Рекомендации научно-практической конференции «Пути реализации задачи удвоения ВВП и преодоления бедности в условиях малых городов России»
Москва, Совет Федерации,
Союз малых городов РФ
7 июля 2005 года
Рассмотрев состояние и актуальные проблемы небольших городских населенных мест России, участники конференции отмечают, что их экономическая база, практически во всех регионах Российской Федерации, находится в сложном, критическом положении. Такая ситуация сложилось вследствие проводившейся Правительством Российской Федерации политики реформирования экономики без учета огромного суммарного потенциала малых городов и их существенных особенностей. В результате все законодательное обеспечение экономической деятельности стимулирует концентрацию инвестиционной активности в крупных городах и в их пригородных зонах, «выкачивающих» финансовые, трудовые и интеллектуальные ресурсы малых городов, которые все более превращаются в’ депрессивные поселения.
Положение в малых городах может еще больше усугубиться после вступления в силу 131 федерального закона, согласно которому органы местного самоуправления остаются практически без собственности и оказываются в правовом отношении беззащитными перед предприятиями в части использования городских ресурсов. Передача в рамках проводимой в. последнее время административной реформы многих полномочий субъектам Федерации и местному самоуправлению не подкреплена созданием соответствующего экономического механизма их полной и эффективной реализации.
Обвальное сокращение производства за годы реформ, сокращение капитального строительства, рост безработицы, неплатежи между
предприятиями и бюджетами различного уровня, задержки зарплаты и пенсий, уменьшение реальных денежных доходов населения ведут крезкому постарению их населения, значительному превышению смертности над рождаемостью и быстрому уменьшению численности населения в большинстве из них и, в целом, препятствуют укреплению российской государственности.
Участники конференции отметили, что малые, средние города и поселки городского типа являются особым звеном народнохозяйственного комплекса страны, формируют территориальный pi социально-экономический каркас каждого региона и России в целом, обеспечивая ее целостность и безопасность. Тем не менее, в процессе проведения экономических реформ не была разработана законодательная база, принимающая во внимание своеобразие и особые функции данной категории населенных мест, учитывающая серьезное отставание малых городов от региональных центров.
Федеральная власть не принимала во внимание предложения и рекомендации администраций^ как малых городов, так .и российских регионов, научных организаций, Союза малых городов России по целенаправленной поддержке малых городов и, прежде всего — их градообразующих предприятий, хотя местные и региональные органы управления, хозяйствующие субъекты малых городов предпринимают большие усилия по возрождению их экономики, повышению деловой активности и привлечению инвестиций. Вместе с тем на местах сохраняются значительные резервы активизации социальноэкономического развития малых городов, которые в должной мере не используются.
Участники Конференции обращают внимание на то, что проблема развития малых городов — это вопрос не только местного значения, а общегосударственная проблема, требующая специальных решений со стороны федеральных органов.
Признавая актуальность выдвинутой Президентом Российской Федерации В.В. Путиным перед всей страной задачи удвоения ВВП и преодоления бедности, участники Конференции считают необходимым:
1. Использовать все имеющиеся возможности и средства на местном, региональном и федеральном уровнях для ее успешного решения в поставленные Президентом Российской Федерации сроки.
2. Отмечая большое значение и эффективность проводимой местными и региональными органами управления работы ‘ по возрождению экономики малых городов, обращают внимание на необходимость активно использовать эффективный опыт решения местных экономических и социальных проблем, накопленный в малых и средних городах различных регионов Российской Федерации, с этой целью рекомендуют органам самоуправления малых городов и районов, органам власти субъектов Федерации, Союзу малых городов РФ создать
постоянно действующую систему обмена опытом управления развитием малых, средних городов и районов;
— органам местного самоуправления малых городов и районов, использовать все имеющиеся возможности для изыскания внутренних резервов снижения бюджетного дефицита, улучшения инвестиционного климата й повышения инвестиционной привлекательности своих городов и районов;
— содействовать созданию и развитию предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе путем содействия в подготовке кадров и повышении их образовательного уровня, уделяя особое внимание объектам агропромышленного комплекса;
— поддерживать многообразные добровольные инициативы населения, направленные на решение задач экономического и социального развития малых, средних городов и поселков городского типа.
3. Подчеркивая существенную роль небольших городских населенных мест в решении социальных, демографических и экономических проблем и их большое геополитическое значение для Российской Федерации, считают своевременным и необходимым включение малых, средних городов и поселков городского типа в процесс реализации поставленной Президентом страны задачи.
4. Учитывая сложное типологическое и природно-климатическое многообразие малых городов Российской Федерации, научно-обоснованную необходимость решения поставленной задачи на программной основе, предлагают одобрить (с учетом высказанных замечаний и предложений) подготовленную Союзом малых городов Российской Федерации концепцию «Федеральной целевой программы удвоения ВВП и преодоления бедности в малых городах России», считают ее своевременной и необходимой, и рекомендуют субъектам Российской Федерации и федеральным органам управления принять ее в качестве необходимой основы для разработки программы.
5. Считают необходимым обеспечить широкую поддержку делу экономического и социального развития небольших городских поселений страны, скоординировать действия федеральных отраслевых и региональных органов государственного управления, органов самоуправления и ведущих негосударственных организаций и сформировать с этой целью Координационно-попечительский совет по разработке и реализации Программы.
6. Признают необходимой разработку Государственной политики экономического и социального развития малых и средних городов страны и построение на ее основе стратегии их развития на долгосрочный период в рамках общенациональной стратегии освоения территории страны, и предлагают предусмотреть в ней:
— сохранение и развитие сложившейся сети небольших городских населенных мест;
— создание равных условий конкуренции промышленно — производственных объектов в малых и больших городах страны;
— приостановку процесса свертывания сети размещенных в малых городах страны государственных, финансовых и других обслуживающих территорию учреждений, что наносит серьезный ущерб жизнеспособности и деловой активности городов—районных центров и сельских территорий страны в целом;
— развитие межселенной, опирающейся в том числе и на малые города, транспортной и телекоммуникационной, а также организационно—управленческой и финансово—экономической инфраструктуры с целью обеспечения равнодоступности для населения и предприятий малых городов страны основных федеральных и региональных центров и выравнивания стартовых возможностей экономического развития населенных пунктов, независимо от их величины;
— стимулирование методами правового и экономического регулирования, путем совершенствования межбюджетных отношений между тремя уровнями власти и внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс РФ, более равномерного распределения финансовых потоков по территории страны.
7. Предлагают включить «Федеральную целевую программу удвоения ВВП и преодоления бедности в малых городах России» в структуру подготовленной Правительством РФ «Стратегии социально-экономического развития регионов на 2005-2007г.г.».
8. Просят Совет Федерации одобрить разработку «Федеральной целевой программы удвоения ВВП и преодоления бедности в малых городах России» и обратиться в Правительство РФ с предложением о выделении средств на ее подготовку и реализацию в 2006-2010 гг.
9. Предлагают Правительству РФ:
— рассмотреть вопрос о создании специального Федерального инвестиционного фонда для финансирования мероприятий по развитию экономики малых городов страны;
— разработать и принять федеральный закон «О развитии малых городов Российской Федерации», с целью создания на федеральном уровне институциональных условий повышения инвестиционной привлекательности реального сектора экономики малых городов.
— внести поправки в 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части предоставления органам местного самоуправления право оказывать влияние на решения по приватизации, банкротству и закрытию градообразующих предприятий, восстанавливающих их полномочия по координированию поведения хозяйствующих субъектов на муниципальной территории, а также обеспечивающих соответствующие законодательно установленные механизмы правового воздействия местных властей на физических и юридических лиц, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность в малых городах и возглавляемых ими административных районах с целью обеспечения их устойчивого, поступательного и сбалансированного развития.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru