Рекомендации парламентских слушаний на тему: «Система тарифного и нормативного регулирования жилищно-коммунального хозяйства»
Обсудив с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, руководителей и представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», производственных и научных организаций, отраслевых ассоциаций жилищно-коммунального комплекса вопросы регулирования цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги и нормативов потребления коммунальных ресурсов, задачи совершенствования законодательства в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства, участники парламентских слушаний отмечают:
1. Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации остаются важнейшими задачами социально-экономического развития страны.
Целью реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства должно быть повышение качества жилищно-коммунальных услуг, энерго- и ресурсосбережение, обеспечение социальных гарантий малообеспеченным гражданам, развитие коммунальных систем для обеспечения жилищного строительства. Эти цели могут быть достигнуты только при переходе к экономически обоснованным ценам и тарифам на коммунальные услуги при их соответствии платежеспособности населения.
При этом экономически обоснованные цены и тарифы могут быть установлены только при условии прозрачности и подконтрольности системы производства и потребления коммунальных услуг, что не может быть обеспечено без повсеместного внедрения приборов учета.
2. Вопрос регулирования тарифов и нормативов потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве имеют исключительно важное социально-экономическое значение.
После 1999 года рост цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения значительно превышал рост потребительских цен. Оплата жилищно-коммунальных услуг занимает все большую часть в расходах граждан. За десять лет с 1999 по 2008 год тарифы на ЖКУ выросли в 9,6 раз, при общем росте потребительских цен в 3,6 раза, и росте номинальных доходов населения в 5,7 раз. В результате этого и с учетом имевшего место в последнее десятилетие укрепления рубля цены, тарифы на коммунальные ресурсы в Российской Федерации приближаются к уровню отдельных развитых европейских стран, США и Канады.
При этом если до недавнего времени ускоренный рост расходов граждан на оплату данных услуг объяснялся реализацией мер по сокращению перекрестного субсидирования и сокращению размера дотаций организациям коммунального комплекса за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то на сегодняшний день такие причины неактуальны.
В числе дополнительных причин такого опережающего роста тарифов на ЖКУ можно отметить следующие:
— накопленное в 1992-1998 гг. отставание роста тарифов на ЖКУ от темпов инфляции, что было тогда одной из мер смягчения последствий от снижения доходов граждан;
— имеющий место в последнее десятилетие опережающий инфляцию рост цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, вклад которых в ценообразование в сфере ЖКХ весьма велик.
Однако основой опережающего роста тарифов, по мнению участников слушаний, является отсутствие заинтересованности ресурсоснабжающих организаций в повышении эффективности деятельности, энерго- и ресурсосбережении. Это связано с затратным ценообразованием, основанном на традиционном понимании тарифа как суммы установленных нормативных затрат по соответствующей структуре и нормативной рентабельности, что является основанием для включения в тариф неэффективных затрат.
3. Начало 2010 года показало, что уровень тарифов на ЖКУ для населения не может расти прежними темпами.
В 1400 муниципальных образований тарифы выросли более чем на 25%, притом, что в целом по стране рост тарифов составил 13,5 %. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц достигла в 2010 году 1,4 тыс. руб. Платежи за ЖКУ в ряде мест стали настолько велики, что не могли быть обеспечены значительным количеством граждан, и вызвали социальную напряженность, особенно в отношении абсолютно непрозрачной системы установления нормативов потребления тепла, горячей и холодной воды, а также тарифов на обслуживание общего имущества многоквартирных домов и вывоз мусора.
Собираемость платежей за предоставленные услуги в 2009 год снизилась и составила в среднем по стране 92,9%, что меньше, чем в 2008 и 2007 гг. (95,4 и 94,0 % соответственно). Задолженность населения по оплате ЖКУ превысила 190 млрд. руб
Модель линейного роста тарифов становится неприемлемой для прогнозирования развития ЖКХ. Задачей регулятора в лице государственных органов управления становится торможение роста тарифов на ЖКУ до уровня инфляции.
Следует обратить внимание на то, что устойчивый опережающий рост тарифов в течение десятилетия не влечет за собой столь же устойчивого улучшения финансового состояния организаций ЖКХ. Сальдированный финансовый результат в целом по стране один и тот же — «убытки», которые хотя и значительно снизились, но в 2009 году составили до 40 млрд. руб. Убыточными в 2009 году являлись 39% коммунальных предприятий. При общем объеме оказанных услуг за 2009 год в денежном выражении 2418 млрд. руб, кредиторская задолженность ЖКХ составила 394,8 млрд. руб, а дебиторская 360,3 млрд. руб. в том числе задолженность населения по оплате ЖКУ 190,6 млрд. руб. В то же время практически не наблюдается повышения качества жилищно-коммунальных услуг, что вызывает справедливые нарекания граждан. По данным ВЦИОМ, более 80 % жителей городов в той или иной степени недовольны качеством ЖКУ.
При этом есть все основания утверждать, что достигнутый к 2010 году уровень тарифов позволяет отрасли работать безубыточно. Во многих регионах, организации ЖКХ в целом работают с прибылью.
Представляется, что дальнейший пересмотр тарифов на ЖКУ выше индекса роста потребительских цен может быть оправдан только там, где одновременно решаются задачи сокращения перекрестного субсидирования и отказа от прямых дотаций организациям ЖКХ. И при условии, что будут предприняты реальные шаги по повышению эффективности коммунального хозяйства.
4. В целях усиления контроля за тарифами на жилищно-коммунальные услуги Государственной Думой принят Федеральный закон от 27 июля 2010 года №237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым полномочия по установлению всех нормативов и тарифов на коммунальные услуги переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, повышена роль Правительства Российской Федерации в методическом обосновании нормативов и тарифов и контроле за их установлением.
Также установлены требования к раскрытию информации ресурсоснабжающими организациями по обоснованию расчета тарифов и нормативов. Публичные отчеты организаций коммунального хозяйства должны содержать сведения о ценах и тарифах на регулируемые товары и услуги.
Вместе с тем, для получения исчерпывающей информации об обоснованности установленных цен и тарифов необходимо дополнительно включать в отчет данные об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг, чтобы потребитель мог обоснованно контролировать качество потребляемых услуг. Также важно обеспечить публичность в отношении инвестиционных программ предприятий коммунального хозяйства, отчетов об их реализации и эффективности, о наличии технической возможности доступа, условиях поставки регулируемых товаров и услуг, порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к коммунальным системам.
Необходимо отметить, что в целях сдерживания роста тарифов на услуги организаций ЖКХ Правительством Российской Федерации в 2011 году ограничивается рост регулируемых тарифов естественных монополий. Повышение тарифов на услуги грузового железнодорожного транспорта не превысит 8% (в 2010 году — 9,4 процента). По отношению к 2010 году регулируемая цена на газ для населения увеличится на 17,1% против роста на 26,6% в 2010 году. Тарифы для населения на электроэнергию вырастут на 10%, на тепловую энергию до 12-14%. В целом это позволит в 2011 году удержать рост тарифов на ЖКУ для населения в пределах 13%, то есть, не выше их роста в 2010 году (13,5%).
В то же время, несмотря на то, что перечисленные меры принесут необходимый эффект в краткосрочной перспективе, они не могут обеспечить формирование условий для удержания роста цен в среднесрочной перспективе. Эти решения имеют административный, нерыночный характер. В условиях фактического отсутствия реальной «счетности» при предоставлении услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения преимущественно по нормативам потребления, остановить рост платы граждан за ЖКУ не представляется возможным.
5. Более чем десятилетняя практика показала недостаточную эффективность принимаемых мер по оснащению жилищного фонда приборами учета потребляемых ресурсов. Сегодня лишь 15% жилья оснащены общедомовыми приборами (за исключением учета электроэнергии). Это важнейшая задача, от решения которой зависит не только сохранение ресурсов страны, но и уровень благосостояния граждан, обоснованность доходов поставщиков энергоресурсов, расходы бюджетов, темпы инфляции.
Совершенствование правил тарифного регулирования фактически теряет эффективность в условиях определения объемов потребленных ресурсов по нормативам потребления.
С учетом этого представляется необходимым установить правила «понуждения» к обязательному установлению общедомовых приборов учета и стимулированию использования индивидуальных приборов учета. Для этого потребуется также решить задачу источников финансирования мероприятий по оснащению жилищного фонда данными приборами и задачу производства отечественной промышленностью необходимого количества приборов.
Федеральным законом от 27 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность собственников жилых помещений в многоквартирных домах, собственников жилых домов до конца 2011 года обеспечить установку приборов учета (индивидуальных и коллективных) коммунальных ресурсов. Указанным Федеральным законом установлено, что установку приборов учета осуществляют по договору с потребителем ресурсоснабжающие организации.
По мнению участников слушаний, необходимо расширить задачи Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по обязательному оснащению многоквартирных домов приборами учета в процессе капитального ремонта.
Непосредственная государственная поддержка учетной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства должна быть дополнением к создаваемым рыночным механизмам решения этой задачи.
6. Источники возврата инвестиций в развитие и модернизацию систем ЖКХ надо искать не в росте тарифов, а в ресурсо- и энергосбережении. Расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25 — 30 процентов, а иногда и до 50 процентов выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20 процентов, по электроэнергии — 15 процентов, по теплу — до 40 процентов. Потенциал энергосбережения в России только в ЖКХ составляет 100 млн. тонн условного топлива в год. В денежном эквиваленте это около 50 миллиардов долларов или почти пятая часть доходов федерального бюджета. Высвободившиеся ресурсы можно будет направить на модернизацию экономики.
Важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений. Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой — сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.
7. В европейских странах товарищества собственников жилья являются одной из приоритетных форм управления многоквартирными домами. В то же время, как показала практика, в нашей стране этот способ управления сегодня остается мало востребованным, что объяснимо, в том числе по причине недостаточных возможностей ТСЖ обеспечить профессиональное управление домом.
Исходя из этого, представляется целесообразным уточнить концептуальное направление реформирования жилищно-коммунального хозяйства в части ориентирования преимущественно на профессиональное управление. При этом основное внимание при дальнейшей разработке законодательства в сфере управления жилой недвижимостью необходимо сосредоточить на установлении требований к профессионализму, финансовой состоятельности и ответственности управляющих организаций.
В Государственную Думу в 2010 году внесен проект закона, устанавливающий требования к управляющим организациям и стандарты их деятельности. Министерству регионального развития Российской Федерации целесообразно утвердить примерный договор управления многоквартирным домом, который может быть усовершенствован собственниками помещений, товариществами собственников жилья и органами местного самоуправления с учетом заказываемого объема услуг и работ.
Следует так же законодательно ограничить применение такого способа управления многоквартирными домами, как «непосредственное управление», обрекающее каждого жителя на заведомо проигрышную повседневную борьбу с монополиями. При этом использование института саморегулируемых организаций, объединяющих управляющие компании в сфере жилой недвижимости, будет служить естественным ограничением допуска к данной отрасли недобросовестных и непрофессиональных компаний.
8. По мнению участников парламентских слушаний, важность и комплексный характер проблемы сохранения жилого фонда, проведения своевременного и качественного аудита домов на предмет потребности в капитальном ремонте, определения аварийности домов, формирования механизма поддержания жилого фонда в нормативном состоянии обусловливает необходимость разработки и реализации специальной федеральной целевой программы.
Финансирование ранее не выполненных обязательств государства не должно целиком перекладываться на население. С другой стороны потребность в финансовых средствах на приведение жилого фонда в нормативное состояние столь велика (более 8 трлн. руб на начало 2010 года), что без совместных усилий населения и органов публичной власти эта задача решена быть не может. Международный опыт и практика деятельности Фонда содействия реформирования ЖКХ показывают реальность решения задачи санации значительных объемов жилищного фонда при активном участии государства в организации и софинансировании этих работ. Такой подход позволит преодолеть сохраняющийся рост объемов ветхого и аварийного жилья.
9. Развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, являющиеся условием оптимизации цен и тарифов на коммунальные услуги, сдерживается дефицитом финансовых ресурсов в местных бюджетах.
В то же время Федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» практически весь комплекс вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесен к компетенции органов местного самоуправления. Также указанный закон дополнен положением, согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Исходя из этого, возникают дополнительные обязательства местных бюджетов без адекватного увеличения доходов.
При этом основная часть доходов подавляющего большинства сельских и городских поселений, муниципальных районов формируется за счет безвозмездных перечислений из бюджетов вышестоящих уровней. Полномочия органов местного самоуправления фактически осуществляются в пределах ежегодно перечисляемой финансовой помощи.
Органы местного самоуправления муниципальных районов зачастую не могут оказать помощь поселениям в решении вопросов организации качественного теплоснабжения, водоснабжения, содержания жилищного хозяйства. Отсутствие средств на реализацию этих полномочий приведет к тому, что они не смогут быть реализованы в необходимой степени на уровне поселений.
Таким образом, оздоровление и развитие отрасли ЖКХ не может быть осуществлено в отрыве от реформы местного самоуправления, повышения их финансовой самостоятельности.
10. Реализация положений важнейших для отрасли ЖКХ федеральных законов № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 190-ФЗ «О теплоснабжении» сдерживается отсутствием предусмотренных этими законами нормативных актов. К числу ключевых нормативных актов следует отнести:
— Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
— Требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
— Об основах ценообразования в сфере теплоснабжения, правилах регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
— О порядке установления долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
— О правилах контроля за обоснованностью установления и изменения тарифов в сфере теплоснабжения.
— О правилах подключения теплопринимающих устройств потребителей тепловой энергии к системам теплоснабжения.
Необходимо также издание методических указаний:
— Методические указания по расчету тарифов в сфере теплоснабжения.
— Методические указания по расчету тарифов на горячую воду.
11. По мнению участников парламентских слушаний задачи, ограничения роста плата граждан за жилье и коммунальные услуги требуют совершенствования жилищного законодательства. Представляется, что жилищный и коммунальный сектора общего комплекса услуг ЖКХ должны быть четко определены и при их реформировании должны внедряться механизмы, оптимальные для каждого сектора.
Существующие в действующем законодательстве определения коммунальных систем находятся в отрыве от реальной ситуации в организациях коммунального комплекса, так как в большинстве случаев у организации на практике присутствуют только отдельные части полного технологического процесса оказания коммунальной услуги, предусмотренные определениями, что не позволяет относить данные системы в полном объеме к коммунальным. Необходима детализация терминов и определений технологических процессов по видам коммунальных услуг.
Начинать такую детализацию и разграничение следует с четкого определения в Жилищном кодексе понятий «жилищные услуги» и «коммунальные услуги». В Жилищном кодексе отсутствует понятие «жилищные услуги» и соответственно понятие тарифов и платы за такие услуги. Отсутствие в законодательстве понятия «жилищные услуги» порождает ряд проблем, в частности проблему платы за вывоз твердых и жидких бытовых отходов, или платы за пользование лифтом. Плата за эти услуги входит в состав платы за жилое помещение и рассчитывается для граждан пропорционально площади занимаемой ими жилой площади, поскольку эти услуги, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, относятся к содержанию общего имущества дома.
Необходимость разграничения и уточнения видов и перечней жилищных и коммунальных услуг становится весьма актуальной в связи с тем, что Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из-под регулирования тарифов выведена плата граждан за жилое помещение. Следует учитывать, что в перечень видов услуг, плата за которые в настоящее время входит в состав платы за содержание жилья, входят такие виды услуг, которые в настоящее время по ряду причин не везде могут являться конкурентными видами деятельности. К ним относятся обслуживание внутридомового газового оборудования и вывоз мусора.
12. Цены на работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в настоящее время не подлежат государственному регулированию, поэтому их стоимость определяется сторонами (специализированной организацией и абонентом) самостоятельно исходя из перечня выполняемых работ.
При этом в органы государственной власти и местного самоуправления поступают многочисленные обращения граждан по вопросам завышения стоимости и порядка оплаты (100 % предоплата) услуг организаций, занимающих доминирующее положение на рынке предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
В целях улучшения условий приобретения гражданами услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство в части регулирования цен на работы и услуги специализированных организаций.
В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, услуги по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования могут оказывать только специализированные организации, под которыми понимаются газораспределительные организации, допущенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющие аварийно-диспетчерскую службу либо заключившие договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
Однако до настоящего времени порядок допуска газораспределительных организаций к осуществлению данного вида деятельности не определен.
13. Многие граждане ставят вопрос о расчете платы за пользование лифтом пропорционально числу пользователей лифтом, т.е. числу проживающих, а граждане, проживающие на первых этажах, ставят вопрос о возможности освобождения их от платы за пользование лифтом.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса РФ собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорционально доле площади своих помещений в общей площади жилых помещений дома. В состав общего имуществу многоквартирного дома в соответствии с ч. 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ имущества входят также лифты и лифтовые шахты.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя и расходы на содержание общего имущества, в том числе и лифтов. Поэтому взимание платы за лифт с собственника или нанимателя пропорционально площади квартиры не противоречит действующему законодательству. В то же время взимание платы с жителей первого этажа или вне зависимости от числа проживающих в данном жилом помещении, входит в противоречие с Федеральным законом «О защите прав потребителей», по которому одним из критериев оплаты за услугу применяется факт пользования этой услугой.
Одним из вариантов решения указанной проблемы, может явиться вариант двухставочного расчета платы за лифт, когда плата рассчитывается как сумма ставки за пользование лифтом (пропорционально числу проживающих в жилом помещении) и ставки за техническое обслуживание лифта (исходя из занимаемой площади). В соответствии с этим жители первого этажа могли бы освобождаться от платы за пользование лифтом, поскольку данной услугой не пользуются, при этом с них будет взиматься только плата за техническое обслуживание лифтового оборудования.
Это позволило бы снизить бремя оплаты за лифт с семей с малым числом проживающих, а также с жителей первых этажей. Одновременно это не противоречило бы вышеуказанным положениям Жилищного кодекса.
14. Значительным препятствием для повышения прозрачности в формировании платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги является отсутствие установленной формы платежного бланка (квитанции). Зачастую их структура сложная, трудночитаемая. В одних случаях, например, указывается плата за горячее водоснабжение, включающая в себя плату за водоснабжение и подогрев воды. В других случаях указывается только подогрев воды, а объем подогреваемой воды учитывается вместе с холодной водой в графе «холодное водоснабжение». Иногда водоснабжение учитывается в одной графе с водоотведением. Плата за содержание жилья часто не раскрывается по своим ключевым компонентам (вывоз мусора, обслуживание лифтов и т.п.). Платежи за коммунальные услуги часто выставляют на разных бланках (ресурсоснабжающие организации, информационно-расчетные центры), платежи за жилищные услуги — на бланках управляющих компаний.
С учетом вышеизложенного, в целях законодательного обеспечения перевода жилищно-коммунального хозяйства на работу в рыночных условиях, сдерживания роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, улучшения состояния жилищного фонда, энерго- и ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере, принимая во внимание поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева по итогам выездного заседания Президиума Госсовета по проблеме развития жилищно-коммунального хозяйства (г. Сыктывкар 23 ноября 2010 года), участники парламентских слушаний рекомендуют :
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. В приоритетном порядке рассматривать законопроекты, направленные на развитие жилищно-коммунального комплекса и реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
1.2. Рассмотреть и принять проекты федеральных законов:
№ 435903-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования отношений по управлению многоквартирными домами) доработав ко второму чтению указанный законопроект в целях обеспечения его эффективного правоприменения в заявленных целях, уточнив в частности:
— порядок передачи домов в управление в связи с выбором (изменением) способа управления либо организации, управляющей домом;
— порядок создания единой системы расчетов граждан за жилье и коммунальные услуги с целью формирования единых муниципальных баз информационных ресурсов;
— понятия и предусмотрев раздельные платежи за «жилищные услуги» и «коммунальные услуги»;
— комплекс услуг, которые должны оказываться гражданам в рамках деятельности по управлению многоквартирным домом;
— минимальные требования к организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами.
№ 435702-5 «О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установки приборов учета), предусмотрев ко второму чтению возможность предоставления бюджетных субсидий для установки индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов малообеспеченным гражданам и сохранение установленных сроков установки общедомовых приборов учета.
№ 457476-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения условий деятельности Фонда и предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда).
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Издать в 2010 году нормативные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Предусмотреть возможность частичной компенсации затрат граждан на установку приборов учета.
2.2. Доработать и утвердить федеральную целевую программу «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» с учетом замечаний и предложений, высказанных в ходе парламентских слушаний. В программе предусмотреть:
создание системы требований к реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство и обеспечение современного технического состояния и эффективности использования коммунальных ресурсов;
разработку системы финансирования реконструкции и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, включающую, в том числе, возможность возмещения собственникам помещений многоквартирных домов расходов по уплате процентов по кредитам;
формирование системы тарифного регулирования, стимулирующей инвестиции в коммунальную инфраструктуру, в том числе предусматривающее формирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов, использование двухставочных тарифов (включающих постоянную составляющую на содержание коммунальной инфраструктуры), одновременно ограничивающей неэффективные затраты.
создание регуляторного инструментария для тарификации в сферах оказания услуг водоснабжения, водоотведения и удаления (захоронения) твердых бытовых отходов. В этих целях издать методики расчета тарифов, определения нормативных потерь в системах водоснабжения.
2.3. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о водоснабжении и водоотведении.
2.4. Устанавливать индекс ежегодного роста оптовых цен на природный газ в объеме потребления организаций коммунального комплекса, предназначенном для оказания коммунальных услуг, в пределах прогнозируемого индекса инфляции.
2.5. Внести изменения в раздел III Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491, допускающие возможность установления двухставочного расчета платы за лифт, когда плата рассчитывается как сумма ставки за пользование лифтом (пропорционально числу проживающих в жилом помещении) и ставки за техническое обслуживание лифта (исходя из занимаемой площади). Внести в нормативные правовые акты, документы в области стандартизации, определяющие требования к строительству, ремонту и эксплуатации коммунальных систем, изменения и дополнения, направленные на повышение безопасности и энергосбережение при эксплуатации таких систем, на основе внедрения инновационных технологий.
2.6. Для повышения заинтересованности граждан в установке приборов учета внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», исключив квартиры, оборудованные приборами учета, из распределения (разверстывания) разницы (невязки) между общим объемом потребленной в многоквартирном доме воды, определенном по показаниями общедомового прибора учета, и суммой объема потребления воды, определенного по показаниям квартирных приборов учета и объема, определенного по нормативам потребления для квартир, не оборудованных приборами учета. Расход воды на общедомовые нужды относить на квартиры, оборудованные приборами учета, по специальным нормативам либо учитывать в плате за содержание общего имущества многоквартирного дома.
2.7. В целях формирования рынка профессиональных организаций и обеспечения безопасности предоставляемых услуг в сфере газоснабжения установить порядок допуска организаций к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Ввести регулирование цен на такие услуги. Рассмотреть возможность включение стоимости таких услуг в цену на поставляемый гражданам природный и сжиженный газ.
2.8. Утвердить типовые формы договоров управления многоквартирными домами, поставки коммунальных ресурсов.
2.9. Утвердить обязательный (минимальный) перечень услуг (работ) по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов с определением натуральных объемов каждой услуги (работы).
2.10. Утвердить типовые формы платежных бланков (квитанций) для оплаты гражданами содержания жилья и коммунальных услуг и требования к их заполнению. Начать переход на систему электронного бланка, позволяющего автоматически расщеплять платежи граждан в адрес ресурсоснабжающих и обслуживающих организаций.
2.11. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения из налоговой базы товариществ собственников жилья для целей исчисления налога на прибыль отчислений собственников жилья на создание резерва на проведение всех видов ремонта, а так же освобождения указанных средств от налога на добавленную стоимость.
Рассмотреть возможность применения аналогичных мер налогового стимулирования в отношении управляющих компаний, в части доходов, поступивших в виде платежей собственников жилых помещений в многоквартирных домах.
2.12. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ в части передачи органам местного самоуправления муниципальных районов полномочий по обеспечению теплоснабжения и электроснабжения на территории муниципальных образований.
2.13. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в котором предусмотреть:
уточнение положений и задачи разработки нормативной базы по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала в водоснабжении с учетом опыта применения такого нормативного регулирования в электроэнергетике;
исключение из полномочий органов право местного самоуправления устанавливать инвестиционные надбавки к ценам и тарифам для потребителей, учитывая, что органы регулирования субъектов Российской Федерации устанавливают цены и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ;
исключение из полномочий органов регулирования субъектов Российской Федерации право устанавливать предельные тарифы в среднем по муниципальным образованием, учитывая, что органы регулирования субъектов Российской Федерации устанавливают цены и тарифы на товары и услуги для всех организаций коммунального комплекса.
2.14. Разработать и утвердить единую форму технической документации на многоквартирные дома и их инженерные системы и иные связанные с управлением такими домами документы.
2.15. В целях реализации п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» поручить Минрегиону России ускорить разработку и издание методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. В указанных методических указаниях отразить в том числе, методологию расчета тарифов на передачу воды, на техническую (поливную) воду, на воду, используемую в технологических процессах (микрофильтрованную, фильтрованную и т.п.).
2.16. Внести изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, направленные на ограничение увеличения посредством сдачи отдельных участков сетей в аренду или субаренду числа сетевых организаций без повышения конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии, что позволит уменьшить влияние на рост тарифа по передаче электроэнергии расходов на содержание сетей, включающих арендную плату.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления
3.1. Разработать и утвердить в 2011 году региональные и муниципальные комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры, включая подпрограммы по энергосбережению.
3.2. При пересмотре нормативов потребления воды, тепловой энергии, услуг водоотведения корректировать их в сторону уменьшения на основании данных о сокращении общих объемов потребления коммунальных ресурсов за счет сокращения потребления потребителями, имеющими приборы учета.
3.3. Активизировать работу по созданию муниципальных баз данных, содержащих в т.ч. информацию об объемах коммунальных ресурсов, поставляемых организациями коммунального комплекса потребителям, собираемости платежей.
3.4. Активизировать работу с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по организации товариществ собственников жилья.
3.5. Принять меры для установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, и обеспечения проведения государственного кадастра таких земельных участков.
3.6. Содействовать расширению предложения на рынке управляющих компаний, путем обеспечения равных условий доступа к управлению многоквартирными домами вне зависимости от организационно- правовой формы хозяйствующих субъектов, широкого информирования населения об управляющих компаниях, имеющих намерение осуществлять данный вид деятельности.
Председатель Комитета
М.Л.Шаккум
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 03.07.2024
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru