К вопросу о сверхурбанизации в современной России
Динамика распространения коронавируса covid-19 показала уязвимость перенаселённых городов перед эпидемией. Статистика заболеваний и весной (первая волна), и осенью (вторая волна) свидетельствует, что наибольшее число заразившихся вирусом приходится на мегаполисы – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. И чем дальше от них, тем меньше случаев заражения. Даже окраинные города Московской области Зарайск, Кашира, Озёры, Серебряные Пруды долгое время оставались оазисами без covid-19. Вирус сюда привезли москвичи-дачники и местные жители, работающие в столице. Тем не менее, в 12-миллионной Москве1 каждый день заражались по несколько тысяч человек, а в семимиллионной Московской области2 – менее пяти сотен в сутки.
В провинции появилось выражение «чумная Москва». Всех прилетающих и приезжающих из столицы в областных центрах и других городах с прямым авиасообщением с Москвой подвергала «домашнему аресту» на 14 дней. К таким возвращенцам регулярно наведывались специальные медицинские бригады медиков, чтобы не допустить распространения заразы.
Ещё одним уязвимым местом стали вахтовые посёлки с максимальной скученностью временных жильцов и минимальным числом медицинских работников. Примеры: вспышки массовых заболеваний на Чаяндинском месторождении газа в Республике Саха (Якутия), в посёлке золотодобытчиков Еруда в Красноярском крае. В селе Белокаменка Мурманской области и на стройплощадке здесь Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений было зарегистрировано более 2000 больных при 84 постоянных жителях села. Правительство России оперативно пересмотрело Правила проживания в вахтовых поселениях (Постановление Правительства РФ от 28.04.2020 г. № 601 «Об утверждении Временных правил работы вахтовым методом»).
Быстрому расползанию коронавирусной инфекции способствовала получившая распространение в последние десятилетия ежедневная маятниковая миграция внутри агломераций, когда утром люди спешат на работу в мегаполис, а вечером возвращаются обратно домой. Этот фактор не поддаётся учёту, поскольку медицинская статистика ведётся по месту обращения больных за помощью.
Наиболее стойкими к передаче covid-19 оказались малые города и сельские населённые пункты. Но они оказались самыми беззащитными перед вирусной напастью. В большинстве малых городов, особенно если они не являются административными центрами муниципальных районов, недостаточно медицинских мощностей – помещений, оборудования, персонала. Из сёл больных, в лучшем случае, могут принять в районном центре, да и то если люди сами доедут на собственном транспорте. Есть многочисленные документальные свидетельства того, что даже в пределах одного города заболевшие по полдня и более ждали приезда машины скорой помощи.
Пандемия заставила и власти, и бизнес пристальней взглянуть на положение в России гастарбайтеров. Так, принято беспрецедентное правительственное решение временно приравнять иностранных рабочих к российским гражданам трудоспособного возраста. Не исключено принятие законодательных новаций как о статусе гастарбайтеров на производствах, так и о местах их проживания по аналогии с проживанием в вахтовых посёлках.
После пандемии коронавируса, вне всякого сомнения, возобновится диспут между сторонниками урбанизации и их оппонентами. Одним из аргументов у урбанистов будет, естественно, высокий уровень здравоохранения в больших городах. Их противники возьмут на вооружение статистику строительства временных и постоянных больниц в мегаполисах при полном отсутствии в этой статистике малых городов, не говоря уже о сельских поселениях.
Несомненно, уроки пандемии коронавируса – тема новых дискуссий между сторонниками урбанизации и их оппонентами. Возможно, итогом обсуждений станет коррекция (ревизия) программ, проектов и планов пространственного развития страны.
Позиция Союза малых городов РФ остаётся прежней. Необходимо:
- пересмотреть схемы размещения производительных сил (средств производства и рабочих ресурсов), чтобы взвешенно и сбалансировано развивать разные производства на разных территориях – в больших и малых городах, в центрах субъектов Федерации и в муниципальных образованиях в их составе (национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»);
- выработать меры стимулирования малого и среднего бизнеса с привлечением крупного капитала и государственных ресурсов, чтобы не допустить впоследствии из-за быстрой передачи вирусных заражений обвала хозяйственной деятельности, ведущего к падению доходов населения и снижению потребительского спроса (национальный проект «Малое и среднее предпринимательство»);
- создать эффективную систему здравоохранения, чтобы люди получали квалифицированную медицинскую помощь населению вне зависимости от места проживания, в том числе посредством цифровой медицины и доступной фармацевтики (национальный проект «Здравоохранение»);
- принять меры государственной поддержки учреждений общего образования и профессиональной подготовки молодёжи в малых городах и в сельской местности (национальные проекты «Демография» и «Образование»);
- отказаться от концентрации высших учебных заведений и научных центров в крупных городах с целью создания и сохранения ядер социально-экономического развития в малых городах и сельской местности (национальный проект «Наука»);
- разработать и принять общенациональную программу развития малых городов с целью сохранения духовных и культурных ценностей российской цивилизации, создания комфортных условий проживания в них, развития кооперации малых городов и сельских населённых пунктов, а также малых городов и мегаполисов.
Возможно, настала пора принять Государственную стратегию развития «Россия-2050» на основе не множества сценариев возможного развития событий в мире и в стране, а для создания в больших и малых муниципальных образованиях одинаково уютных и привлекательных условий жизни и работы россиян.
Союз малых городов РФ может в содружестве с научной общественностью, экспертным сообществом и практиками муниципального управления инициировать выработку территориальных аспектов Государственной стратегии развития Россия на период 2050 года.
Директор программ Союза малых городов РФ Д.Г. Санжиев
1 По данным Росстата, 12 692 466 чел. (2020 г.)
2 По данным Росстата, 7 690 863 чел. (2020 г.)
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 03.07.2024
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru