Всероссийское совещание «О государственной политике развития малых и средних городов России в условиях экономической реформы» под руководством Председателя Совета Федерации РФ Е.С.Строева
Совет Федерации РФ, 20 апреля 2000 года
Совет Федерации Федерального собрания РФ по инициативе Союза малых городов РФ 20 апреля 2000 года провел Всероссийское совещание “О государственной политике развития малых и средних городов России в условиях экономической реформы”. В совещании приняли участие представители малых, средних городов и районов практически из всех субъектов Российской Федерации.
Выступление Председателя Совета Федерации Е.С.Строева на этом совещании:
Уважаемые друзья!
Сердечно приветствую вас — участников и гостей Всероссийского совещания.
1. Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что Совет Федерации придает важное значение проблемам небольших городов. Хотя они называются небольшими, но их роль в истории России — материальной, культурной и духовной, в ее сегодняшнем дне -исключительно велика.
Мы, только что провели в Североморске очень насыщенное и по содержанию, и по составу участников совещание по проблемам закрытых административно-территориальных образований. Теперь вот встречаемся с вами в Москве.
Российская провинция с ее малыми и средними городскими центрами всегда была и остается неиссякаемо богатой талантливыми людьми, чья деятельность на общественной ниве заслужила признание поколений, составила славу нашего Отечества.
Если взглянуть на карту России, то видно, что названиями многих малых городов отмечены этапные вехи истории российских народов и российской культуры. Вспомним, для примера, калужский Малоярославец, смоленские Ельню и Гжатск, подмосковные Можайск и Клин, орловский Мценск и липецкий Елец, курские Поныри, вологодский Великий Устюг. Все это - памятные знаки нашей истории. Благодаря им мы чувствуем свою постоянную духовную связь с делами и подвигами предыдущих поколений.
2. Но, конечно, значение небольших городов определяется не только их исторической ролью. И в наше время малые и средние города являются важнейшим элементом всей социально-экономической структуры государства. Здесь, в трех тысячах городов, проживает 40 миллионов россиян, расположены значительные производственные мощности, действуют многочисленные учреждения сферы образования и культуры.
Существующая система малых и средних городов образует как бы переходную социальную ткань от сельских поселений к городам-мегаполисам. К тому же в малых городах наиболее тесно соприкасаются и взаимодействуют друг с другом основные социальные группы населения. Их сотрудничество, не ограниченное социальными предрассудками, является важнейшим источником высокого творческого потенциала, которым располагает сегодня российская глубинка. И который, к сожалению, остается пока не востребованным.
Говоря о потенциале, не могу не упомянуть наукограды и так называемые закрытые города. Они тоже сегодня оказались в пасынках. И это положение надо срочно менять.
3. Хотел бы отметить важную геополитическую функцию малых и средних городов. На обширной российской территории они выступают в роли представительств или форпостов государства, обеспечивая контроль территорий и единство административных связей в масштабах всей страны.
Жизнь показывает: там, где у нас слабо развита сеть малых и средних городов, мы видим неблагоприятное развитие миграционной ситуации. Примером может послужить Сибирь с ее огромными, не освоенными городским строительством территориями. Уже сегодня в этом регионе мы имеем дело фактически с полустихийной массовой иммиграцией из азиатских стран. Ясно, что это отнюдь не «приток мозгов», а приток населения, ориентированного, в основном, на доиндустриальные формы хозяйствования и жизни.
Словом, малые и средние города это — тот фундамент, на котором стоит все здание российской государственности. Будет крепким фундамент — будет устойчивым все здание. Погубим, развалим окончательно малые города и сельские поселения — значит, не сможем решить задачу духовного, экономического и социального возрождения России.
4. Нынешнее состояние небольших городов вызывает серьезную озабоченность. Десятилетие реформ прошло по ним подобно урагану.
Главные проблемы, конечно, связаны с экономикой, и это — общие проблемы для всех наших регионов, всех населенных пунктов.
Сегодняшняя экономическая ситуация неустойчива. Пока что идет оживление производства, небольшой рост объема ВВП и сбора налогов. Но это только робкие ростки, они многим обязаны девальвации рубля, высоким мировым ценам на нефть. Главное — что мы сегодня закладываем на перспективу.
В секторе малого предпринимательства, например, во многом формируется будущее экономики: испытание новых технологий, первые шаги современных наукоемких производств, создание сферы услуг завтрашнего дня и многое другое. Одновременно малые предприятия — основа экономики малых и средних городов, индикатор их экономического самочувствия.
Но у нас годами число малых предприятий снижалось и сейчас оно в несколько раз меньше в расчете на тысячу человек населения, чем в развитых странах. К тому же из общего числа почти треть малых предприятий сосредоточена в Москве и Петербурге.
В отношении крупных производств в стране практически открыто идет второй большой передел собственности. Идет со стрельбой и физическими расправами. Возьмите любой регион -более или менее эффективно работающее предприятие повсюду притягивает к себе алчных и жестоких «акул» разного калибра, которые рвут его по кускам. А в небольших городах при этом бюджеты формируются, как правило, только с налогов от этого предприятия. Само же предприятие, особенно если успешно работает, принадлежит вовсе не городу.
Все это означает, что у местного самоуправления нет надежной налоговой базы: сегодня из 15 тысяч муниципальных образований только 2-3 процента финансово достаточны.
Не решен и такой болезненный вопрос как обязательная регистрация и уплата налогов филиалами предприятий, находящимися в малых населенных пунктах. НДС платят по-прежнему — весь по месту нахождения головного предприятия.
В Совете Федерации сейчас очень серьезно прорабатывается вопрос о реформировании бюджетного процесса, о налоговой политике. Именно здесь, как мы считаем, — поле для нахождения баланса интересов государства и общества, территории и хозяйствующих субъектов.
Сегодня у нас налицо, к сожалению, большая путаница в распределении ответственности за расходы и доходы между уровнями бюджетной системы. Только 13% процентов доходов региональных бюджетов и 8% местных являются собственными доходами. Все остальное — это нормативы отчислений от федеральных бюджетов. По-прежнему велика доля законодательных предписаний, — какие делать расходы из местных бюджетов, а под эти расходы нет собственной доходной базы.
Так, например, за муниципалитетами «записано» сегодня 100% расходов на среднее образование, 85% — на здравоохранение, 80% коммунальных услуг, 60% расходов на содержание жилья. Наверное, пора не на словах, а на практике усилить в муниципальных доходах роль налогов от собственности, от недвижимости, находящейся на территории муниципального образования, — это во всем мире составляет основу местных бюджетов. Пока такой прочной основы у нас нет.
5. Регионы многое делают для поддержки «на плаву» городов и поселков, кое-что делается и на федеральном уровне: имею в виду здесь и «Федеральную комплексную программу развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы», утвержденную еще четыре года назад по инициативе Союза малых городов Российской Федерации.
Программа заложила основы не только для государственной поддержки малых городов, но, что еще важнее, дала импульс выработке долговременной государственной стратегии возрождения и развития экономики малых и средних городов.
Сегодня эта линия должна быть продолжена. Рассчитывать, в основном, надо на собственные силы, самим городам через общественные организации, через федеральные органы надо активно участвовать в выработке нормативно-правовой базы. Необходимо совершенствовать основы инвестиционной деятельности в регионах и муниципальных образованиях, создавать благоприятные условия для инвестиций в инфраструктуру, в создание рабочих мест.
Многое в успехе программ зависит у нас и от того, какой банк возьмется за реализацию проекта. Делу может помочь создание таких кредитно-финансовых структур, которые были бы «привязаны» к определенным территориям, брали бы на себя весь спектр необходимых услуг местным предприятиям, муниципалитетам, населению. Положительный опыт такого рода есть и у нас, а за рубежом — почти повсеместно. Так, в Германии активно действует система сберегательных банков, которые выполняют необходимые для небольших городов муниципальные функции, финансируют местные программы.
6. Поспешное реформаторство много наделало бед в России. Вот и сегодня многие упрощенно понимают укрепление вертикали власти. Сегодня все, кто шумит о централизации, уже и забыли, что это такое.
Желание всем построиться и работать «на коротком поводке» у центра было всегда — и при князьях, и при царе, и при советской власти. Есть оно и сегодня. Но управлять такой огромной территорией отсюда, из Москвы в одиночку даже Сталину не удавалось.
И наш, и мировой опыт, опыт Франции и США, Канады и Испании, говорят, что этап управления всем из центра миновал безвозвратно. Не нужно, да и невозможно к нему возвращаться. А вот создавать законодательную базу для эффективного государственного управления на всей территории, в рамках своих полномочий — наша святая обязанность.
Думаю, мы сможем сделать это, выдержим, достойно пройдем нынешний сложный, поворотный период. Пройдем, глядя в будущее. Главное, чтобы в будущем не случилось того, о чем предупреждал еще Николай Семенович Лесков:
«Огромное множество людей вдруг почувствовали, что они были неосторожны и напрасно позволили духу времени увлечь себя слишком далеко: им было неловко, что они как будто выпятились вперед за черту, указанную благоразумием… И тут случилось в спешке и суматохе, что кое-кого напрасно сбили с ног и позабыли то, чего не надо бы забывать».
7. Мы собрались сегодня здесь вместе, чтобы еще раз привлечь внимание всех ветвей власти и общества к проблемам возрождения малых городов России. Чтобы посоветоваться, как лучше решать эту общенациональную задачу. И для этого стране нужна государственная политика их развития.
Проблемы для нас всех не новые, да и в мире они известны. Население Земли быстро растет, а площадь пахотной земли на Планете неумолимо сокращается. Растет и число городов. Только формируются эти города по-разному. В странах с развитой экономикой активно идут процессы децентрализации городских поселений, множатся комфортабельные небольшие городки. Отсталые и развивающиеся страны, наоборот, переживают рост мегаполисов, со множеством бедняков и бездомных. Хочется верить, что Россия в наступающем веке будет следовать тенденциям более благополучных народов.
Среднестатистический россиянин XXI века будет жить, конечно, в городе. А если уровень жизни этого среднестатистического гражданина будет достаточно высоким, то экономическая наука говорит: он выберет для жизни малый или средний город. Пожелаем этого самим себе на будущее!
Желаю всем участникам сегодняшнего совещания успешной и конструктивной работы.
Спасибо за внимание.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru