует отказаться от поддержки двух третей населения страны, так как они представляются только льготниками и иждивенцами. Масштаб негативных последствий реализации предложенных «решений» намного превзойдет нынешние бюджетные траты и недостающие « 2–3% экономического роста».
Мы указываем на то, что малые города России в условиях 20-летних непрерывных и, во многом, разрушительных для них реформ демонстрируют исключительную жизнеспособность. Усилиями местных и региональных властей малые города и посёлки, даже утратив многие свои градообразующие предприятия, смогли диверсифицировать свою экономику и совершенствовать социальную инфраструктуру. Сегодня практически каждый малый город – это активно действующее, развивающееся социально-экономическое сообщество десятков тысяч граждан России, которые любят свои города и не желают их покидать. Зарубежный опыт убедительно показывает, что все больше и больше людей, проживая в провинции, могут работать в компаниях, расположенных в крупных городах. На современном этапе инновационных преобразований в системах транспорта и связи провинциальные города приобретают «новое дыхание».
Малые города – это огромная и чрезвычайно важная для нашего государства категория населенных пунктов, выполняющих широкий спектр функций, которые никакой другой тип населенных мест выполнить не в состоянии. Малые города – это важная часть нашей многонациональной культуры, нашего материального богатства; это освоенность нашей территории. Миллионы граждан России — жителей небольших городов вносят свой, притом – очень большой вклад в процессы развития страны, являются равноправными членами нашего общества, платят налоги и участвуют в выборах, формируя органы власти, которая призвана считаться с их интересами.
Мы расцениваем как капитуляцию перед трудностями позицию главы одного из основных федеральных органов, который «хорошо видит», что «идет процесс убывания» не только малых, но даже и средних городов, но не считает нужным предпринять меры по скорейшему преодолению этого губительного для нашего народа и страны процесса.
До сих пор ни один народ мира никогда не слышал заявлений своего правительства о неэффективности и ненужности своих городов. На всех этапах отечественной истории создание новых крепостей, острогов, новых городов было одним из главных векторов российской политики. И мы ожидаем, что Правительство России учтёт уже обозначившуюся реакцию общества и дезавуирует «глобальные решения» Э. Набиуллиной.
Мы настаиваем на том, что все малые города, включая поселки городского типа, должны быть сохранены. Подавление малых городов – это подавление человеческого капитала в стране. Подъем реальной экономики малых городских населенных мест будет способствовать освоению и лучшему использованию ресурсов всех регионов России, позволит обеспечить продовольственную, научно — техническую, экономическую и военную безопасность страны.
Функция государства – планомерная поддержка и развитие всей страны, «создание условий для благополучной жизни не только в столицах, – как подчеркнул Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, – но и на всей территории страны, в каждом регионе, поселке или городе». Мы призываем Правительство Российской Федерации преодолеть сверхконцентрациюфинансовых ресурсов в городах-«миллионниках», разместить более половины из намеченных к созданию В.В. Путиным 25 млн. рабочих мест в российской провинции, устранить искусственно созданные причины маятниковой трудовой миграции граждан страны и предпринять масштабные централизованные меры по устранению вопиющей диспропорции в возможностях развития больших и малых городов, принять специальный федеральный закон и федеральную целевую программу по развитию малых и средних городов России. Если такие меры без промедления не будут предприняты, то страна потеряет свои малые города, а мы потеряем свою страну.
Союза малых городов Российской Федерации
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 27.12.2017
- 09.12.2024
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru