Logo
30 лет СМГРФ
  • Главная
  • НОВОСТИ
  • ВАЖНО
    • Нужны ли России ее малые города?
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • О Союзе
      • История Союза
      • Контакты
      • Наши баннеры
    • Партнёры
    • КЛУБЫ
    • Документы
    • Мероприятия
    • Презентации
    • Видео
  • ГОРОДА И РАЙОНЫ
  • РАЗВИТИЕ
  • ТРИБУНА
  • МИР МАЛЫХ ГОРОДОВ
  • ИНВЕСТИЦИИ – МАЛЫМ ГОРОДАМ
  • Вернуть
  • Меню
    • Главная
    • НОВОСТИ
    • ВАЖНО
      • Нужны ли России ее малые города?
    • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
      • О Союзе
        • История Союза
        • Контакты
        • Наши баннеры
      • Партнёры
      • КЛУБЫ
      • Документы
      • Мероприятия
      • Презентации
      • Видео
    • ГОРОДА И РАЙОНЫ
    • РАЗВИТИЕ
    • ТРИБУНА
    • МИР МАЛЫХ ГОРОДОВ
    • ИНВЕСТИЦИИ – МАЛЫМ ГОРОДАМ
Главная / Важно / Отзыв на «Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»
24.04.2019 Важно

Один из важнейших для решения острых проблем развития малых городов и сёл страны документ Правительством России утверждён.  Как оценивают его эксперты? 

Отзыв

на «Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена Правительством Российской Федерации  13 февраля 2019 г. № 207-р)

Документы территориального планирования Российской Федерации и ее субъектов тесно связаны со стратегией пространственного развития страны. Только комплексный подход может обеспечить выживание России в глобальном мире. Необходимо понимать, как вопросы национальной безопасности обеспечивать в их территориальной проекции. Но для этого политика пространственного развития должна быть направлена прежде всего на обеспечение территориальной целостности государства. К сожалению, в целях Стратегии не упоминается ничего про территориальную целостность государства.

Каждый населенный пункт необходимо рассматривать с точки зрения его места в общегосударственной системе расселения. Но вопросы развития сельских территорий в Стратегии затрагиваются косвенно. Нет стыковки с принятым и утвержденным Правительством распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р документом — Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года[1].

В частности, (стр. 3) определение пространственного развития территорий Российской Федерации можно было бы дополнить словами – улучшения «уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни» (текст из Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года).

В части 2 «Основные тенденции пространственного развития Российской Федерации» — отмечается только «концентрация производства сельскохозяйственной продукции в регионах с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями и выгодным положением относительно емких потребительских рынков» (стр.5).

Происходит замалчивание фактов (данные Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года):

  • сокращения численности сельского населения (с 2000 года сократилась на 2,3 млн. человек и составила на 1 января 2014 г. 37,1 млн. человек);
  • растет миграционный отток населения из сельской местности (2012 год - 166,6 тыс. человек, 2013 год - 176,8 тыс. человек);
  • в структуре сельского расселения преобладают малочисленные сельские населенные пункты.


Непризнание этих фактов гибельно для Российской Федерации, так как грозит ее территориальным распадом. Так уже сейчас состояние сельского расселения Нечерноземья близко к катастрофическому: «Обвал сети типичен для областей Нечерноземья с уменьшением числа средних по числу жителей поселений за счет их измельчания и перехода в разряд мельчайших»[2]. Развивающийся кризис к 2026 году выйдет на уровень катастрофы. Видный исследователь в области сельского расселения Е.Ю. Колбовский предупреждает: «Средний размер населенных пунктов наиболее «глухих» сельских поселений Нечерноземья – всего 10 жителей. Населенные пункты с такой людностью составляют от 40 до 50% от числа всех деревень. Если учесть, что большая часть всех населенных пунктов поселений (от 80 до 94%) относится к группе людности менее 50 человек, а численность населения старше трудоспособного возраста составляет в них долю более 30%, то до 2026 г. может не дожить каждый второй сельский населенный пункт»[3].

Непонимание трагедии сельских территорий привело к тому, в части 3 «Основные проблемы пространственного развития Российской Федерации» нет ни слова о необходимости предотвращения процессов социального, экономического опустынивания сельских территории.  Есть только констатация фактов: «…отставание уровня жизни значительной части населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов»; «… низкий уровень предпринимательской активности…на сельских территориях». Но ведь положения Стратегии должны территориально проецироваться в документы территориального планирования.

Невыявление проблем сельских территорий (часть 2, часть 3) привело к тому, что в задачах Стратегии (стр 8) есть только общая фраза: «повышения устойчивости системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий». Но ведь «сельские территории Российской Федерации являются важнейшим ресурсом страны, значение которого стремительно растет в условиях углубляющейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов в развитии страны» (Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года).

Нужна была следующая формулировка цели стратегии: «Целью пространственного развития Российской Федерации является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны,  выполнение ее сельскими территориями общенациональных функций — производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, сохранение историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности на них (текст из Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года).

Соответственно в задачи Стратегии нужно было внести следующею позицию (стр.8): устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации.

Следовало бы дополнить Позицию 5 (Принципы пространственного развития, с.9) словами: «всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развитие ремесел и сельского туризма, организация и снятие административных барьеров для сбыта продукции через рынки, облегчение доступа к природным, в том числе земельным, материальным, финансовым и информационным ресурсам, поддержка деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход» (Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года).

В перечне геостратегических территорий (Приложение №4) нет сельских территории Нечерноземья. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» должна, на наш взгляд, обязательно содержать позиции по устойчивому развитию сельских территорий, так как их не учет грозит безопасности страны.

 

Кандидат архитектуры, доцент ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Гаевская Злата Анатольевна


[1] Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года // Правительство РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://government.ru/docs/16757/

[2] Алексеев А.И. Изменение сельского расселения в России в конце 20 века начале

21 века / А.И. Алексеев, С.Г. Сафронов // Региональные исследования. Вест. Моск.ун-

та. сер.5. – 2015. – №2. – С.66-76

[3] Кондакова Т.Ю., Пасхина М.В., Колбовский Е.Ю. Социальная география и экология

сельской местности в свете территориального планирования // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – №3.– С. 94-99.

отзывы Важно

ДРУГИЕ

  • Чем грозит малым городам новый закон о местном самоуправлении
    Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» вызвал среди членов Союза малых городов РФ весьма противоречивые оценки – от одобрения до полного отрицания.
  • Значение и пути развития малых (небольших) городов в Программе пространственного развития России
    Президент нашей страны В. В. Путин в 2018 году поставил задачу – «развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов».

МЕРОПРИЯТИЯ

Международная научно-практической конференция «Антикризисное управление человеческим капиталом в условиях новой реальности» (Информационное письмо о конференции)

Цель конференции: обсуждение вопросов и проблем антикризисного управления и развития человеческого капитала в условиях трансформации общественных отношений, вызванных цифровизацией экономики, пандемией короновирусной инфекции COVID-19, влиянием геополитических факторов и санкционных ограничений.

Малые города и районы России

thumbnail

Камышин

Волгоградская область
thumbnail

Георгиевск

Ставропольский край
thumbnail

Алексин

Тульская область
thumbnail

Малоярославец

Калужская область

Анонсы и новости

  • Президент РФ предложил прекратить действие в России Хартии местного самоуправления
    Путин внес на рассмотрение в Госдуму законопроект о прекращении действия в отношении РФ международных договоров Совета Европы, включая Европейскую хартию местного самоуправления…
  • Портреты современников представлены на выставке талантливого алатырского художника-портретиста С.Н. Юртаева
    В открытии выставки приняли участие работники культуры и искусства, ценители художественного творчества.
  • Югра подаст заявку на федеральную субсидию для поддержки малого бизнеса
    11 декабря на заседании правительства Югры было одобрено распоряжение о заявке на получение субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства…

Публикации

  • Чем грозит малым городам новый закон о местном самоуправлении
    Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе ...
  • Предложения и замечания к проекту федерального закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
    Принятое разработчиками название проекта закона указывает на то, что основной его ...
  • Международная научно-практической конференция «Антикризисное управление человеческим капиталом в условиях новой реальности» (Информационное письмо о конференции)
    Цель конференции: обсуждение вопросов и проблем антикризисного управления и развития ...

Контакты

  • smgrf@smgrf.ru
  • 8 (499) 238-06-24, 8 (499) 238-04-45
  • 115035 г.Москва, Раушская наб., 4/5

Портал Союза малых городов Российской Федерации по итогам интернет-конкурса 2008 г. стал победителем и удостоен диплома «Золотой сайт»

При полном или частичном использовании материалов активная гиперссылка на www.smgrf.ru обязательна.

Консоль

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования ВК
Copyright © 2023 Союз малых городов Российской Федерации. Все права защищены.