Logo
30 лет СМГРФ
  • Главная
  • НОВОСТИ
  • ВАЖНО
    • Нужны ли России ее малые города?
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • О Союзе
      • История Союза
      • Контакты
      • Наши баннеры
    • Партнёры
    • КЛУБЫ
    • Документы
    • Мероприятия
    • Презентации
    • Видео
  • ГОРОДА И РАЙОНЫ
  • РАЗВИТИЕ
  • ТРИБУНА
  • МИР МАЛЫХ ГОРОДОВ
  • 75 лет Победы
  • Вернуть
  • Меню
    • Главная
    • НОВОСТИ
    • ВАЖНО
      • Нужны ли России ее малые города?
    • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
      • О Союзе
        • История Союза
        • Контакты
        • Наши баннеры
      • Партнёры
      • КЛУБЫ
      • Документы
      • Мероприятия
      • Презентации
      • Видео
    • ГОРОДА И РАЙОНЫ
    • РАЗВИТИЕ
    • ТРИБУНА
    • МИР МАЛЫХ ГОРОДОВ
    • 75 лет Победы
Главная / Материалы / Чараев В.А., глава Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Материалы 19.07.2008

Чараев В.А., глава Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Еманжелинский муниципальный район, по-старому, дореформенному времени — город Еманжелинск (53 тыс.жителей) расположен в 45 километрах от Челябинска, мегаполиса с миллионным населением. Еманжелинск – кусочек необъятной России, и все радости, печали еманжелинцев – отражение общероссийских успехов и неудач. Как и вся страна, мы преодолели все кризисы и горькое наследие 90-х годов. Потомственный шахтерский город со славными трудовыми традициями, замечательными людьми пережил общероссийский экономический кризис, прошел через еще одно потрясение – ликвидацию угледобывающих предприятий. Но это уже история. Последние 5 лет уже не выживаем, а развиваемся.

Сегодня район прочно занял место в ряду стабильно развивающихся территорий Южного Урала. Это видно и потому, как у нас ведется строительство. Первый и безошибочный признак серьезной болезни любого населенного пункта — замедление или отсутствие строительства и в первую очередь — жилья. Приезжаешь в город и, если нет ни одного высотного крана, значит город не развивается. На рубеже веков, в 2000-м и 2001-м годах, объемы выполненных работ строительного подряда в Еманжелинском муниципальном районе снизились до минимального уровня, краны остановились. Объемы выполненных работ строительного подряда в 2000 году составили 25 млн.рублей, в 2004 году – 27,6 млн.рублей. Введено жилья в эксплуатацию в 2000 году – 1627,4 кв.м, в 2004 году – 2356,4 кв.м. Этого, конечно, очень мало даже для небольшого города.

Кое-кто в те годы успел записать Еманжелинск в число неперспективных территорий, но мы-то понимали, что как раз близость к Челябинску с его мощной промышленной инфраструктурой подсказывает необходимость реанимации строительной индустрии. В областном центре есть работа, есть неограниченные возможности для бизнеса, а у нас — неограниченные (пока!) площадки для строительства жилья и социальной инфраструктуры. То, что надо строить, мы понимали, как понимали и то, что осуществить планы не сможем при всем желании: бюджет Еманжелинского муниципального района глубоко дотационный, а частные инвесторы-застройщики чаще всего выбирали строительные площадки в самом Челябинске или ближайшем пригороде. Не было денег, не было и строительства жилья.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» сыграл, без преувеличения, революционную роль. Резкий скачок в объемах строительства — наглядное этому свидетельство. Объемы выполненных работ строительного подряда в 2005 году уже составили 82,4 млн.рублей, введено жилья в эксплуатацию 9597 кв.м, в 2007 году соответственно – 215,2 млн.рублей, 22010,7 кв.м. Именно с 2005 года, когда стали реализовывать национальный проект, произошел скачок и дальнейший интенсивный рост вводимого жилья.

Но это вовсе не означает, что Еманжелинск превращается в так называемый спальный район Челябинска. Нет. Суть ситуации в том, что за эти три года интенсивного строительства жилья изменился социально-психологический климат в Еманжелинском муниципальном районе. Сюда на постоянное место жительства потянулась молодежь и люди среднего достатка, имеющие возможность купить или построить здесь жилье. А коли так, то заметно увеличился спрос на цивилизованное место досуга, развлекательные центры, элитные магазины, школы, детские сады, кафе, рестораны, плавательные бассейны. Заработанные в промышленном мегаполисе деньги люди тратят в тихом экологически чистом городке, и это привлекает все больше и больше людей к нашему уюту.

За три года преобразились улицы и кварталы городских поселений. Появились новые: парк, 2 сквера, 2 плавательных бассейна, спортивный комплекс. Сейчас идет коренная реконструкция стадиона. 1 сентября вступит в строй новая элитная школа на 500 учащихся, готовится проектно-сметная документация для нового детского сада на 280 мест, спортивно-досугового комплекса. Вот так, бесперспективный, когда-то депрессивный город, можно превратить в развивающийся, для этого нужна твердая воля, участие государства и поддержка земляков.

Но национальный проект — не волшебная палочка, он сам по себе не строит. Надо потрудиться. Финансирование из регионального бюджета производится достаточно мудро: деньги преимущественно направляются в те территории, где, кроме голого желания, есть еще готовность внести свой материальный вклад и чем этот вклад больше, тем серьезнее размеры областных денег. Именно поэтому мы сумели вложить средства в изготовление проектно-сметной документации и подведение инженерных коммуникаций к потенциальным строительным площадкам. Что это дало? Во-первых, этим мы минимизировали себестоимость строительства, сдержали цены на новое жилье. Во-вторых, строителям стало интересно инвестировать в строительство собственные средства. Самые серьезные деньги мы получили от проведения аукционов по продаже и сдаче в аренду земли под застройку. На собственный рубль — наложились два из области. Сейчас уже готовим большую площадку под комплексную застройку с детским садом и школой.

Частные инвесторы строят магазины, объекты развлекательной инфраструктуры, а мы разумно и планомерно обременяем их стройки интересами города: асфальтированием дорог и тротуаров, устройством и реконструкцией парковок, участием в городских проектах по благоустройству.

Многое еще можно сказать о пользе национального проекта, но прошло почти три года с начала его реализации, мы набрались опыта и пора более детально рассматривать отдельные его разделы с разных точек зрения. Объемы строительства внушительны, качество жилья отменное: то есть КОМФОРТНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНА. Теперь дело за фактическим обеспечением: ДОСТУПНОСТЬЮ. Здесь не все гладко. Я имею ввиду в целом весь нацпроект, а не только наш район. Несмотря на всю мудрость нацпроекта «Жилье», все-таки самыми обделенными (в смысле доступности) остаются работники бюджетной сферы, а так же молодые семьи. Уже очевидно, что по этим подпрограммам пришла пора увеличить долю финансирования из федерального бюджета. Другая очевидная истина — в России невозможно игнорировать необходимость СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ. Если мы не хотим потрясений от социальных болезней, от других аномальных явлений в обществе, должны тоже увеличить долю денежных средств на эти цели.

Если говорить о перспективе приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», то я скажу так: проект как глобальный стимул для мощного оживления жилищного строительства себя оправдал. Особенно велико его значение для малых городов и районов, как мой Еманжелинск. Благодаря этому революционному проекту, строительство жилья в стране приобрело необратимый характер.

Вернуться к теме Всероссийский форум-конкурс «Опыт реализации национальных проектов в малых городах и районах России» (Санкт-Петербург)

жилье, нацпроект

Мероприятия

28.03.2022

Международная научно-практической конференция «Антикризисное управление человеческим капиталом в условиях новой реальности» (Информационное письмо о конференции)

08.10.2020

Программа межвузовского научно-практического круглого стола «Человеческий капитал в малых городах России: фактор кризиса или источник роста?»

Документы

12.04.2022

Чем грозит малым городам новый закон о местном самоуправлении

10.04.2022

Предложения и замечания к проекту федерального закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»

Малые города и районы России

thumbnail

Губаха

Пермский край
thumbnail

Дагестанские Огни

Республика Дагестан
thumbnail

Югорск

Ханты-Мансийский автономный округ
thumbnail

Колпашевский район

Томская область
  • О Союзе
  • Документы
  • Архив публикаций
  • Архив новостей
  • Обратная связь
  • Наши баннеры

Малые города и районы России

Приглашаем посетить раздел «Города и районы», в котором вы узнаете о социально-экономических особенностях малых городов и муниципальных районов, представленных Союзом малых городов Российской Федерации.

Контакты

  • smgrf@smgrf.ru
  • 8 (499) 238-06-24, 8 (499) 238-04-45
  • 115035 г.Москва, Раушская наб., 4/5

Портал Союза малых городов Российской Федерации по итогам интернет-конкурса 2008 г. стал победителем и удостоен диплома «Золотой сайт»

При полном или частичном использовании материалов активная гиперссылка на www.smgrf.ru обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 
ВК Яндекс Дзен
Copyright © 2022 Союз малых городов Российской Федерации. Все права защищены.