Проблемы муниципальных образований, вызванные реформированием железнодорожного транспорта, выявленные Союзом малых городов РФ в результате специально проведенного мониторинга
Союз малых городов Российской Федерации выявил и представил на Конференцию
Проблемы муниципальных образований, вызванные реформированием железнодорожного транспорта
В процессе многостороннего и многопланового реформирования практически всех сторон и всех сфер жизнедеятельности особенно заметный ущерб нанесён небольшим городским населенным пунктам страны – малым городам и поселкам городского типа. Одним из направлений реформирования, существенно осложнивших жизнь малых городов, как указывают их органы самоуправления, стало реформирование железнодорожной отрасли народного хозяйства, в результате чего:
– оказались полностью ликвидированными расположенные в малых городах и являющиеся для них градообразующими многие производственные и обслуживающие предприятия железнодорожной отрасли;
– часть таких предприятий была перебазирована в большие города — областные центры;
– на остальных железнодорожных предприятиях малых городов проведено значительное сокращение численности их кадров.
Указанные реформаторские решения, проведенные железнодорожной отраслью фактически в одностороннем порядке, без какого-либо согласования с территориальными, региональными и местными органами управления, негативно повлияли на социально-экономическую структуру соответствующих малых городов.
В результате проведенного Союзом малых городов России анкетирования по вопросам развития российских железных дорог и расположенных на сети железнодорожных путей небольших городов можно выделить следующие основные проблемы, порожденные реформированием железнодорожной отрасли, на которые указывают органы местного самоуправления.
- Резкое сокращение численности рабочих мест на предприятиях и объектах железнодорожного транспорта и связанных с ним учреждениях (в ряде населенных мест – более чем в 2,5 раза), что привело:
– к уменьшению налоговых поступлений в местный бюджет (в ряде городов и поселков — до 30%);
– к росту безработицы и оттоку местного населения, вынужденного искать работу за пределами своего постоянного места проживания;
– к увеличению сверхурочных часов и общей нагрузки на оставшихся жителей, занятых на транспорте;
– к ухудшению качества обслуживания пассажиров и перевозок;
– к перегрузке машинистов;
– к снижению общей безопасности деятельности отрасли.
- Отмена ряда регулярных железнодорожных сообщений между населенными пунктами, большими и малыми городами, сокращение грузо- и пассажирских перевозок, особенно –пригородных электропоездов, существенно снизило возможности развития малых городов в системах расселения, вызвали протесты и жалобы населения, и в целом, ведет к обострению социальной обстановки на местах.
- К таким же негативным последствиям ведет повышение тарифов на железнодорожные перевозки. Оно приводит также к резкому увеличению интенсивности движения альтернативного вида транспорта – автомобильных перевозок, в том числе с загрузкой, значительно превышающей нормативную, в результате существенно возросли нагрузки на сеть как межселенных, так и городских автомобильных дорог и в городах ухудшилось их состояние, обострилась экологическая ситуация, возросло количество ДТП.
- Передача вагонного парка в собственность частных компаний существенно осложнила работу железнодорожных станций по выгрузке и загрузке вагонов и привела к необходимости арендовать вагоны самой железной дороге, при этом с оплатой грузоотправителем.
- Дробление системы управления железнодорожной отраслью и создание большого числа местных дирекций привело к росту волокиты, бюрократизма, неповоротливости и нагрузки на инженерно-технических работников на местах.
- Произошло уменьшение объема багажных и контейнерных операций, а отсутствие мелко- и среднетоннажных контейнеров для перевозки личных вещей пассажиров создало для них существенные проблемы, особенно – для населения отдаленных районов, переезжающего в центральные области.
- В малых городах ухудшилось состояние инфраструктуры железных дорог:
– прекратили свое функционирование ряд вокзалов, некоторые вокзалы сильно обветшали и требуют ремонта;
– закрылись или перешли на сокращенный режим работы ряд железнодорожных касс, некоторые из них переведены на более низкую категорию, что вызывает недовольство и трудности у пассажиров;
– отсутствие, недостаточное количество или непригодное состояние железнодорожных переездов и пешеходных переходов через полотно железной дороги, необходимость их оборудования автоматикой или должным наружным освещением, а также охраной или дежурными;
– плохое состояние пассажирских платформ: необходимость их оборудования освещением, урнами и т.п.,
– закрытие на станциях общественных туалетов;
– несоответствие в ряде мест длины перронов длине пассажирского поезда;
– отсутствие обустройства и должного содержания отчужденных, прилегающих к вокзалам или полотну железной дороги территорий.
- Передача компанией «РЖД» в муниципальную собственность неотремонтированных или ветхих объектов легла тяжелым финансовым бременем на плечи местных органов власти.
- Закрытие Компанией своих лечебных, образовательных, детских и других социально значимых учреждений осложнило социальную обстановку на местах, вызвало крайне негативную реакцию местного населения.
- Информационная закрытость ОАО «РЖД», её нежелание сообщать местной администрации данные о структуре, численности работников, планах развития, перспективах расширения или сокращения производства и т.д. ставит местные власти в трудное положение с точки зрения необходимости анализа и прогнозирования социально-экономической ситуации в городе, подготовки программ развития, планирования бюджета.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 19.01.2015
Все больше пригородных электричек и пассажирских поездов местного значения отправляются на запасный путь... За последние годы по стране было отменено 235 поездов дальнего следования и сотни пригородных маршрутов.
- 27.03.2014
Организованный Союзом малых городов РФ и Общественной палатой РФ Всероссийский форум «Государственные компании и малые города России - путь к совместному развитию» явился первым этапом их совместной работы по решению проблем взаимосвязанного развития и взаимовыгодного сотрудничества между государственными компаниями и небольшими городами Российской Федерации.
- 27.03.2014
"Несколько часов подряд на заседании Общественной палаты РФ звучали десятки выступлений, иногда высказывались абсолютно противоположные мнения, шли острые обсуждения, в которых наши угличане принимали непосредственное участие. Возможно, именно это позволило им быть услышанными..."
- 26.05.2025
21 мая 2025 года состоялось Заседание Федерального совета Союза малых городов РФ, посвящённое экономической и транспортной проблематике.
- 05.05.2025
В Минэкономразвития России состоялось первое заседание рабочей группы по выработке мер повышения инвестиционной привлекательности малых городов.
- 26.04.2025
Главы муниципалитетов-членов Союза малых городов РФ и его президент Е.М. Марков приняли участие во II Всероссийском муниципальном форуме «Малая Родина – сила России».
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru