Развитие социального корпоратизма – эффективный инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере малых городов
Чекавинский А.Н., зам. зав. отделом Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук, г. Вологда
Чекавинский А.Н., зам. зав. отделом Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук, г. Вологда
За последние несколько лет XXI века во всех сферах жизни российского общества (экономической, политической, духовной) довольно быстро происходят изменения, ставящие перед руководством страны на всех уровнях власти задачи по выработке адекватных мер на возникающие внешние и внутренние вызовы.
Появляются новые технологии, трансформируются «правила игры» для хозяйственных субъектов, ценности и жизненные принципы у молодежи. Обостряется конкуренция между городами и сельскими населенными пунктами с различной численностью за привлечение инвестиций, квалифицированных кадров, туристов.
Меняется и уровень притязаний людей к территориям, на которых они живут. Сегодня при выборе места жительства человек ориентируется не только на возможность получения высокого заработка, наличие благоустроенного жилья. Важное значение приобретает доступность получения качественных медицинских и образовательных услуг, условия для самореализации, интересного досуга, общения, занятий спортом, творчества.
При этом потребности людей растут быстрее возможностей малых городов и сельских населенных пунктов. Усугубляет ситуацию то, что основной объем ресурсов для развития сконцентрирован в крупных городах и агломерациях, а поддержка производств, объектов социальной, инженерной, дорожно-транспортной инфраструктуры периферийных территорий осуществляется по остаточному принципу. Не способствует укреплению экономической базы большинства муниципалитетов страны и политика федерального центра.
Особенно остро проблемы сжатия производства, депопуляции сельских территорий наблюдаются на Европейском севере России. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в 23% сельских населенных пунктах регионов Северного экономического района рассматриваемых регионов не осталось постоянных жителей, а в половине – проживает менее 25 человек (табл. 1).
Таблица 1 – Распределение количества сельских населенных пунктов по численности населения
(по результатам Всероссийской переписи 2010 г.)
[button onclick=»DottoroWP.OpenPopup (16114); return false;»]Открыть таблицу[/button]В Вологодской области за последние 20 лет доля населенных пунктов, в которых нет постоянного населения, выросла с 16 до 26,6%. А в 40% деревень в 2010 году проживало менее 10 человек (табл. 2). Обезлюдение территорий и измельчение поселений приводит к запустению огромных пространств, выбытию из хозяйственного оборота сельхозугодий, что подрывает продовольственную и национальную безопасность страны.
Таблица 2 – Размещение сельского населения на территории
Вологодской области по населенным пунктам
Год | Всего насе- ленных пунктов, ед. |
из них с числом жителей | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
без насе- ления |
в % к ито- гу |
до 10 чел. |
в % к ито- гу |
11- 50 чел. |
в % к ито- гу |
51- 100 чел. |
в % к ито- гу |
свыше 100 чел. |
в % к ито- гу |
||
1989 | 8459 | 1346 | 15,9 | 2746 | 32,5 | 2904 | 34,3 | 641 | 7,6 | 822 | 9,7 |
2002 | 8041 | 1625 | 20,2 | 3046 | 37,9 | 2244 | 27,9 | 424 | 5,3 | 702 | 8,7 |
2010 | 8006 | 2131 | 26,6 | 3228 | 40,3 | 1684 | 21,0 | 369 | 4,7 | 594 | 7,4 |
2010 к 1989 | -453 | +785 | +10,7 | +482 | +7,8 | -1220 | -13,3 | -272 | -2,9 | -228 | -2,3 |
Следует отметить также и то, что значительная доля сельского населения находится в пенсионном возрасте, следовательно, утрачивает способность к активному труду. По данным Росстата, в 2012 году 44% мужчин и 52% женщин на селе были старше 40 лет.
Вызывает серьезную обеспокоенность тот факт, что в последние годы (согласно результатов Л.В. Бондаренко) доля миграционно настроенной молодежи составляет более 40% (табл. 3). Это свидетельствует о высокой угрозе утраты трудоресурсного потенциала села в случае, если не будет принято кардинальных мер.
Таблица 3 – Распределение ответов сельских жителей на вопрос «Собираетесь ли Вы в ближайшие 2-3 года переехать на постоянное место жительства в город»,
% от числа опрошенных
Вариант ответа | 2010 г. | В т.ч. в возрасте16-30 лет | 2011 г. | В т.ч. в возрасте16-30 лет | 2014 г. | В т.ч. в возрасте16-30 лет |
---|---|---|---|---|---|---|
Уеду точно | 6,8 | 14,0 | 6,1 | 15,2 | 14,0 | 26,6 |
Задумываюсь об отъезде | 18,4 | 27,3 | 20,4 | 34,5 | 27,9 | 37,6 |
Считаю переезд маловероятным | 26,0 | 26,8 | 23,8 | 22,3 | 27,2 | 18,9 |
Нет | 48,8 | 31,9 | 49,7 | 28,0 | 30,9 | 16,9 |
Источники: Бондаренко, Л.В. Демографическая ситуация на селе и перспективы развития сельских территорий / Л.В. Бондаренко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2013. –№ 3. – С. 53-57. Ушачев, И.Г. Стратегические подходы к развитию АПК России в контексте межгосударственной интеграции / И.Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2015. – № 2. – С. 8-15. |
Результаты социологических исследований ИСЭРТ РАН позволяют утверждать, что одной из главных проблем российского села является неудовлетворительное качество дорог (рис. 1).
[image_options image_id=»13545″ align=»center» frame=»show»][/image_options]Рисунок 1. Оценка руководителями сельхозорганизаций Вологодской области социально-экономических условий проживания в сельской местности в 2012 г.,
% от числа ответивших
Источник: Данные опроса руководителей сельхозорганизаций, проведенных ИСЭРТ РАН.
Заметим, что на самом высоком политическом уровне знают о сложной ситуации в данной сфере. Это подтверждает утверждение Президента России о том, что «Отсутствие нормальных дорог лишает людей возможности изменить жизнь, «съедает» усилия государства по поддержке сельских территорий, тормозит развитие любой инициативы». (Источник: стенограмма заседания Государственного совета и Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 21.04.2014 г).
Среди других проблем развития села, оказывающих решающее влияние на принятие решения о переезде в город, является низкая доступность досуговых учреждений для детей, бедность населения. Более трети руководителей организаций агросектора региона указали также на невозможность получения услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями, а также на плохое транспортное сообщение с районным центром.
За период с 2000 по 2013 г. не наблюдалось существенных положительных тенденций и в развитии социальной сферы села. Ежегодно сокращается число малокомплектных дошкольных образовательных учреждений, имеющих 1-3 группы. Их доля составляют около 70% от общего числа учреждений, расположенных в сельской местности. Уменьшается число общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов (табл. 4).
Таблица 4 – Количество объектов социальной инфраструктуры сельских территорий Вологодской области,
ед.
Объекты инфраструктуры | Год | 2011 г. к 2000 г., % |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2000 | 2005 | 2009 | 2010 | 2011 | ||
Детские дошкольные учреждения | 518 | 477 | 446 | 427 | 423 | 81,7 |
Дневные образовательные
учреждения |
712 | 575 | 469 | 444 | 421 | 59,1 |
Фельдшерско-акушерские пункты | 696 | 674 | 586 | 564 | 555 | 79,7 |
Клубные учреждения | 789 | 741 | 314 | 313 | 304 | 38,5 |
Источник: Районы и города Вологодской области. Социально-экономические показатели. 2000 – 2011: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, 2011. – 323 c. |
Конечно, в регионе есть поселения, где строится жилье, вводятся объекты социальной и коммунальной инфраструктуры. Но такие проекты носят локальный характер.
Есть ли выход из сложившейся ситуации?
Успешный мировой и отечественный опыт управления развитием территорий свидетельствует, что эффективным инструментом решения социальных и экономических проблем (особенно в условиях ограниченности ресурсов органов власти) является социальный корпоратизм, т.е. организация взаимодействия между властью, бизнесом и обществом, объединенных общей идеологией (идея кооперативного государства).
При таком взаимодействии каждый участник получает выигрыш. Бизнесу удается получить дополнительную прибыль, увеличить объем продаж, получить новые знания, навыки, контакты; общественным объединениям – привлечь единомышленников, добиться повышения качества жизни; власти – исполнить возложенные на нее полномочия (рис. 2).
[image_options image_id=»13552″ align=»center» frame=»show»][/image_options]Рисунок 2. Реализация межсекторного взаимодействия в г. Вологде
В Вологде активные участники городского сообщества, органы власти научились не только слушать, но и слышать друг друга, не перекладывать ответственность за решение проблем, а работать сообща. При этом, что важно, реализация такого взаимодействия требует минимальных бюджетных расходов. Уже многое сделано для воспитания у людей осознанной гражданской позиции, базирующейся на любви к своему городу. Управлением информации и общественных связей Администрации разработано и успешно апробировано более 50 проектов, объединяющих жителей и бизнес. Сотрудники данного Управления вырабатывают идеи, координируют деятельность участников и осуществляют информационное сопровождение проектов.
В результате системной работы с населением, общественными организациями выявляются проблемы, обсуждаются варианты их решения, формируется круг идеологов – людей, способных находить и реализовывать нестандартные решения городских проблем.
Каждый отдельный проект имеет свою аудиторию, но организация работы на системной основе позволяет эффективно связывать проекты друг с другом, создавать тем самым устойчивые горизонтальные социальные связи.
Для того чтобы проект был успешным, необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, среди его участников, по мнению урбаниста С. Мурунова, обязательно, кроме идеологов, должны быть коммуникаторы и организаторы. Первые из них обеспечивают сопровождение проектов в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также между основными участниками. Это важно не только для привлечения общественного внимания к проводимым мероприятиям, но и для своевременного реагирования на возможные изменения ситуации.
Организаторы являются профессионалами по проведению различных мероприятий, установлению контактов, распределению функций. Это люди, которые способны обеспечить эффективное выполнение работ по проекту. Они делегируют полномочия членам группы, следят за исполнением плана, оценивают состояние работ, координируют и корректируют их выполнение.
Второе важное условие успешной реализации проекта заключается в том, что он должен содержать три обязательных компонента. Привлечь максимальное количество ресурсов для решения проблем развития города, как показывает опыт, можно, если его жители в ходе взаимодействия в рамках различных мероприятий не только сделают жизнь в городе более комфортной (улучшение городской среды), но и получат новые знания, навыки и умения (образовательный компонент), а также будут иметь возможность повышения культурного уровня (культурный компонент). Это базовые требования, выполнение которых является залогом ежегодного увеличения числа участников каждого проекта. Важно также и то, чтобы при реализации комплекса мероприятий создавался позитивный имиджа города, как территории, где осуществляются передовые преобразования, где комфортно жить и работать.
Третье условие успешной реализации совместных проектов заключается в необходимости эффективных коммуникаций. Наличие обратной связи, применение различных форм конструктивного диалога, позволяющего власти, бизнесу и обществу «разговаривать» на одном языке во многом являются определяющими факторами эффективного взаимодействия.
Каждый проект, который планируется запустить в городе, анализируется в Администрации не только на выполнение вышеуказанных требований (условий). Важно, чтобы до момента его реализации были определены следующие параметры.
1. Аудитория, на которую направлен проект (школьники, неработающая молодежь, пенсионеры, трудовые коллективы организаций, органы территориального общественного самоуправления, потенциальные инвесторы).
2. Проблема, которую планируется решить с помощью мероприятий в рамках проекта (например, организация досуга, временное трудоустройство молодежи, улучшение эффективности взаимодействия между обществом и властью, повышение уровня благоустройства, занятостью физической культурой и спортом развитие производства).
3. Цели и задачи проекта. Цели представляют собой «перевернутые» проблемы, которые выявлены в процессе анализа ситуации. Они отражают ее желаемое состояние, которое необходимо достичь в результате реализации проекта, т.е. должны отвечать на вопрос, зачем он нужен.
Задачи проекта – это более конкретные шаги, которые в содержательной части можно обеспечить соответствующими мероприятиями.
4. Ресурсы, необходимые для реализации проекта. Для того чтобы понять, сколько будет стоить реализация программного проекта, важно определить потребность в финансовых, материально-технических, трудовых ресурсах; знать, какие организации, общественные объединения нужно привлечь. Следует уделить особое внимание опыту, знаниям, навыкам, умениям, связям и возможностям участников проекта. Важно верно оценить необходимые временные затраты на его реализацию.
При поиске ресурсов целесообразно задействовать те из них, которые в настоящее время не используются (заброшенный дом, старая промышленная зона, незанятая молодежь, неформальные группы и т.п.) и могут дать существенный положительный эффект.
5. Суть проекта. В данном разделе отражается емкое содержание планируемых к реализации мероприятий, позволяющее понять основную идею проводимых преобразований.
6. Инструменты реализации проекта. Набор инструментов, которые могут использоваться для организации социального корпоратизма и построения партнерства, весьма обширен: организация конкурсов и специальных событий, создание площадок, формальных объединений, проведение публичных обсуждений, предоставление финансовых преференций (грантов и льгот), заключение формальных соглашений.
7. Этапы реализации проекта. В данном разделе описываются основные мероприятия, которые необходимо провести на каждом из этапов проекта для обеспечения его масштабируемости.
8. Результаты проекта. В данном разделе оценивается бюджетный и социальный эффект, масштабы улучшения городской среды, степень решения конкретных задач, на решение которых направлен проект.
9. Перспективы развития проекта. Описываются результаты, которых можно достигнуть в ходе проведения дополнительных мероприятий, вовлечения бизнеса и населения к реализации проекта.
Организованная на вышеуказанных принципах система реализации проектов является весьма эффективной. В городе реализуется система проектов, участвуя в которых каждый житель может найти что-то полезное, интересное для себя и для общего развития:
- »). Проекты по благоустройству города («Цветущий город», Цветущий зимний город», «Снежная крепость», «Яркий двор», «Молодежные трудовые бригады»).
- Проекты по развитию физкультуры и спорта (Спартакиада «дорога в Сочи», «Битва профессионалов», «Лига территорий»).
- Проекты в сфере социальной адаптации населения («Городская дисконтная карта «Забота», Культурно-досуговый центр «Забота», «Поколения в контакте»).
- Проекты в сфере молодежной политики («Молодежный центр «Гор.Com 35», «Город молодых талантов», «Город детства»).
- Проекты по развитию гражданского общества («Вологодчина – земля героев», «Я люблю Вологду», Общественный совет г. Вологды, Общественные приемные Главы, «Дружные соседи»).
- Проекты по решению задач экономического развития (Промышленный парк «Вологда-Восток», Центр народных художественных промыслов и ремесел «Резной палисад», Выставка малоэтажного домостроения «Вологодская слобода», Кластер информационных технологий «Вологда – IT град», «Электронная Вологда»).
- Проекты по решению задач укрепления финансовых основ муниципалитета («Финансовая грамотность – ключ к модернизации экономики», «Безналичный расчет», «Время бизнеса», «Площадка инноваций», «Шефы»).
- Проекты, направленные на повышение кадрового потенциала города («Вологда – город профессионалов», «Базовые организации», «Профдиагностика девятиклассников
Приведу лишь несколько примеров.
[image_options image_id=»13559″ align=»right» frame=»show»][/image_options]Проект «Цветущий город» реализуется в виде городского конкурса с 2009 года. Его основными участниками являются активные горожане, организации и работники МУП «Вологдазеленстрой». [image_options image_id=»13560″ align=»left» frame=»show»][/image_options]Летом практически на каждой улице появляются яркие клумбы в форме гусениц, корзин с цветами и другие оригинальные композиции. Жители высаживают новые кустарники.В результате повышается уровень благоустроенности города, его привлекательности для населения и туристов.
Еще один эффективный проект – «Молодежные трудовые бригады». Его участниками являются «МУП «Вологдазеленстрой», МАУ «Учсервис», ПАТП № 1. В рамках проекта школьники и студенты образовательных учреждений в июле–августе выполняли работы по благоустройству парков, скверов и улиц, дворовых территорий, вели работы по ремонту и демонтажу оборудования в детских садах и школах, выполняли малярные и строительные работы. Ребятам имеют возможность поработать кондуктором в общественном транспорте. Лучшим из них предприятие предоставляет бесплатный проезд до конца года.
[image_options image_id=»13561″ align=»left» frame=»show»][/image_options]В результате повышается уровень благоустройства территорий, ребята получают возможность дополнительного заработка, учатся соблюдать трудовую дисциплину, приобретают жизненный опыт, новых друзей. Кроме того, проект имеет сильный воспитательный эффект. Человек, который все лето убирал за другими, занимался благоустройством территории, впредь и сам будет ценить чистоту и порядок в городе – не бросит окурок, бутылку или другой мусор мимо контейнера.Применение методов социального корпоратизма эффективно и в укреплении финансово-экономических основ развития города. В Вологде, например, в форме площадки реализуется проект «Вологодская слобода». его основными участниками являются Ассоциация деревянного домостроения, Правительство области, Администрация города, бизнес-сообщество. Органы власти взяли на себя задачи по благоустройству площадки. В результате в кратчайшие сроки было построено 10 первых выставочных домов в качестве примера использования различных технологий в малоэтажном строительстве. Кроме того, на выставке экспонируются товары народных промыслов; проводятся семинары и конференции; продаются экологически чистые продукты, реализуемые под брендом «Настоящий вологодский продукт».
На территории Слободы располагаются детские площадки, кафе, магазины, выставочные залы, офисы продаж. Открываются интереснейшие «Музей самовара», «Музей льна», «Музей меда», «Музей валенка», «Музей кузнечного ремесла», «Музей сладостей», «Музей сыра» и другие.
В результате удалось привлечь внимание жителей к малоэтажному строительству, содействовать активизации продаж продукции, производимой предприятиями г. Вологды и Вологодской области. Повысилась привлекательность г. Вологды для туристов. У малых и средних компаний появился опыт совместной работы.
В заключение следует отметить, что, конечно, без поддержки федеральных властей, изменения основ межбюджетных отношений малым городам трудно решать комплекс проблем в экономике и социальной сфере. Участие в целевых программах и получение субсидий часто не прогнозируемо, связано с чрезвычайными затратами труда, времени и выполнением множества условий. В этой ситуации крайне важно консолидировать усилия власти, бизнеса и населения на принципах социального корпоратизма.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 16.10.2015
- 03.07.2024
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru