II Всероссийская конференция «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы» (Старая Русса)
II Всероссийская конференция «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы» состоялась в городе Старая Русса с 30 сентября по 01 октября 2010 под эгидой Министерства культуры Российской Федерации. В конференции приняли участие представители администраций муниципальных образований субъектов Российской Федерации, государственных учреждений культуры, музеев, ученые и эксперты.
[image_options image_id=»5064″ align=»left» image_width=»300″ image_height=»169″ frame=»show»][/image_options]Президиум пленарного заседания конференции составили: Э. А. Чиняков, начальник отдела объектов культурного наследия Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры Российской Федерации, С. Б. Богданов, председатель Комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области, А.В.Быков, глава администрации Старорусского муниципального района, Ю. И. Редькин, глава Старой Руссы, А. М. Новиков, председатель «Российской ассоциации реставраторов», Е. М. Марков, президент Союза малых городов России.Эдуард Александрович Чиняков, начальник отдела объектов культурного наследия Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры Российской Федерации, подчеркнул, что ряд решений, принятых год назад на I Всероссийской конференции, уже претворен в жизнь. На заседании секции достопримечательных мест и градостроительства Экспертного совета по охране культурного наследия при Росохранкультуре выработаны критерии для определения правомочности отнесения поселения к историческим поселениям. Министерство культуры РФ совместно с Министерством регионального развития РФ подписали Приказ «Об утверждении перечня исторических поселений», отметил Э.А. Чиняков.
[image_options image_id=»5065″ align=»left» image_width=»300″ image_height=»169″ frame=»show»][/image_options]Юрий Иванович Редькин, глава Старой Руссы, обозначил в своем выступлении не только проблемы сохранения и возрождения города, но и перспективы, пути их решения в части опыта осуществлению конкретных концепций: реставрации объектов культурного наследия, включения в туристические маршруты, создания на базе объектов культурного наследия и центров ремесел музейно-туристических комплексов.Евгений Мануилович Марков, президент Союза малых городов РФ, выступил на пленарном заседании и призвал, в том числе, сформировать рабочую группу, которая будет до проведения следующей конференции контролировать исполнение резолюции и координировать действия различных организаций по реализации многочисленных предложений, связанных с малыми историческими городами. Е. М. Марков провёл заседание по законодательному и методическому обеспечению сохранения и возрождения малых исторических городов.
Возрождение малых исторических городов – путь к возрождению России
Речь Е.М. Маркова на Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы»
[image_options image_id=»5066″ align=»left» image_width=»300″ image_height=»169″ frame=»show»][/image_options]Современная социально-экономическая ситуация складывается в Российской Федерации таким образом, что, если рассматривать эту ситуацию в аспекте территориальной структуры расселения, то задача стабилизации и развития малых городов, представляющих огромную категорию населенных мест, становится одной из приоритетных государственных задач обеспечения устойчивого развития всей нашей страны. Её успешное решение позволит восстановить чрезвычайно нарушенную за годы реформ структуру сети населенных мест, способствуя, с одной стороны предотвращению дальнейшей концентрации материальных и демографических ресурсов в больших городах – столичных и региональных центрах, и с другой – развитию нарастающей депопуляции сельской местности. Если же настоятельно необходимый сегодня для России баланс между тремя основными категориями населенных мест – большими городами, малыми городскими поселениями и сельскими населенными пунктами не будет восстановлен, то продолжение процессов, дестабилизирующих всю территориальную социально-экономическую структуру нашего общества, приведет к тяжелым для страны и возможно даже – непоправимым последствиям.В категории небольших городов особое место занимают те из них, которые, тесно связаны с нашей тысячелетней историей, города, материализовавшие символы роста и укрепления российского государства, давшие ему огромное число выдающихся полководцев, ученых, общественных и политических деятелей и сохранившие в своем облике чуть ли не все этапы нашего национального развития. Это малые исторические города. Из их исторического наследия складывается историческое наследие Российского государства. К сожалению, многие из них оказались за последние 20 лет, в результате утраты как своей промышленной базы, так и разрушения той системы организации внутреннего и международного туризма, которая существовала в СССР, в тяжелом положении. Прежний хозяин историко-культурных ценностей – государство – почти прекратило финансовую поддержку исторических городов, а поиск новых их рачительных хозяев пока что не дал заметных результатов.
При всем том большом числе недостатков работы с историческими городами, которые существовали на предыдущем этапе нашего развития, нельзя не отметить, что в Советском Союзе им уделялось специальное внимание – из государственного бюджета выделялись огромные, по нынешним меркам, средства на проведение экономических, историко-культурных, градостроительных и реставрационных работ по их возрождению. Были подготовлены критерии выделения исторических городов и принципы сохранения их исторической среды.
Одной из вершин проводившейся в Советском Союзе государственной и профессионально – общественной работы стало составление впервые в истории на государственном уровне ведущими представителями градостроительной науки совместно с объединениями историков, архитекторов и реставраторов исчерпывающего перечня исторических городов. В его составе был выделен перечень исторических городов РСФСР общим числом в 150 в основном малых, но также и больших городов.
Сегодня вопрос о статусе «исторический город», о том, что дает этот статус, возникает с новой остротой. Имеющийся опыт показывает, что присвоение городу статуса исторического явилось исключительно эффективным стимулом его развития. И не только потому, что раньше оно сопровождалось существенной финансовой поддержкой. Придание такого статуса даже в нынешних условиях, когда такой поддержки со стороны федерального бюджета не будет, – это прежде всего, как указывают главы наших исторических городов, утверждение морально-духовной опоры развития города. Статус исторического города является предметом гордости его жителей, а исключение его из числа исторических оказывается для них моральной травмой. Именно этот статус дает историческим городам возможность символического позиционирования своей территории, формирования местного, в масштабах своей малой родины, патриотизма. Он наиболее полно отвечает целям и задачам сохранения ценностей культуры страны.
Но одновременно этот статус оказывается важным фактором повышения инвестиционной привлекательности городов. В них создаются и активно работают в целях сохранения и возрождения своего историко-культурного наследия многие как общественные организации, так и малые коммерческие предприятия, с помощью которых реализуются различные социально-культурные проекты. Опора на историческое наследие существенно расширяет возможности местных властей в их усилиях по развитию своих городов.
Поэтому появление Приказа Министерства культуры РФ об утверждении совершенно нового, невероятно сокращенного перечня исторических поселений вызвало шок во многих малых городах, у их глав. «Только иваны не помнящие родства могут секвестировать таким образом отечественную историю» – заявляют они.
Руководители городов и районов – членов Союза малых городов России считают совершенно неприемлемым стремление федеральных органов предельно ограничить число исторических населенных мест, указывают, что оно «произвело на общественность таких городов крайне негативное впечатление», выражают решительный протест против такого решения и призывают консолидировать действия всех исторических городов, поселков в рамках нашего общероссийского объединения по сохранению действующего перечня исторических поселений.
Муниципальные руководители настаивают на утверждении перечня исторических населенных мест в прежнем составе, подчеркивая, что он включает в себя города, составившие славу России, внесшие своей деятельностью огромный вклад в ее становление как великой державы. И все мы, участники этого форума, разделяем это позицию.
Но, обращаясь с требованиями к федеральным органам о сохранении существующего перечня малых исторических городов, мы призваны прежде всего сами содействовать сохранению их историко-культурной среды, используя все имеющиеся местные возможности. А это прежде всего просветительно-воспитательная работа с различными контингентами населения, в том числе – с предпринимательским сообществом. Это – необходимое внимание к вопросам внешнего благоустройства города. Это – уважение к профессиональному опыту своих архитекторов и специалистов – реставраторов. Это – строгое соблюдение режима историко-культурных охранных зон и тщательный подбор физических и юридических лиц, которым можно передать в пользование исторические объекты, и многое другое, что можно и нужно делать, опираясь на собственные ресурсы.
Большой вклад в решение этой задачи внесли и сегодня продолжают вносить реставраторы. Результаты их деятельности показывают всем нам, что реставрация памятников архитектуры – это не декорирование, не ремонт и покраска зданий. Это высокопрофессиональная работа, которая хотя и требует значительных затрат, но приносит зримые результаты. Работа реставраторов делает наши города весьма привлекательными как для наших соотечественников, так и для многих зарубежных туристов. Она означает восстановление как отдельных выдающихся зданий и их комплексов, так и целых городов, ярким примером чего явились в прошлые годы Суздаль, Переславль-Залесский, Углич, а также многие малые города в Литовской, Латвийской, Эстонской, Узбекской, Украинской и других республиках Союза.
В сложном деле активизации туристического потенциала исторических городов очень важно суметь использовать эффект объединения наших усилий. Совместная работа городов – членов Союза позволит добиться более весомых результатов и в обмене опытом муниципальной работы в этом направлении, и в изучении зарубежного опыта, и в создании новых туристических маршрутов, объединяющих соседние исторические города. Такую работу мы уже проводим. В частности, мы заключили соглашение с объединением самых красивых исторических малых городов Италии, которое демонстрирует значительные успехи в повышении туристической привлекательности городов – своих членов. Этот опыт мы уже начали использовать. Наша представительная делегация мэров исторических городов приняла активное участие в Международном фестивале самых красивых малых городов, состоявшемся в Италии. Мы приглашаем все малые исторические города включиться в реализацию нашего нового проекта «Самые красивые малые города России», в рамках которого уже проведен недельный курс в Московском архитектурном институте для главных архитекторов малых городов и районов, развернута подготовка к выезду студенческих бригад дизайнеров и архитекторов вместе с преподавателями для помощи туристическим городам в их внешнем благоустройстве. Разрабатываются критерии, позволяющие приобщить город к числу самых красивых и привлекательных для туристов малых городов и многое другое.
Приходится вновь вспомнить этот смешной казалось бы, лозунг – «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Уверен, что сами малые города, их органы самоуправления, объединившись и работая в сотрудничестве с Ассоциацией реставраторов, Союзом дизайнеров и другими высокопрофессиональными силами с тем, чтобы вместе решить чрезвычайно сложные, но такие важные для каждого исторического, особенно – малого города – задачи, смогут и на деле доказать, что возрождение малых исторических городов – это действительно путь к возрождению величия России.
Резолюция II Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы»
(с сокращениями)
Новгородская область, г. Старая Русса
30 сентября – 1 октября 2010 года
Основной организатор — Министерство культуры Российской Федерации
Участники II Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы» (далее — Конференция), всесторонне обсудив заслушанные доклады и сообщения, с удовлетворением отмечают, что за период, прошедший со I Всероссийской конференции (11 сентября 2009 года, с. Старая Ладога, Ленинградская область) произошли определенные позитивные изменения в нормативно — правовой базе Российской Федерации, регулирующей вопросы сохранения и возрождения исторических городов и поселений, в том числе и те, о необходимости которых указывалось в Резолюции Конференции:
— 31 декабря 2009 года вышло Постановление Правительства РФ N 1204 «Об утверждении положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;
— 16 января 2010 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 2 «Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны». Положение устанавливает порядок согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, а пункт 2 Постановления, утверждающего данное Положение, поручает Министерству культуры Российской Федерации и Министерству регионального развития Российской Федерации подготовить и утвердить перечень исторических поселений;
— 29 июля 2010 года Министерством культуры Российской Федерации и Министерством регионального развития Российской Федерации утверждён Приказ № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений». В указанном перечне перечислено 41 историческое поселение. Этот перечень открыт для дополнений.
Это подчеркивает важность и актуальность проблем сохранения и возрождения малых исторических городов и сельских поселений и их понимание на уровне Правительства Российской Федерации.
Обсудив обозначенные на Конференции проблемы, участники Конференции считают необходимым:
1. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации продолжить работу по совершенствованию законодательного обеспечения сохранения и развития исторических поселений в части:
— уточнения механизма выделения исторической территории в историческом поселении в его современных границах;
— определения критериев отнесения к историческому поселению;
— разработки порядка формирования Перечня исторических поселений, внесения изменений и дополнений в него».
2. Принять за основу выработанные на заседании секции достопримечательных мест и градостроительства Экспертного совета по охране культурного наследия при Росохранкультуре следующие критерии для определения правомочности отнесения поселения к историческим поселениям:
— целостность сохранившейся историко-культурной среды и исторической планировочной структуры, особенно, если они под угрозой исчезновения;
— нахождение в историческом поселении объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;
— нахождение в поселении объектов, рекомендованных Российской Федерацией на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;
— наличие в историческом поселении историко-культурных музеев-заповедников;
— наличие в поселении всех видов объектов культурного наследия – памятников, ансамблей, достопримечательных мест.
3. Для рассмотрения экспертами возможности включения того или иного исторического поселения в формируемый перечень исторических поселений направлять в адрес Министерства культуры Российской Федерации обращение от администрации субъекта Российской Федерации или поселения с приложением следующих материалов по каждому заявленному поселению:
— краткая историческая справка;
— исторические планы на конец 19-начало 20 вв.;
— схема историко-культурного опорного плана с совмещением исторической планировочной структуры с современной;
— перечень объектов культурного наследия, стоящих на государственной охране (федеральной, региональной и местной), и выявленных объектов культурного наследия;
— материалы исторической и современной фотофиксации объектов культурного наследия, панорам поселения и окружающего ландшафта;
— заключение государственного органа охраны памятников субъекта Российской Федерации;
— другие материалы, характеризующие историко-культурную значимость и ценность исторической части города, целостность его исторической среды.
4. При определении даты основания исторического поселения руководствоваться только научными источниками и заключениями экспертизы.
5. Рекомендовать администрациям субъектов Российской Федерации провести работу с администрациями муниципальных образований по подготовке необходимых обосновывающих материалов, в первую очередь историко-культурных опорных планов, и направлению их в Минкультуры России и Минрегион России для формирования следующего перечня исторических поселений.
6. Рекомендовать администрациям муниципальных образований в субъектах Российской Федерации предпринять меры по введению в штат администраций исторических городов должности архитектора-реставратора.
7. Рекомендовать органам законодательной власти субъектов Российской Федерации разработать модельный пакет законов и подзаконных актов, утверждаемых на региональном и местном уровне, которые могут способствовать сохранению и развитию исторических поселений (на основе имеющегося российского и зарубежного опыта).
8. Обратить внимание органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на необходимость обеспечения деятельности по скорейшей разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия и соответствующей корректировке ранее разработанной документации территориального планирования.
9. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации внести положение в Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, обязывающее при разработке генерального плана муниципального образования при наличии на его территории объектов культурного наследия в обязательном порядке в составе генерального плана разрабатывать проекты зон охраны объектов культурного наследия.
10. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации и Министерству регионального развития Российской Федерации разработать программу и, начиная с 2012 года, предусмотреть финансирование за счет средств федерального бюджета разработки документации, необходимой для определения и установления границ территорий исторических поселений, учитываемых при разработке и корректировке документации территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом.
11. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой принять федеральный закон по исключению из налогооблагаемой базы физических и юридических лиц средств, направляемых на целевые благотворительные взносы, связанные с охраной и реставрацией движимых и недвижимых объектов культурного наследия.
12. Отметить необходимость снять противоречия (в том числе терминологические), содержащиеся в Федеральном законе №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, Федеральном законе от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При необходимости создать рабочую группу из представителей Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, профессиональных общественных и некоммерческих организаций для разработки необходимых поправок в законодательные акты.
13. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации во взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и прокуратурами субъектов Российской Федерации совершенствовать правоприменительную практику в отношении правонарушений в области сохранения объектов культурного наследия.
14. Рекомендовать администрациям субъектов Российской Федерации, городских и сельских муниципальных образований для развития туризма в исторических поселениях провести маркетинговые исследования территорий с выявлением «якорных» (брэндовых) объектов культурного наследия, краеведов-собирателей, исторических имён, традиций, промыслов, формирующих «точки роста» территорий.
15. Поддержать инициативу администрации муниципального образования «Город Старая Русса» установления в Старой Руссе памятника Русу — эпическому родоначальнику русского народа и основателю города и рекомендовать администрации МО «Город Старая Русса» организовать проведение всероссийского конкурса на создание памятника.
16. Поддержать идею создания муниципального музея истории города Старая Русса с археологическим отделом.
17. Отметить положительный опыт туристическо-экскурсионной и просветительской деятельности, осуществляемой религиозными организациями (приход ц. Успения Божией Матери в с. Коростынь Новгородской области) и поддержать его распространение среди всех конфессий на территории Российской Федерации.
18. Одобрить и распространить опыт работы Старорусского филиала ФГУК «Новгородский государственный объединённый музей-заповедник» по духовно-патриотическому воспитанию школьников средствами музейной педагогики.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 03.07.2024
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru