Отзыв на «Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»
Один из важнейших для решения острых проблем развития малых городов и сёл страны документ Правительством России утверждён. Как оценивают его эксперты?
Отзыв
на «Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена Правительством Российской Федерации 13 февраля 2019 г. № 207-р)
Документы территориального планирования Российской Федерации и ее субъектов тесно связаны со стратегией пространственного развития страны. Только комплексный подход может обеспечить выживание России в глобальном мире. Необходимо понимать, как вопросы национальной безопасности обеспечивать в их территориальной проекции. Но для этого политика пространственного развития должна быть направлена прежде всего на обеспечение территориальной целостности государства. К сожалению, в целях Стратегии не упоминается ничего про территориальную целостность государства.
Каждый населенный пункт необходимо рассматривать с точки зрения его места в общегосударственной системе расселения. Но вопросы развития сельских территорий в Стратегии затрагиваются косвенно. Нет стыковки с принятым и утвержденным Правительством распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р документом — Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года[1].
В частности, (стр. 3) определение пространственного развития территорий Российской Федерации можно было бы дополнить словами – улучшения «уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни» (текст из Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года).
В части 2 «Основные тенденции пространственного развития Российской Федерации» — отмечается только «концентрация производства сельскохозяйственной продукции в регионах с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями и выгодным положением относительно емких потребительских рынков» (стр.5).
Происходит замалчивание фактов (данные Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года):[list]
- сокращения численности сельского населения (с 2000 года сократилась на 2,3 млн. человек и составила на 1 января 2014 г. 37,1 млн. человек);
- растет миграционный отток населения из сельской местности (2012 год — 166,6 тыс. человек, 2013 год — 176,8 тыс. человек);
- в структуре сельского расселения преобладают малочисленные сельские населенные пункты.
Непонимание трагедии сельских территорий привело к тому, в части 3 «Основные проблемы пространственного развития Российской Федерации» нет ни слова о необходимости предотвращения процессов социального, экономического опустынивания сельских территории. Есть только констатация фактов: «…отставание уровня жизни значительной части населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов»; «… низкий уровень предпринимательской активности…на сельских территориях». Но ведь положения Стратегии должны территориально проецироваться в документы территориального планирования.
Невыявление проблем сельских территорий (часть 2, часть 3) привело к тому, что в задачах Стратегии (стр 8) есть только общая фраза: «повышения устойчивости системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий». Но ведь «сельские территории Российской Федерации являются важнейшим ресурсом страны, значение которого стремительно растет в условиях углубляющейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов в развитии страны» (Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года).
Нужна была следующая формулировка цели стратегии: «Целью пространственного развития Российской Федерации является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны, выполнение ее сельскими территориями общенациональных функций — производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, сохранение историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности на них (текст из Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года).
Соответственно в задачи Стратегии нужно было внести следующею позицию (стр.8): устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации.
Следовало бы дополнить Позицию 5 (Принципы пространственного развития, с.9) словами: «всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развитие ремесел и сельского туризма, организация и снятие административных барьеров для сбыта продукции через рынки, облегчение доступа к природным, в том числе земельным, материальным, финансовым и информационным ресурсам, поддержка деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход» (Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года).
В перечне геостратегических территорий (Приложение №4) нет сельских территории Нечерноземья. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» должна, на наш взгляд, обязательно содержать позиции по устойчивому развитию сельских территорий, так как их не учет грозит безопасности страны.
Кандидат архитектуры, доцент ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Гаевская Злата Анатольевна
[1] Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года // Правительство РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/docs/16757/
[2] Алексеев А.И. Изменение сельского расселения в России в конце 20 века начале
21 века / А.И. Алексеев, С.Г. Сафронов // Региональные исследования. Вест. Моск.ун-
та. сер.5. – 2015. – №2. – С.66-76
[3] Кондакова Т.Ю., Пасхина М.В., Колбовский Е.Ю. Социальная география и экология
сельской местности в свете территориального планирования // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – №3.– С. 94-99.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 12.04.2022
Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» вызвал среди членов Союза малых городов РФ весьма противоречивые оценки – от одобрения до полного отрицания.
- 28.12.2021
Президент нашей страны В. В. Путин в 2018 году поставил задачу – «развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов».
- 12.02.2021
Роль небольших городов в экономике России определяется прежде всего их числом и численностью проживающего в них населения.
- 25.08.2020
В регионы разослали письма с просьбой предоставить информацию о моногородах-претендентах на включение в новый список. Предполагается, что этим населенным пунктам вновь попытаются оказать некую поддержку.
- 05.05.2025
В Минэкономразвития России состоялось первое заседание рабочей группы по выработке мер повышения инвестиционной привлекательности малых городов.
- 26.04.2025
Главы муниципалитетов-членов Союза малых городов РФ и его президент Е.М. Марков приняли участие во II Всероссийском муниципальном форуме «Малая Родина – сила России».
- 18.04.2025
До 18 апреля была продлена регистрация на Всероссийский конкурс, посвящённый повышению престижа сельскохозяйственных профессий среди школьников малых городов и сельских поселений.
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru