Выступление на парламентских слушаниях Степана Кошкарёва (г. Омск)
Добрый день! Меня зовут Кошкарёв Степан Владимирович.
Возможность выступить здесь для меня большая ответственность, поэтому на своем примере я хочу рассказать о жизни молодого специалиста в Омской области, не приукрашивая и не драматизируя.
С 2015 года работаю в школе. В 2016 году окончил магистратуру Омского государственного педагогического университета с красным дипломом. В первый год моей работы нагрузка была 27 учебных часов плюс 5 часов домашнего обучения. Заработная плата составляла 19 500 рублей. На второй год работы в школе моя нагрузка снизилась до 24 часов, и заработная плата составила 12 500 рублей.
На третий год я не остался. Я покинул сферу образования, поскольку тот уровень дохода и социального статуса меня не удовлетворял. Я молодой человек, который хочет создать семью, думает о том, как обеспечить для нее достойный уровень жизни. Но с теми финансовыми условиями, которые предлагаются в школе, я не могу найти ответа, как это сделать.
Спустя год работы в СМИ, где доход был выше, я все же вернулся в образование.
Вернулся, потому что мне важно содержание моего труда, потому что я чувствую ответственность перед обществом, потому что учителей не хватает, потому что нам нужны образованные люди, которые смогут совершить экономический рывок.
Потому что в процессе педагогической деятельности развиваются и учатся мои ученики, которыми я очень горжусь, а вместе с ними расту и я, поскольку должен быть для них примером.
И от того мне становится больно, когда вижу, что труд педагога недооценен в нашем обществе.
Заработная плата – это индекс ценности труда. Оклад учителя в Омской области 8543 рубля, прожиточный минимум 8480 рублей, средняя зарплата в отрасли 28 000 рублей, средняя зарплата в регионе 34 700 рублей.
Чтобы как то выжить, учителя берут большую нагрузку, а позже с языком на плече бегут с урока на урок, заполняют «тучи» отчетов, а все свободное время, если у них остается, отдают детям.
Переработка вызывает эмоциональное выгорание, проблемы со здоровьем и как следствие снижение качества преподавания. В таком «угаре» педагога теряется ориентир на личность ребенка, но развивается озлобленность на всех участников образовательного процесса. И мы видим это в тех бесконечных конфликтах и трагедиях в школах последнего времени.
А труд учителя оценивается в меньшей степени, чем малоквалифицированный труд продавца в магазине.
Сейчас моя нагрузка 25 учебных часов + 7 часов внеурочной деятельности. Зарплата – 20 500 рублей.
Первое изменение, которое нам необходимо – это повышение заработной платы. Про нее, думаю, что скажут много.
Я лишь отмечу, что в нашем регионе рост доходов учителей был благодаря росту нагрузки. За шесть лет оклады были проиндексированы лишь однажды, на 5%.
Я люблю свою работу, но смотря в свой квиток, часто задумываюсь, а как дальше…
Чтоб чему-то научить и воспитать подрастающее поколение, педагог должен быть морально и духовно богат и развит, самодостаточным, быть примером для подражания и примером возможности достижения успеха для детей. Но в современном мире быть хорошим человеком мало.
В нашей стране сложилась практика, когда уважение к человеку, уважение и престижность профессии строится и на денежном достатке. По мнению части наших граждан, если человек много зарабатывает он — успешен, вот на кого стоит равняться. Если же мало, то он своего рода неудачник.
И уважение, как и у детей, так и у многих родителей, не вызывает профессия педагога, так как она не считается престижной.
Дети сомневаются в том, что учитель может научить чему-то полезному, что пригодится в жизни и поможет им стать успешными. Это приводит к обесцениванию образования и самого знания, которое передает учитель.
Дети задают вопрос: «Зачем много учиться? Вот вы учились и что теперь? Работаете в школе?»
Второе изменение – снижение нагрузки
Сегодня средняя нагрузка на учителя 28 учебных часов в неделю.
Все же, работа учителя — это не только сами уроки, но и подготовка к ним.
Для того чтоб качественно подготовить один урок в соответствии со всеми требованиями федерального государственного образовательного стандарта, требуется в среднем от часа до трех. Можно представить, насколько это трудоемкий процесс.
Я не говорю о дополнительной работе с одаренными учениками, которые выступают на различных олимпиадах и конкурсах, и учащимися, которые имеют проблемы в учебе.
Нельзя не сказать и о работе классных руководителей, которые посвящают себя детям, заполняют огромное количество отчетов, занимаются воспитанием учеников и взаимодействием с их родителями.
Все это приводит к тому, что качество преподавания падает, что учитель привыкает работать по простой схеме и из-за отсутствия времени перестает работать над собой и развиваться.
Третье изменение – отношение к образованию, как к сфере услуг
Меня, как и моих коллег учителей оскорбляет, когда говорят, что мы оказываем услуги.
Мы не оказываем услуги, мы занимаемся формированием личности, воспитанием души человека, формируем мораль и представления о жизни наших детей, мы создаем человеческий потенциал, который в будущем должен занять наше место.
Но это не услуга.
За этим отношением к работе учителя теряется сакральный смысл наставничества и педагогической деятельности.
Четвертое изменение – дебюрократизация образования
На все вышесказанное накладывается большое количество бумажной работы, отчеты, которые во многом дублируются и отвлекают учителя от самого главного – обучения и воспитания детей.
Во время каникул, когда в школе нет учащихся, педагоги грустно шутят: «Вот теперь можно и поработать».
В заключение:
У меня спрашивают, почему я работаю в школе, почему не покидаю Омскую область, которая является одним из лидеров России по оттоку населения. Мой ответ прост: как и множество моих коллег, я не хочу покидать родной Омск, мы хотим, чтоб наш город развивался, мы хотим заниматься общественно значимой деятельностью, которая важна для нашего общества и государства.
Но при этом мы должны понимать и знать, что это надо не только нам, но и нашей стране.
Спасибо за внимание! Я готов ответить на ваши вопросы.
По теме: Вместо рекомендаций парламентских слушаний будет постановление Госдумы
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru