Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему: «Задачи сбалансированного развития больших, малых городов и сельских населенных мест в территориальной стратегии экономического и социального развития Российской Федерации»
2 февраля 2016 года, г. Москва
В Общественной палате Российской Федерации (далее – Общественная палата) Комиссия Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ, а также Комиссия Общественной палаты по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий провели по инициативе и совместно с Союзом малых городов Российской Федерации общественные слушания на тему: «Задачи сбалансированного развития больших, малых городов и сельских населенных мест в территориальной стратегии экономического и социального развития Российской Федерации» (далее – общественные слушания).
В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты, представители Союза малых городов Российской Федерации, эксперты в данной области, представители отраслевых и профессиональных союзов.
Участники общественных слушаний обсудили перспективы и проблемы социально-экономического развития малых городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, рассмотрев их в связи с проблемами развития больших городов – столичных и региональных центров.
Неиспользование в начале девяностых годов двадцатого века в России опыта государственного планирования и координации процессов отраслевого и территориального развития, стихийный переход к рыночной экономике привели к массовому закрытию промышленных и агропромышленных предприятий, особенно в малых городах. Вслед за этим неизбежно сложился серьезный дисбаланс в размещении производительных сил между большими, малыми городами и сельскими населёнными пунктами, а также в возможностях их развития. Негативные процессы, происходящие в территориальной структуре размещения производительных сил страны, вызывают растущую озабоченность.
В результате экономических реформ в девяностых годах двадцатого века в России ее промышленный потенциал уменьшился, по разным оценкам, более чем в два раза и вызвал исчезновение или деградацию целого ряда отраслей экономики. При этом экономика малых и средних городов пострадала в значительно большей степени, чем в крупных городах в силу их масштаба и многопрофильности.
Показателем ущербности экономических реформ стало «сжатие пространства» (концентрация) экономической активности, которое происходило одновременно как на всей территории Российской Федерации, так и в масштабе отдельных субъектов федерации.
В результате нанесенного урона реальному сектору экономики с карты России за указанный период исчезли почти двадцать пять тысяч населенных пунктов, прежде всего сел и деревень, а также малых городов. Особенно тяжелые утраты понесли поселки городского типа – с карты России исчезли сотни таких поселений, а в оставшихся резко обострились социально-экономические проблемы.
Происходящая в стране депопуляция обострила проблемы демографического развития, которое тесно связано, прежде всего, с состоянием сельской местности и малых городов как естественно-исторической основы воспроизводства населения страны. Их разрушение сокращает также и возможности роста больших городов.
В процессе обсуждения участники слушаний обратили внимание на ситуацию в сфере трудовых ресурсов, которая характеризуется массовым оттоком трудоспособного населения из сел и небольших городов в более крупные города и мегаполисы вследствие ликвидации в них рабочих мест и более низкого уровня оплаты труда на сохранившихся предприятиях. Остановка промышленных и сельскохозяйственных предприятий в малых городах способствует развитию нарастающей безвозвратной и маятниковой трудовой миграции их жителей.
Периферийным районам страны грозит резкое снижение качества трудовых ресурсов и даже полная их утрата. Среди отъезжающих из малых и средних городов возрастает доля лиц молодого возраста. На фоне общего снижения рождаемости, роста смертности жителей небольших городов и поселков эти процессы формируют в них нарушенную половозрастную структуру населения с повышенной долей женщин и лиц пожилого возраста.
Вслед за разрушением экономической базы российской провинции развернулись процессы свёртывания практически всех видов территориальной инфраструктуры, обеспечивающей развитие небольших городских и сельских населённых мест. В сельских районах закрываются не только школы, больницы, но и детские сады, фельдшерско-акушерские пункты, учреждения культуры. Внедрение принципа подушевого финансирования учреждений социальной сферы поставило эти учреждения на грань выживания не только в сельской местности, но и в малых городах и ведет к их постепенной ликвидации.
Транспортная инфраструктура, связывающая сельскую местность и малые города с областными центрами, не получает должного развития. Действовавшая в советский период система внутрирайонных, внутриобластных и межобластных пассажирских перевозок автомобильного, речного, авиационного и железнодорожного транспорта за годы реформ в процессе приватизации транспортных предприятий была во многом разрушена.
Участники мероприятия отметили, что существующее налоговое и бюджетное законодательство не создает стимулов для социально-экономического развития небольших муниципальных образований и расширения их собственной налоговой базы. Постоянный рост тарифов на энергоресурсы, связь и транспортные перевозки вырывает небольшие города и возглавляемые ими сельские районы из единой социально-экономической инфраструктуры страны. Банки не заинтересованы в кредитовании малых и средних предприятий, которые являются основными субъектами экономики в малых городах.
Участники общественных слушаний указали на разрушительный характер протекающей в стране концентрации людских, финансовых и материальных ресурсов в ряде крупных городов страны. Критике подверглись предложения по ликвидации «неперспективных», «неэффективных» малых городов. Подобные идеи наносят существенный ущерб экономической и социальной стабильности в стране и несут в себе потенциальную угрозу ее безопасности.
В процессе общественных слушаний участники подчеркнули также, что экономическая и тем более социально-экономическая эффективность функционирования каждого отдельного населенного пункта может оцениваться только по всей совокупности составляющих факторов и только в рамках целостной отраслевой и территориальной экономической стратегии. Вместе с тем представляется нецелесообразным сохранение малых населенных пунктов в районах Арктики, Заполярья и Крайнего Севера в тех случаях, когда эти города имели главную составляющую – сырьевую базу, которая в ряде случаев полностью себя исчерпала и не может быть заменена другими источниками развития производительных сил.
Представленные на мероприятии Институтом экономики Российской Академии наук и Союзом малых городов Российской Федерации «Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Сбалансированное развитие населенных мест в территориальной стратегии экономического развития России» (Территориальная концентрация производительных сил и опустошение российской провинции – нужен ли этот путь России?)» получили высокую оценку участников общественных слушаний (Приложение).
В этой связи Общественная палата Российской Федерации считает необходимым рекомендовать:
Правительству Российской Федерации:
Рассмотреть возможность:
- Разработки проекта поправок в Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», предусматривающих меры по стимулированию формирования крупными предприятиями филиальной сети производств в малых и средних городах, а также по развитию в них кооперационных связей с субъектами малого и среднего предпринимательства.
- Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 г. № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации», предусматривающих включение в число приоритетов пространственного развития Российской Федерации:
– сохранение и увеличение числа малых городов России;
– сохранение и увеличение доли проживающего в малых городах и иных малых поселениях населения страны, в том числе трудоспособного фактически занятого населения;
– сохранение и увеличение доли малых городов России в хозяйственном обороте предприятий и организаций;
– сохранение и увеличение числа субъектов малого предпринимательства, действующих в малых городах России;
– увеличение бюджетной обеспеченности населения, проживающего в малых городах России;
– сокращение разрыва в доходах населения малых городов по сравнению с городами — центрами субъектов федерации и со средним показателем по данному субъекту федерации.
- При формировании программы импортозамещения введения раздела «обеспечение загрузки производственных мощностей и трудовых ресурсов» в малых городах, сельских населенных пунктах, обратив особое внимание на формирование в них инфраструктуры хранения и переработки сельхозпродукции.
- Дополнения проекта распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» нормами, акцентирующими внимание на развитии и поддержке в малых, средних городах и сельских поселениях малого и среднего предпринимательства, играющего в этих категориях населенных мест основную роль в восстановлении различных форм хозяйственной активности, в создании новых рабочих мест, а также в обеспечении источников пополнения местных бюджетов и пр.
- Планомерного переселение жителей малых населённых мест, утративших все возможности сохранения имевшейся ранее или создания новой градообразующей базы, из районов Крайнего Севера в небольшие города и сельскохозяйственные районы других субъектов федерации.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
Рассмотреть возможность доработки проекта федерального закона №18259-3 «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» (первоначально внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации еще в 2000 г.), предусмотрев в нем рыночные меры ограничения дальнейшей концентрации ресурсов, в том числе роста численности жителей в столичных городах и городах — региональных центрах, и закрепив проблематику развития малых городских и сельских поселений как обязательных компонентов документов пространственного развития, а также обеспечив согласование мер поддержки малых городов с другими направлениями экономической политики государства — инвестиционной, промышленной, инновационной политикой, политикой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Федеральной службе государственной статистики:
Рассмотреть возможность разработки и внедрения на регулярной (ежегодной) основе системы мониторинга межмуниципальных различий в Российской Федерации по основным индикаторам социально-экономического развития в виде ограниченного перечня важнейших социально-экономических индикаторов (6-8 показателей), построенных на базе существующей статистической отчетности, разрабатываемой по муниципальным образованиям.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru