Хайрулин: Впервые абсолютным приоритетом государства назван человек
Хайрулин Р.Х., глава администрации Туймазинского муниципального района Республики Башкортостан
За три года реализации национальных проектов в стране достигнуты серьезные успехи, которые не измерить баллами, квадратными метрами, центнерами и рублями. Впервые абсолютным приоритетом государства и его стратегическим ресурсом назван человек, качественный рост жизни наших граждан. И одной из важнейших задач государство обозначило обеспечение граждан жильем, придав ее решению статус национального проекта. О реализации национального проекта «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ – ГРАЖДАНАМ РОССИИ» в нашем районе и пойдет речь.
В Туймазинском муниципальном районе проживают 130 тысяч человек. С 2003 года объемы жилищного строительства возросли с 33 до 45 тыс.кв.метров в 2007 году. В текущем году планируется сдать 57 тыс.кв.метров. Обеспеченность жильем на 1 жителя в районе и городе составляет 20,4 кв.м.
Потенциал для развития строительной индустрии у Туймазов немалый. Строительством жилья занимаются 4 крупные строительные организации, имеются два кирпичных завода обшей мощностью 60 млн. штук кирпича в год, завод железобетонных изделий мощностью около 40 тыс.куб.метров железобетона, завод по производству пенобетона (7 млн.шт. в год). Помимо этого, планируется построить в 2009 году совместное российско-французское предприятие по производству полнотелого облицовочного кирпича мощностью 60 млн.штук в год. Но для форсирования объемов строительства имеются определенные трудности.
Довольно значителен объем ветхого (13%) и аварийного жилья, изношенные коммуникации. Поддержание в нормальном состоянии этих домов отвлекает значительные средства бюджета. Хотя мы и вошли в соответствующую программу и уже получили в этом году из Фонда реформирования ЖКХ 37 млн. рублей на капитальный ремонт жилого фонда, острота проблемы остается.
Недостаточность собственных бюджетных средств не позволяет вести разработку планов территориального планирования муниципального района, генеральных планов развития, правил землепользования и застройки всех населенных пунктов (а их у нас 113). С 1 января 2010 г. без них, как известно, нельзя отводить земли. На выполнение всех этих работ необходимы средства в размере около 120 млн.рублей. Выделили 8 млн.рублей на изменения в генплане города, но остальные работы без федеральных средств не осилить. Кроме того, у муниципалитетов нет средств, необходимых для подготовки строительных площадок, для обеспечения коммунальной инфраструктурой, дорогами.
В числе отрицательных факторов при реализации жилищных программ — изменение финансирования целевых подпрограмм. Если раньше в рамках программ, направленных на обеспечение жильем молодых семей и льготников, гражданам предоставлялись конкретные объекты жилья, то теперь им вместо жилья предоставляются субсидии. Но при отсутствии на рынке действительно доступного, качественного жилья граждане тратят средства на покупку квартир в старом жилищном фонде, что вызывает дальнейший рост цен на жилищном рынке.
При долевом участии в строительстве многоквартирных домов субсидии предоставляются на погашение остатка задолженности стоимости жилья. Срок действия свидетельств на право получения субсидии составляет 9 месяцев. Время строительства, ввода жилья и оформления соответствующих документов занимает куда больше времени. При этом семья, не успевающая освоить субсидию по договорам долевого участия не по своей вине, раз и навсегда теряет право на государственную поддержку.
В ходе реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» возникают вопросы в части оформления кредитов и займов. Максимальная сумма кредита, которую можно получить через отделения «Сбербанка России» по программе «Молодая семья» на незавершенное строительство составляет 750 тыс. рублей (когда цены на стройматериалы растут изо дня в день) и на срок самое большее до 30 лет. На западе – 50 лет. Возвращают там кредит следующие поколения.
Основная проблема по программе «Социальное развитие села до 2010 года» — срок освоения субсидий. Он составляет 1 год, что недостаточно для ввода жилья в эксплуатацию. 70% субсидий не покрывают расходы, фактически затраченные на строительство по квадратным метрам (субсидия, как известно, выделается по нормам из расчета — 1 чел. — 33 кв.м, 2 чел — 42 кв.м, 3 чел — 54 кв.м). К тому же, субсидия рассчитывается из средней стоимости нового жилья — 15 тыс. 190рублей, тогда как фактическая стоимость строительства жилья в селе порядком выше.
Предоставление земельных участков через аукционы приводит к увеличению стоимости построенного жилья, так как все затраты на выкуп права на участок могут быть компенсированы за счет включения их в стоимость жилья. Кроме того, существует риск, что из-за общедоступности аукционов, победителями их могут стать не реальные застройщики, а посредники. Соответствующего закона нет.
Большим преимуществом обладает малоэтажное строительство, которое не требует экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, дает широкие возможности использования типовых проектов домов, высокую скорость строительства и простую процедуру сдачи объекта в эксплуатацию и т. д.
Одной строительной организацией района налажено производство быстровозводимых сборно-щитовых малоэтажных домов. В истекшем году построили 10 индивидуальных домов общей площадью до 100 кв.м. стоимостью в пределах до 1 млн. рублей для молодых семей. В текущем году по этому же методу строятся 30 жилых домов, которые будут обеспечены по возможности всеми необходимыми инженерными сетями и коммуникациями. Здесь есть трудности в связи с отсутствием достаточных средств как в бюджете, так и у застройщиков. В прошлом году на подведение коммуникаций в виде софинансирования программы мы смогли выделить 500 тыс. рублей, в этом году предусмотрели 1 млн. 500 тысяч рублей. В перспективе по таким схемам — освоение еще нескольких микрорайонов.
Мы плодотворно сотрудничаем с ГУП «Фонд жилищного строительства РБ». Совместно ведем комплексное освоение микрорайонов под многоэтажное строительство. До 2010 года планируется построить 10 многоэтажных домов общей площадью более 40 тыс.кв.метров в микрорайоне, получившем название «Солнечный». Будут освоены два микрорайона под малоэтажное строительство.
В нашем районе производятся высокоэффективные отопительные котлы на газу. Но в отдаленных малонаселенных пунктах, где на прокладку газопроводов необходимы значительные средства, рациональнее использовать котлы на твердом топливе. Удешевить их производство и освоить массовый выпуск позволила бы соответствующая государственная поддержка наподобие программ по газификации. Одним из видов топлива для данных котлов являются пеллеты — древесные остатки лесозаготовительных предприятий и мягколиственной перестойной древесины, производство которых уже у нас осваивается.
В рамках небольшого выступления невозможно осветить все те изменения, которые произошли с момента реализации национального проекта, все трудности и проблемы, которые были на пути всех участников процесса. Но уже очевидно – решение одного из важнейших социальных вопросов сдвинулось с мертвой точки. Мы на правильном пути.
Вернуться к теме Всероссийский форум-конкурс «Опыт реализации национальных проектов в малых городах и районах России» (Санкт-Петербург)
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 03.07.2024
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru