Обращение V съезда Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения
Президенту Российской Федерации Медведеву Дмитрию Анатольевичу
ОБРАЩЕНИЕ
V съезда Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения
(Профсоюза жизнеобеспечения)
Делегаты и участники V съезда Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, представляющие 1.5 миллиона работников жилищно-коммунального хозяйства, включая водоснабжение, коммунальную энергетику, газовое хозяйство, а также городской наземный электрический транспорт, предприятия малого и среднего бизнеса, сферы бытового обслуживания и муниципальной промышленности, выражают серьезную обеспокоенность финансово-экономическим положением в этих отраслях, которое усугубил системный кризис в экономике страны.
Поддерживая реформу жилищно-коммунального комплекса, понимая необходимость коренных преобразований в этой сфере, Профсоюз неоднократно заявлял, что проводимая в жилищно-коммунальном хозяйстве реформа главным образом осуществлялась в направлении совершенствования структуры отраслевого управления, изменения форм собственности предприятий и организаций, без каких-либо существенных инвестиционных вложений в основные фонды отрасли и поэтому свелась в основном к повышению тарифов на услуги ЖКХ.
Члены Профсоюза не понимают популистской позиции региональных и местных властей по сдерживанию роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги за счет заработной платы работников отрасли. Заработная плата в жилищно-коммунальном хозяйстве, обесцененная за счет использования труда рабочих-мигрантов, одна из самых низких в реальном секторе экономики, при этом 25% работников отрасли – «работающие бедные».
В последние годы недостаточно регулируемая государством численность рабочих-мигрантов, которая в объединяемых отраслях превысила по оценкам международных экспертов 1.0 млн.чел., привела к обесцениванию квалифицированного труда, дестабилизации занятости кадровых работников и вытеснению их дешевой рабочей силой из стран СНГ. Это породило условия для уклонения работодателей от налогов, отчислений в страховой и пенсионный фонды, снизило их заинтересованность в модернизации производства, повышении его энергоэффективности, в создании безопасных условий труда и экологии.
В результате по истечении очередного этапа реформы жилищный фонд остается значительно изношенным, выделяемые на его капитальный ремонт средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства покрывают не более 10% потребности.
Потери энергетических и других ресурсов, связанные с неудовлетворительным состоянием основных фондов, коммуникаций и оборудования в коммунальном комплексе превышают 40%, треть основных фондов полностью отслужили нормативный срок.
В условиях изменения форм собственности предприятий остро стоит проблема недооценки основных фондов коммунального комплекса, что порождает разного рода злоупотребления.
Реформа не обеспечила финансового оздоровления жилищно-коммунального комплекса. Несмотря на постоянные обращения Профсоюза фактически заморожено принятие ФЗ «О финансовом оздоровлении коммунального комплекса», хотя сохраняются на протяжении ряда лет многомиллиардные дебиторская и кредиторская задолженности превышающие соответственно 360.0 и 350.0 млрд.руб. каждая.
Учитывая возрастающее влияние жилищно-коммунального комплекса на обеспечение стабильной социально-экономической ситуации в стране, V съезд Профсоюза считает несвоевременным снижение внимания и контроля со стороны государства, федеральных органов хозяйственного управления к регулированию этой системы жизнеобеспечения, созданию и поддержанию социальных стандартов качества жилищно-коммунального обслуживания в субъектах Российской Федерации.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, исходя из изученного Профсоюзом мирового и отечественного опыта по организации общественного обслуживания населения, участники V cъезда Профсоюза полагают, что в число приоритетных мер Правительства России по восстановлению и модернизации жилищно-коммунального комплекса страны, его финансовому оздоровлению должны быть включены следующие меры:
— сохранить в государственной, либо муниципальной собственности объекты и системы коммунальной инфраструктуры, включая коммунальную энергетику, газоснабжение и водоснабжение населения, что соответствует практике формирования систем общественного обслуживания в странах с развитой рыночной экономикой (Австрия, Англия, Германия, Норвегия, Финляндия, Франция, США, Швеция), необходимо обратить особое внимание на водоснабжение населения малых городов и сельских поселений, защиту их от наводнений, утилизацию сточных вод, восстановление окружающей среды;
— национальным приоритетом может стать государственный фонд очистки и утилизации опасных и токсичных отходов, угрожающих окружающей среде, строительство в регионах достаточного количества объектов по их переработке, так как на территории России скопилось более 80 млрд.тонн твердых бытовых отходов;
— принять федеральную Программу модернизации жилья с целью повышения его энергоэффективности и ресурсосбережения, применения в герметизации домов новых изоляционных материалов, внедрения качественных индивидуальных приборов учета потребляемых ресурсов, предоставления потребителям скидок на приобретение таких приборов и энергосберегающей бытовой техники, что приведет к реальному снижению затрат семей на жилищно-коммунальные услуги;
— необходимо принять основополагающие для жилищно-коммунального комплекса Федеральные законы «О жилищной политике Российской Федерации», «Об услугах и тарифах в жилищно-коммунальной сфере», «О финансовом оздоровлении организаций коммунального комплекса»;
— внести изменения в ст.11 Федерального закона № 94 от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусмотрев при организации конкурсов на размещение государственных заказов по таким видам деятельности, как водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, лифтовое хозяйство и др., введение дополнительных требований к субъектам хозяйствования о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, чтобы предотвратить участие в конкурсах «предпринимателей», рассматривающих жилищно-коммунальное хозяйство исключительно как личный доходный бизнес, не допустить возникновения прямой угрозы жизни и здоровью людей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
— создать условия для работы организаций жилищно-коммунального хозяйства по экономически-обоснованным тарифам, включающим инвестиционную составляющую, обеспечивающим безубыточную работу и достойную зарплату работникам организаций в соответствии с общероссийским и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями; ввести в практику органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов разработку и утверждение программ среднесрочной тарифной политики в жилищно-коммунальном комплексе на 5 – 7 лет с учетом платежеспособности населения (допустимой доли платежей за жилье и коммунальные услуги в бюджете средней семьи) и задач модернизации отрасли;
— оказывать жизнеобеспечивающим предприятиям жилищно-коммунального комплекса поддержку путем предоставления государственных гарантий от системных рисков по банковским кредитам, государственного софинансирования и льготного кредитования программ технического переоснащения и модернизации, размещения заказов на производство оборудования, технических средств, машин и механизмов в отраслях промышленности, находящихся в депрессии.
Ввести следующие налоговые льготы для предприятий жилищно-коммунального комплекса, осуществляющих реконструкцию и модернизирующих производство в период выхода экономики страны из финансово-экономического кризиса:
— освободить предприятия коммунальной сферы от налога на прибыль сумм, израсходованных на капитальные вложения в основные средства, находящиеся на балансе, либо в аренде, что позволит привлечь дополнительные средства в развитие предприятий (отсутствие такой льготы приводит на практике к отказу от реконструкции в пользу капитального ремонта);
— регламентировать порядок регулирования тарифов на тепловую энергию, при котором реконструкция оборудования не приводила бы к немедленному снижению тарифа. В течение пяти лет предприятие должно реализовать полученный экономический эффект для возврата инвестированного капитала;
— по налогу на добавленную стоимость – предоставить право на налоговый вычет по товарам (работам, услугам), приобретаемым для производства и реализации работ по реконструкции, модернизации и внедрению энергосберегающих технологий на объектах жилищной и коммунальной сферы;
— внести изменения в законодательство о концессиях, позволяющие увеличить до 5 лет сроки аренды муниципального имущества, получаемого для эксплуатации по конкурсу, что повысит заинтересованность арендаторов в активной модернизации оборудования;
— упростить условия получения финансовой поддержки для ликвидации ветхого жилья и модернизации коммуникаций из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Изложенные выше проблемы жилищно-коммунального комплекса, на которые неоднократно обращал внимание Государственной Думы, Правительства России, федеральных органов хозяйственного управления Профсоюз жизнеобеспечения, по непонятным причинам до сих пор не получили конкретного решения, хотя со многими из наших предложений были согласны специалисты из различных министерств и ведомств, курирующие отрасль.
В связи с этим участники V съезда Профсоюза жизнеобеспечения настаивают на изучении независимой депутатской комиссией сложившейся ситуации в жилищно-коммунальном комплексе в результате многолетних реформ и проведении в ближайшее время парламентских слушаний по актуальным проблемам отрасли с участием представителей всех заинтересованных сторон трудовых отношений.
Жилищно-коммунальный комплекс одним из первых ощутил недобросовестную конкуренцию, острые социальные проблемы и разрушительные последствия для своего финансово-экономического и технического состояния, вызванные недостатками в регулировании трудовой миграции, поэтому участники V cъезда Профсоюза предлагают Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации незамедлительно принять меры полномасштабной защиты национального рынка труда и прав трудящихся, исключающие возможность использования в стране нелегальной рабочей силы, для этого ратифицировать Конвенции и Декларации ООН и МОТ о правах профсоюзов и работников-мигрантов: Конвенцию МОТ №135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и прав всех работников-мигрантов и членов их семей»; «стержневые» (основные) конвенции МОТ, в т.ч. №№111, 100, 169, 97, 143; Конвенцию МОТ № 94 о «Трудовых статьях в договорах, заключаемых государственными органами власти». Обеспечить полное соблюдение Декларации МОТ о «Фундаментальных принципах и правах на работе» (1998г.); использование контрольного механизма МОТ.
Делегаты V съезда Профсоюза обращают серьезное внимание Правительства страны на необходимость обеспечить социально-ответственный подход государства, федеральных органов отраслевого управления, работодателей к осуществлению кадровой политики в жилищно-коммунальном комплексе, как основы обеспечения конкурентоспособности специалистов и рабочих ведущих профессий в нестабильной рыночной экономике. Для этого следует безотлагательно принять меры к восстановлению отраслевой системы подготовки и переквалификации кадров, предусмотреть бюджетное финансирование и долевое участие бизнеса в инвестировании программ подготовки кадров, в создании дополнительных рабочих мест, резервировании квот для обеспечения занятости молодёжи и инвалидов.
Поддерживая курс на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса страны, развитие рыночных экономических отношений, просим Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, рассмотреть предложения участников V съезда Профсоюза и дать необходимые поручения для их реализации.
Выражаем готовность к активному сотрудничеству и взаимодействию в решении проблем жилищно-коммунального комплекса в целях обеспечения его стабильной работы в период восстановления экономики страны после финансово-экономического кризиса.
По поручению участников V съезда Профсоюза
Председатель Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения,
член Российской Трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
А.Д.Василевский
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 27.12.2017
- 27.09.2011
- 03.07.2024
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru