Научно-практическая конференция «Пути реализации задачи удвоения ВВП и преодоления бедности в условиях малых городов России»
7 июля 2005 года в Совете Федерации по инициативе Союза малых городов Российской Федерации прошла конференция на тему «Пути реализации задачи удвоения ВВП и преодоления бедности в условиях малых городов России». Вел конференцию заместитель Председателя Совета Федерации М.Е. Николаев.
В конференции приняли участие руководители малых городов и районов различных регионов страны, говорившие о наболевших проблемах своих территорий.
Участники конференции искали пути преодоления препятствий росту экономики и качественному улучшению жизни россиян, проживающих в малых городах. Сегодня эта категория городов, формирующих основной каркас экономической и социальной инфраструктуры наших регионов, находится в наиболее сложных условиях для реализации задач, намеченных Президентом РФ. Кризисное состояние малых городов России обусловлено тем, что их экономическая база оказалась не готова к проведению глобальных реформ.
Малые города имеют ограниченные возможности для маневрирования и преодоления некоторых негативных последствий реформ. Именно на примере небольших городов России, трех тысяч городских поселений и районов, в которых сосредоточено около трети социально-экономического потенциала страны, оказались отчетливо видны их «изъяны и перекосы». У муниципалитетов нет средств. Оборотные средства предприятий, многие из которых являются градообразующими для муниципальных образований, растрачены и потеряны еще в начале перестройки. Если учесть практику межбюджетных отношений, когда на местах остается минимум налоговой базы, становятся понятными причины депрессивного состояния большинства малых городов. А деньги, как следовало из выступлений, действительно концентрируются в крупных городах, банках, которые не спешат давать кредиты предприятиям. Даже если это малый и средний бизнес, о государственной поддержке которого декларируется на всех уровнях. Три года получало кредит предприятие по производству графита, пока вообще все правила работы не поменялись. А Вязьменский завод по производству оборудования для прачечных и химчисток (единственный в России) так и не дождался заказа ни свою продукцию от РЖД и профильного Министерства. Хотя такое предприятие в России одно, но тендер им выиграть не удалось. Что делать, маленький город – маленькие возможности? Или трудностей много?
Трудностей очень много и меньше, видимо, не станет. Почему, задал вопрос Николай Корнюшин из Вязьмы, инфляция достигает 10%, а тарифы монополисты поднимают на 40? Почему металл за границу поставляется дешевле, чем заводу в его родном городе? Почему предприятие должно осуществлять предоплату на месяц вперед электроэнергетикам? И самый основной вопрос – где брать средства для восстановления своих заводов и фабрик. Квалифицированные рабочие кадры – слесари, станочники, фрезеровщики – тоже стали дефицитом. Износ оборудования промпредприятий превысил 70%, что не дает надежд на стремительный экономических рост в малых городах. А это вопрос не частный, и не промышленный, а вопрос выживания малых городов и будущего России. Судьбы заводов и людей в небольших городах тесно взаимосвязаны.
Необходима специальная Программа синхронного развития экономики малых городов и роста численности населения, считают участники конференции. Причем программа должна быть нестандартной, «прорывной». Давно пора решить вопрос о том, чтобы все предприятия платили налоги по месту своего расположения, а не регистрации. В регионы должны поступать отработанные, а не «сырые» законы, затрудняющие, например, открытие в муниципальных школах «бизнес-инкубаторов» по подготовке высококвалифицированных рабочих. Кредиты на развитие предприятий должны быть льготными и даваться на длительные сроки при поддержке федерального бюджета. Большие надежды члены Союза малых городов связывают также с появлением закона «О кредитных союзах», работа над которым продолжалась десять лет. У муниципалитетов рычагов влияния на экономические показатели нет, все ждут свободных и длинных кредитных денег. Будут средства у предприятий в регионах – будут расти доходы российских семей. Другой альтернативы для борьбы с бедностью и удвоения ВВП в России нет, уверена директор Ярославского государственного института муниципального управления Лидия Леонтьева.
Во второй день работы конференции ее участники обсудили подходы к формированию блока федеральных мероприятий в рамках целевой программы удвоения ВВП и преодоления бедности в малых городах России.
В Совете Федерации завершила работу научно-практическая конференция «Пути реализации задачи удвоения ВВП и преодоления бедности в условиях малых городов России»
«Российская газета» — опубликовано на сайте rg.ru 8 июля 2005 г.
Итогом конференции стали рекомендации к проекту Федеральной целевой программы по преодолению бедности в малых городах России. «Оживление экономики малых городов – вопрос выживания России», — заявил президент Союза малых городов России Евгений Марков.
По переписи 2002 года в России насчитывается 2940 городских поселений – 1098 городов и 1842 поселка городского типа, в которых проживает 106,4 миллиона человек. В 2610 городских поселениях с числом жителей до 50 тысяч человек сосредоточено 27,1 миллион человек. Лишь одна пятая часть этих городских поселений, по оценкам специалистов, может быть отнесена к разряду инвестиционно-привлекательных. Какова будет жизнь примерно 80 миллионов россиян, проживающих в малых городах, потерявших свое место после разрушения территориально-хозяйственных связей в СССР? Как помочь малым городам приспособиться к рыночным условиям и улучшить качество жизни в удаленных регионах? Участники конференции сошлись во мнение, что это зависит от эффективности и целенаправленности усилий государства в отношении малых городов.
Без немедленного существенного экономического роста малых городов не решить поставленную Президентом РФ задачу удвоения темпов ВВП к 2010 году и сокращения бедности. При сохранении действующего законодательства минимум две трети малых городов обречены на вымирание. И это, подчеркнул президент Союза малых городов Евгений Марков, — в условиях растущих территориальных аппетитов соседних стран. «Мы потеряем Россию, — заявил Е.Марков, — если не будем целенаправленно решать задачи по оживлению экономической жизни в малых городах, повышению объемов выпускаемой продукции, увеличения количества рабочих мест». Только этим путем можно преодолеть негативные демографические тенденции, остановить прогрессирующую убыль населения.
Участники конференции и Союз малых городов России попросили Совет Федерации поддержать их предложения по ускорению подготовки президентской федеральной программы по развитию малых городов и борьбе с бедностью, а также о выделении средств из федерального бюджета на ее реализацию. Целесообразно, по мнению участников дискуссии, создание федерального и региональных инвестиционных фондов развития малых городов, например, за счет резервов Стабилизационного фонда.
ЭКОНОМИКА МАЛЫХ ГОРОДОВ – ЭТО ЭКОНОМИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Деловая пресса № 26 (321) от 08.07.05
В четверг, 7 июля, в Совете Федерации начала работу двухдневная научно-практическая конференция на тему «Пути реализации задачи удвоения ВВП и преодоления бедности в условиях малых городов России». Конференцию проводят совместно СФ РФ и Союз малых городов РФ.
Открывая пленарное заседание первого дня конференции, заместитель председателя Совета Федерации Михаил Николаев сообщил, что на сегодняшний день в России насчитывается 2800 малых городов, в которых живет 38% населения страны, в них расположено порядка 8 тыс. промышленных предприятий. “Это внушительный экономический потенциал”, — подчеркнул он. Доля продукции предприятий малых городов в ВВП страны составляет около 2-2,5%.
Выступивший в ходе заседания президент Союза малых городов РФ Евгений Марков считает, что в России потенциал малых городов очень высок, они являются опорой каждого региона, страны в целом. В связи с этим, сообщил он, Союз малых городов РФ выступает с инициативой разработки федеральной целевой программы удвоения ВВП и преодоления бедности в малых городах РФ. На сегодняшний день идею создания этой программы поддерживает руководство более 40 субъектов РФ. Е.Марков считает, что необходимо просить Правительство РФ поддержать инициативу союза по разработке целевой программы.
Академик Академии наук социальных технологий и местного самоуправления Анатолий Эпштейн считает, что в настоящее время в России господствует упрощенный подход к экономическому развитию малых городов. Он отметил, что работоспособность любой системы определяется работоспособностью ее низшего звена, в контексте рассматриваемой проблемы – местного самоуправления. Без этого экономический рост никогда не превысит 3-5% в год, уверен А.Эпштейн. По его словам, если федеральный закон №131 (о местном самоуправлении) не будет изменен, не будет роста экономики России и повышения ее конкурентоспособности.
А. Эпштейн считает, что любое недоиспользование потенциала малых городов ведет к росту ресурсоемкости экономики, снижению ее конкурентоспособности, увеличению числа безработных. Для изменения этой ситуации, сообщил академик, необходимо четко сформулировать внешние и внутренние угрозы развитию малых городов. К ним, в частности, относятся рост тарифов, которые сегодня необходимо снижать в 2-4 раза, выкачивание из малых городов интеллектуальных, трудовых и финансовых ресурсов, незначительная привлекательность таких городов для инвесторов, нерегулируемый приток мигрантов и проч. На решение этих проблем, полагает А.Эпштейн, вполне можно направить средства стабилизационного фонда.
По словам председателя Вяземского союза промышленников и предпринимателей Николая Корнюшина, сейчас российской промышленности не хватает оборотных средств, а без этого нельзя развивать предприятия. Изношенность основных фондов на многих российских предприятиях выросла до 70-80%. В такой ситуации невозможно говорить об удвоении ВВП, считает он. По его словам, “долгосрочное кредитование – это тот рычаг, который может поднять промышленность, сельское хозяйство и малый бизнес”. Малые предприятия, полагает Н.Корнюшин, в идеале должны получать кредит в заявительном порядке. Но сейчас им получить кредит в банке практически невозможно. Он уверен, для удвоения ВВП необходимы ремонт промышленных предприятий, покупка нового оборудования. Однако этому мешает непредсказуемый рост тарифов. Кроме того, проблемой является то, что российское антимонопольное законодательство не работает. Н.Корнюшин среди важных проблем российских предприятий отметил и проблему доступа к госзаказу. По его словам, сейчас, чтобы выиграть тендер, зачастую нужно заплатить сумму, равную сумме контракта, – “за откат”.
Н. Корнюшин уверен, что для нормального развития территорий предприятия должны платить налоги по месту их работы, а не по месту регистрации. По его словам, сегодня необходима разработка долгосрочной стратегии развития российской промышленности — “нужна программа прорывного развития России”. Для этого необходим пересмотр всего российского законодательства, нужны четкие правила госрегулирования экономики. “Сегодня нужно всего от трех до пяти лет, чтобы окончательно развалить всю промышленность России”, — заявил Н. Корнюшин.
Первый заместитель главы г.Троицка Равиль Абдарашитов предложил создавать особые экономические зоны в малых приграничных городах. Он считает, что это позволит решить проблему привлечения российских и зарубежных инвестиций в экономику небольших городов, а также получить доступ к новым технологиям. Создание ОЭЗ приведет к увеличению числа финансовых институтов в городах, открытию филиалов банков, развитию гостиничного и досугового бизнеса. Р.Абдарашитов считает, что нужна четкая государственная политика функционирования ОЭЗ.
Вице-президент Ассоциации российских банков Анатолий Милюков в своем выступлении отметил, что в РФ малый бизнес должен стать фундаментом развития экономики, благодаря его развитию возможен уход от сырьевой направленности экономики, выход на новые западные рынки, это также даст положительный социальный эффект. “Экономика малых городов – это экономика малого и среднего бизнеса”, — подчеркнул он. Для развития этих предприятий нужно снижать налоговое бремя, решить множество правовых вопросов, проводить подготовку кадров. “Малый бизнес нужно выращивать, причем малый профессиональный бизнес”, — считает А. Милюков, и сделать это можно с помощью создания бизнес-инкубаторов.
По словам А. Милюкова, сейчас банки сдержанно относятся к кредитованию малых предприятий, так как опасаются невозврата кредитов. Из всей суммы, которая направляется финансовой системой России на кредитование, малый бизнес получает только 1%. Для сравнения: в ЕС – 30%, в Японии – 35%. Для решения этой проблемы, отметил вице-президент АРБ, нужно создавать коммерческие фонды, в которые часть средств вносят банки, а часть – государство. Государство должно выделить на поддержку малого бизнеса в десять раз больше, чем выделяет сегодня, уверен А.Милюков. Эти средства должны, прежде всего, идти на формирование коммерческих фондов, смягчая риски при кредитовании малого бизнеса, пояснил он.
Ректор Академии труда и социальных отношений Николай Гриценко заявил о необходимости разработать закон, обеспечивающий развитие добросовестной конкуренции в сфере малого бизнеса. “Таких предприятий и так мало, так их еще и разоряют”, — подчеркнул он. Н. Гриценко считает, что малый бизнес должен развиваться во взаимодействии с крупными предприятиями. Его необходимо защищать от рэкета, чиновничьих поборов, отметил ректор академии.
Комментируя по просьбе ИА “Альянс Медиа” ситуацию с развитием малого предпринимательства в небольших российских городах, М. Николаев сказал, что в РФ сейчас есть территории, на которых хорошо развит малый бизнес. Это Мордовия, Чувашия, Татарстан, Белгородская и Пензенская области. Но и в других субъектах РФ должна вестись работа по поддержке малых предприятий, уверен он. Причем, отметил М. Николаев, бизнес в малых городах самостоятельно развиваться не будет, здесь важна активная поддержка администрации. “Малый бизнес — это основа, на которой должны держаться малые города”, — подчеркнул он. И добавил, что для развития малых предприятий нужно развивать финансовые институты, которые занимались бы его кредитованием: кредитные кооперативы, различные фонды.
Будущее малых городов – будущее России
11.07.2005
В Совете Федерации завершила работу организованная по инициативе Союза малых городов РФ научно-практическая конференция «Пути реализации задачи удвоения ВВП и преодоления бедности в условиях малых городов России». Итогом конференции стали рекомендации к проекту Федеральной целевой программы по преодолению бедности в малых городах России.
«Оживление экономики малых городов – вопрос выживания России», — заявил президент Союза малых городов России Евгений Марков.
По переписи 2002 года в России насчитывается 2940 городских поселений – 1098 городов и 1842 поселка городского типа, в которых проживает 106,4 миллиона человек. В 2610 городских поселениях с числом жителей до 50 тысяч человек сосредоточено 27,1 миллион человек. Лишь одна пятая часть этих городских поселений, по оценкам специалистов, может быть отнесена к разряду инвестиционно-привлекательных. Какова будет жизнь примерно 80 миллионов россиян, проживающих в малых городах, потерявших свое место после разрушения территориально-хозяйственных связей в СССР? Как помочь малым городам приспособиться к рыночным условиям и улучшить качество жизни в удаленных регионах? Участники конференции сошлись во мнение, что это зависит от эффективности и целенаправленности усилий государства в отношении малых городов.
Без немедленного существенного экономического роста малых городов не решить поставленную Президентом РФ задачу удвоения темпов ВВП к 2010 году и сокращения бедности. При сохранении действующего законодательства минимум две трети малых городов обречены на вымирание. И это, подчеркнул президент Союза малых городов Евгений Марков, — в условиях растущих территориальных аппетитов соседних стран. «Мы потеряем Россию, — заявил Е.Марков, — если не будем целенаправленно решать задачи по оживлению экономической жизни в малых городах, повышению объемов выпускаемой продукции, увеличения количества рабочих мест». Только этим путем можно преодолеть негативные демографические тенденции, остановить прогрессирующую убыль населения.
В число мероприятий, которые необходимо реализовывать в малых городах при активной поддержке органов государственной власти, участники конференции предлагали включить конкретные экономические проекты. Например, поддерживать промышленно-производственные объекты на территории малых городов, развитие инфраструктуры, систем связи между населенными пунктами. Не надо жалеть средств на строительство дорог и жилья, на расширение систем связи, энергетики и газификации в малых городах. Необходимо также остановить процесс свертывания сети размещенных в малых городах страны государственных, финансовых и других обслуживающих территорию учреждений, например, отделений Сбербанка и Почты России.
Главная задача на перспективу – выравнивание стартовых возможностей для разворачивания бизнес-проектов в малых и больших городах. Для этого предлагается разработать законопроект «О развитии малых городов РФ», которым будут предусмотрены меры по повышению инвестиционной привлекательности малых городов и выравнивание условий экономического развития малых и больших городов России. В малых городах могут быть созданы особые экономические условия – технопарки, промышленные зоны, инновационные центры, юридические и патентные центры. В малые города должен прийти венчурный капитал, страхуемый государством.
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru