Logo
30 лет СМГРФ
  • Главная
  • НОВОСТИ
  • ВАЖНО
    • Нужны ли России ее малые города?
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • О Союзе
      • История Союза
      • Контакты
      • Наши баннеры
    • Партнёры
    • КЛУБЫ
    • Документы
    • Мероприятия
    • Презентации
    • Видео
  • ГОРОДА И РАЙОНЫ
  • РАЗВИТИЕ
  • ТРИБУНА
  • МИР МАЛЫХ ГОРОДОВ
  • ИНВЕСТИЦИИ – МАЛЫМ ГОРОДАМ
  • Вернуть
  • Меню
    • Главная
    • НОВОСТИ
    • ВАЖНО
      • Нужны ли России ее малые города?
    • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
      • О Союзе
        • История Союза
        • Контакты
        • Наши баннеры
      • Партнёры
      • КЛУБЫ
      • Документы
      • Мероприятия
      • Презентации
      • Видео
    • ГОРОДА И РАЙОНЫ
    • РАЗВИТИЕ
    • ТРИБУНА
    • МИР МАЛЫХ ГОРОДОВ
    • ИНВЕСТИЦИИ – МАЛЫМ ГОРОДАМ

19 марта 2015
МОСКВА

Всероссийская научно-практическая конференция «Сбалансированное развитие населенных мест в стратегии пространственного развития России»

Закрыть
Открыть содержание

Две концепции

В.А Гречухин, председатель районного Общественного Собрания, г.Мышкин

Сдвиги в пространственной структуре производства и расселения постсоветской России

Михеева Н.Н., д.э.н., проф., зам. председателя Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития РФ и Российской академии наук

Трудности сбалансированного развития населенных мест в стратегии развития Российской Федерации на примере города Тутаев и Тутаевского района Ярославской области

Юнусов Д.Р., 1-й зам. главы администрации Тутаевского района Ярославской области

Сбалансированность территориального развития: правовые и институциональные проблемы

Бухвальд Е.М., заведующий центром федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН, доктор экономических наук, профессор

Проблемы малых территорий, пути выхода из сложившейся ситуации

Ткачев А.В., глава Жарковского района

Сельская местность – основа воспроизводства населения и систем расселения

Пациорковский В.В., доктор экономических наук, профессор

Социально-экономические и геополитические последствия реализации проекта Новая Москва

Безвербный В.А., к.э.н., научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук

Чучково за последние 25 лет

Горина Л.Н., глава Чучковского городского поселения

Развитие социального корпоратизма – эффективный инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере малых городов

Чекавинский А.Н., зам. зав. отделом Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук, г. Вологда

Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Сбалансированное развитие населенных мест в территориальной стратегии экономического развития России»


Решить проблемы малых городов без поддержки государства сегодня невозможно

thumbnail

Симаков Н.И., глава Чусовского района Пермского края

Проблема развития небольших населенных мест в условиях стягивания финансовых, производственных, материальных ресурсов муниципальных образований, а вслед за ними и населения — в большие города – столичные и региональные центры, остается одной из основных на сегодняшний день. Мы все понимаем, что успешное решение этой сложной и многоаспектной проблемы зависит не только от направлений, форм и методов управления малыми городами, но и от проводимой государственной политики по повышению уровня экономического развития малых городов.

Все малые города, а их более 70 процентов в России, стремятся повышать социальную защищенность и благосостояние жителей, повышать устойчивость экономического развития территории. Не исключением является и Чусовской муниципальный район Пермского края, который включает в себя один город — административный центр и 7 сельских поселений, при численности населения района в 70 тысяч человек.

Экономические реформы в 90-е годы привели к ликвидации на нашей территории лесозаготовительной, лесоперерабатывающей отрасли, угольной отрасли и отрицательно повлияли на положение объектов железнодорожного транспорта в муниципальном районе. К сожалению, при этом не были созданы государством какие-либо альтернативные предприятия.

Тем не менее, город, район сумели «выстоять», так как ведущей отраслью промышленности города до 2014 года была черная металлургия. Градообразующим предприятием г.Чусового являлся ОАО «Чусовской металлургический завод» — одно из старейших на Урале предприятий черной металлургии с полным технологическим циклом выпуска металла. На нем было занято более 25 процентов экономически активного населения. Доля налогов, поступающих в бюджет района от предприятия, составляла около 30 процентов от общего объема налогов.

Принимая во внимание исторически сложившеюся монопрофильность экономики территории, необходимость развития других отраслей, необходимость того, чтобы территория жила и развивалась, муниципальная власть немало сделала для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на местном уровне: — построен бизнес-инкубатор, субсидируются расходы предпринимателей за счет федеральных и региональных средств, создаются льготные условия для предпринимателей; несмотря на неблагоприятные погодные условия, на территории наработан не малый положительный опыт по выращиванию кормовых и зерновых культур с применением ресурсосберегающих технологий. В результате урожайность зерновых культур ежегодно превышает аналогичный показатель оценки эффективности отрасли растениеводства по Пермскому краю.

На территории района занимаются производством сельскохозяйственной продукции 3 сельскохозяйственные организации. 77 субъектов малого предпринимательства зарегистрированы с основным видом деятельности — производство сельскохозяйственной продукции, в 2008 году их было всего 2.

Да, все проведенные мероприятия способствуют развитию малого и среднего предпринимательства, увеличению занятости населения, но для того чтобы был результат и малый и средний бизнес не был только «купи-продай», необходимы инвестиции.

Мы все прекрасно понимаем, что инвестор «зайдет» на территорию тогда, когда для него будет создан инвестиционный климат и в первую очередь это получение льготных кредитов, гарантий, налоговых льгот, возможность использования бюджетных источников софинансирования инвестиций, возможность использования природных ресурсов. Создать такой инвестиционный климат малые города не в состоянии, потому что у них нет этих ресурсов, все эти ресурсы у государственной власти. Например, в городе сформирована технологическая площадка, подведены коммуникации, есть потенциальный инвестор, который частично вложился в инвестиционный проект, но необходим был дополнительный финансовый ресурс, необходима гарантия для получения кредита. Муниципалитет не может дать такой гарантии, так как объем запрашиваемых средств не соизмерим с его бюджетом, а субъект не считает целесообразным предоставление гарантии. Итог – нового производства нет на территории муниципалитета, решение вопроса об уходе от монопрофильности экономики территории не решается, дополнительно созданных рабочих мест нет, но при этом зона ответственности за инвестиционную привлекательность все равно возлагается на муниципалитет.

«Двигаемся» дальше: если не получается привлечь средства в реальный сектор экономики, то может быть возможно развитие спортивной направленности. Всемирную славу России  по санному спорту, фристайлу принесли воспитанники детской юношеской школы олимпийского резерва «Огонек», которая была создана в г. Чусовом в 1954 году. Для того, чтобы сегодня на её базе проводились всероссийские и международные соревнования, велась подготовка спортсменов высокого уровня, необходимы инвестиции со стороны государства. И вот уже, начиная с 2012 года, началась эпопея разработки проектной документации на строительство санно-бобслейной трассы. Сегодня можно, констатировать, что «воз и ныне там». Муниципальная власть сделала все, что от нее зависело в подготовке данного проекта, но без поддержки государства реализация такого значимого мероприятия, которое в конечном итоге, спортивными результатами будет прославлять нашу страну и даст толчок к созданию дополнительных рабочих мест, привлечению средств в экономику территории, невозможна. Объем средств на реализацию проекта необходим в размере 2 млрд. рублей, а это пятилетние собственные доходы муниципалитета.

Для преодоления монопрофильности экономики территории, Постановлением Правительства Пермского края от 08.12.2010 года N1023-п «Об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации города Чусового Пермского края на 2010-2015 годы» был утвержден инвестиционный проект реконструкции Чусовского металлургического завода.

Однако в 2015 году руководство Чусовского металлургического завода, филиала ОАО «Трубодеталь» провело ряд пресс-конференций для СМИ и общественности города Чусового, на которых было заявлено об остановке активной фазы строительства в связи с влиянием внешних факторов, вызванных  ростом курса валют, повышением ключевой ставки Центрального Банка.

Без перспективы реконструкции Чусовского металлургического завода возникнет социальная напряженность в городе и районе, увеличится миграция молодого населения, не получит дальнейшего развития малый и средний бизнес, возникнет еще одна депрессивная территория.

Решить, данную проблему без поддержки государства так же сегодня невозможно.

Самоустранение государственной власти от решения экономических проблем промышленных предприятий, которые составляют градообразующую основу малых городов, приводит к остановке производства на таких территориях, как наша.

Конечно, крупные города и городские агломерации представляют собой многофункциональные хозяйственные комплексы с высокой интеграцией производства, с высокой концентрацией высококвалифицированных кадров, финансовых ресурсов. Предприятия в этих городах обеспечивают высокую прибыльность вложенных средств, и это притягивает все категории инвесторов.

Но не нужно забывать, что основная доля городов России – это малые города, в которых проживает наибольший удельный вес населения, это муниципальные образования которые имеют довольно значительный потенциал для своего развития благодаря сохранившемуся историко-культурному наследию, географическому положению, промышленному производству и т.д. И только государственная экономическая политика с формированием результативных механизмов реализации процессов развития малого бизнеса, инвестиционной политики, грамотной структурной перестройки экономики и создание альтернативных предприятий в малых городах обеспечит стабильность малых городов, создаст новые рабочие места, повысит уровень рождаемости и продолжительности жизни населения, повысит качество жизни населения.

Финансово обеспеченные муниципальные образования, которые реально решают проблемы каждого гражданина – это гарантия безопасности и стабильного развития нашего государства, это сильная Россия!


доклад, Проблемы
Всероссийская научно-практическая конференция «Сбалансированное развитие населенных мест в стратегии пространственного развития России»

Анонсы и новости

  • Президент РФ предложил прекратить действие в России Хартии местного самоуправления
    Путин внес на рассмотрение в Госдуму законопроект о прекращении действия в отношении РФ международных договоров Совета Европы, включая Европейскую хартию местного самоуправления…
  • Портреты современников представлены на выставке талантливого алатырского художника-портретиста С.Н. Юртаева
    В открытии выставки приняли участие работники культуры и искусства, ценители художественного творчества.
  • Югра подаст заявку на федеральную субсидию для поддержки малого бизнеса
    11 декабря на заседании правительства Югры было одобрено распоряжение о заявке на получение субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства…

Публикации

  • Чем грозит малым городам новый закон о местном самоуправлении
    Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе ...
  • Предложения и замечания к проекту федерального закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
    Принятое разработчиками название проекта закона указывает на то, что основной его ...
  • Международная научно-практической конференция «Антикризисное управление человеческим капиталом в условиях новой реальности» (Информационное письмо о конференции)
    Цель конференции: обсуждение вопросов и проблем антикризисного управления и развития ...

Контакты

  • smgrf@smgrf.ru
  • 8 (499) 238-06-24, 8 (499) 238-04-45
  • 115035 г.Москва, Раушская наб., 4/5

Портал Союза малых городов Российской Федерации по итогам интернет-конкурса 2008 г. стал победителем и удостоен диплома «Золотой сайт»

При полном или частичном использовании материалов активная гиперссылка на www.smgrf.ru обязательна.

Консоль

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования ВК
Copyright © 2023 Союз малых городов Российской Федерации. Все права защищены.