Куда катится голубой вагон?
А. Калинин
Куда катится голубой вагон?
Статья предоставлена автором и отражает некоторые аспекты состоявшегося на слушаниях обсуждения.
[image_options image_id=»13099″ align=»left» frame=»show»]
Все больше пригородных электричек и пассажирских поездов местного значения отправляются на запасный путь.
Жителей ярославского города Углич обидели железнодорожники. 27 мая 2012 года взяли и отогнали в тупик беспересадочные пассажирские вагоны, соединяющие город с Санкт-Петербургом и Москвой. Да еще пригрозили следом за ними отправить и пригородный поезд, которым можно, хоть и с пересадками, добраться до столицы.
Жители с этим не согласились и стали искать правду. Но не нашли ни в пригородной пассажирской компании, ни в РЖД. Ответ один: содержание вагонов экономически нецелесообразно. На ту же нецелесообразность ссылались и чиновники из управления Президента РФ по работе с обращениями граждан.
«Интересно, с чего это высшая власть страны выступает не арбитром между РЖД и народом, а защитником интересов монополиста?» — удивились в Угличе, но от своего не отступились. В апреле общественная палата Угличского района провела совместное совещание с советами Калязинского, Кашинского, Кесовогорского районов Тверской области. Если один голос Москва не слышит, так, может, хором докричимся. Не докричались. Тогда отправились делегацией в Москву – в Союз малых городов РФ и Общественную палату страны.
И оказалось, что они не одиноки. За последние годы по стране было отменено 235 поездов дальнего следования и сотни пригородных маршрутов.
— В районе создаются новые предприятия, регион развивается, а железная дорога приходит в упадок. Вначале потеряли грузоперевозки, потом пассажирские поезда, еще год-два, и уйдет вся инфраструктура – говорил на слушаньях в общественной палате страны председатель общественной палаты Угличского района Вячеслав Мишустин. – Ну, нельзя же переводить все в сферу рентабельности. Железные дороги несут и социальную роль. А по большому счету, идет ущемление конституционных прав граждан на свободу передвижения, ограничение транспортной мобильности населения.
Права ущемляются всюду – от Тихого океана до Балтики. «Столетия» (интернет-газета, —ред.) писали об этом. А также о том, что по новым контрактам региональные власти должны с 2010 года компенсировать из своих бюджетов вначале 50 процентов всех убытков на пассажирские перевозки, а затем и все 100. А они платить не хотят, даже если деньги на это и есть. Потому что непонятно, за что платить. Пассажирские пригородные компании вкладывают в расходы практически все, что вздумается. Что вследствие этого Великий Новгород платить отказался, решив заменить рельсовый транспорт безрельсовым. Но что делать на Северах, в Сибири, на Дальнем Востоке, где кроме как по железной дороге до Большой земли добраться нечем.
Но кроме требования восполнить потери от пассажирских перевозок случаются вещи и совершенно несуразные. Так, на поезд, Иркутск-Улан-Удэ можно взять билет лишь до границы Бурятии. А дальше хоть на собачьих упряжках. Иркутские кассиры отказываются выписывать билеты бурятам, а проводники – пускать их, безбилетных, в вагон. Обратно такой же дискриминации подвергаются иркутяне.
Регионы винят во всем железнодорожников, те — регионы.
— Мы как раз против отмены поездов, у нас люди сокращаются, нам это не нужно, — доказывал с трибуны Общественной палаты начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Максим Шнейдер. — И перевозчик-то – не РЖД, а пригородные пассажирские компании. Не нравится компания – наймите другую, создайте свою. Но ни один регион не создал. Или берите перевозку на себя, мы дадим электричку в аренду. Не берут. Потому что придется платить еще больше. Рентабельных внутриобластных перевозок нет нигде. Даже Москва рентабельна лишь условно. В целом же по стране расходы на перевозку пассажиров за счет билетов покрываются всего на 15-20 процентов.
А пока пассажирские поезда отменяются, как и пригородные. Целые материковые территории оказываются, по сути, островами. Уже не спрашивается, придет ли туда бизнес, будут ли они развиваться. Вопрос ставится иначе: останутся ли там люди? И как выживать тем, кто останется?
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 11.06.2015
В процессе многостороннего и многопланового реформирования практически всех сторон и всех сфер жизнедеятельности особенно заметный ущерб нанесён небольшим городским населенным пунктам страны – малым городам и поселкам городского типа. Одним из направлений реформирования, существенно осложнивших жизнь малых городов, как указывают их органы самоуправления, стало реформирование железнодорожной отрасли народного хозяйства...
- 27.03.2014
Организованный Союзом малых городов РФ и Общественной палатой РФ Всероссийский форум «Государственные компании и малые города России - путь к совместному развитию» явился первым этапом их совместной работы по решению проблем взаимосвязанного развития и взаимовыгодного сотрудничества между государственными компаниями и небольшими городами Российской Федерации.
- 27.03.2014
"Несколько часов подряд на заседании Общественной палаты РФ звучали десятки выступлений, иногда высказывались абсолютно противоположные мнения, шли острые обсуждения, в которых наши угличане принимали непосредственное участие. Возможно, именно это позволило им быть услышанными..."
- 26.05.2025
21 мая 2025 года состоялось Заседание Федерального совета Союза малых городов РФ, посвящённое экономической и транспортной проблематике.
- 05.05.2025
В Минэкономразвития России состоялось первое заседание рабочей группы по выработке мер повышения инвестиционной привлекательности малых городов.
- 26.04.2025
Главы муниципалитетов-членов Союза малых городов РФ и его президент Е.М. Марков приняли участие во II Всероссийском муниципальном форуме «Малая Родина – сила России».
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru