Решить проблемы малых городов без поддержки государства сегодня невозможно
Симаков Н.И., глава Чусовского района Пермского края
Симаков Н.И., глава Чусовского района Пермского края
Проблема развития небольших населенных мест в условиях стягивания финансовых, производственных, материальных ресурсов муниципальных образований, а вслед за ними и населения — в большие города – столичные и региональные центры, остается одной из основных на сегодняшний день. Мы все понимаем, что успешное решение этой сложной и многоаспектной проблемы зависит не только от направлений, форм и методов управления малыми городами, но и от проводимой государственной политики по повышению уровня экономического развития малых городов.
Все малые города, а их более 70 процентов в России, стремятся повышать социальную защищенность и благосостояние жителей, повышать устойчивость экономического развития территории. Не исключением является и Чусовской муниципальный район Пермского края, который включает в себя один город — административный центр и 7 сельских поселений, при численности населения района в 70 тысяч человек.
Экономические реформы в 90-е годы привели к ликвидации на нашей территории лесозаготовительной, лесоперерабатывающей отрасли, угольной отрасли и отрицательно повлияли на положение объектов железнодорожного транспорта в муниципальном районе. К сожалению, при этом не были созданы государством какие-либо альтернативные предприятия.
Тем не менее, город, район сумели «выстоять», так как ведущей отраслью промышленности города до 2014 года была черная металлургия. Градообразующим предприятием г.Чусового являлся ОАО «Чусовской металлургический завод» — одно из старейших на Урале предприятий черной металлургии с полным технологическим циклом выпуска металла. На нем было занято более 25 процентов экономически активного населения. Доля налогов, поступающих в бюджет района от предприятия, составляла около 30 процентов от общего объема налогов.
Принимая во внимание исторически сложившеюся монопрофильность экономики территории, необходимость развития других отраслей, необходимость того, чтобы территория жила и развивалась, муниципальная власть немало сделала для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на местном уровне: — построен бизнес-инкубатор, субсидируются расходы предпринимателей за счет федеральных и региональных средств, создаются льготные условия для предпринимателей; несмотря на неблагоприятные погодные условия, на территории наработан не малый положительный опыт по выращиванию кормовых и зерновых культур с применением ресурсосберегающих технологий. В результате урожайность зерновых культур ежегодно превышает аналогичный показатель оценки эффективности отрасли растениеводства по Пермскому краю.
На территории района занимаются производством сельскохозяйственной продукции 3 сельскохозяйственные организации. 77 субъектов малого предпринимательства зарегистрированы с основным видом деятельности — производство сельскохозяйственной продукции, в 2008 году их было всего 2.
Да, все проведенные мероприятия способствуют развитию малого и среднего предпринимательства, увеличению занятости населения, но для того чтобы был результат и малый и средний бизнес не был только «купи-продай», необходимы инвестиции.
Мы все прекрасно понимаем, что инвестор «зайдет» на территорию тогда, когда для него будет создан инвестиционный климат и в первую очередь это получение льготных кредитов, гарантий, налоговых льгот, возможность использования бюджетных источников софинансирования инвестиций, возможность использования природных ресурсов. Создать такой инвестиционный климат малые города не в состоянии, потому что у них нет этих ресурсов, все эти ресурсы у государственной власти. Например, в городе сформирована технологическая площадка, подведены коммуникации, есть потенциальный инвестор, который частично вложился в инвестиционный проект, но необходим был дополнительный финансовый ресурс, необходима гарантия для получения кредита. Муниципалитет не может дать такой гарантии, так как объем запрашиваемых средств не соизмерим с его бюджетом, а субъект не считает целесообразным предоставление гарантии. Итог – нового производства нет на территории муниципалитета, решение вопроса об уходе от монопрофильности экономики территории не решается, дополнительно созданных рабочих мест нет, но при этом зона ответственности за инвестиционную привлекательность все равно возлагается на муниципалитет.
«Двигаемся» дальше: если не получается привлечь средства в реальный сектор экономики, то может быть возможно развитие спортивной направленности. Всемирную славу России по санному спорту, фристайлу принесли воспитанники детской юношеской школы олимпийского резерва «Огонек», которая была создана в г. Чусовом в 1954 году. Для того, чтобы сегодня на её базе проводились всероссийские и международные соревнования, велась подготовка спортсменов высокого уровня, необходимы инвестиции со стороны государства. И вот уже, начиная с 2012 года, началась эпопея разработки проектной документации на строительство санно-бобслейной трассы. Сегодня можно, констатировать, что «воз и ныне там». Муниципальная власть сделала все, что от нее зависело в подготовке данного проекта, но без поддержки государства реализация такого значимого мероприятия, которое в конечном итоге, спортивными результатами будет прославлять нашу страну и даст толчок к созданию дополнительных рабочих мест, привлечению средств в экономику территории, невозможна. Объем средств на реализацию проекта необходим в размере 2 млрд. рублей, а это пятилетние собственные доходы муниципалитета.
Для преодоления монопрофильности экономики территории, Постановлением Правительства Пермского края от 08.12.2010 года N1023-п «Об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации города Чусового Пермского края на 2010-2015 годы» был утвержден инвестиционный проект реконструкции Чусовского металлургического завода.
Однако в 2015 году руководство Чусовского металлургического завода, филиала ОАО «Трубодеталь» провело ряд пресс-конференций для СМИ и общественности города Чусового, на которых было заявлено об остановке активной фазы строительства в связи с влиянием внешних факторов, вызванных ростом курса валют, повышением ключевой ставки Центрального Банка.
Без перспективы реконструкции Чусовского металлургического завода возникнет социальная напряженность в городе и районе, увеличится миграция молодого населения, не получит дальнейшего развития малый и средний бизнес, возникнет еще одна депрессивная территория.
Решить, данную проблему без поддержки государства так же сегодня невозможно.
Самоустранение государственной власти от решения экономических проблем промышленных предприятий, которые составляют градообразующую основу малых городов, приводит к остановке производства на таких территориях, как наша.
Конечно, крупные города и городские агломерации представляют собой многофункциональные хозяйственные комплексы с высокой интеграцией производства, с высокой концентрацией высококвалифицированных кадров, финансовых ресурсов. Предприятия в этих городах обеспечивают высокую прибыльность вложенных средств, и это притягивает все категории инвесторов.
Но не нужно забывать, что основная доля городов России – это малые города, в которых проживает наибольший удельный вес населения, это муниципальные образования которые имеют довольно значительный потенциал для своего развития благодаря сохранившемуся историко-культурному наследию, географическому положению, промышленному производству и т.д. И только государственная экономическая политика с формированием результативных механизмов реализации процессов развития малого бизнеса, инвестиционной политики, грамотной структурной перестройки экономики и создание альтернативных предприятий в малых городах обеспечит стабильность малых городов, создаст новые рабочие места, повысит уровень рождаемости и продолжительности жизни населения, повысит качество жизни населения.
Финансово обеспеченные муниципальные образования, которые реально решают проблемы каждого гражданина – это гарантия безопасности и стабильного развития нашего государства, это сильная Россия!
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 16.10.2015
- 03.07.2024
22 апреля 2024 года стартовал II Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Юный Управдом – созидатель благоприятной среды проживания».
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: orgkomitet@konkurs-upravdom.ru или по телефону: +7 (985) 210-76-30.
konkurs-upravdom.ru