Рекомендации парламентских слушаний на тему «О состоянии жилищного строительства и рынка жилья и мерах по его поддержке и развитию»
Организатор: Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям
г.Москва
9 декабря 2010 г.
Обсудив с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, представителей производственных и научных организаций, отраслевых ассоциаций, саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, проектирования, строительства вопросы о состоянии жилищного строительства и рынка жилья и о мерах по его поддержке и развитию, участники парламентских слушаний отмечают:
Увеличение доступности жилья для граждан, обеспечение комфортных и безопасных условий их проживания – было и остается приоритетным направлением государственной политики.
В январе-сентябре 2010 года на финансирование приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» из федерального бюджета выделено 337,4 млрд. рублей, что на 89,9 млрд. рублей больше, чем в аналогичный период прошлого года. Из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию национального проекта в 2010 году выделено около 96 млрд. рублей, что на 39,8 млрд. рублей больше, чем в январе-сентябре прошлого года. Доля софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации составила 22,2 % от общей суммы затрат.
В соответствии с утвержденными показателями ожидаемый ввод жилья в 2010 году должен составить 60 млн. кв. м, в том числе до 50% жилья должно составить малоэтажное строительство.
За указанный период в целом по стране было выдано 158,9 тыс. ипотечных кредитов на сумму 198,3 млрд. рублей. Это в два раза больше, чем за январь-сентябрь 2009 года.
Наибольшие успехи достигнуты в обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, а также других категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Так, на цели обеспечения жильем ветеранов, вставших на учет до 1 марта 2005 года, было направлено 49,1 млрд. рублей. За счет этих средств улучшили жилищные условия все ветераны, вставшие на учет до 1 марта 2005 года (28494 чел.). Для обеспечения жильем ветеранов, вставших на учет после 1 марта 2005 года, из федерального бюджета выделено около 102 млрд. рублей, улучшили свои жилищные условия 45379 ветеранов, вставших на учет после 1 марта 2005 года.
Вместе с тем современное состояние рынка жилья и строительства жилых домов не отвечает реальным потребностям. Остаются ограниченными возможности большинства граждан для улучшения жилищных условий. Несмотря на предпринятые в последние два года федеральными органами государственной власти меры государственной поддержки строительной отрасли, не восстановился объем строительства жилья, достигнутый в 2008 году, продолжается рост ветхого и аварийного жилищного фонда.
В соответствии с официальной отчетностью Федеральной службы государственной статистики за 10 месяцев 2010 года было введено в эксплуатацию 37,7 млн. квадратных метров жилья, что почти на 5 % ниже, чем за аналогичный период 2009 года. При этом в 2009 году объем ввода жилья также сокращался: за этот год было введено 59,9 млн. кв. жилья, в то время как в 2008 году масштабы ввода составили порядка 64,1 млн. кв. метров жилья.
В числе проблем, требующих решения, следует отметить следующие:
— ухудшение финансового положения строительной отрасли, вызванное стагнацией рынка жилья в условиях снижения платежеспособного спроса;
— продолжающееся ухудшение состояния основной части жилищного фонда, рост объемов ветхого и аварийного жилья;
— неразвитость легального рынка арендного жилья;
— сохранение дефицита жилья экономического класса;
— недостаточность финансовых ресурсов у органов местного самоуправления, к компетенции которых относится обеспечение жильем малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Однако следует признать, что в конце 2008 года и в течение 2009 года государство проводило активную политику по преодолению последствий финансово-экономического кризиса в строительной сфере. В частности, положительное воздействие на рынок жилья оказали такие меры государственной поддержки, как реструктуризация ипотечных жилищных кредитов, направление средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на достройку многоквартирных домов и покупку жилья на первичном рынке, выкуп готового и строящегося жилья для ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих.
В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» расходы федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» в 2010 году составляют 223,2 млрд. рублей (с учетом изменений функциональной классификации расходов бюджетов бюджетной системы). В 2011 году эти обязательства планируется профинансировать в объеме 216,5 млрд. рублей, а в 2012 и 2013 годах, соответственно, 94,3 и 78,7 млрд. рублей. Это сокращение расходов федерального бюджета во многом объясняется выполнением основной части обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны в текущем году и военнослужащих. Расходы федерального бюджета на государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» также сокращаются с 207,4 млрд. рублей в 2011 году до 130,7 и 111,4 млрд. рублей в 2012 и 2013 годах соответственно.
Таким образом, в 2011-2012 годах ожидается снижение объемов спроса на жилые помещения со стороны государства. В этих условиях особую важность приобретает активная реализация частно-государственных проектов, в рамках которых можно обеспечить привлечение финансовых ресурсов частного сектора экономики и физических лиц. Кроме того, становится крайне актуальным скорейшее восстановление объемов ипотечного жилищного кредитования, достигнутых в предкризисный период, и принятие дополнительных мер, направленных на снижение ставки по привлекаемым ипотечным жилищным кредитам.
На сегодняшний день в качестве основной меры реализации государственной политики по обеспечению жильем и улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, используются инструменты, предусматривающие предоставление жилья в собственность соответствующим гражданам. Эта система реализуется посредством государственных жилищных сертификатов, субсидирования расходов граждан на приобретение жилья или обслуживание ипотечных жилищных займов, непосредственного предоставления квартир.
При этом, если проблема обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих успешно решается, то для прочих категорий граждан, в первую очередь, проживающих в ветхом и аварийном жилье, ситуация существенно не изменилась. Так, увеличивается количество жилых помещений, признаваемых ветхими и аварийными, что подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики (табл. 1).
Таблица 1. Ветхий и аварийный жилищный фонд, на конец года, общая площадь жилых помещений в млн. квадратных метров[table]
1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ветхий жилищный фонд | 28,9 | 32,8 | 56,1 | 80 | 77,2 | 78,4 | 81,8 | 83,4 | 83,2 | 84 | 83,2 | 80,1 |
аварийный жилищный фонд | 3,3 | 4,9 | 9,5 | 7,9 | 10,2 | 13,2 | 11,2 | 11,2 | 12,7 | 15,1 | 16,5 | 19,4 |
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» данный Фонд должен был прекратить свою деятельность с 1 января 2012 года. При этом и на сегодняшний день значительная часть финансовых ресурсов Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства уже израсходована. В частности, на капитальный ремонт многоквартирных домов выделено 179,6 млрд. рублей из средств Фонда, а на переселение граждан Российской Федерации из аварийного жилищного фонда — 72,3 млрд. рублей.
При этом сохраняется размытая ответственность за финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов при отсутствии прозрачного учета платежей граждан, вносимых на эти цели. Граждане не считают себя ответственными за поддержание в надлежащем состоянии общего имущества дома. Это во многом связано с характером имевшей место в 1990-х гг. приватизации жилого фонда. Граждане получили право собственности в силу закона. Но им не передавалось по процедуре приемки-передачи общее имущество дома, при этом значительная доля нежилых помещений дома перешла иным лицам. Возложение ответственности за безопасную эксплуатацию многоквартирных домов на управляющие компании конкурентного рынка зачастую невозможно, в силу того, что документация на здания, особенно построенные несколько десятилетий назад, находится у бывших ДЭЗов, ЖЭКов, либо утрачена.
8 декабря 2010 года Государственной Думы принят в первом чтении проект федерального закона № 457476-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает продление сроков деятельности Фонда на один год – до 1 января 2013 года. Такая задача была поставлена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 5 октября 2010 года. Продление срока деятельности Фонда, в первую очередь, обусловлено необходимостью продолжения реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также политики государства по реформированию жилищного фонда, выражающейся, в том числе, в стимулировании внедрения рыночных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве и ресурсосберегающих технологий с учетом требований Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предусмотрены также меры, направленные на повышение эффективности деятельности Фонда, реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Участники парламентских слушаний отмечают, что одним из сдерживающих факторов для развития рынка жилья по-прежнему является наличие административных барьеров в сфере в строительства. При этом одной из самых острых проблем является непрозрачность процедуры предоставления земельных участков для строительства. Сегодня большой объем на земельном рынке, по-прежнему, занимают государственные и муниципальные земли. От сроков, в течение которых органы власти осуществляют предоставление прав на земельные участки, и от финансовых затрат потенциального инвестора на прохождение соответствующих процедур зависит рентабельность многих инвестиционных проектов, в том числе в сфере жилищного строительства.
В связи с этим процедура предоставления земельных участков должна быть прозрачна, укладываться в приемлемые сроки и гарантировать правообладателю юридическую чистоту полученных от государства прав.
Другой актуальной проблемой является обеспечение земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства, необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой. Перед государством стоит задача не просто увеличить жилищное строительство, но обеспечить комплексное освоение новых территорий на основе системного градостроительного планирования, с обеспечением граждан жильем, местами приложения труда, социальной и инженерной инфраструктурами.
На сегодняшний день решению этих задач посвящена деятельность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Только в 2010 году Фонд должен обеспечить вовлечение в оборот 3,0 тысяч гектар земель, находящихся в федеральной собственности. За первое полугодие текущего года Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства приняла решения о передаче Фонду содействия развитию жилищного строительства более 1,3 тысяч гектар, их которых 966 гектар — для строительства малоэтажного жилья экономического класса.
Вместе с тем, потребность в земельных участках для жилищного строительства остается в целом неудовлетворенной, исходя из чего целесообразно существенно увеличить темпы и объемы работы указанного Фонда и, в первую очередь, в части финансирования работ по обеспечению земельных участков объектами инфраструктурой. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о наделении Фонда функциями единого заказчика строительства жилья для отдельных категорий граждан, перед которыми у государства имеются социальные обязательства.
Участники парламентских слушаний отмечают также необходимость реформирования системы экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. На практике процесс разработки проектной документации и проведения ее государственной экспертизы сегодня являются для застройщика наиболее длительным этапом строительства (в среднем до 2-х, а иногда и до 3-х лет). Необходимо создавать условия для развития института негосударственной экспертизы в качестве эффективной альтернативы экспертизы, проводимой государственными органами. При этом развитие системы негосударственной экспертизы должно происходить при условии создания механизмов обеспечения ответственности организаций, осуществляющих такую экспертизу.
На развитие рынка жилья негативное влияние оказывает также многочисленные требования о предоставлении дополнительных документов при получении разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, предъявляемые на практике уполномоченными органами. Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен закрытый перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, установлен запрет требования от застройщика каких-либо согласований проектной документации, разрешений, не предусмотренных Кодексом. Участники парламентских слушаний отмечают, что в целях искоренения такой негативной практики необходимо повысить ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение требований законодательства о градостроительной деятельности.
Участники парламентских слушаний отмечают, что подготовка инженерной инфраструктуры, подключение к коммунальным сетям, строительство улично-дорожной сети и автомобильных дорог, социальной инфраструктуры является особенно важным для развития малоэтажного строительства.
В своем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации в 2010 году Президент Российской Федерации Д.А. Медведев предложил выделять земельные участки для строительства индивидуального жилого дома или дачи семьям, имеющим более трех детей. В этой связи вопросы законодательного регулирования порядка предоставления земельных участков для малоэтажного строительства, создания новых форм удовлетворения жилищных потребностей граждан с недостаточными доходами для приобретения жилья через развитие таких форм самоорганизации как жилищно-строительная кооперация, обеспечение малоэтажного жилья объектами инфраструктуры приобретают особую актуальность. При этом развитие малоэтажного строительства должно осуществляться при непосредственном участии руководителей регионов.
Таким образом, в настоящее время представляется необходимым доработать ко второму чтению проект федерального закона388150-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу развития малоэтажной жилой застройки территорий», в котором должны быть урегулированы все эти вопросы.
Участники парламентских слушаний отмечают, что 17 ноября 2010 года на заседании Правительства Российской Федерации была одобрена новая федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. Основной целью новой программы является формирование рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
В качестве основных задач проекта федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-5015 годы сформулировано следующее:
— создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса;
— повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
— обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.
При этом согласно показателям программы к 2015 году годовой объем ввода жилья должен составить 90 миллионов квадратных метров общей площади, жилищная обеспеченность достигнет 24,2 кв. метров на человека, доля ввода жилья, соответствующего стандартам экономического класса составит 60 процентов, будут завершены строительством и реконструкцией порядка 19 объектов коммунальной инфраструктуры.
В состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы включена новая подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации», которая будет реализовываться в качестве нового этапа действующей на сегодняшний день подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». Однако на выполнение этой подпрограммы на весь период 2011-2015 годов планируется направить из федерального бюджета только 21,1 млрд. рублей, что недостаточно для оказания существенного воздействия на стимулирование жилищного строительства.
Кроме того, отмечается, что основная часть этих расходов запланирована на 2013-2015 годы, исходя из чего, финансовое обеспечение региональных программ развития жилищного строительства в среднесрочной перспективе будет осуществляться на недостаточном уровне.
Также констатируется отсутствие в новой редакции федеральной целевой программы «Жилище» индикаторов, характеризующих качество, уровень благосостояния и степень износа жилищного фонда, несмотря на то, что эти показатели имеют непосредственное отношение к целям и задачам приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
Согласно проекту новой федеральной целевой программы «Жилище» создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса является одним из основных направлений государственной политики на ближайшую перспективу .
Вместе с тем в настоящее время строительство доступного и комфортного жилья сдерживается рядом факторов. К числу таких факторов можно отнести отсутствие в законодательстве Российской Федерации мер, направленных на формирование условий для развития рынка жилья экономического класса. Кроме того, применяемые в настоящее время процедуры предоставления земельных участков для целей жилищного строительства не ориентированы на снижение рыночной стоимости жилья.
С целью решения указанных проблем депутатами Государственной Думы разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 456651-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса».
Основная идея законопроекта – закрепление новых механизмов предоставления застройщикам земельных участков для их комплексного освоения или развития уже застроенных территорий с условием строительства на таких участках жилья экономического класса и реализация такого жилья по фиксированной стоимости, определенной по итогам аукциона.
Отсутствие необходимой инженерной инфраструктуры, сформированных площадок для строительства жилья, существенного износа и несоответствия требованиям ресурсоэффективности для подавляющей части коммунальной инфраструктуры является одним из важнейших сдерживающих факторов для повышения объемов строительства жилья и обеспечения доступности жилищно-коммунальных платежей для основной части населения. При этом на сегодняшний день не только не сформированы условия для применения экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, не утверждены методологические материалы, регламентирующие порядок определения платы за подключения к основным коммунальным сетям, не сформированы условия для оптимальной разработки и реализации инвестиционных программ предприятий коммунального хозяйства, включая обеспечение жилищного фонда приборами общедомового и индивидуального учета, но и усугубляется процесс ухудшения состояния основных фондов (табл. 2).
Таблица 2. Удельный вес полностью изношенных основных фондов организаций видов экономической деятельности, относящихся к жилищно-коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию населения, процентов
Удельный вес полностью изношенных основных фондов | |
производства и распределения газообразного топлива | 8,9 |
производства, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии) | 9,1 |
сбора, очистки и распределения воды | 22,6 |
деятельности гостиниц | 3,7 |
управления эксплуатацией нежилого фонда2) | 2,3 |
удаления сточных вод, отходов и аналогичной деятельности | 9,6 |
предоставления персональных услуг | 7,2 |
Решению проблемы упорядочивания отношений в жилищной сфере, строительства жилья препятствует отсутствие четкой позиции в отношении налогообложения имущества. В частности, до сих пор не сформированы основы налогового законодательства для введения налога на недвижимость.
При этом цены на жилье во многом остаются завышенными и определяются не столько и не только себестоимостью строительных работ, сколько платежеспособным спросом и дефицитом жилья (табл. 3).
Таблица 3. Индексы цен на рынке жилья по Российской Федерации (на конец периода, в процентах к концу предыдущего периода.
Индексы цен на первичном рынке жилья | ||||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Все квартиры | 113,1 | 125,1 | 122,5 | 118,8 | 118,5 | 117,5 | 147,7 | 123,4 | 110,3 | 92,4 |
в том числе: | ||||||||||
типовые квартиры | 111,2 | 121,5 | 122,0 | 118,9 | 117,4 | 119,2 | 150,6 | 116,8 | 113,2 | 91,7 |
квартиры улучшенной планировки | 113,5 | 126,5 | 123,8 | 115,9 | 121,2 | 119,0 | 149,4 | 121,9 | 111,4 | 92,8 |
элитные квартиры | 112,7 | 119,0 | 116,5 | 127,7 | 113,7 | 112,3 | 139,0 | 127,9 | 105,4 | 93,1 |
цен на вторичном рынке жилья | ||||||||||
Все квартиры | 116,3 | 132 | 125,3 | 118,8 | 124,1 | 118,0 | 154,4 | 120,6 | 115,3 | 89,0 |
в том числе: | ||||||||||
типовые квартиры | 117,4 | 135,5 | 127,1 | 120,5 | 126,3 | 118,2 | 155,6 | 121,2 | 115,0 | 87,5 |
квартиры улучшенной планировки | 115,3 | 130,5 | 124,5 | 116,4 | 122,5 | 119,0 | 152,7 | 119,8 | 115,2 | 89,9 |
элитные квартиры | 107,8 | 123,3 | 114,5 | 115,4 | 114,5 | 111,4 | 164,7 | 116,8 | 113,5 | 92,2 |
квартиры низкого качества | 117,9 | 124,5 | 127,7 | 119,5 | 119,5 | 115,9 | 154,3 | 117,4 | 114,7 | 90,4 |
Как видно из таблицы, цены на жилье как на первичном, так и вторичном рынках существенно колебались. Причем их изменение происходило практически идентично изменению уровня социально-экономического развития и доходов населения. В частности, в 2009 году, когда по всем категориям жилых помещений наблюдалось значительное падение цен, это явление во многом объяснялось последствиями острой фазы финансово-экономического кризиса.
Исходя из этого, крайне важно обеспечить меньшие темпы роста цен на жилье относительно роста покупательной способности граждан.
Важнейшим элементом государственной жилищной политики на сегодняшний день является развитие энергосбережения и обеспечение строительства жилых домов, в том числе малоэтажных, соответствующим наилучшим показателям энергоэффективности. Важно учесть, что 3 ноября 2010 года Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым был утвержден перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президента Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России 26 октября 2010 года. В рамках данных поручений Правительству Российской Федерации поручено подготовить и внести до 30 декабря 2010 года в Государственную Думу Федерального Собрания проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленных на стимулирование применения энергосервисных контрактов.
Также Правительству Российской Федерации поручено до 30 декабря 2010 года разработать и утвердить технические требования к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии.
Таким образом, в ближайшее время должна быть сформирована полноценная нормативная база для обеспечения строительства жилых домов в соответствии с минимальными требованиями к их энергоэффективности.
Развитию жилищного строительства во многом препятствует несовершенство строительных норм и правил, в том числе с учетом их несоответствия современным эффективным технологиям.
В этих целях необходимо обеспечить скорейшую актуализацию всей нормативной базы, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В состав этой базы входит, в частности, национальные стандарты и сводов правил (в том числе строительные нормы и правила), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». На сегодняшний день большинство этих стандартов и правил не актуализированы и не учитывают имеющиеся современные технологии и строительные материалы.
С учетом вышеизложенного, в целях повышения эффективности государственной политики по стимулированию жилищного строительства и поддержки сбалансированного рынка жилья участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. В приоритетном порядке рассматривать законопроекты, направленные на развитие жилищного строительства и развитие сбалансированного рынка жилья, в том числе проект федерального закона № 456651-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса».
1.2. До конца осенней сессии 2010 года рассмотреть проекты федеральных законов:
1.2.1. № 457446-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
1.2.2. № 435637-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;
1.2.3. № 435660-5 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
1.3. Обеспечить доработку и рассмотрение проектов федеральных законов:
1.3.1. № 388150-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу развития малоэтажной жилой застройки территорий» (в части обеспечения реализации мер по развитию массового малоэтажного жилищного строительства);
1.3.2. № 369212-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования»;
1.3.3. № 432575-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации».
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Утвердить в 2010 году нормативные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации).
2.2. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий упрощенный порядок предоставления земельных участков семьям, имеющим трех и более детей.
2.3. Обеспечить своевременное выполнение мероприятий, направленных на совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности, осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности в соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 982-р, в том числе мероприятий, направленных на:
2.3.1. упрощение порядка подготовки документов градостроительного зонирования и документации по планировке территории;
2.3.2. оптимизацию процедуры формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство, в том числе установление запрета на предоставление земельных участков без проведения аукционов, за исключением установленных федеральным законом случаев;
2.3.3. развитие системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, создание механизмов обеспечения ответственности организаций, осуществляющих такую экспертизу;
2.3.4. снятие избыточных административных барьеров при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к системам инженерно-технического обеспечения и снижение стоимости подключения;
2.3.5. установление административной ответственности за необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, нарушение порядка и сроков выдачи таких разрешений, а также за истребование документов и проведение согласований, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2.3.6. установление административной ответственности организаций коммунального комплекса и электросетевых компаний, а также их должностных лиц за нарушение правил подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и технологического присоединения к электрическим сетям.
2.4. Подготовить и направить Президенту Российской Федерации предложения о включении:
2.4.1. в Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825, объем малоэтажного жилищного строительства, в том числе введенный в действие за год;
2.4.2. в Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607, объем малоэтажного жилищного строительства, в том числе введенный в действие за год, площадь земельных участков, предоставленных для малоэтажного жилищного строительства.
2.5. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий механизмы обеспечения проведения своевременного капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
2.6. Утвердить федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы. При корректировке указанной программы рассмотреть вопрос об увеличении финансирования подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации».
2.7. Обеспечить в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы поддержку региональных программ жилищного строительства.
2.8. Утвердить Стратегию развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года.
2.9. Продолжить работу по разработке Стратегии развития массового строительства жилья на период до 2020 года.
2.10. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о водоснабжении и водоотведении.
2.11. В целях расширения использования подземного пространства мегаполисов рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство о недрах в части отнесения регулирования создания открытым способом подземных частей зданий к законодательству о градостроительной деятельности и исключения лицензирования пользования участками недр для целей создания подземных частей зданий на глубину до 10 метров.
2.12. При дальнейшем совершенствовании законодательства Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в области технического регулирования строительной деятельности предусмотреть особенности технического регулирования в области строительства зданий и сооружений, в том числе включение строительных норм и правил (сводов правил) в перечень документов в области стандартизации, применение которых обеспечивает презумпцию выполнения требований технических регламентов.
3. Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства:
3.1. Активизировать работу по финансированию обеспечения земельных участков Фонда объектами инфраструктуры, увеличить объемы земельных участков, вовлекаемых в оборот в целях осуществления строительства жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного.
3.1. Подготовить предложения о наделении Фонда функциями единого заказчика строительства жилья для отдельных категорий граждан, перед которыми у государства имеются социальные обязательства.
3.2. Подготовить предложения о механизмах предоставления Фондом земельных участков Фонда некоммерческим объединениям граждан в целях жилищного строительства, в том числе малоэтажного.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.
4.1. Разработать и утвердить региональные программы, направленные на стимулирование жилищного строительства, в том числе малоэтажного.
4.2. Обеспечить приоритетное финансирование расходов на обеспечение земельных участков коммунальной, инженерной и социальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, в том числе малоэтажного.
4.3. Ускорить разработку и утверждение порядка взимания платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения на основе прозрачных и доступных тарифов на подключение.
Председатель Комитета
М.Л. Шаккум
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 03.07.2024
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru