Чем грозит малым городам новый закон о местном самоуправлении
Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» вызвал среди членов Союза малых городов РФ весьма противоречивые оценки – от одобрения до полного отрицания. Дальнейшее его рассмотрение в Государственной Думе отложено пока что до июня т.г. Обсуждение различных принципиальных подходов к совершенствованию местного самоуправления продолжается. Новый законопроект, может серьезно повлиять на судьбу малых городов и районов страны.
О своих опасениях аргументировано заявляют некоторые члены Союза малых городов РФ. Включайтесь в обсуждения.
КОДИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ КЕЖЕМСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Нас очень настораживает настойчивость, с которой продвигается через Госдуму проект ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Авторы на наш взгляд далеки от существующей реальности и, вероятно «перегрелись» в далекой Мексике, изучая их конституционное право. Законом упраздняется поселенческий уровень, где реально осталось местное самоуправление, где люди действительно могут дотянуться до власти, что либо решать самостоятельно, выбирать людей в которых верят и спрашивать с них.
Уверены, что предлагаемая проектом Закона модель одноуровневой территориальной организации местного самоуправления приведёт к серьезным негативным последствиям в стране, а именно:
- начнется ускоренная деградация сельских поселений и малых городов, отток наиболее активной и образованной части населения;
- будет пресечена всякая инициатива по развитию своих территорий, объединение в «колхоз бедных и богатых» породит иждивенцев, надеющихся только на дотации из вышестоящих бюджетов;
- будет утерян многолетний опыт становления двухуровневой системы местного самоуправления в процессе реализации 131-Ф3, потеряны профессиональные кадры, на обучение которых затрачено много времени и финансовых средств;
- еще труднее населению будет достучаться до власти, к которой народ и так относится критически;
будет полностью потеряна субъектность и автономия малых городов и исторических поселений, утрачен их культурный, туристический, экономический потенциал.
Считаем, что данный проект Закона нанесет больше вреда, чем пользы, особенно в настоящее время, когда всем необходимо мобилизовать общие усилия, что бы противостоять надвигающимся угрозам.
Просим учесть наше мнение при принятии решения по предложенному проекту Закона.
***
Органы городского самоуправления, пройдя все этапы становления местного самоуправления в крае в период реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предлагают учесть наше мнение при выработке решений, касающихся перехода на одноуровневую систему местного самоуправления в крае.
Город Кодинск, имея статус городского поселения, входит в состав Кежемского муниципального района и в настоящее время является его административным центом. Город закладывался как город гидростроителей Богучанской ГЭС в 70-е годы прошлого века. С момента первой сваи, забитой на городской площадке в этом году исполнится 45 лет.
Так сложилось, что при реформе ОМС в свете реализации 131-ФЗ, города гидростроителей в крае наделялись статусом городских округов. Кодинск не стал таковым, поскольку на том этапе органов городского самоуправления не существовало, так как в 1991году, после переноса всех административных учреждений и предприятий в г.Кодинск из прежнего административного центра с. Кежма, в связи с затоплением ложа водохранилища Богучанской ГЭС, органы городского самоуправления самораспустились, а район инициативно принял на себя полномочия города и исполнял их в течение 15 лет, вплоть до 2006г. – начала реализации на территории края 131-ФЗ.
В 2006 году был вновь сформирован в правомочном составе городской Совет депутатов, тогда еще город сам мог принимать решение о способе избрания Главы МО и для скорейшего формирования ОМС он был избран из состава Совета. Впоследствии, выполняя волю горожан, Глава города избирался всенародно, а после 2014 года – Советом из кандидатов, представленных комиссией, как определил закон края.
Наше городское поселение прекрасный пример становления местного самоуправления на современном этапе развития нашей страны, в период реализации и действия 131-ФЗ.
Мы все начинали с нуля в 2006г., с первого бюджета и первых наказов горожан, которые просили:
– осветить территорию детского сада «Солнышко» (центр города), поскольку в зимний период, забирать детей было просто опасно для здоровья. О дорогах города, переданных в недостроенном состоянии (только бетонная подложка) гидростроителями муниципалитету, и говорить не приходится, их просто не было.
За период нашей 15-ти летней работы была в полном объеме с нуля сформирована вся необходимая нормативно правовая база, а так же:
— доходы бюджета выросли почти в два раза с 70 млн. до 128,1 млн. в год и это при том, что стройка ГЭС закончилась в 2014году и с городской площадки уехало 4 тыс. строителей, приносящих доход в бюджет;
— значительно расширены границы города, разработаны и приняты документы территориального планирования (генеральный план города, который в настоящее время актуализируется, правила землепользования и застройки, благоустройства территории);
— асфальтировано 9 км. внутригородских дорог и столько же восстановлено и отремонтировано грунтовых дорог;
— отремонтировано и вновь установлено 30,5 км. уличного освещения (практически полностью освещён город, сейчас освещаются микрорайоны ИЖС);
— ремонтируем и строим новые тротуары из брусчатки, всего 15 000 кв.м.;
— за счет собственных средств город обустроил место отдыха жителей у воды, на берегу вновь появившегося водохранилища Богучанской ГЭС;
— городом приобретено и установлено 7 спортивно-игровых комплекса, по краевой программе возведен крытый каток, на территории города краем возводится ФОК с бассейном.
— до реализации «мусорной реформы» убрано с территории города 5,5 тыс. куб.м. отходов с несанкционированных свалок, по краевой программе обустроены площадки сбора ТКО на территории города и в дачных кооперативах. В городе имеется единственный полигон отходов на всю Северную технологическую зону, куда региональный оператор вынуждено везёт отходы с соседнего Богучанского района.
— ещё до начала реализации в крае федеральной программы «комфортная городская среда» за счет собственных средств обустроили общественные пространств.
В настоящее время город является лидером в крае среди территорий успешно реализующих федеральную программу «комфортная городская среда». В городе возникли новые и современные общественные пространства, такие как спортивный сквер, 4-я и 3-я очереди бульвара, сквер памяти затопленных ложем водохранилища БоГЭС деревень.
В 2020 году Кодинск стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды среди малых городов России, что позволило получить 50 млн.руб. и провести в 2021году современную реконструкцию первой и второй очередей пешеходного городского бульвара, превратив его в современное многофункциональное место отдыха горожан с поющим фонтаном.
С марта 2015 года, когда городу были переданы полномочия по предоставлению земли государственная собственность на которую не разграничена, ведётся активная претензионная и судебная работа по взысканию долгов по арендной плате и земельному налогу. За этот период нами взыскано почти 32,6 млн. рублей арендной платы. Дотационному на 80% району с миллиардным годовым бюджетом, эти деньги судьбы не решат, а для нас — это реальное пополнение бюджета, которое мы можем потратить на нужды горожан.
В городе проживает 15,6 тыс. населения, что составляет 80 % всех жителей района. На территории муниципалитета располагается Богучанская ГЭС, основные предприятия лесозаготовки и переработки древесины в районе. Близость дешёвой электроэнергии, больших запасов нефти и газа, других природных ресурсов, свидетельствует о реальном потенциале города стать центром развития всего Нижнего Приангарья.
Динамичное развитие и преображение города за столь короткий период стало возможным, в результате создания органов городского самоуправления, формирования собственного бюджета, принятия разумных и адекватных решений городским Советом депутатов и их реализацией высокопрофессиональной командой городской Администрации, формировавшейся на протяжении ряда лет.
Упразднение городского поселения откинет нас обратно и будет шагом в прошлое. Об этом мы говорим с абсолютной уверенностью, поскольку имеем собственный горький опыт. Утрата автономии и субьектности повлечет за собой дальнейшую неизбежную деградацию, поскольку имеющиеся сейчас экономические, налоговые, трудовые ресурсы закономерно перетекут в общий котел вновь созданного укрупнённого муниципального образования, где просто растворятся, значительно ухудшив социально-экономическую ситуацию в городе и не улучшив ее в районе.
Уверенны, что таких муниципальных образований, как наш город, имеющих серьезные перспективы в плане социально-экономического развития, налоговый потенциал в изменённых, описанных и поставленных на кадастровый учет границах, не так много в нашем крае.
Полагаем, что такие муниципалитеты должны иметь возможность сохранить свою субъектность и автономию в новой модели одноуровневой территориальной организации местного самоуправления, предложенной проектом Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в системе публичной власти», преобразовавшись в самостоятельные муниципальные округа.
Это позволит дать надежду людям, что новая реформа местного самоуправления не ухудшит ситуацию на местах, а приведет к дальнейшему развитию.
Администрация городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области
- По проекту Клишаса–Крашенинникова муниципальные выборы до 2028 года разрешаются только в городах.
- Результатом станет обнуление муниципального уровня власти, а потом его фактическое упразднение. Ст. 12 неизменяемой главы 1 Конституции о самостоятельности МСУ де-факто отменят без референдума, в поселениях останутся только старосты, а муниципальные и городские округа не будут административно-территориальными единицами субъектов РФ.
- Ст. 12 главы 1 Конституции, которую не может изменить парламент, а только референдум, по сути, отменяют. Норма о том, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», становится не более чем конституционной фразой.
- На уровне поселений отменяется всякая власть, да и сами эти поселения в результате такого обнуления упраздняются. Законопроект разрешает держать «на земле» лишь старост на общественных началах – или как там еще их по местным обычаям назовут.
- Местным органам рекомендуется – в вышеуказанном смысле – получать статус юрлица. В этом случае они будут считаться муниципальными казенными учреждениями. То есть снизят свою финансовую самостоятельность, а отчетность по вертикали у них будет повышенная.
- Законопроект предполагает резкое снижение числа местных выборов. После того как новый формат МСУ вступит в полную силу с 1 января 2023 года, до 2028-го продлится переходный период. За пять лет нынешние муниципальные районы должны стать округами, а города, которые еще не выделились в отдельные округа, в них превратиться
- Намерение провести полномасштабную перекройку всей местной власти страны менее чем за год выглядит фантастикой.
- Это обескровливание местного самоуправления, власть будет еще дальше от людей. Чтобы местное самоуправление нормально работало, нужны не реформы, а финансы, потому что бюджеты у муниципалитетов весьма скромные
- По мнению авторов, законопроект устраняет противоречие между местной и региональной властью, а на самом деле, разрушает систему муниципальной власти. На деле оказывается, что самый низовой уровень власти вообще ликвидируется.
- Любая реформа работает на дестабилизацию политической системы. Поскольку система строится не снизу и не учитывает мнение избирателя, то он фактически оказывается исключенным из процесса.
- Нововведения не соответствуют нашим международным обязательствам – той же Европейской хартии местного самоуправления.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 04.09.2019
Органы местного самоуправления городских и муниципальных округов могут отныне оказывать местным жителям отдельные нотариальные услуги в населённых пунктах, где нет нотариуса.
- 10.04.2019
Представленная на парламентских слушаниях концепция проекта «Об основных принципах правового регулирования в новом законе о культуре», содержит, как отметил в своем кратком выступлении президент Союза Евгений Марков, целый ряд принципиально важных для развития культуры в нашей стране положений. Прежде всего это акцент на принципе преемственного развития российской цивилизации. Принципиально важен также отказ от отраслевого подхода к культуре только как к отрасли, входящей в т.н. «социальную сферу».
- 25.07.2018
Городские округа со статусом административного центра субъекта Федерации вправе требовать в судебном порядке предоставления средств из регионального бюджета, если такое предусмотрено законом субъекта РФ или иными документами, как то: соглашениями о перераспределении финансов между уровнями бюджетной системы и иными обязательствами.
- 23.03.2025
17 марта 2025 года в Государственной Думе, при участии делегации Союза малых городов РФ, состоялось заседание круглого стола, посвящённого фактическому переходу страны на одноуровневую систему управления.
- 22.03.2025
Согласно проведённым исследованиям, 33% всех внутренних туристических поездок россиян в 2024 году пришлись на малые городские населённые пункты.
- 11.12.2024
В малом городе Тейково Ивановской области стартовала третья волна известного форума по развитию предпринимательства в регионе.
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru