Всероссийская постоянно действующая научно-практическая конференция «Российское местное самоуправление» (Первая сессия)
Постоянно действующая Всероссийская научно-практическая конференция «Российское местное самоуправление» учреждена по инициативе Союза малых городов России (президент Союза Е.М. Марков) и Центрального экономико-математического института РАН (директор института В.Л. Макаров).
ПЕРВАЯ СЕССИЯ
«О СТАТУСЕ И ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ-РАЙЦЕНТРОВ И РАЙОНОВ»
г. Москва, Российская Академия государственной службы при Президенте России, 31 октября 2008 г.
На первой сессии были рассмотрены следующие вопросы:
1. Проблемы взаимоотношений органов самоуправления малых городов — районных центров и районов в процессе реализации 131 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в т.ч.:
- распределения полномочий, ответственности и финансовых ресурсов на местном уровне между городом-райцентром и районом в системе управления региональным развитием;
- формирования и разграничения собственности как между уровнями власти, так и внутри системы органов местного самоуправления;
- владения и управления земельными ресурсами;
- управления имуществом муниципальных образований.
2. Значение и влияние региональных особенностей субъектов РФ на организацию самоуправления в местных условиях.
3. Вопросы совершенствования взаимодействия органов самоуправления с органами власти и управления субъектов Федерации.
4. Проблемы законодательного регулирования статуса и взаимодействия органов власти и управления районных центров и районов.
5. Применение принципа субсидиарности во взаимоотношениях между различными уровнями управления в структуре субъекта Федерации.
6. Роль и значение малых городов и поселков — районных центров в развитии регионов страны, необходимость повышения роли и влияния, расширения возможностей субъектов Федерации и органов самоуправления в процессе подготовки и принятия государственных решений по всем вопросам, затрагивающим интересы небольших городских населенных мест.
ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Интернет-журнал, http://www.samoupravlenie.ru/
«О статусе и принципах взаимодействия органов управления малых городов-райцентров и районов» (конференция «Российское местное самоуправление»)
Орлеанская Э.К. — специальный корреспондент интернет-журнала
31 октября 2008 года в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялось открытие постоянно действующей всероссийской научно-практической конференции «Российское местное самоуправление».
В рамках открытия была проведена первая сессия «О статусе и принципах взаимодействия органов управления малых городов-райцентров и районов». В работе конференции приняли участие: директор Центрального экономико-математического института РАН Макаров В.Л., президент Союза малых городов РФ Марков Е.М., директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Шевяков А.Ю., представитель Института экономики РАН, Центра экономики федеративных отношений Валентей С.Д., проректор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Плакся В.И., научный работник этой же академии Чичканов В.П., представитель Института научной информации по общественным наукам РАН Герасимов В.И., представитель Института социологии РАН Халий И.А. Помимо непосредственных участников в обсуждении приняли участие председатель Комиссии по региональной политике Общественной палаты РФ Глазычев В.Л., члены Совета Федерации Сударенков В.В. и Савин В.И., член-корреспондент Россельхозакадемии, член Совета по аграрной политике при Председателе Совета Федерации РФ Коробейников М.А., а так же главы городов, районов, городских поселений, главы администраций, председатели Советов депутатов, представители министерств и. т.д.
На первую сессию были вынесены следующие вопросы:
1. Проблемы взаимоотношений органов самоуправления малых городов – районных центров и районов в процессе реализации Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ходе обсуждения этой проблемы особое внимание было уделено вопросам распределения полномочий, ответственности и финансовых ресурсов на местном уровне между городом-райцентром и районом в системе управления региональным развитием. Большинство представителей органов местного самоуправления в районах и городах-поселениях уверены, что серьезным препятствием для реализации закона № 131 является зависимость муниципалитетов от местных бюджетов. Причиной этого стало расширение перечня обязанностей муниципалитетов без их достаточного финансового подкрепления.
Не менее важным является процесс формирования и разграничения собственности, как между уровнями власти, так и внутри системы органов местного самоуправления, процесс владения и управления земельными ресурсами, а так же управления имуществом муниципальных образований. Представители органов местного самоуправления указали на то, что практически вся собственность на местах уже продана частным лицам при активном участии руководства субъектов. Оставшаяся часть собственности либо не может быть использована в общественных целях, либо стоимость ее содержания (ремонт, оплата электроэнергии, заработная плата обслуживающего персонала) является чрезмерной для местных бюджетов. Что касается земельных ресурсов, то схожая ситуация с массовой продажей земли частным компаниям привела к тому, что целые города и районы уже не имеют площадей для естественного расширения своих территорий, а значит, лишены возможности развития. Эти трудности мешают выполнять стратегию, обозначенную Президентом РФ направленную на увеличение рождаемости и продолжительности жизни, повышение уровня жизни и т.д.
2. Значение и влияние региональных особенностей субъектов РФ на организацию самоуправления в местных условиях.
Практически все участники конференции пришли к выводу, что серьезной проблемой местного самоуправления является отсутствие дифференциации между населенными пунктами. Россия рассматривается как однородное ровное поле без учета местных особенностей, что делает малоэффективной любую, даже самую идеальную программу. Различный менталитет, уровень жизни и культуры, плотность населения, состояние рынка труда, предполагают самостоятельные подходы к разработке структуры местного самоуправления. Не смотря на общемировое признание западной модели муниципальной власти, она не может быть применена на территории России без изменений с учетом самобытности нашей страны. Активно изучался феномен «китайского чуда» в том числе в области местного самоуправления. Причиной такого прогресса участники посчитали постепенное, а не тотальное внедрение принципов местной власти в качестве одного из главных уровней власти страны. В России же уровень деятельности местного самоуправления не виден, хотя формально ему отводится значимая роль.
3. Вопросы совершенствования взаимодействия органов самоуправления с органами власти и управления субъектов Федерации.
Данный вопрос вызвал весьма жаркую полемику среди представителей различных субъектов. Параллельно с ним были озвучены многочисленные жалобы на неприкрытую коррупцию среди должностных лиц органов власти субъектов. Политика обязательных «откатов» за предоставление и без того предусмотренной законом помощи; так называемое «своячничество» и «кумовство», не позволяющее остановить тотальный процесс распродажи муниципальной собственности, являются лишь верхушкой айсберга с которым сталкиваются органы местного самоуправления пытаясь взаимодействовать с властью субъектов. Вместе с тем, перекладывая все новые полномочия на муниципалитеты, руководство субъектов не наделяет последних обязательными полномочиями. Получается, что в вопросах, которые требуют более-менее серьезных властных решений, муниципалитеты лишены самостоятельности.
4. Проблемы законодательного регулирования статуса и взаимодействия органов власти и управления районных центров и районов.
Были сделаны однозначные выводы о наличии большого количества противоречий и недоработок в этой области законодательства. Вместе с тем, не все участники выразили готовность к обязательному законодательному закреплению широко обсуждаемой возможности объединения небольших районов под эгидой более крупных районных центров. Это объясняется тем, что отдельные города или поселения имеют стабильный и достаточно существенный источник доходов (например, города «Золотого кольца России», получающие доходы благодаря развитому туризму), не желают делиться с другими населенными пунктами, присоединяя их к своей территории, а значит и к бюджету. Не менее спорной явилась и тема определения статуса органов власти и управления районных центров и районов. Отдельные выступающие выразили опасение о том, что четко обозначенные рамки и требования, могут ограничить отдельные поселения в их правах.
5. Применение принципа субсидиарности во взаимоотношениях между различными уровнями управления в структуре субъекта Федерации.
Выступающие указали, что вместе с объективными плюсами, которые содержит выделение субсидий, имеются и минусы, превращающиеся в целые проблемы. Безусловно, без дополнительного финансирования многие регионы просто не смогли бы выжить. Однако, субсидирование лишает некоторые поселения самостоятельности и ставит в серьезную зависимость от финансирования сверху. Получается, что пытаясь самостоятельно распоряжаться собственными средствами, муниципалитет лишается части субсидий, которые являются основой любого местного бюджета.
6. Роль и значение малых городов и поселков – районных центров в развитии регионов страны, необходимость повышения роли и влияния, расширения возможностей субъектов Федерации и органов самоуправления в процессе подготовки и принятия государственных решений по всем вопросам, затрагивающим интересы небольших городских населенных мест.
По этому вопросу предположения участников носили самый пессимистический характер. Указывая на необходимость учета всех региональных особенностей, выступающие отметили неуклонную тенденцию централизации всех функций в руках органов государственной власти. Они признали, что для этого есть объективные причины, такие как коррупция, хищение, нежелание работать, «очковтирательство», которые, однако, лишают регионы права на самоопределение. Серьезным препятствием к повышению роли и влияния, а так же для расширения возможностей является дефицит правовой культуры и отсутствие доверия к представителям не только местной власти, но и власти вообще.
Итогами прошедшей конференции можно считать следующие выводы:
К сожалению, во многих населенных пунктах, местное самоуправление либо полностью отсутствует, либо функционирует формально, не принося видимой пользы. Пока еще не преодолены существенные противоречия между муниципалитетами, органами власти и управления районов и руководством субъектами, которые базируются на нежелании делиться властью, деньгами и имеющимися ресурсами. Таким образом, нет единства в ключевых, основополагающих вопросах. Кроме того, с каждым годом все острее встает вопрос об отсутствии талантливых и профессионально подготовленных кадров для работы не только в органах местного самоуправления, но и для руководства куда более солидными органами государственной власти.
Данная конференция предвосхитила последующее обращение Президента Д.А. Медведева к Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года, который еще раз подчеркнул, что в вопросах местного самоуправления государственная политика «во многом осуществлялась путём «проб и ошибок» – с учётом опыта других государств и сложившихся в мире форм федерализма». Президент напомнил, что « 1 января 2009 года заканчивается переходный период, установленный для введения в действие всех положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Но совершенствование этого законодательства будет продолжаться». Таким образом, несмотря на недоработки и противоречия Федеральный закон будет введен в действие.
ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Предложения по правовому регулированию статуса районных центров и районов
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 03.07.2024
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru