Предложения по выполнению поручения Президента России Пр-93, п.2г «рассмотреть вопрос о разработке и реализации общероссийского проекта, направленного на оказание содействия муниципальным образованиям в осуществлении ими деятельности по развитию культурной среды»
Исходя из большой значимости для небольших муниципальных образований России поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина «о разработке и реализации общероссийского проекта, направленного на оказание содействия муниципальным образованиям в осуществлении ими деятельности по развитию культурной среды», и учитывая подчеркнутую Президентом России необходимость преодоления определенной несправедливости в вопросах развития объектов культуры в отношении городов с населением менее 100 тыс. жителей, где проживает почти половина российских граждан, Союз малых городов Российской Федерации провел анкетирование членов Союза по данному вопросу и на основе представленных ответов подготовил комплекс предложений по развитию культурной среды, учитывающих особенности небольших городских населенных мест, для включения в общероссийский Проект. Наши предложения были направлены в Правительство Российской Федерации с настоятельной просьбой — уделить при подготовке данного Проекта специальное внимание небольшим муниципальным образованиям, выделив меры по содействию малым, средним городам и поселкам городского типа в специальный раздел Проекта.
Обсуждение данных предложений Союза состоится в том числе 26 февраля в рамках Круглого стола «Малые города – от культуры провинциальной к культуре национальной» при подведении итогов Всероссийского конкурса «Культурная столица малых городов России».
Предложения
по выполнению поручения Президента России Пр-93, п.2г
«рассмотреть вопрос о разработке и реализации общероссийского проекта, направленного на оказание содействия муниципальным образованиям в осуществлении ими деятельности по развитию культурной среды»
Отмечая исключительную важность и актуальность поручения Президента России Пр-93, п.2г и его особую значимость для российской провинции, Союз малых городов Российской Федерации предлагает учесть при формировании общероссийского проекта, направленного на оказание содействия муниципальным образованиям в осуществлении ими деятельности по развитию культурной среды, следующие предложения:
предложения по общей структуре общероссийского проекта
- Учитывая наличие как общих для всех типов и величин населённых мест, так и особенных условий и возможностей осуществления ими деятельности по развитию культурной среды, выделить в структуре Проекта две части:
— Часть 1, посвящённую изложению мер общего характера, затрагивающих все без исключения типы муниципальных образований и населённые пункты всех величин;
— Часть 2, отражающую существенные различия в особенностях и возможностях социально-культурного развития муниципальных образований различной величины.
- В Части 2 — дифференцировать включаемые в Проект позиции и меры по содействию муниципальным образованиям в осуществлении ими деятельности по развитию культурной среды применительно к трём существенно отличающимся друг от друга основным категориям населённых мест страны:
— а) большим городам (в основном – с функциями региональных социально-культурных центров);
— б) небольшим (малым, средним городам и посёлкам городского типа) городским населённым пунктам (в основном – с функциями местных, районных и межрайонных, социально-культурных центров);
— в) сельским населённым местам,
выделив в структуре Проекта три соответствующих раздела.
- Сформировать в структуре 2 Части общероссийского Проекта специальный раздел «Развитие культурной среды малых, средних городов и поселков городского типа, отражающий существенные особенности этой категории населённых мест и значительное отставание малых городских и сельских поселений России по уровню социально-экономического развития от больших городов — региональных центров, и ввиду того, что развитие инфраструктуры культурной деятельности, создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, как предусмотрено в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента РФ, возможны лишь в условиях активного и всестороннего включения небольших городов и фактически возглавляемых ими районов в процессы модернизации и культурного строительства как наиболее массовой категории городских поселений, формирующей социально-экономический каркас практически каждого субъекта Российской Федерации.
Деятельность системы учреждений сферы культуры небольших городов различных функциональных типов, в том числе — закрытых городов, имеет особое значение, решая важные социальные задачи — занятость молодежи, отвлечение от пагубного влияния улицы детей и подростков, психологическая разгрузка старшего поколения. Она нацелена на создание условий для самореализации человека, необходимого уровня и качества жизни, и, что немаловажно — обеспечение в местном сообществе социальной стабильности.
Вместе с тем, учитывая, что созидательный потенциал небольших городских населенных мест определяется в очень большой степени состоянием культуры, при разработке общероссийского проекта необходимо учитывать, что для их социально-культурной сферы характерны сегодня следующие серьёзные проблемы:
— высокий, сверхнормативный износ зданий учреждений культуры во многих небольших городах, ветхий облик которых не способствует созданию привлекательного образа и стабильности социально-экономическ5ой ситуации в российской провинции;
— слабая материально-техническая база учреждений культуры, ее несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения;
— недостаточное в целом развитие социально-культурной инфраструктуры небольших городов и сельских районов;
— чрезмерно узкий, ввиду ограниченных финансовых возможностей, спектр услуг в сфере культуры в малых городах и сельской местности обусловливает нарастающий отток их населения, особенно молодежи — наиболее перспективной части населения, способной поддерживать жизнеспособность этой категории населённых мест;
— слабый учет традиционными институтами культуры актуальных социально-культурных процессов и досуговых предпочтений различных контингентов населения малых населённых мест;
— нарастающая утрата культурной самобытности коренных малочисленных народов из-за отсутствия специалистов в развитии и сохранении национальных культур;
— недостаточный учет особенностей и запросов молодежной аудитории небольших муниципальных образований, её отстраненность от формирования культурных ценностей;
— слабое влияние институтов российского общества на формирование и развитие социокультурной активности молодежи;
— несоответствие кадрового потенциала небольших городов современному уровню задач и возникающих проблем в социально-культурной сфере;
— старение кадрового состава. В этой сфере во многих малых городах работают менее 20% специалистов младше 30 лет. Особенно остро данная проблема состоит в сфере дополнительного образования, где нередко более 60% специалистов старше 50 лет;
— недостаток молодых специалистов в связи с низкой привлекательностью профессиональной деятельности (низкий уровень заработной платы, отсутствие необходимых, особенно в малых городах, социальных гарантий и т.д.);
— удаленность и оторванность значительной части небольших городов и поселков от основных центров социально-культурного развития.
Городские поселения исполняют полномочия по культуре в рамках 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и финансируются за счет собственных средств утвержденных местных бюджетов, но, учитывая множество других жизнеобеспечивающих полномочий и дефицитность бюджетов подавляющего большинства небольших городов и поселков, полномочия по культуре серьёзно недофинансируются. Для них характерно недостаточное финансирование на текущие расходы учреждений культуры, на постановочные расходы театрам и поддержку творческих коллективов, на комплектование библиотек и др.. Фактически, средства «на культуру» выделяются по «остаточному» принципу, что значительно тормозит развитие сферы культуры, уменьшает ее конкурентоспособность и обостряет существующие проблемы в малых населённых пунктах..
В связи со сложившейся в российской провинции ситуации для развития сферы культуры в малых, средних городах, посёлках и сёлах необходима серьёзная государственная, не только региональная, но и федеральная поддержка в вопросах финансирования, кадровой составляющей, помощь в реализации федеральных и региональных проектов и программ.
предложения в 1 часть общероссийского проекта
- Совершенствовать законодательство об объектах культурного наследия, в том числе — путем отмены моратория на приватизацию объектов культурного наследия федерального значения и регистрацию права собственности на объекты, находящиеся в государственной собственности; урегулировать правовое положение особо ценных объектов культурного наследия; урегулировать отношения, связанные с культурным наследием, предусмотрев специальный режим его правового регулирования; провести общероссийский мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в т.ч. на территориях малых городов, а также их инвентаризацию, уточнение пообъектного состава и прав собственности.
- 2. На федеральном уровне принять нормативно-правовой акт, закрепляющий список исторических городов России 2002 года с целью создания равных условий для всех муниципальных образований с памятниками истории, культуры и архитектуры для их сохранения и ввода в туристический оборот.
- Сформировать единую общероссийскую Централизованную библиотечную систему на основе изучения и обобщения опыта работы ранее существовавшей единой для всей страны централизованной библиотечной системы (ЦБС), охватывающей не только большие города – региональные центры, но также и малые, средние города, поселки городского типа и сельские населенные пункты, и с целью устранения негативных последствий передачи учреждений культуры на баланс малых городов и сёл, существенно затруднившей библиотечное обслуживание их населения ввиду финансовой необеспеченности небольших поселений.
- Создать единую федеральную базу данных о музейных предметах и коллекциях, включая музеи небольших городских населенных мест, что позволит осуществлять эффективный контроль за их учетом и хранением.
- Принять современный единый государственный стандарт деятельности государственных (муниципальных) музеев и библиотек как информационных центров.
- Разработать и внедрить новые технологии формирования, учета и экспонирования музейных фондов и музейных коллекций на основе компьютеризации и перевода на электронные носители музейных фондов с целью создания благоприятных условий для их широкого использования (в том числе – научного), и создания благоприятных условий для расширения возможностей доступа всех граждан России, включая жителей малых городов и сёл, к культурным ценностям.
предложения по 2 части общероссийского проекта
в раздел «Развитие культурной среды малых, средних городов и поселков городского типа».
Реализовать следующие решения федерального или (и) регионального уровней по развитию культурной среды:
В сфере правового регулирования
- Разработать и внести поправки в федеральное законодательство по распределению полномочий и ответственности между различными уровнями управления культурой — федеральными, региональными и муниципальными в малых городах и селах России, разрешению межведомственных и межсекторных противоречий и развитию сотрудничества и прямых партнерских связей между учреждениями и органами культуры всех уровней управления.
Учесть, что законодательно установленное разделение полномочий между муниципальными образованиями первого и второго уровней (райцентра и района) привело к резкому ухудшению условий финансирования и деятельности муниципальных библиотек и домов культуры. В ряде сфер пересекаются интересы и полномочия различных органов государственной власти и местного самоуправления (историко-культурное наследие и службы по государственной охране объектов культурного наследия входят в область интересов министерств культуры регионов).
- Внести изменения и дополнения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделив органы местного самоуправления небольших городов полномочиями в сфере контроля за сохранением объектов историко-культурного наследия, прилегающих к ним территорий, исторической планировки города, а также в сфере решений по формированию архитектурно-художественного облика города, по созданию и утверждению облика вновь строящихся объектов – жилых и общественных зданий, в том числе – с особыми требованиями для размещения в исторической среде.
- Инициировать пересмотр Федерального закона от 15.04.2013 № 44ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в отношении сферы культуры, в частности – отмена аукционов и котировок по ряду предоставляемых услуг малым городам.
- Совершенствовать законодательство об объектах культурного наследия, в том числе:
-путем отмены моратория на приватизацию объектов культурного наследия федерального значения и регистрацию права собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности;
— урегулировать правовое положение особо ценных объектов культурного наследия;
— урегулировать отношения, связанные с культурным наследием, предусмотрев специальный режим его правового регулирования.
В сфере образования и воспитания
- Обеспечить безусловное сохранение существующих в малых, средних городах и поселках городского типа образовательных учреждений культуры и искусства и дальнейшее развитие их сети.
- Принять меры по развитию высшего и послевузовского образования в сфере культуры регионов, увеличению подготовки специалистов по различным областям культуры.
- Разработать нормативные правовые акты Правительства РФ в части уточнения вопросов совместного ведения Министерства культуры РФ и Министерства образования и науки РФ в системе художественного образования РФ и обеспечить в этой сфере взаимодействие органов управления культуры и органов управления образования на всех уровнях власти на основе межведомственных координационных планов и программ.
- Создать единую государственную систему повышения квалификации работников культуры по отраслям: библиотечное дело, музеи, культурно – досуговые учреждения.
- Разработать единые типовые программы обучения детей в школах искусств.
- Разработать и реализовать систему мероприятий, направленных на поощрение творческой, предпринимательской и общественной активности граждан, организаций, предприятий, содействующих развитию учреждений сферы культуры, на поощрение благотворительности и меценатства в сфере культуры.
- Разработать методические рекомендации по регулированию оплаты обучения в школах искусств небольших городских населенных мест, а также в первичном звене художественного образования — детских музыкальных и художественных школах.
В сфере молодежной политики
- С целью сокращения оттока молодёжи из небольших городов и районов и закрепления молодых специалистов в сфере культуры разработать, учитывая чрезвычайную остроту проблемы, соответствующую федеральную целевую программу поддержки молодёжи этой категории населённых мест, включив в неё систему совместных мероприятий федеральных, региональных и местных органов по развитию социокультурной деятельности молодёжи, её участию в формировании культурных ценностей места жительства, региона, страны.
- Обеспечить поддержку молодых специалистов в сфере культуры путём предоставление им субсидий на приобретение жилья или мер поддержки муниципалитетам в части возмещения им из федерального (регионального) бюджета части затрат на приобретение жилья на основе софинансирования программы жилищного строительства для специалистов социальной сферы.
- Предусмотреть организацию бесплатных обучающих семинаров, курсов повышения квалификации для молодых специалистов сферы культуры малых городов.
- Разработать специальную государственную систему мер по выявлению и поддержке талантливой молодежи небольших городских населенных мест (стипендии, бесплатное участие в фестивалях и конкурсах, организация творческих и гастрольных поездок по России) путем отбора на конкурсах и фестивалях, учреждения грантов, создания специальных баз данных.
- Ввести решениями федеральных органов практику заключения договоров организаций сферы культуры небольших городов и районов со студентами профильных вузов с выплатой «подъемных» молодым специалистам.
- Обеспечить целевое финансирование мероприятий с детьми в небольших муниципальных образованиях с целью развития интереса детей в области литературы, театрального, музыкального, изобразительного искусства, дизайна, кинематографии, фотоискусства, средств массовой информации, народных художественных промыслов и ремесел, фольклора, эстетического воспитания, художественного образования.
В сфере культурного досуга и отдыха
Ориентация культурной политики в небольших городах на отдельные социальные группы и категории населения (молодежь, подростки, дети, пенсионеры, инвалиды и др.) позволяет решать важную социальную задачу по реализации духовных потребностей всех групп населения и, тем самым, серьёзно стабилизировать общую социально-экономическую ситуацию в российской провинции. Ввиду этого предлагается:
- Провести силами ведущих государственных институтов культуры изучение характерных для небольших городов и сельских районов на данном этапе социально-культурных процессов и досуговых предпочтений различных контингентов их населения и подготовить комплекс мер по их включению в социально-культурную деятельность муниципального сообщества.
- Разработать федеральный нормативный акт по поддержке деятельности муниципальных парков культуры и отдыха небольших городов и сельских районов.
- Предусмотреть государственную поддержку разработки и реализации проектов эстетического оформления городской среды небольших населённых мест, цветовых и световых дизайнерских решений, создания малых архитектурных форм на основе софинансирования.
- Разработать с привлечением всех уровней управления программу поддержки муниципальной деятельности по развитию в малых городах систем озеленённых открытых пространств – зон отдыха, пешеходных зон, парков и скверов.
- Сформировать федеральную систему льгот для небольших городов и сел по приобретению муниципальными парками аттракционов или возмещению муниципалитетам из федерального (регионального) бюджета части затрат на приобретение аттракционов.
В сфере туризма, охраны наследия и формирования городской среды
- Создать единое информационное пространство – общероссийский банк рекреационно-туристической информации по историческим местам и памятникам, местам отдыха и досуга, туристическим маршрутам российской провинции – объектам малых, средних городов и сельских районов.
- Содействовать активизации туристической деятельности в небольших городах и районах как механизма их социально-культурного развития, в том числе — разработать в рамках Федеральной программы развития туризма:
— специальную подпрограмму по развитию туристической деятельности в малых городах и сельских районах;
— подпрограмму содействия развитию этнографического, экологического, водного, культурного туризма с учетом археологических особенностей территорий небольших муниципальных образований;
— подпрограмму по рекламированию туристических возможностей небольших городов не только на местном и региональном, но и, в обязательном порядке, централизованно, на федеральном уровне.
- Ввести туристический сбор в муниципальные бюджеты на территориях небольших муниципальных образований в целях поддержки и стимулирования туристической деятельности муниципальных органов управления.
- Содействовать изданию литературы по истории, культуре, созданию краеведческих серий, тематических изданий для детей и молодежи, воспитывающих патриотизм, развивающих творческие способности, идеологию успеха и созидания, способствующих повышению нравственного и интеллектуального уровня подрастающего поколения в малых городах и сельских районах.
В сфере проектирования и строительства
- Довести уровень фактической обеспеченности малых муниципальных образований учреждениями культуры до нормативной потребности (согласно социальным нормативам и нормам, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р (в редакции распоряжений Правительства РФ от 14.07.2001 № 942-р, от 13.07.2007 № 923-р, постановления Правительства РФ от 23.06.2014 №581).
- Предусмотреть на государственном уровне за счёт федерального бюджета подготовку лицензированных типовых проектов социально-культурных объектов для муниципальных учреждений и централизованное обеспечение ими небольших населенных мест, в том числе — объектов общерайонного значения – многопрофильных городских и районных культурных центров, клубов, библиотек, муниципальных театров, включая проектно-сметную документацию на строительство объектов капитального строительства и материалы государственной экспертизы, с целью создания возможности для участия небольших населенных пунктов в государственных федеральных программах культурного развития и программах субъектов РФ на условиях софинансирования муниципальных программ.
В сфере сотрудничества
- С целью формирования единого культурного пространства Российской Федерации развернуть при координирующей роли федеральных органов реализацию проектов многостороннего культурного сотрудничества небольших городов, в том числе — для расширения программ общегородских праздничных мероприятий и вовлечения разных групп населения в общественно-культурную жизнь города.
- Предусмотреть с 2016 года выделение средств из федерального бюджета на проведение развернутого в 2015г. по инициативе Союза малых городов Российской Федерации ежегодного Всероссийского конкурса «Культурная столица малых городов России» и придать ему официальный государственный статус культурного мероприятия, проводимого на принципах общественно-государственного партнёрства.
- Обеспечить органам культуры небольших городов и сел содействие в приобретении лучшего опыта в области разработки и реализации социокультурных проектов в больших и малых городах различных регионов Российской Федерации.
- Разработать систему государственных грантов поддержки самодеятельных творческих коллективов небольших городов и сельских районов, предусматривающих участие в концертной и гастрольной деятельности, в фестивалях и конкурсах регионального и федерального уровней.
- Предусмотреть субсидирование гастрольной деятельности из средств федерального и региональных бюджетов по провинциальным населенным пунктам именитых творческих коллективов, выдающихся представителей культуры и искусства (транспортные расходы, технический рейдер, гонорар), в том числе для встреч с молодёжью, учащимися образовательных учреждений.
- Обеспечить реализацию Программы по развитию культурного взаимообмена между большими городами – столичными и региональными центрами и провинцией: обменные гастроли, концерты, выставки, форумы, конференции и др.
- Организовать работу по предоставлению жителям малых муниципальных образований доступа к лучшим образцам современного российского искусства (на примере программы «Территория культуры РОСАТОМА») как одного из эффективных способов развития их культурной среды.
- Поддержать практику проведения в малых городах и сельских районах мастер-классов для подготовки обучающихся в детских школах искусств.
В сфере гражданской активности
В деле развития культурной среды города или посёлка необходимо обращать внимание на личную активность и ответственность его граждан – жителей муниципального образования. Необходимо использовать на местном уровне разнообразные институты привлечения граждан к участию в формировании культурной среды города. С этой целью предлагается:
- Использовать в Проекте следующие формы работы органов самоуправления с жителями своих населённых мест по повышению их гражданской активности:
— создавать при Главе муниципального образования, при Совете депутатов, в городских органах управления культурой и учреждениях культуры Художественные или художественно-экспертные советы с целью изучения и выработки позиции горожан по проблемным вопросам формирования культурной среды города;
— организовывать дискуссионные площадки учреждений культуры в форме «круглых столов», многообразных конференций, «чтений» по тематике, которые могут учитывать мнение горожан по разным вопросам формирования среды;
— проводить разнообразные встречи с горожанами не только в «центре», но и в отдельных микрорайонах и предприятиях города, где пересекаются местные и общегородские интересы;
— формировать Актив граждан при каждом учреждении культуры, разнообразных попечительских советах из участников культурного процесса — учреждений культуры и образования
- Развернуть силами ведущих экспертов под руководством Министерства культуры РФ работу по созданию своеобразного эталона «культурного человека» как общепризнанного образца поведения гражданина в городской среде, основанного на своде моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности, и по дальнейшему активному его продвижению во все сферы жизнедеятельности, особенно – в молодёжную среду каждого муниципального образования с целью укрепления толерантности и профилактик экстремизма среди молодежи, содействия межкультурному взаимодействию.
В сфере информационного обеспечения
- Повысить возможности доступа населения малых городов и сельских районов к информации путем модернизации библиотечного обслуживания, обновления фондов библиотек, оснащения компьютерным и др. оборудованием, оцифровки фондов, внедрения удаленных форм доступа к библиотечным фондам и увеличения объемов комплектования по международному нормативу (250 наименований книг на 1000 жителей в год).
- Обеспечить увеличение числа общедоступных библиотек в малых городах и сёлах.
- Предусмотреть централизованное комплектование и увеличение размера финансирования библиотечных фондов небольших городов и сёл.
- Развернуть работы по высокотехнологичному оснащению, интегрированному в единую информационную инфраструктуру библиотек.
- Обеспечить доступ учреждений культуры во всех без исключения малых городах и сёлах к сети интернет для расширения творческих возможностей специалистов учреждений культуры и привлечения в них посетителей.
- Организовать проведение на государственном уровне PR-кампании по повышению престижности профессии работника культуры в российской провинции.
- Предусмотреть государственную поддержку телевизионных программ о деятельности работников культуры малых населённых мест.
- Федеральным органам запланировать и обеспечить показ на федеральных каналах цикла телевизионных передач о деятельности учреждений культуры и профессиях в сфере культуры в небольших городах и районах.
- Содействовать демонстрации творческого потенциала и нематериального культурного наследия (творческих коллективов) малых, средних городов и сельских районов за их пределами, в том числе за рубежом.
В сфере транспорта
- Предусмотреть, в рамках федеральной программы развития транспорта в РФ, развитие внутрирегиональной транспортной инфраструктуры (в субъектах Федерации) со строительством и реконструкцией сети внутриобластных автодорог, обеспечивающих устойчивую связь всех небольших населенных мест – районных центров с большим городом – областным центром.
- Предпринять меры по безусловному обеспечению расположенных в небольших городах и поселках – районных центрах районных учреждений культуры, выполняющих в сфере культуры местные центральные функции окружающих сельских территорий, транспортными средствами.
- Приступить к планомерному развитию специализированных передвижных (мобильных) транспортных средств – автоклубов, библиобусов, шоумобилей, передвижных досуговых центров и др. мобильных систем, а также – сборно-разборных конструкций для обслуживания прежде всего сельского населения и целенаправленному обеспечению ими малых населённых мест.
- Содействовать приобретению автотранспорта для учреждений культуры небольших населённых мест.
В сфере социальной поддержки
- Создать систему грантов творческим работникам небольших населённых мест в целях стимулирования и повышения заработной платы специалистов профессиональных театров, учреждений культуры, искусства и дополнительного образования.
- Предусмотреть назначение досрочных пенсий педагогическим работникам дополнительного образования сферы культуры также как и педагогам общеобразовательных учреждений, которые имеют право на оформление досрочной пенсии.
- Предусмотреть финансирование программ, направленных на обеспечение доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения с ограниченными физическими возможностями, слабозащищенных и малообеспеченных слоев населения (установка пандусов; приобретение специализированного оборудования; книг для слабовидящих; дотации учреждениям, работающим с маломобильным населением и др.).
- Содействовать государственному софинансированию программ жилищного строительства для специалистов социальной сферы малых городов.
В сфере материального и технического обеспечения
Важной составляющей привлекательности малых городов на современном этапе является наличие модернизированных учреждений культуры, отвечающих современным требованиям по качеству, разнообразию и комфортности, что дает им преимущество в конкурентной борьбе за кадровый потенциал. В этой связи необходимо:
- Разработать систему мер государственной финансовой поддержки формирования материально — технической базы учреждений культуры различного профиля и творческих коллективов (приобретение музейных экспонатов, оборудования для выставочных залов; приобретение библиотечного фонда и периодических изданий; приобретение музыкальных инструментов, свето- и звуковой аппаратуры, модернизация специального технического, звукового и светового оборудования в театральных и клубных учреждениях, расширение электронных ресурсов учреждений культуры, приобретение сценических костюмов и обуви, а также приобретение программного продукта в образовательных учреждениях сферы культуры).
- Сделать более доступными для учреждений культуры небольших городских и сельских населенных мест федеральные целевые программы, направленные на их техническое оснащение и проведение капитального ремонта их зданий и сооружений.
- Предусмотреть в программах газификации небольших населенных пунктов приоритетное подключение к газовым сетям учреждений культуры с проведением модернизации их отопительного оборудования.
В сфере финансирования
Настоятельно необходимыми являются меры по оказанию финансовой поддержки на федеральном уровне малым, средним городам и посёлкам по следующим направлениям:
- Предусмотреть бюджетные гарантии государства по финансированию текущей деятельности культурных учреждений небольших городских населенных мест.
- Обеспечить финансовую поддержку социально-значимых и творческих проектов, реализуемых не только в малых, но и в средних городах, позволяющую им рассчитывать на грантовую поддержку в существующих грантовых конкурсах, рассчитанных в настоящее время только на проекты федерального значения, в которых города с населением более 50 тыс. человек практически не могут принимать участия.
- Оказывать со стороны федеральных органов поддержку на конкурсной основе наиболее социально-значимых и творческих инициатив администраций, учреждений культуры и отдельных граждан — жителей малых, средних городов и посёлков проектов.
- Предусмотреть для детей и молодежи небольших городов финансирование проводимых в них молодежных патриотических игр и сборов за счет федерального бюджета.
- Предусмотреть федеральные налоговые льготы либо другую форму поощрения для организаций и предприятий, осуществляющих помощь культурным учреждениям и поддержку сферы культуры на местном уровне.
- Рассмотреть вопрос об увеличении заработной платы специалистов учреждений культуры до среднего уровня заработной платы работников образования Российской Федерации из республиканского и федерального бюджета.
- Восстановить существовавшие ранее меры социальной поддержки преподавателям детских школ искусств небольших городов, в том числе — льготные пенсии.