Выступление депутата Государственной Думы В.Е. Булавинова
На протяжении многих лет я был председателем Ассоциации городов Поволжья, по-прежнему принимаю активное участие в работе Всероссийского совета местного самоуправления. Восемь лет возглавлял Нижний Новгород, и, хотя его не отнесёшь к малым городам, прекрасно знаю проблемы местного самоуправления в России. Для малых городов они стоят ещё острее из-за меньшей бюджетной обеспеченности на душу населения и меньшей диверсификации экономики. Но, тем не менее, они те же самые: это наличие избыточных функций, не обеспеченных собственными доходами бюджета, постоянное сокращение налоговых нормативов в пользу вышестоящих бюджетов, отсутствие контрольно-надзорных полномочий, распорядительных прав на земельные ресурсы и т.д.
Сегодня представляю здесь Государственную Думу России, а именно Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, поэтому в своём выступлении кратко остановлюсь на последних законодательных решениях, относящихся к развитию малых городов и деятельности органов местного самоуправления в целом.
В весеннюю сессию 2014 года были приняты федеральные законы №136-Ф3 и №165-ФЗ, которыми были предусмотрены внесения изменений в закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а также в 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Одной из посылок, из которых исходили при разработке данных законов, стало то обстоятельство, что муниципальные районы во многих случаях утратили сервисную, межмуниципальную функцию, заложенную в концепцию 131-ФЗ. При этом сельские поселения при заметном дефиците материальных, финансовых и кадровых ресурсов оказались перегружены полномочиями, осуществление которых в основном необходимо и характерно для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на городских территориях. В настоящее время муниципальные районы фактически осуществляют не межпоселенческие полномочия, а решают за поселения и вместо них значительный круг вопросов, местного значения, в том числе путем заключения соглашений о передаче органам местного самоуправления муниципальных районов большинства полномочий органов местного самоуправления поселений.
В целях усиления позиций городских и сельских поселений в деятельности муниципальных районов, повышения эффективности межмуниципальной кооперации и межмуниципального сотрудничества закон устанавливает в муниципальных районах единственный способ формирования представительных органов муниципальных районов. Такие земские собрания или районные думы формируются из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов таких поселений, избираемых в соответствии с равной нормой представительства, независимо от численности населения в данном городе, поселке или на селе.
Глава муниципального района будет избираться представительным органом муниципального образования из своего состава и исполнять полномочия его председателя, а глава местной администрации назначаться на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определен уставом муниципального образования.
Закон также уточняет перечень вопросов местного значения поселений, определив его раздельно для городских и сельских поселений.
Второй из упомянутых законов связан с уточнением вопросов местного значения и переходом части муниципальных полномочий на уровень субъектов РФ:
— согласно федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года, с 2014 года финансирование дошкольных учреждений и дополнительного образования детей передается с местного на региональный уровень и осуществляется за счет субвенций местным бюджетам;
— федеральным законом №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года за органами местного самоуправления закреплен ряд полномочий, выходящих за рамки вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов в действующей редакции 131-ФЗ «Об МСУ». Эти разночтения устраняются.
К сожалению, практика показывает, что передача полномочий с местного на вышестоящие уровни часто сопровождается сокращением налоговых лимитов для местных бюджетов на суммы, превышающие ассигнования, которые ранее выделялись на исполнение этих полномочий, либо сопровождаются обеспечением этих полномочий субвенциями в недостаточных объёмах. Таким образом, вышестоящие уровни власти не только безвозмездно получают муниципальное имущество, содержание которого полностью покрывается допдоходами от пересмотра межбюджетных отношений, но и «зарабатывают» на перераспределении полномочий в ущерб местным бюджетам.
Убеждён, что эта проблема нуждается в дальнейшем законодательном урегулировании, направленном на защиту и жёсткое закрепление прав муниципалитетов в бюджетном процессе.
Активно развивающимся направлением работы Государственной Думы, имеющим значение для развития малых городов, является законотворчество в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Наиболее интересным для органов местного самоуправления здесь является 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», поскольку он предусматривает субсидии федерального бюджета на решение вопросов местного значения, к которым относится состояние жилищного фонда на территории муниципального образования. Изначально окончание срока действия Фонда датировалось 1 января 2013 года, однако в том числе по энергичным рекомендациям Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ неоднократно принимались решения о продлении этого срока. В настоящее время законом предусматривается, что Фонд будет работать до 1 октября 2017 года — это срок, к которому, согласно поручению Президента РФ Путина Владимира Владимировича, должны быть полностью расселены аварийные дома, признанные таковыми до 1 января 2012 года. Одновременно председателем правительства РФ Медведевым Дмитрием Анатольевичем дано поручение Минстрою РФ о поиске источников финансирования расселения домов, признанных аварийными и после этой даты, то есть государство не планирует устраняться от проблем ЖКХ ни в какой обозримой перспективе.
По действующей редакции 185-ФЗ, ключевыми условиями предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ являются:
— принятие субъектами Российской Федерации нормативных и правовых актов, направленных на создание постоянно действующей системы капитального ремонта многоквартирных домов;
— принятие субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями комплекса мер по привлечению инвестиций в коммунальную инфраструктуру;
— осуществление субъектами Российской Федерации необходимых мер по оснащению многоквартирных домов коллективными приборами учета энергетических ресурсов;
— принятие субъектами Российской Федерации мер по сокращению задолженности за потребленные энергоресурсы.
В связи с принятием закона о системе финансирования капитального ремонта МКД основным направлением деятельности Фонда ЖКХ становится расселение аварийного жилищного фонда. Объем средств федерального бюджета, направляемых на эти цели в 2014-2017 годах, составляет 132,9 млрд. рублей, в том числе 2015год — 40,9 млрд. рублей.
В течение 2014-2017 годов необходимо ликвидировать 11,36 млн. кв.м аварийного жилья, переселив 777,3 тыс. человек, в том числе:2015год -2,6 млн. кв.м, 175 тыс. человек
В течение 2014 года по состоянию на 1 ноября расселено 1,3 млн. кв.м. аварийного жилья, переселены 85,4 тыс. человек.
Вместе с тем, финансирование капитального ремонта МКД из средств федерального бюджета также /сохраняется, несмотря на то, что сегодня законодательство отводит ключевую ро5п> в исполнении этой функции субъектам РФ.
Объем средств Фонда, направляемых на капитальный ремонт многоквартирных домов в 2014-2015 годах, составляет 11,1 млрд. рублей, в том числе:
2014 год — 7,1 млрд. рублей;
2015 год — 4 млрд. рублей.
Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на капитальный ремонт после 2015 года не предусмотрено.
Следующая информация имеет прямое отношение именно к малым городам. В декабре 2012 года были приняты поправки к 185-ФЗ, которые расширили объёмы федеральной поддержки региональных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства и открыли принципиально новое направление работы Фонда ЖКХ. У городов с численностью населения не более 250 тыс. человек появилась
возможность получать субсидии из Фонда на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры при условии наличия готовой программы стоимостью не менее 100 млн. рублей и гарантии её реализации в срок до 1 января 2016 года. Для Нижегородской области эта программа представляется крайне актуальной, поскольку критериями закона соответствует большинство поселений, расположенных на её территории, включая Бор, Арзамас, Кстово, Балахну и др.
Участники программы модернизации коммунальной инфраструктуры получили право использовать федеральные деньги на подготовку проектной документации, проектные работы и обследования, разработку схем теплоснабжения, водоснабжения, программ комплексного развития (до 7% от лимита), а также на возмещение расходов на уплату процентов по кредитам, привлечённым для их реализации (в пределах 90% ставки рефинансирования ЦБ). Обязательным условием принятия участия в программе модернизации коммунальной инфраструктуры является утверждение долгосрочных тарифов не менее чем на 3 года в сфере тепло- и водоснабжения.
Объем средств Фонда, направляемых на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в 2013-2017 годах, составляет 15 млрд. рублей (разбивка по годам не предусмотрена).
Заявки на предоставление указанной поддержки представили только 6 субъектов Российской Федерации (Якутия, Удмуртия, Владимирская, Новосибирская, Ростовская и Смоленская области) на общую сумму 0,42 млрд. рублей для финансирования 8 программ модернизации коммунальной инфраструктуры. Общая стоимость мероприятий таких программ (с учетом заемных средств) составляет 6,69 млрд. рублей. Программы реализуются в сферах теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения и обращения с твердыми бытовыми отходами.
Нижегородская область пока не заявила на участие в программе, лимиты Фонда не выбраны даже наполовину, поэтому для муниципальных образований здесь кроется огромный резерв для развития. Необходимо в кратчайшие сроки разработать и подать в Фонд соответствующие заявки и программы.
В настоящее время идёт активная фаза рассмотрения федерального бюджета будущего года. Его важной строкой в части ЖКХ является финансирование государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». На обеспечение мероприятий в рамках государственной программы планируются следующие объемы средств федерального бюджета: в 2015 году — 115 млрд. рублей, в 2016 году — 83,6 млрд. рублей, в 2017 году — 61 млрд. рублей. Это деньги тоже необходимо активно выбирать и направлять внутри региона, в том числе, в малые города.
Говорить на тему федеральной политики в отношении малых городов даже в жилищно-коммунальной сфере можно очень долго, но регламент ограничен, и правовые отделы и департаменты местных администраций либо осуществляют, либо обязаны осуществлять постоянный мониторинг законодательства для привлечения дополнительных ресурсов развития.
В заключение хочу сказать, что такие объединения, как Союз малых городов Российской Федерации, как и другие организации, кооперирующие интересы местного самоуправления, выполняют большое дело. Голоса каждого муниципального образования в отдельности вряд ли будут сразу услышаны не только на федеральном, но и на региональном уровне. С другой стороны, когда позиция МСУ выражается консолидировано и со стороны множества регионов и федеральных округов, шансы на то, что она будет услышана и в законотворческом, и в бюджетом процессе, возрастают многократно.
Желаю всем успехов в этом непростом деле, а главное — процветания территориям малых городов и благополучия их жителям!
Спасибо за внимание.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 13.02.2015
- 03.07.2024
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru