Скачать Положение

ПОЛОЖЕНИЕ
о Всероссийском конкурсе «Культурная столица малых городов России»

Обоснование
Общие положения
Цели и задачи
Участие
Критерии отбора
Организация Конкурса

Обоснование

В XXI веке, в эпоху инновационного развития, когда взаимосвязи населённых пунктов выходят на принципиально новый уровень, небольшие города становятся в развитых странах все более востребованной формой расселения, представляя собой особую социальную и культурную нишу в сети населённых мест и превращаясь во всё более привлекательную среду развития человека. Имея особый хозяйственный уклад, отличаясь особым масштабом жизненных процессов, малые города укрепляют свои позиции в качестве промежуточной, между большим городом и деревней, подсистемы в структуре расселения страны.

В настоящее время всемерной модернизации страны как никогда остро встаёт проблема возрождения роли и значения этой категории населённых мест, сохранения и развития их богатейшего культурно-исторического потенциала. Президент Российской Федерации В. В. Путин в декабре 2014г. на заседании Совета по культуре и искусству выдвинул как перед государственными органами, так и негосударственными объединениями задачу «…особое внимание уделить малым городам России с их уникальной культурой, с их культурным духом…». предметно заняться, совместно с общественными организациями, вопросом развития культуры малых городов и их туристической сферы.

Для большинства малых и средних городов России остается характерной даже в годы проведения сложных социально-экономических реформ богатая, многообразная культурная жизнь. Многие города, их деятели культуры, их художественные коллективы заявляют о своем стремлении представить результаты своего творчества не только на местном и региональном, но и на федеральном уровне.

Исходя из этого, инициатива Союза малых городов Российской Федерации по проведению Всероссийского конкурса «Культурная столица малых городов России» направлена на активизацию социально-культурной, творческой деятельности в российской провинции. Конкурс призван стать своеобразным ускорителем не только социально-культурного, но и комплексного развития небольших городов страны, призван способствовать вовлечению в эту деятельность все большего числа городских населенных мест, формированию атмосферы соревнования городов за общественное признание творческих усилий их жителей.

Конкурс явится одним из важных инструментов выявления и общественной поддержки деятелей культуры, которыми всегда была богата российская провинция, но которые часто оставались и продолжают незаслуженно оставаться в «тени» основных культурных центров страны – её крупнейших городов. Конкурс позволит выявить и поддержать муниципальных руководителей, осознающих роль культуры в развитии своих населённых мест.

«Малый город» рассматривается в рамках Конкурса как понятие условное ввиду того, что все города в реальной современной жизни фактически делятся только на города большие и города малые (небольшие), (хотя в научной литературе существуют гораздо более дробные их группировки и приводится множество классификаций городов по самым различным основаниям). Именно поэтому объектом Конкурса избраны малые (т.е. — все небольшие) города.

Участие в Конкурсе даст городам возможность повысить качество культурной жизни, переосмыслить деятельность существующих учреждений культуры и общественных объединений, выявить «точки роста», претворить в жизнь новые идеи, укрепить уже существующие связи с различными организациями, привлечь к участию в культурной жизни большее число своих граждан в качестве не только зрителей, но и организаторов и волонтёров, выработать свою модель развития города через культуру.

РАЗДЕЛ I

Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок организации и проведения Всероссийского конкурса «Культурная столица малых городов России» (далее – Конкурс).

1.2. Конкурс проводится Союзом малых городов Российской Федерации при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по туризму, Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации, Комитета по культуре Государственной думы РФ, Благотворительного фонда Геннадия и Елены Тимченко с участием творческих союзов России и ведущих научных и образовательных учреждений страны на принципах государственно-общественного партнерства, в тесном творческом и организационном взаимодействии с заинтересованными в поддержке культуры в своих муниципалитетах органами культуры субъектов Федерации.

1.3. В основу Конкурса положены общие гуманистические ценности толерантности, дружбы и добрососедства, межнационального и межконфессионального согласия, уважения к культуре, языкам, истории и традициям народов Российской Федерации, равное внимание к историко-культурному наследию и современной культуре.

1.4. Конкурс на статус «Культурная столица малых городов России» проводится по двум группам небольших городов, с учетом из величины:
— города с населением до 50 тыс. жителей;
— города с населением свыше 50 до 150 тыс. жителей.

1.5. В результате открытого конкурсного отбора городам – победителям Конкурса присуждается статус и вручается диплом «Город (название города) – культурная столица малых городов России 2015 год».

1.6. Руководителям городов–победителей Конкурса (главе муниципального образования и главе администрации города) вручаются Дипломы «Глава (глава администрации) культурной столицы малых городов России, 2015 год».

1.7. Наряду с присвоением городам-победителям Конкурса статуса «Культурной столицы малых городов России» предусматривается награждение Дипломами конкурса ряда городов — участников по ряду дополнительных номинаций Конкурса.

1.8. В городах-победителях Конкурса предполагается реализация, при поддержке Оргкомитета Конкурса, на следующий год яркой и разнообразной палитры культурных мероприятий, которые составят «Марафон культурных событий».

1.9. Звание победителя Конкурса является переходящим.

1.10. Города — победители Конкурса имеют право принимать участие в конкурсе следующего года.

1.11. К освещению Конкурса привлекаются Союз журналистов России, «Российская газета», Телеканал «Культура», другие федеральные, региональные и местные СМИ, интернет-ресурсы. На различных этапах его проведения организуются пресс-конференции и представляются пресс-релизы для публикации в федеральных, региональных и местных СМИ.

1.12. По итогам Конкурса будут отмечены Дипломами местные средства массовой информации за лучшее освещение культурной жизни малого города

РАЗДЕЛ II

Цели и задачи Конкурса

Цели Конкурса — активизация творческого потенциала российской провинции, его всестороннее использование в интересах комплексного социально-культурного и экономического развития небольших городов и районов страны.

Задачи конкурса

Конкурс призван способствовать:

– поддержка национально-культурных духовных основ русского и всех других народов Российской Федерации;
– сохранению историко-культурного наследия малых городов России (в городах, обладающих таким наследием);
– выявлению и поддержке социально-культурных инициатив деятелей культуры, творческих коллективов, муниципальной администрации, предпринимателей, мастеров народных промыслов и всех творческих лиц — жителей малых городов;
– расширению спектра культурной деятельности и художественных начинаний в малых городах;
– содействию муниципальным органам в работе по созданию благоприятного климата для дальнейшего социально-культурного и экономического развития малых городов России;
– активизации культурных коммуникаций малых городов Российской Федерации;
– расширению горизонтальных связей и сетевого культурного общения, обмену опытом между городами и их учреждениями культуры;
– популяризации культурных ресурсов в целях развития города, в том числе – внутреннего и въездного туризма;
– формированию имиджа и построению бренда города;
– интенсификации обмена творческим опытом в области культурной политики, культурно-познавательного туризма, экономики и менеджмента в сфере культуры, подготовки кадров, городского развития и архитектуры;
– расширению возможностей для приобщения населения страны к многообразному культурному богатству различных территорий и народов России;
– преодолению географически обусловленного неравенства отдельных территорий в доступе к культурным благам;
– преодолению неравенства в уровне социально-культурного развития больших и малых городов России;
– росту туристического потока.

РАЗДЕЛ III

Участие в Конкурсе

3.1. Конкурс является всероссийским, открытым для всех (кроме городов – центров субъектов Федерации и их районов) небольших (с населением до 150 тыс. жителей) городов всех субъектов Российской Федерации.

3.2. Участие в Конкурсе может принимать только город в целом (со статусом городского поселения, либо в составе городского округа или муниципального района), рассматриваемый как единое местное сообщество со всеми находящимися в городе учреждениями культуры (любого подчинения), творческими коллективами, общественными объединениями гуманитарной сферы и отдельными деятелями культуры города.

3.3. При участии в Конкурсе города в составе муниципального района или городского округа конкурсная информация представляется только по городскому поселению (с включением всех расположенных в нём учреждений культуры любого подчинения), но не по району или округу в целом (т.е. – без учёта других населенных мест данного муниципального образования).

3.4. Заявка об участии города в Конкурсе подписывается главой муниципального образования, представляется в Оргкомитет Конкурса. (см. Приложение 1 — форма Заявки города на участие в Конкурсе).

3.5. Органы культуры соответствующего субъекта Федерации могут рекомендовать городу принять участие в Конкурсе. В этом случае Заявка также представляется главой муниципального образования (по прилагаемой форме).

РАЗДЕЛ IV

Критерии конкурсного отбора города –
претендента на статус «Культурной столицы малых городов России»

4.1. Уровень социально-культурной деятельности в городах-конкурсантах оценивается на основе представленного ниже комплекса критериев, которые применяются дифференцированно, в зависимости от особенностей конкретного населённого пункта, и заполненного шаблона Паспорта культурной жизни малого города.

4.2. При подведении итогов Конкурса различия между небольшими городами — участниками Конкурса по их величине (численности населения) учитываются введением удельных показателей (ед. на 1 тыс. жителей).

4.3. Основными комплексными критериями отбора городов являются:
— активность социально-культурной жизни в городе, наличие ярких образцов современных культурных продуктов;
— комплекс мер, предпринятых Администрацией города (или, при её отсутствии -Администрацией городского округа, муниципального района) по созданию условий для развития культуры и искусства в городе;
— степень включенности города в социально-культурное пространство региона, страны;
— конкретная деятельность в городе по его комплексному развитию через создание инфраструктуры деловой активности в сфере культуры и туризма…

4.4. При выборе победителя Конкурса предпочтение отдается городам, где демонстрируется многообразие и исключительность культурных традиций своей территории, ведётся постоянный творческий поиск, формируется адресная аудитория, развивается диалог местных властей с местным сообществом, которое вовлекается в совместную социально-культурную деятельность; городам, ориентированным на развитие партнерских связей с малыми и большими городами России (с учетом объективного фактора удалённости города от основных социально-культурных центров страны).

I основной комплексный критерий — активность социально-культурной жизни в городе. Характеризуется следующими показателями:

– общее количество социально-культурных мероприятий в год — выставка, концерт, фестиваль или иное городское мероприятие(за 2 последних года);
– количество а) профессиональных и б) самодеятельных коллективов, в том числе — со званием «Народный», ….. всего и … ед./1 тыс. жит.;
– массовость проведенных социально-культурных акций: ….чел. всего и … чел./1 тыс. жит;
– общее число работников социально-культурной сферы (всего, в т.ч. – в % к численности городского населения);
– разнообразие и богатство культурного потенциала города (перечень видов художественного творчества, культивируемых в городе);
– степень участия молодёжи в социально-культурной деятельности (всего, в т.ч. – в % к численности городского населения);
– общее число учреждений культуры и их вместимость — в абсолютных показателях и в удельном исчислении (ед./1 тыс. жит.) (мест/1 тыс. жит.);
— качество внешнего благоустройства города (облик улиц и площадей, состояние открытых территорий и малых архитектурных форм);
— общее количество гражданских инициатив и предложений жителей к муниципальной Администрации по сотрудничеству в социально-культурной сфере (перечислите).

II основной комплексный критерий — перечень мер, предпринятых Администрацией города по созданию условий для развития культуры и искусства в городе, в т.ч.:

– наличие муниципальной целевой программы (программ) сохранения, поддержки и развития культуры и искусства в муниципальном образовании, проведения конкретных мероприятий, демонстрирующих разнообразие и богатство культурного потенциала города;
– наличие программы поддержки культурных инициатив через систему грантов или субсидий;
– наличие договоров (соглашений), заключенных с исполнителями программных мероприятий;
– информационная открытость города – претендента, меры по обеспечению гласности в реализации программных мероприятий;
– участие в российских и региональных программах (раскрыть).

III основной комплексный критерий — конкретная деятельность в городе по его комплексному развитию через создание инфраструктуры деловой активности в сфере культуры и туризма:

– наличие опыта (программы) поддержки предпринимательства в сфере культуры и туризма;
— инициативы муниципальной Администрации по поддержке и развитию деловой инфраструктуры социально-культурной и туристической сфер;
— количество созданных индивидуальными предпринимателями, мастерами художественных промыслов и ремесел и малым бизнесом рабочих мест в сфере культуры и туризма (пункты питания, музеи, гостевые дома, экскурсионные бюро, производство сувениров и изделий народных промыслов и т.д.).

IV основной комплексный критерий – степень включенности города в социально-культурное пространство страны:

– характеристика взаимодействия города, его администрации, деятелей культуры и творческих коллективов с другими городами, в т. ч.- работы по распространению собственного успешного опыта деятельности в сфере культуры;
– информация о внешних, партнерских связях города – международные контакты, деловые связи в сфере культуры;
– возможность и готовность города-кандидата проводить межмуниципальные социально-культурные акции с приглашением представителей и коллективов других городов.

РАЗДЕЛ V

Организация Конкурса

5.1. Для проведения Конкурса на федеральном уровне формируются Организационный комитет, Экспертный совет, Секретариат Конкурса.

5.2. Общее руководство работой по подготовке и проведению Конкурса осуществляет Организационный комитет Конкурса, сформированный на принципах государственно-общественного партнерства .

5.3. Заявка на участие в Конкурсе в соответствии с приложением №1 к настоящему Положению представляется в Оргкомитет Конкурса по 15 июля текущего года включительно в электронном виде по адресу: smgrf@smgrf.ru

5.4. Участники, указавшие в заявке недостоверную информацию, не допускаются к участию в Конкурсе.

5.5. Город считается участником Конкурса после получения официального подтверждения от Оргкомитета Конкурса о получении регистрационного номера Заявки города на участие в Конкурсе и даты её получения.

5.6. Комплекты материалов (включая в обязательном порядке краткие видеоматериалы о наиболее значимых мероприятиях), подготовленные участниками Конкурса в соответствии с критериями Конкурса и заполненным Паспортом культурной жизни малого города (Приложение 2 — шаблон Паспорта культурной жизни малого города), должны быть отправлены в Оргкомитет Конкурса на рассмотрение Экспертного совета Конкурса по 30 октября 2015г. включительно одновременно в печатном и в электронном виде (на DVD-диске) по адресу: 115035, Москва, Раушская наб., д. 4/5, Союз малых городов РФ.

5.7. Заявки и конкурсные материалы, оформленные с нарушением установленной формы и представленные позднее указанного срока, не рецензируются, не рассматриваются и не возвращаются.

5.8. Результаты рассмотрения конкурсных материалов городов-участников Конкурса после их оценки Экспертным советом Конкурса представляются Организационному комитету Конкурса, который на заключительном этапе выступает в роли жюри Конкурса.

5.9. Оглашение победителя и дипломантов Конкурса проводится в декабре текущего года.

5.10. Информация о победителях конкурса передается в СМИ и размещается в Интернете в течение 10 дней после подведения итогов конкурса.

5.11. Оргкомитет Конкурса оставляет за собой исключительное право на опубликование материалов Конкурса.