Евгений Марков: «Без малых городов не будет и России»
Интервью с Президентом Союза малых городов России Е.М. Марковым.
Антон Мстиславин, специальный корреспондент журнала «Политическое образование»
— Евгений Мануилович, недавно министр экономического развития России Набиуллина высказала мысль о том, что малые города России экономически неэффективны. Каково Ваше отношение к заявлению Набиуллиной, какая реакция на это заявлению последовала в малых городах страны?
Союз малых городов России, эксперты, представители научных кругов всегда были уверены, что роль малых городов, их значение в социально-экономическом и культурном развитии нашего государства трудно переоценить. Никому и в голову не приходило, что очевидную огромную роль в жизни нашей страны этих населенных пунктов можно подвергнуть сомнению. Поэтому когда муниципальные руководители — члены Союза малых городов России узнали, что министр экономического развития страны (!) выступила на международном форуме с заявлением, в котором изложила свое видение будущего населенных мест России, суть которого свелась к тому, что в нашей стране слишком много малых городов, все были, мягко сказать, поражены. Важно подчеркнуть при этом, что Набиуллина говорила не только о малых, но даже и о средних городах, т. е. городах с населением до ста тысяч жителей. Сеть малых и средних городов, сказала она, избыточна, процесс перетока значительной части населения российской провинции в мегаполисы и другие большие города неизбежен, и поэтому, заявила она, нужно повышать качество городской среды крупнейших городов страны. Для чего? Для того, чтобы они стали более привлекательными как для иностранных инвестиций, так и для тех, кто туда приедет на постоянное место жительство из российской провинции. Одновременно было сказано, что вкладывать средства в решение проблем неэффективной, с ее точки зрения, категории населенных мест, малых и средних городов, не нужно. Утверждалось, что малые и средние города не позволяют экономически эффективно развиваться нашему государству и затрачиваемые на их поддержку средства существенно снижают темпы нашего развития.
Мы считаем, что будучи публично высказанным федеральным министром, такое заявление не может не быть программным, поскольку оно вскрывает отношение власти и к малым городам и к сельской местности (что же тогда говорить о селе?) и ставит целевые задачи.
Более того, Набиуллина, говоря о крупных городах-миллионниках, подчеркнула, что речь идет не о всех крупных городах, а только о двенадцати из них. Мы посмотрели, что это за города, где они находятся, и с большим недоумением обнаружили, что десять из двенадцати городов расположены в европейской части России и только два, Новосибирск и Омск — за Уралом. Возникает вопрос: означает ли это, что один из представителей руководства нашего государства полагает, что все процессы экономического развития российского государства необходимо сосредоточить в европейской части нашей страны? А как относится к решению задач экономического развития остальной части России, которая расположена за Уральскими горами? Эти вопросы не могут не возникнуть, и ответы на них должны быть получены.
Мы с позицией указанного министра решительно не согласны. Малые города и поселки городского типа – это очень важная часть сети населенных пунктов России, которая держит территорию на слабо освоенных пространствах нашего государства, особенно на северных территориях и на Дальнем Востоке. Именно они формируют сеть населенных пунктов нашей страны, именно они обозначают присутствие российского населения на этих огромных, необъятных пространствах.
Правда, Набиуллина отметила, что есть и жизнеспособные малые города, но кто отсортировал жизнеспособные от нежизнеспособных? Такой работы еще никто не проводил. Утверждение, что сеть избыточна, а часть городов будет успешно существовать, не понятно вовсе. Отсюда простой вывод: граждане Российской Федерации, живущие в этих населенных пунктах, а их под сорок миллионов, будут опасаться за свое будущее и перестанут связывать свою судьбу с местом своего проживания. Иными словами, такого рода выступления – это метод стимулирования миллионов граждан России к переселению в мегаполисы. Но и мегаполисы, увы, не готовы к решению этой грандиозной задачи. Я думаю, что и правительство наше не сможет создать необходимую инфраструктуру для того, чтобы миллионы граждан России разместить в крупных городах и в их пригородах.
Мы утверждаем, что изложенная концепция, которая выносит приговор небольшим городам страны и нацеливает на форсированную концентрацию населения страны в крупнейших городах, не имеет никаких убедительных обоснований. Малые города – это огромная категория населенных пунктов, выполняющих такие функции, которые никакой другой тип населенных мест выполнить не в состоянии. На нашем прошедшем в Усинске, на Севере страны, форуме малых городов России все его участники — мэры городов, показали, насколько широк спектр этих функций. Одна из них – роль местных производственно-экономических, социально-культурных и рыночных центров, на которые всегда опиралась сельская местность, десятки тысяч сельских населенных пунктов практически всех регионов России. Там размещались предприятия по хранению, заготовке и переработке сельхозпродукции, профессионально-технические училища, районные больницы, учреждения культуры и многое другое. Если эта часть населенных мест, которая оказалась наименее подготовленной к обрушившимся на них реформам, исчезнет, то мы окончательно подорвем основы развития аграрного сектора российской экономики.
Наш век впечатляющих научно-технических достижений открывает небывалые возможности успешного развития всех не только городов, но и сёл. Так, зарубежный опыт убедительно показывает, что все больше и больше людей, проживая на удаленных от ведущих центров территориях, могут спокойно работать в компаниях, расположенных в крупнейших городах практически любого государства. Мы попробовали убрать с карты России её малые, средние города и посёлки городского типа и увидели… пустыню. На гигантских пространствах нашей страны, особенно – за Уралом, остались, вытянувшись в ряд вдоль китайской границы на протяжении почти шести тысяч километров, только девять больших городов. Да, не будет малых городов – не станет России.
— Евгений Мануилович, и, все же, остановимся на миграции из малых городов. Это ведь, действительно, реальная проблема. Как ее можно остановить?
Объемы однонаправленной миграции не только из малых городов, но и из сельской местности в столицу и другие большие города, которые сконцентрировали огромные ресурсы в результате несбалансированной территориальной политики, превосходят все разумные пределы. Притом, миграции не только безвозвратной, но и трудовой маятниковой. Как её оценивать? Министр интерпретирует ее как неизбежную и закономерную и обосновывает эту позицию, ссылаясь на зарубежный опыт. Отсюда и её вывод: вкладывать деньги в большие города! Когда мы опросили жителей малых городов, где они хотят жить, нам ответили, что переезжать в крупные города, покидать свою малую родину они не желают. Такова реальная ситуация. И лишь отсутствие работы вынуждает людей куда-то уезжать на заработки. Даже и молодежь, если покидает свои родные места, то делает это вынуждено, от безысходности.
Получается, что вся эта миграция — вынужденная! Значит, надо не города ликвидировать, а менять отношение государства к ним. Как можно не сознавать, что город, пусть небольшой – это огромная национальная ценность? Это огромные материализованные капиталовложения, это работоспособная, особенно в советских моногородах, городская инфраструктура, это опорная база нашего государства среди его огромных пространств и, наконец, это самое ценное на нашей территории – люди, которые хотят там, именно там, как правило, далеко от Москвы, жить и трудится на благо Родины и своей семьи.
Пусть Минэкономики подсчитает, во что обойдется государственному бюджету создание (а такая потребность у нас появится), вместо расселяемого, нового города где-нибудь в лесах Сибири с переселением туда хотя бы двадцати тысяч жителей? У нас огромные неосвоенные, не заселённые пространства. Поэтому надо беречь каждый сущий городок и уметь использовать его потенциал в интересах национального развития, а не стимулировать отток наиболее активной части его населения в столицу России или куда-нибудь ещё дальше. Людям нужно создать на местах условия для работы, и они не будут уезжать из своей малой родины. И это будет много дешевле, чем переселять миллионы людей вопреки их воле неизвестно куда. Направлений развития малых городов много, только это развитие необходимо целенаправленно организовывать, а не идти на поводу у рыночных догм вроде того, что «рынок всё уладит». А это уже работа правительства, которое пока что демонстрирует в этом вопросе только свою беспомощность.
Миллионы граждан России, живущие в малых городах, платят налоги и являются равноправными членами нашего общества. Они вносят свой колоссальный вклад в процессы экономического развития страны, в решение проблем обороноспособности, обеспечивают жизнестойкость нашей Родины, участвуют в выборах. И с их позицией следует считаться!
— Каково же экономическое состояние малых городов?
Мне, кажется, понятен подтекст Вашего вопроса – не до конца ли их разрушили, есть ли что возрождать и найдутся ли силы для этого? Сегодня наши малые города демонстрируют свою невероятную жизнеспособность и, в целом — колоссальную жизнестойкость нашего народа. Казалось бы, жителей сотен малых городов в одночасье лишили их рабочих мест, у градообразующих предприятий отняли оборотные средства и, лишив их государственных заказов на их продукцию, одновременно заполонили наш рынок дешевым товаром из-за рубежа. Однако же, несмотря на эти удары по городам и их жителям, в малых городах так или иначе диверсифицируется производство и они выживают. Возрождаются предприятия пищевой и легкой промышленности, развивается малый бизнес, который позволяет городам не только сохранять, но даже и наращивать объемы производства. Возникает вопрос: если даже в таких труднейших условиях города выживают, то что будет, если им создать хотя бы минимально благоприятные условия для экономического развития? Будет взрыв экономического роста, наступит расцвет этой категории населенных мест. И нужно сделать сравнительно немного для этого.
А что же на деле? Уже в этом году объемы доходной части местных бюджетов сократились по сравнению с такими же объемами их доходов прошлого года. В условиях, когда и население и предприятия малых городов направляют «вверх» в виде налогов огромные объемы средств, а на месте остаются лишь 10-12% от этих средств, как город может развиваться? Кризис малых городов – это не результат их низкой жизнеспособности или недостаточной конкурентоспособности, это следствие той политики централизации доходов федерального бюджета, которая проводилась и продолжает проводиться в нашей стране, и фактического отказа от государственного хотя бы регулирования процессов развития населённых мест. Следует подчеркнуть, что на местах, в малых городах и районах местные власти и предприниматели самостоятельно решают многие трудные задачи, большую работу по развитию своих территорий ведут и региональные органы управления. Союз малых городов РФ, со своей стороны также, объединяя творческий потенциал наших городов, неоднократно предлагал федеральным органам и программы, и меры по развитию российской провинции. Однако, от федеральных органов власти и управления совершенно необходимы, во-первых, внимание к предложениям «снизу» (чего пока что не наблюдается), и самое главное — целенаправленная координация и мощная поддержка всей проводимой в регионах работы. Важно выработать на всех уровнях управления, начиная с федерального, единый подход и целостный комплекс мер по решению проблем малых городов России. Для этого нужны политическая воля и продуманная программа действий. У Союза малых городов России она есть!
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru