Выступление Владимира Гречухина, заслуженного деятеля культуры
«От полной безвестности к большой известности»
Маленький Мышкин совершил большой прорыв в большой туризм. Но ведь произошел прорыв не только в туризме, а фактически это был прорыв из полной безвестности в немалую известность. И Мышкин стал одним из самых слышимых малых городов России. И эта слышимость все более утверждается – вот недавно прошел большой материал в «Таймсе», а в субботу по российскому каналу пойдет тоже большой материал с любопытным названием – «Мышкин. Париж без Эйфелевой башни». И такой слышимости много. В этом город становится достаточно хрестоматийным.
Для меня главное – это ИЗВЕСТНОСТЬ города. Вот она и есть самое полезное и существенное приобретение имеющее стратегический характер.
Я полагаю, что для нас она сейчас является ЛОКОМОТИВОМ нашего движения вперёд. При ней легче решать вопросы и о дальнейшем продвижении, и о притоке инвестиций. И это Вы понимаете гораздо лучше меня. Я скажу о другом. Что есть и еще одна великая польза, еще одно великое приобретение, которое не так явно видно, как рабочие места или инвестиции. Что я имею в виду?
Я имею в виду то, что выход в большой туризм и обретение большой известности приводят к кардинальному изменению ментальности местного сообщества. У него появляется другая САМООЦЕНКА. Вырастает другая ИНДЕНТИЧНОСТЬ. А в общем –то на наших глазах рождается уже СОВСЕМ ДРУГОЕ ОБЩЕСТВО.
Недавно мы обращались к этой теме на большом региональном семинаре о приметах зарождения гражданского общества. Здесь нам было о чём думать и говорить. На примере Мышкина эти приметы хорошо видны. Перечислим самые основные.
1. В обществе маленького городе происходит преодоление изоляционизма (то есть извечного испуганно-неподвижного сидения в своём углу) и преодоление тотальной обиженности провинциала на весь мир и на свою обездоленность в этом саду жизни).
Оба эти печальных качества районного сообщества всегда рождали его крайнюю неактивность и апатичность. Рождали настрой отрицания самой возможности действий (как Илья Муромец за печкой, да ещё за этой самой печкой сидеть в некой гордой обиженной позе). Я сам был таков…
2. Происходит и преодоление комплекса второсортности (это один из худших провинциальных комплексов). То есть преодоление чувства своей незначительности, неполноценности, ущербности, неуверенности. Как важно избавиться от этого камня на шее!
3. Происходит значительная активизация общества. Оно становится гораздо предприимчивей, способней к поступкам.
4. Общество становится более требовательным к себе.
5. И последнее из главных новых качеств – это ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ местного сообщества в широкий мир России и мир Земли. Это трудно переоценить.
То есть вот что даёт большой туризм малому городу в социальном плане. Он открывает город миру. Он КАЧЕСТВЕННО его изменяет. Он выводит его на совершенно ДРУГУЮ СТУПЕНЬ БЫТИЯ. Мы этого в немалой мере достигли. И, наверное этим, можно было бы удовлетвориться. Но этого мало. Чего мы еще хотим? Достижения двух новых позиций.
ПЕРВАЯ: двигаться дальше, от ядра к локусу.
ВТОРАЯ: хочется делиться умениями, опытом, знаниями. Содержательно общаться с другими малышами, по возможности помогать другим. У нас ведь не каждый этап работы есть свой непростой – то печальный, то смешной, а то и героический опыт. Опыт этот таким же малым городам, как и мы, может чем-то пригодиться. А в России таких городов множество, вот здесь кроме нас и наши дорогие гости Мосальск, Мещовск, Юхнов. Им – то это действительно близко. И я приведу ОДИН из примеров, нашего опыта, пример о начале вхождения в большой туризм.
Какова была база нашего прорыва в туризм? И какой она может быть и у некоторых других бедных малышей?
Экономической базы у нас не имелось ни на одну копейку. В нашей базе были две совсем других составляющих.
ПЕРВАЯ — это культурный ресурс. Более того – это были наши НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ. (Есть, скажем, фабрики, заводы, банки – это материальное активы. А объекты Наследия – это нематериальные активы)
Но для того, чтобы нематериальны активы засияли, заработали, нужен второй фактор, вторая составляющая – это креативные люди или хотя бы один креативный человек. Вот он-то и имеет волшебный ключик, от прикосновения которого обычный дом гостям может показаться таинственным замком, а жалкая хибарка по крайнем мере жилищем волшебницы и уж непременно объектом Наследия.
Чем руководствуется такой человек (или такие люди) в своих исканиях? Они ищут то, чем место (село или город) ярко (УБОЙНО) ОТЛИЧНЫ от других. Никогда не нужно искать схожести, же нужно копировать, заимствовать и повторять. Можно заимствовать МЫСЛЬ, но не совершившейся факт. Креативщик ищет самобытность или… придумывает ее. (И завтра Вы сможете увидать случай такой талантливой придумки в Мартынове). А если говорить короче, то креативщики нередко ПЛЕТУТ ВЕНОК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЕЙ ИЗ НЕОБЫЧНОСТЕЙ. Даже из странностей и на вид несерьезностей.
Я уже сказал, что с делом этим лучше бы заниматься креативным людям, то есть людям с НЕСТАНДАРТНЫМ МЫШЛЕНИЕМ. Технологи и экономисты понадобятся, и очень скоро понадобятся, но не сперва.
Креативные люди достаточно редки. И если такой человек сам не заявляет о себе, то, очевидно, его нужно поискать. То есть вести ШТУЧНЫЙ ПОДБОР.
В таких случаях я часто говорю, что для начала большого туризма нужно или наличие денег или же наличие сумасшедшего человека. Второе весьма существенно, а в ряде случаев и предпочтительней. Особенно если город беден. Этот человек способен разглядеть волшебный ключик. Да нередко он ещё и бескорыстен, ему многого не надо. И … он сам экспонат. Он сам-объект показа, он сам театр одного актера.
А потом к такому человеку или к таким людям подтянутся и другие схожие с ними — по группе крови. Он — магнит, который соберет в обществе ценный металл надобной пробы. У нас ВО ВСЕХ ЗВЕНЬЯХ нашего туризма это состоялось. И это надежная скрепа нашего успеха. То есть в моем понимании главный вопрос начала роботы по вхождению в большой туризм – это ВОПРОС КАДРОВЫЙ.
Я привёл один пример того опыта, которым мы богаты. Далее кратко о формировании объектов показа. И тут я бы тоже боялся повторов и гламура. Оно все потом придет, и весьма неплохо заработает в общем спектре туризма. Но на первых этапах оно опасно, оно девальвирует ценность, стирает наивную самобытность, понижает творческий запев.
Я уж не говорю о других составляющих дела. А именно о сувенирном вопросе, о жилье и питании гостей. Сегодня все это решается намного легче, чем при нашем многострадальном начале. Сегодня предприниматели внутренне выросли, и на запрос реагируют быстро и разумно. Но и тут мы можем оказаться что-то знающими.
Однако возвратимся к нашим сегодняшним новым большим начинаниям-мечтам. О чем мечтает малый, но вполне авторитетный центр большого российского туризма?
Я уже сказал, что о территориальном расширении своего видения, своего силового поля, о выходе не только за пределы города, но и за район. Это мы начали делать и сейчас уже отправляем по новым маршрутам первые десятки гостей.
А ВТОРОЕ – мы хотели бы стать полезными тем малым историческим городам, которые начинают или желают начать работу в большем туризме. По-моему это очень по-русски. Ведь русские исстари говорили, что сосед – дороже родного. Как мы готовы помогать соседям?
Конечно, готовы делиться конкретным опытом (Практика – это тоже капитал). Готовы отвечать на любые вопросы, доступные нашему знанию. Рассказывать о своих НОВЫХ ШАГАХ, НАХОДКАХ И МЕТОДАХ.
То есть мы могли бы стать неким ИНФОРМАЦИОННЫМ БЮРО малых городов в вопросах начинания и продвижения, неким информационным
центром, может быть, консультативным штабом или почтовым ящиком всех малых городов, мыслящих в направлении туризма.
В этом случаи здесь мог создаться и общий банк чисто практической информации, и некий общий как бы маяк. А может быть, и наше достаточно частое место методических встреч, то есть удачная ДИАЛОГОВАЯ ПЛОЩАДКА (живая лаборатория реального развития Дела). Ведь таковые площадки достаточно удачно размещать там, где это дело ведётся активно, наступательно и достаточно творчески….
Таковая площадка или такие встречи могут быть – либо очными (как сегодня) – либо в сетях. Встреча очная может быть полезной тем, что мы могли бы живьем показывать всё новое, что мы делаем. А новое мы вводим каждый год. Вот нынче только одно наше туристическое учреждение вводит новую экспозицию на целую половину городского квартала. А каждый год новое вводят все…
И, очевидно, мы в таком случае могли бы выйти и на издательскую деятельность. (Вот и сегодняшнее мероприятие мы отразим достаточно полно в одном из наших тематических изданий и разошлем участникам встречи). Сделаем это полиграфически скромно, но содержательно полно. И, конечно, отразим в сети.
Вот такое предложение о нашей взаимности, систематической и может быть, ежегодной мы и принесли на нашу сегодняшнюю встречу. Это наше предложение малым городам России или же это наш ПОСИЛЬНЫЙ ВКЛАД в их продвижение. Спасибо…
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 22.05.2014
- 22.05.2014
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru