Предложения по развитию малых городов России
Заседание Федерального совета Союза малых городов РФ
Адуков Рухман Хасаинович, зав. отделом «Управления АПК и сельским развитием» ФГБНУ ВНИОПТУСХ, д.э.н., проф.
Судя по высказываниям М. Хуснуллина и ряда других представителей власти, малым городам России подписан приговор. Официально заявленная причина этого – нехватка средств в бюджете страны. Если учесть, что Россия – самая богатая ресурсами страна, а действующая власть функционирует свыше 20 лет, то следует вывод: единственная причина сложившейся ситуации – неэффективность системы государственного управления. Поэтому предложения ВС СМГ России должны быть нацелены именно на повышение эффективности данной системы применительно к малым городам. Таковыми могут быть:
- Создание при Президенте РФ Совета по социально-экономическому развитию России. В нем следует предусмотреть секцию малых городов. В обязанности Совету следует вменить изучение причин, препятствующих развитию различных сфер социально-экономического комплекса и разработку предложений по их устранению. В Совете должны быть представлены наиболее квалифицированные представители науки, отраслей экономики, органов власти и общественных организаций. Возможно, данное и другие предложения следует направить Президенту России, как резолюцию съезда СМГ, поддержанную многими общественными организациями. Если такой съезд будет созван, то на него желательно пригласить Президента РФ. Если сам не примет участие, то поручит это другому руководящему работнику. Скорее всего, без реакции подобное приглашение Президент не оставит.
- До Президента России желательно донести мысль о том, что оставление на произвол судьбы малых городов будет оценено обществом, как неспособность действующей власти даже сохранить то, что было создано ранее. Тем более, что с малыми городами связана вся история страны.
- Отметить, что ВС (или съезд) СМГ полностью поддерживает идею Президента России о том, что Россия исчерпала свой лимит революций. Поэтому СМГ призывает Вас не допустить очередную «оптимизационную революцию» относительно малых городов, каковые произошли в промышленности, науке, образовании, здравоохранении и некоторых других сферах.
- Действующая модель межбюджетных отношений не стимулирует местные органы власти укреплять экономику муниципальных образований, в том числе в малых городах. Чтобы исправить ситуацию, целесообразно на 10 лет все налоги, собираемые в малых городах, направлять в местные бюджеты и оставлять в распоряжении местных органов власти, сохраняя при этом действующие трансферты. Учитывая незначительность налоговой массы в малых городах, вышестоящие бюджеты от этой меры не пострадают.
- В последующем межбюджетные отношения целесообразно строить на принципах территориального хозрасчета. Это будет способствовать росту поступлений в бюджеты всех административных уровней.
- Принять дополнительные меры по развитию малого предпринимательства в малых городах и селах (они тесно взаимосвязаны). Пока ситуация в этой области оставляет желать лучшего. Так, малый бизнес на селе (фермеры, подворья и др.) не могут развиваться без наличия потребительской кооперации. Несмотря на то, что с момента принятия Федерального закона № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» прошло более четверти века (1995 г.), членами потребительских кооперативов являются лишь 2% К(Ф)Х и 0,3% личных подсобных хозяйств (ЛПХ). В результате у них возникают большие проблемы с реализаций своей продукции, что сдерживает рост объемов производства. К примеру, из-за этого в текущем году сгнила и вскормлена скоту значительная часть яблок, урожай которого был весьма значимым.
Главными препятствиями на пути развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве являются:
— противодействие крупных производителей, прежде всего, агрохолдингов, поддерживаемых их лоббистами в органах власти;
— преимущественная бюджетная и иная поддержка органами власти крупных агрохолдингов (на их долю приходится не менее 75% от всего объема бюджетной поддержки производителей сельхозпродукции страны);
— недоступность ресурсов, прежде всего, дороговизна кредитов;
— дороговизна энергоресурсов;
— дороговизна строительных материалов;
— дороговизна услуг, оказываемых перерабатывающими, транспортными и другими предприятиями;
— недостаточная благоприятность условий деятельности малого предпринимательства (обременительность налогов и проверок, сопровождаемых необоснованными штрафами и иными поборами, в т.ч. пожарниками);
— недоступность торговых площадей (в большинстве своем они монополизированы торговцами из бывших республик СССР).
Решение перечисленных проблем без вмешательства федерального центра, включая антимонопольный комитет, невозможно. Например, монопольные сферы экономики, в том числе банки, получают сверхприбыли, обдирая и оголяя малый бизнес, не давая ему возможности для развития.
Опыт успешного решения этих проблем имеется во многих странах. В частности, несколько лет назад в целях снижения розничных цен и укрепления экономики фермеров польские власти помогли около 1000 фермеров объединиться в потребительский кооператив и приобрести крупный мясокомбинат, выделив долгосрочный кредит (на 20 лет под 1% годовых).
Другой пример: в странах ЕС, благодаря развитой потребительской кооперации, большинство фермеров перерабатывает молоко на своих молокозаводах. В результате на долю фермеров приходится порядка 60% от розничной цены на молоко (в России она меньше в 2-3 раза).
Как правило, заводы, принадлежащие фермерам и другим малым сельскохозяйственным производителям, расположены в малых городах, что способствует росту в них занятости и доходов местных бюджетов.
- Россия закупает в Китае большой перечень товаров, основная часть из которых может быть произведена в малых городах. Обучение людей новым профессиям, необходимым для производства этих товаров (предварительно изучив их ассортимент), и оказание им соответствующей организационной и финансовой помощи в создании собственного дела способствовало бы решению этой проблемы.
- В разные периоды до 10 млн и более рабочих мест в России, в т.ч. в малых городах, занято зарубежными мигрантами. Усилившаяся в результате безработица также оказала негативное влияние на экономику малых городов (из-за снижения покупательской способности населения и других факторов).
- Развитие малых городов во многом зависит от качества услуг, оказываемых населению бюджетными учреждениями, у большинства из которых тоже имеются финансовые проблемы. Частичному их решению способствовала бы отмена необходимости получения ими разрешений от территориальных органов Росимущества для сдачи ими площадей в аренду (в этих разрешениях нет необходимости, а получить их – задача крайне сложная, а то и неразрешимая).
- По опыту развитых стран целесообразно ввести в практику ежегодную оценку деятельности органов власти, включая Правительство России, со стороны населения, представителей малого бизнеса и органов местного самоуправления, включая малые города. Поручить данную процедуру желательно общественным организациям. Результаты данной оценки станут для Президента России эффективным инструментом совершенствования социально-экономической политики в стране, а также кадровой политики в органах власти.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru