Концепция Национальной общественно-государственной программы модернизации, инновационного и технологического развития малых городов (районов) Российской Федерации
Содержание
Введение
1. Общие положения
1. Обоснование актуальности задач модернизации, инновационного и технологического развития малых городов и необходимости их решения программно-целевым методом
1.1. Соответствие решаемых задач приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
1.2. Малый город как особый объект управления. Типология малых городов для решения поставленных задач
1.3. Основные проблемы модернизации, инновационного и технологичес кого развития малых городов
1.4. Обоснование необходимости решения проблем программно-целевым методом
1.5. Возможные варианты решения проблемы и оценка возникающих при этом преимуществ и рисков
2. Основные положения (идеология) и методические основы разработки Программы
2.1. Основные положения Программы
2.2. Методические основы разработки и реализации Программы
3. Цели, задачи и ориентиры Программы на период до 2020 года и по этапам
3.1. Основные цели и ориентиры Программы
3.2. Задачи разработки и реализации Программы
3.3. Ориентировочные сроки и этапы реализации Программы
3.4. Оценка ожидаемой результативности предлагаемого варианта решения проблемы
4. Основные направления и ресурсы модернизации, инновацион ного и технологического развития малых городов
4.1. Основные направления инновационного развития малых городов
4.2. Ресурсы модернизации и инновационного развития малых городов
4.3. Основные направления и источники финансирования Программы
5. Организация Программы и управление её реализацией
5.1. Организационно-экономические и технологические принципы и механизмы формирования Программы
5.2. Формы и методы управления разработкой и реализацией Программы
5.3. Основные направления деятельности органов управления Программой
5.4. Роль федеральных органов в формировании и реализации Программы
6. Основные целевые индикаторы и показатели реализации программмы
7. О содержании Типового макета городской (районной) Программы
модернизации, инновационного и технологического развития
Основные понятия и термины, используемые в Программе
Приложение – Институциональная основа Программы
ВВЕДЕНИЕ
Провозглашенный руководством страны курс на модернизацию Российской Федерации для малых городов и муниципальных районов — возможность их развития в условиях жесткой конкуренции с большими городами страны практически за всё — не только за финансовые ресурсы государства, но и за кадры, за инвесторов, за внимание федеральных органов. Условие выживания РФ, как недавно заявил вице-премьер РФ, а теперь — руководитель Администрации Президента России С.Иванов — в создании знаний и технологий, которых еще нет НИ у кого в мире. Для малых городов, где нет, как правило, специальных НИИ, конструкторских центров, но есть ВУЗы, их филиалы, средние специальные учебные заведения, предприятия различных отраслей промышленности, модернизация означает необходимость их органам самоуправления выступить инициаторами движения за инновации во всём, начиная с малого.
Ввиду этого и руководствуясь указанием Президента Российской Федерации о необходимости всесторонней модернизации страны, Всероссийский форум, проведенный по инициативе Союза малых городов РФ по теме «Модернизация и инновационное развитие малых городов — путь в будущее», в котором приняли участие, наряду с главами муниципальных образований, представители деловых кругов, члены Совета Федерации, представители федеральных исполнительных и финансовых органов, ведущие ученые страны, предложил принципиально новое решение этой одной из острейших проблем современной России — разработать соответствующую программу в форме общественной инициативы. По итогам этого Форума инициативно начал работать авторский коллектив Программы в составе экспертов Союза малых городов РФ, представителей научно-экспертного сообщества страны с участием предпринимателей, продвигающих инновационные проекты в различных областях деятельности.
С целью общественной поддержки работы по подготовке и реализации Программы прошедший Форум рекомендовал создать на общественных началах специальный «Национальный (общественно-государственный) комитет модернизации малых городов». В его состав уже выразили готовность войти известные члены Совета Федерации, руководители ряда институтов РАН, региональных органов, другие известные деятели России.
Решение о создании Программы обосновывается ситуацией, в которой оказались малые города и районы, в которых проживает большинство (около 60%) населения и электората РФ. Шоковыми и последующими непрерывными реформами малые города доведены до такого состояния, что спасать их, вкладывать в них средства, многие и весьма влиятельные федеральные чиновники считают нерентабельным делом. Вместо преодоления негативных тенденций, усугубляющих и без того острые социальные проблемы примерно 60% населения страны, появилось предложение Э.Набиуллиной о ликвидации малых городов, которое, безусловно, в ближайшие годы ухудшит социально-экономическое состояние также и районов при одновременном увеличении расходов государства на триллионы рублей.
Отсюда — преждевременное закрытие в 2001г. подготовленной Союзом малых городов России и развернутой по специальному Постановлению Правительства РФ «Комплексной федеральной программы развития малых и средних городов в условиях экономической реформы», отсюда — нежелание создавать такие новые программы, как программа удвоения ВРП и преодоления бедности в малых городах, с которыми выходил Союз в эти годы. Отсюда — постоянное сокращение доходной части муниципальных бюджетов малых городов и районов, и наконец, -неготовность комплексно решать на государственном уровне одну из острейших проблем — проблему сохранения и развития более чем 700 монопрофильных малых городов. Отсюда и идея постепенного массового сселения жителей многих, особенно удаленных малых городов куда-то к новым местам работы: в большие города, в складывающиеся в их пригородах агломерации, или куда им угодно. Данная Концепция предлагает альтернативный подход к решению основных проблем малых городов, а также и районов, новый, инновационный сценарий муниципального развития, обеспечивающий достижение поставленных целей при тех же предусмотренных бюджетом на 3 года затратах, но при перераспределении их части (примерно 10%) на реализацию муниципальных программ модернизации и инновационного развития.
Жители и руководители малых городов, подавляющая часть экспертного сообщества страны, авторитетные общественные деятели стоят на том, что все небольшие городские населённые пункты нужны нашей стране, в подавляющем большинстве вполне жизнеспособны, и что у нашего общества и государства есть все возможности для того, чтобы вывести их из нынешнего искусственно созданного в начале 90-х годов российского кризиса на путь процветания. Поэтому Форум принял решение развернуть Программу, каждое слово в названии которой имеет большое значение. Во-первых, национальную — потому что дело, которое она определяет, имеет поистине национальное, общероссийское значение — это реализация самых продвинутых форм развития всех сфер жизнедеятельности в самой массовой категории городских населенных мест страны. Во-вторых, общественную — потому, что её инициируют, самостоятельно начинают её разработку и реализацию сами органы самоуправления малых городов, наиболее активные их жители, другие объединенные общественные силы России «снизу», т.е. — без указаний «сверху», не дожидаясь правительственных решений. И, в-третьих, все-таки — государственную, потому, что она предназначена для решения масштабной государственной задачи и граждане России убеждены в том, что органы государственной власти не смогут остаться в стороне от этой Программы, если увидят, что не на словах, а на деле поставленные задачи начали решаться на местах самостоятельно.
Инициаторы Программы уверены, что она будет востребована не только местными, но и региональными органами управления, для которых малые города — опорный каркас каждого из субъектов Российской Федерации. Программа рассматривается как существенное адресное дополнение федеральных и региональных целевых программ. Она призвана способствовать их реализации в российской провинции, в районах проживания всех народов и народностей Российской Федерации, содействовать тем федеральным отраслевым министерствам и ведомствам, задачи которых она сможет решать на местах.
В силу своей специфики Программа модернизации, инновационного и технологического развития малых городов на начальной стадии своего формирования существенно отличается как от федеральных целевых программ, так и от советских плановых проектов, когда государством четко формулировалась цель, устанавливались сроки, а Госпланом выделялись средства. Её структура и содержание выходят за рамки утвержденных Правительством РФ требований к федеральным целевым программам и представляют собой своеобразный программный документ, который задачу развития и укрепления партнерских отношений между государством, органами всех уровней управления, бизнесом и гражданским обществом рассматривает как необходимое и обязательное звено в реализации инновационной модели развития малых городов и районов. По формату и основным понятиям предлагаемая Программа ориентируется на Программу инновационного развития (ПИР), рекомендованную в 2011 г Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.
К участию в работе над этим документом уже на первой стадии привлекаются различные заинтересованные федеральные органы. В процессе реализации на его основе может быть в дальнейшем создана специальная федеральная программа модернизации и инновационного развития малых городов. Минимально детерминированная структура рассматриваемого документа призвана открыть возможности для его творческого нестандартного обогащения как в теоретически-концептуальном плане, так и в практически-прикладной плоскости.
Рассматривая проблему модернизации, целесообразно исходить из двух основополагающих тезисов: во-первых, инновационное развитие — это развитие прежде всего на базе «экономики знаний» и, во-вторых, инновационный прорыв России не является самоцелью. Центральной фигурой инновационных процессов должен стать человек — гражданин России, где бы он ни жил, рост его возможностей, уровня и качества жизни с созданием новых привлекательных рабочих мест.
Разработка Концепции данной общественно-государственной программы осуществляется Союзом малых городов РФ совместно с ответственными партнерами по её составлению и реализации (центральным авторским коллективом Программы) на общественных началах, исходя из имеющихся у них ресурсов.
Союз малых городов Российской Федерации, Москва, 2013 г.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru