Две концепции
В.А Гречухин, председатель районного Общественного Собрания, г.Мышкин
В.А Гречухин, председатель районного Общественного Собрания, г.Мышкин
Должно быть, самым печальным явлением жизни большинства муниципальных районов центральной и северной России является неуклонное сокращение их населения. И хотя нерадостные демографические показатели сельских территорий имеют быть во всём современном мире, но нам от этого отнюдь не легче. Земли некогда весьма населённых муниципальных образований катастрофически пустеют. Вот наши местные примеры. В Мышкинском уезде в 1913 году жили 115 тысяч человек. В Мышкинском районе в 50-е годы XX века жили 40 тысяч человек. Сегодня в Мышкинском муниципальном районе живут десять тысяч человек. Вот таковы темпы вымирания…
Точно таково же положение и во всех соседних сельскохозяйственных районах. Например, в Брейтовском районе, возникшем на землях бывшего Мологского уезда, сейчас менее семи тысяч человек. У наших соседей тверичей есть цифры и ещё более печальные. А в ближайшие годы печальность этих показателей только возрастёт.
И региональная власть вполне ожидаемо приходит к мысли о ликвидации этих малолюдных муниципальных образований, об их слиянии в нечто в целом более населённое.
На первом этапе таковых размышлений в Ярославской области было принято решение законодательно обозначить численность населения муниципального района не менее двадцати тысяч человек.
А вслед за этим понадобился и «инструмент» для обоснования слияния нескольких групп районов. То есть понадобилась Концепция изменения административно-территориального устройства области.
Концепцию заказали столичному Институту приоритетных региональных проектов. Его работа началась и сразу же удивила нас явно устаревшей методикой исследований. Собирая исходные материалы для анализа, исследователи жёстко ограничивались лишь сферой муниципальной подчинённости субъектов обеспечения жизнедеятельности районов. И брали во внимание только количественные показатели, но никак не качественные.
И вовсе отрицали учёт рыночной ориентированности места, интегрированности его в мир хозяйства и культуры области и России, ментальность населения, характер гражданской жизни, коммуникабельность сообщества, наличие объектов Наследия, продвинутость местности и её центра. Таковое исследование не могло не оказаться сугубо поверхностным и не могло не дать выводы, в сущности, глубоко неверные.
Так и случилось. Институт, выделив в Ярославской области три периферийных зоны, подлежащие проведению объединительных процессов, не утрудился ни в рассмотрении результатов таковых действий- ни в определении экономических осей и точек роста на этих территориях. И рабочая группа Института в конце концов пришла к выводам вполне неверным. Так в северо- западной периферии, рекомендуя слияние трёх здешних районов /Мышкинского, Брейтовского и Некоузского/ он, а настаивает на том, что административным центром этого нового муниципального образования должен стать не город Мышкин, а соседнее село Новый Некоуз. Потому что его нахождение географически несколько более центрально для этих территорий.
Вывод не только вполне неожиданный, но и вполне нелепый, потому что город Мышкин по всем хозяйственным, культурным и бытийным характеристикам порядково превосходит село Новый Некоуз. И это уже не говоря об его продвинутости и известности, о несравненно более высоком уровне работы муниципальной власти и её взаимодействия с обществом. Даже все цифры, полученные самим Институтом, ярко говорят об этом.
Но выводы рабочей группы Института столь же упорны и однозначны, сколь и нелепы. Руководство региона, получило Концепцию, рекомендующую закрыть в Мышкине все федеральные , региональные и почти все муниципальные учреждения, а их здания выставить на торги. То есть документ авторитетно рекомендует весьма успешный и развивающийся малый город равнодушно «положить в гроб», а соседнее невеликое и малоизвестное село попытаться как-то обустроить и как-то подтянуть до уровня сколько-то приличного административного центра.
Как отнестись ко всему этому? Мышкину свойственна живая и активная гражданская жизнь. И здешняя Общественная Палата и здешнее районное Общественное Собрание создали собственную рабочую аналитическую группу, которая взялась за создание Концепции укрупнения северо-западных районов области, альтернативную институтскому документу.
Эта группа располагает немалым опытом работы на таких направлениях, её членам доводилось разрабатывать Концепции развития туризма, развития отдельных местностей района, развития местных ремёсел. Группа работает в тесном контакте со всеми общественными организациями нашего города и района, постоянно контактирует с областной Общественной Палатой, областным департаментом территориального развития, областной Думой и Правительством области. О своей работе мы, конечно, информируем и нашего губернатора С.Н Ястребова.
За три месяца работа мы пришли к завершению создания Концепции. Она является значительно более содержательным и глубоким рекомендательным документом нежели тот, что предложил Институт приоритетных региональных проектов. И она начала свой путь через районную Общественную палату и районную Думу в областные руководящие инстанции. Всё это является примечательным случаем и живым примером гражданской законодательной инициативы населения, которая не может быть неоценённой местной и региональной Властью.
Кроме работы по созданию Концепции мы развернули в районе широкую деятельность по опросу населения, ознакомлению его с создавшимся положением, сбору подписей в поддержку начавшегося общественного движения. Активно участвуем мы и в освещении этой темы в местных изданиях и в сети Интернет, особенно на блоге «Мышкин». Сегодня мы представляем уже не только Общественную Палату и Общественное Собрание, но и подавляющее большинство населения района. Очень верна давняя мысль о том, что если общество в моменты серьёзных угроз умеет сплачиваться и дружно защищать себя, то значит ему свойственны серьёзные гражданские качества. И я, старый мышкинец, сегодня видя их яркие проявления, горжусь своими земляками.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru