Синеок: Нацпроекты значительно улучшили социально-экономическую ситуацию в Троицке
Синеок М.И., глава города Троицк Челябинской области
Город Троицк — один из старейших малых городов Челябинской области с населением более 80 тысяч человек. В этом году город отметил 265 лет. Троицк — город приграничный с Казахстаном, со своими особенностями и богатыми традициями. Градообразующее предприятие — Троицкая ГРЭС. Муниципальная система образования включает: 21 детский сад, 19 школ, 1 школа — интернат VIII вида, 4 учреждения дополнительного образования.
У нас, как и во всех территориях, реализуются национальные проекты: «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Здоровье», «Образование». Надо признать, что реализация национальных проектов позволила значительно улучшить социально-экономическую ситуацию в городе. Так, например, благодаря национальному проекту «ОБРАЗОВАНИЕ» был получен позитивный опыт системного развития образовательной сферы города. Впервые вопросы обновления содержания образования решались комплексно:
- материально-техническое обеспечение;
- программное обеспечение образовательного процесса;
- подготовка педагогических кадров.
За 3 года на обновление и модернизацию учебно-материальной базы образовательных учреждений только в рамках национального проекта из бюджетов всех уровней направлено 56,3 млн. рублей, в том числе 18,0 млн. рублей — из городского. Доля софинансирования мероприятий национального проекта за 2006-2007 годы такова: из федерального бюджета – 33%, областного – 35%, городского – 32%.
Что удалось сделать?
Обновлено технологическое оборудование, школьная мебель, компьютерное оснащение (17 человек на 1 компьютер), в т.ч. приобретены лего-конструкторы, интерактивные доски, получено лицензионное программное обеспечение, все школы получили выход в Интернет. До 80% увеличилось число педагогов, владеющих и применяющих на практике компьютерные технологии, что бесспорно улучшило условия для осуществления образовательного процесса и обогатило содержание образования. Так как город дотационный (на 50%), отсюда все вытекающие последствия. Как и везде, школы города живут в рамках жесткого нормированного финансирования. Национальный проект дал каждому образовательному учреждению, педагогу возможность получения дополнительных средств путем проявления творчества и инициативы. Мы активно идем на внедрение разного рода инноваций. Делаем ставку на творчество, инициативность педагогов и учащихся. Создана система мер, позволяющая каждому образовательному учреждению, педагогу, учащемуся проявить творческий подход к делу и получить заслуженное вознаграждение.
Замечу, что идеи национального проекта легли на хорошо подготовленную почву, т.к. в системе образования города в течение
12 лет осваивался программно-целевой подход к развитию образования, что и обеспечило профессиональную смелость учителей, их готовность к активному участию в национальном проекте.
Видовое разнообразие образовательных учреждений в нашем городе сложилось еще на заре перестройки. Из 19 общеобразовательных учреждений в городе — 2 лицея, 1 гимназия, школа личностно-ориентированного обучения. На примере нашего лицея №13 видно, как творчество и инициатива педколлектива позволяют достигать высоких результатов, способствуют получению дополнительных средств на развитие учреждения. Лицей №13 — федеральная экспериментальная площадка по созданию инновационного образовательного учреждения «Лицей — исследовательская лаборатория». Директор Сергей Александрович Старченко, доктор педагогических наук. Замечу, что это один из тех уникальных случаев, когда руководитель общеобразовательного учреждения защищает докторскую диссертацию на материалах работы своего педколлектива. В 2006 году «Лицей № 13» стал лауреатом всероссийского конкурса«Лучшие школы России». В течение 2 лет (2006г. и 2008 г.) учреждение получает грант Президента — 1 млн. рублей, в 2007 году грант Губернатора — 500 тыс. рублей и выигрывает областной конкурс на открытие предметной лаборатории, биолого-экологической направленности стоимостью 3 млн. рублей, в т.ч. 1,5 млн. рублей — из бюджета города.
За три года в образовательный процесс привлечено 6,5 млн. рублей на реализацию инновационных проектов (лучший показатель в области), а также 4,5 млн. рублей внебюджетных попечительских средств. Все дополнительные средства направлены на приобретение наглядных пособий, оборудования о которых они мечтали со дня основания.
В лицее реализуется новая концепция естественно — научного образования. Арсенал наработок педколлектива включает авторские программы, технологии, учебники. Причем это не стихийный процесс, а тщательное аналитическое осмысление. Подтверждение тому — два педагога защитили диссертации и стали кандидатами педагогических наук и в настоящее время еще 2 педагога готовы защитить диссертации.
Накоплен богатейший опыт формирования и развития поисково-исследовательской деятельности учащихся. За счет средств городского бюджета на базе лицея № 13 открыт центр развития познавательной деятельности учащихся, в рамках которой функционирует 11 научно — исследовательских лабораторий, 13 объединений.
Гордостью лицея является хорошо оснащенная учебно-исследовательская биолого-экологическая лаборатория для учащихся 5-8 классов. В работе лицея активно используется научный потенциал Уральской государственной академии ветеринарной медицины, в сотрудничестве с которыми учащиеся приобретают навыки исследовательской, проектной деятельности, успешно представляют результаты своих исследований на городских, региональных, Российских конкурсных мероприятиях. Качественная успеваемость учащихся составляет 85-90 %. Ежегодно из стен лицея выпускаются порядка 16 медалистов, 6 педагогов лицея грантополучатели, 56% педагогов имеют высшую категорию.
В лицее уделяется серьезное внимание поддержке одаренных детей из малообеспеченных семей. Решением Собрания депутатов города им выплачивается стипендия в размере 500 рублей ежемесячно. Таким образом, у образовательных учреждений появились стимулы для достижения конкурентоспособности, новые идеи, мысли, результативность в работе, желание искать новые способы повышения качества образования.
Надо отметить, что более 80% образовательных учреждений города приняли активное участие в конкурсных мероприятиях различного уровня. За 3 года имена 26-х педагогов нашего города названы в числе лучших учителей областного и федерального уровня. 64 педагога отмечены в числе лучших — на городском уровне. Каждый третий педагог поощрён премией Главы города за творчество и инициативу, в их числе — руководители образовательных учреждений.
Ощутимую прибавку к заработной плате получают не только победители федеральных, областных, но и городских конкурсов: «Учитель года», «Лучший руководитель учреждения» — 25 тысяч рублей. «Лучший педагогический работник», «Лучший классный руководитель» 10 тысяч рублей.
Городской конкурс «Учитель года-2008». Важное значение придаётся созданию среды для развития творческих способностей учащихся и воспитанников. Выстроена система поддержки талантливых учащихся на всех ступенях обучения. Стало традицией проведение в городе олимпиад, конкурсов исследовательских работ не только в среднем и старшем звене, но и для младших школьников, в форме интеллектуального марафона. Завершением конкурсных мероприятий является — Парад школьных побед, на котором чествуем победителей не только городских, но и областных и всероссийских состязаний. Детям и их наставникам вручаются премии в размере до 1,5 тыс. рублей. Ежегодно награждение получают от 60 до 100 учащихся.
Городской бюджет финансирует участие школьников в областных, всероссийских олимпиадах, конференциях и конкурсах, на что ежегодно предусматривает более 0,5 млн. рублей. Заметно активизировалась работа классных руководителей в связи с выплатой дополнительного вознаграждения. Она стала более концептуальной, эффективной в направлении взаимодействия с семьей, социальными и межведомственными службами. Основные ориентиры модернизации системы воспитания направлены на формирование нравственных качеств, гражданской позиции, развитие личностной инициативы и основываются на принципах сотрудничества детей и взрослых.
Ежегодно опыт лучших классных руководителей получает общественную оценку. Сегодня можно говорить о том, что в образовательной системе города накоплен богатый опыт организации коллективных творческих дел, патриотического воспитания, воспитания толерантности, скаутского движения, движения за здоровый образ жизни.
Доказано, что самая главная ценность в любой деятельности – это человеческий ресурс. Чем он ярче проявляется в творческом плане, тем содержательнее будет результат. Это наш основной постулат. Изыскали и будем изыскивать средства на поддержку лидеров в образовании.
Пользуясь присутствием федеральных и региональных властей, остановлюсь на такой проблеме, характерной старинным, малым городам –доведение зданий образовательных учреждений до современных требований. В настоящее время значительная часть зданий постройки 40-60 годов, и для приведения их в соответствие необходимы большие финансовые вложения, которыми муниципалитет не располагает.
Без поддержки областного и федерального бюджета данную проблему в ближайшей перспективе не решить. Наряду с этим, имеет смысл рассмотреть вопрос о восстановлении утраченных образовательными учреждениями налоговых льгот и пониженных тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги, а высвободившиеся средства направить на развитие системы образования.
И последнее, нельзя обойти стороной и такую проблему, как привлечение молодых специалистов в образовательную среду. Для этого необходимо продумать систему дополнительных социальных льгот, чтобы заинтересовать молодёжь работать в малых городах.
Теперь о другом проекте.
Национальный проект — «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ – ГРАЖДАНАМ РОССИИ» призван повысить комфортность и улучшить условия проживания россиян, поэтому является одним из наиболее приоритетных и актуальных направлений деятельности органов власти.
При реализации данного проекта на территории города мы столкнулись с очень серьезными проблемами, которые препятствовали его реализации, особенно в части жилищного строительства.
- Во-первых, отсутствие единой государственной политики в отношении жилищного строительства и строительной индустрии, предприятий по производству строительных материалов, подрядных строительных организаций. На протяжении ряда лет жилищное строительство не воспринималось как обязательный элемент социальной политики, который необходимо координировать на уровне государства.
- Во-вторых, отсутствие необходимой нормативно-правовой базы в отношении градостроительной политики на местном уровне. Разработка этой документации стала первостепенной задачей на начальном этапе реализации национального проекта. Дефицит городского бюджета, непонимание важности стратегического планирования не позволяли долгое время вкладывать средства в генеральный план города, разработку необходимых документов территориального планирования. За 2006-2007 годы нами сделан рывок в этом направлении, разработаны практически все документы в отношении градостроительной политики на территории города. Подготовлен и утвержден решением Собрания депутатов проект «Корректировка генерального плана города Троицка» и проект «Правовое зонирование территорий города Троицка», разработаны «Правила землепользования и застройки», другие документы. Разработан и утвержден проект планировки и проект межевания территории микрорайона №2, №4 и №5, а также, в целях развития индивидуального жилищного строительства, территории микрорайона №3.
- В-третьих, при реализации национального проекта мы столкнулись с такой серьезной проблемой, которую невозможно быстро решить, как отсутствие резерва мощности инженерной инфраструктуры. При наличии в городе Троцкой ГРЭС, которая производит тепловую и электрическую энергию, новых водозаборных сооружений, имеющих значительный резерв по производству питьевой воды, в городе недостаточно мощностей по транспортировке коммунальных ресурсов в районы перспективного развития города. Необходимо строительство трансформаторных подстанций, линий электропередач, водоводов, решение проблем теплоснабжения, газоснабжения отдельных районов города. Реализация подпрограммы «Модернизация объектов инженерной инфраструктуры» и наличие градостроительной документации позволили начать эту работу. Разработана проектно-сметная документация на строительство отдельных объектов коммунальной инфраструктуры, подготовлены инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, ведется работа по строительству инженерных коммуникаций.
- Четвертой проблемой, с которой мы столкнулись, оказалось отсутствие подготовленных земельных участков под жилищное строительство. В настоящее время подготовлено 6 земельных участков с подведенной инженерной инфраструктурой, что позволит полностью реализовать Программу жилищного строительства на ближайшие 5 лет. Одновременно идет подготовка следующих площадок.
- Как оказалось, мало построить жилой фонд, его надо продать, а для этого должна быть доступная для населения муниципального образования стоимость жилья. Администрацией города были предприняты меры по ее снижению: распоряжением главы города Троицка от 10.03.2006 г. № 85-р создана Комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с проектированием объектов различного назначения, в том числе жилых домов, проведена инвентаризация незавершенных объектов строительства с целью их использования. Проводятся конкурсы и аукционы для размещения муниципального заказа по разработке проектно-сметной документации и строительства жилых зданий, за счет бюджетных средств проводится межевание и инвентаризация земельных участков. Проведен мониторинг стоимости выдачи технических условий и согласований проектно-сметной документации, по результатам которого при содействии Министерства экономического развития Челябинской области были снижены цены, отменены согласования отдельных служб. С целью снижения стоимости нового жилья завершается строительство завода по производству минераловатной плиты, начато строительство цеха по производству бетона, завода по производству строительных материалов и смесей. На очереди строительство кирпичного и стекольного заводов. Кроме того, запланировано строительство жилых домов различной степени комфортности для людей с различным уровнем достатка, а также массовое строительство домов усадебного типа, коттеджной и малоэтажной застройки.
- Еще одна серьезная проблема – недостаток строительных подрядных организаций для увеличения объемов жилищного строительства, недостаток квалифицированных рабочих строительных профессий, что сказывается на сроках и качестве строительства. Эти проблемы мы решаем подготовкой специалистов на базе энергостроительного техникума и профтехучилищ города, но, к сожалению, параллельно идет отток кадров в областной центр.
Но, несмотря на все проблемы, в городе Троицке ведется активная работа по наращиванию объемов жилищного строительства и повышению его доступности. Масштабное жилищное строительство сопровождается интенсивным развитием инженерной инфраструктуры, более качественным содержанием жилого фонда, реконструкцией частного сектора.
В заключение хотелось бы внести предложения, которые, на мой взгляд, будут способствовать реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»:
- разработать и реализовать долгосрочную государственную программу развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии;
- обеспечить формирование баланса спроса и предложения строительных материалов, изделий и конструкций, необходимых для осуществления строительства жилья на уровне субъектов Российской федерации;
- организовать проведение семинаров, форумов для повышение квалификации специалистов органов местного самоуправления, координирующих реализацию национальных проектов, в том числе по обмену опытом, внедрению новых строительных технологий и т.д.;
- разработать и реализовать государственную долгосрочную программу по повышению уровня жизни населения, что обеспечит возможность развития рынка жилья, в том числе с использованием ипотечного кредитования.
Вернуться к теме Всероссийский форум-конкурс «Опыт реализации национальных проектов в малых городах и районах России» (Санкт-Петербург)
Поделитесь этой информацией!
Другие публикации
- 17.04.2023