Logo
30 лет СМГРФ
  • Главная
  • НОВОСТИ
  • ВАЖНО
    • Нужны ли России ее малые города?
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • О Союзе
      • История Союза
      • Контакты
      • Наши баннеры
    • Партнёры
    • КЛУБЫ
    • Документы
    • Мероприятия
    • Презентации
    • Видео
  • ГОРОДА И РАЙОНЫ
  • РАЗВИТИЕ
  • ТРИБУНА
  • МИР МАЛЫХ ГОРОДОВ
  • 75 лет Победы
  • Вернуть
  • Меню
    • Главная
    • НОВОСТИ
    • ВАЖНО
      • Нужны ли России ее малые города?
    • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
      • О Союзе
        • История Союза
        • Контакты
        • Наши баннеры
      • Партнёры
      • КЛУБЫ
      • Документы
      • Мероприятия
      • Презентации
      • Видео
    • ГОРОДА И РАЙОНЫ
    • РАЗВИТИЕ
    • ТРИБУНА
    • МИР МАЛЫХ ГОРОДОВ
    • 75 лет Победы
Главная / Материалы / Гордеев А.В., министр сельского хозяйства Российской Федерации
Материалы 19.07.2008

Гордеев А.В., министр сельского хозяйства Российской Федерации

Российское сельское хозяйство – потенциал лидерства

Сельское хозяйство было и остается одним из важнейших видов деятельности в России. В сельском хозяйстве и пищевой промышленности производится около 8,5% валового внутреннего продукта (в том числе в сельском хозяйстве 4,5%), здесь занято 7,3 млн. человек (11% от численности занятых во всей экономике), сосредоточено 3,6% основных производственных фондов.
Россия обладает одним из крупнейших в мире сельскохозяйственных потенциалов. Имея лишь 2,2% мирового населения, Россия располагает 9% мировой продуктивной пашни, 2,6% пастбищ, 20% мировых запасов пресной воды, 9 % производства минеральных удобрений.

Эффективное использование этого огромного потенциала позволит нам обеспечить не только внутренние потребности населения в продовольствии, но и занять лидирующие позиции среди экспортёров зерна и животноводческой продукции.

Для реализации намеченных целей, отечественному сельскому хозяйству предстоит развиваться опережающими, в сравнении с общемировыми, темпами. По прогнозам экспертов в России созданы условия, позволяющие в ближайшие десять лет достичь темпов прироста производства зерна и мяса, которые превысят общемировые в 2,5-3 раза.

Задачи на среднесрочную перспективу

В 2008 году был дан старт реализации 5-летней Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, основанной на принципах государственного — частного партнёрства. В Государственной программе четко определены цели и направления работы агропромышленного комплекса России на среднесрочную перспективу. В ее разделах охвачены практически все составляющие, обеспечивающие развитие сельского хозяйства. Это:

— устойчивое развитие сельских территорий;
— создание общих условий функционирования;
— развитие приоритетных подотраслей;
— достижение финансовой устойчивости хозяйств;
— регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Сегодня уже можно дать первые оценки того, как реализуется программа, что уже достигнуто и с какими проблемами приходится сталкиваться.

Хотел бы отметить, что в сельском хозяйстве экономический рост продолжается десятый год подряд и все положительные тенденции, заложенные приоритетным национальным проектом «Развитие АПК», сохраняются.

gordeev_apk

Рис. 1 Индекс производства продукции сельского хозяйства (Кликните для увеличения)

Основные направления современной аграрной политики

Современная аграрная политика исходит из того, что стимулирование инвестиций в сельское хозяйство должно обеспечиваться за счет повышения доступности кредитов, институтов развития, которые позволят реализовывать крупные проекты на принципах проектного финансирования, активного вовлечения финансовых институтов (Росагролизинг, Россельхозбанк и др.), кредитования под залог приобретаемой техники и оборудования, племенной продукции, объектов незавершенного строительства и других механизмов, обеспечивающих упрощение привлечения инвестиций.

Во-первых, это использование земель сельскохозяйственного назначения. Миллионы гектаров выведены из сельскохозяйственного оборота и зарастают мелколесьем. В одних случаях причиной является нерадивость хозяев, в других – умышленная позиция земельных спекулянтов. В то же время, добросовестные инвесторы повсеместно сталкиваются с нехваткой земель, с трудностями при оформлении их в собственность.

Минсельхозу России и Минэкономразвития России необходимо проработать меры, направленные на обеспечение эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе подготовить предложения по законодательному определению соответствующих критериев и процедур изъятия земель у неэффективных собственников.

Во-вторых, вопросы совершенствования работы институтов развития. В целях недопущения дефицита кредитных ресурсов в отрасли необходимо внести изменения в Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в части включения проектов по строительству и модернизации высокотехнологичных объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции в перечень основных отраслевых приоритетов инвестиционной деятельности Внешэкономбанка на 2007-2010 годы.

В перспективе, возможно, возникнет необходимость в создании и новых инвестиционных инструментов.

В-третьих, по сигналам с мест, строительство жилья, помещений для учреждений здравоохранения, культуры, образования, а также производственных объектов сдерживается из-за отсутствия межпоселковых газопроводов и электросетей и соответствующих отводов от них. Финансирование их строительства перекладывается на плечи потребителей электроэнергии и газа, т.е. на хозяйствующие субъекты и граждан. Приведу только один пример. Цена за каждый кВт/час подключения к централизованной электросети в ряде регионов уже превышает 50 тыс. рублей. Подчас, стоимость подключения к электричеству и газу достигает половины стоимости возводимого объекта.

Необходима более четкая координация усилий федеральных министерств, органов управления АПК субъектов Российской Федерации с АО «РАО ЕЭС России» и ОАО «Газпром» при осуществлении социально-экономических проектов на селе.

В-четвертых, с целью стабилизации ценовой ситуации на продовольственном рынке внутри страны в условиях существенных ценовых колебаний на мировых рынках актуален вопрос о расширении интервенционного продовольственного фонда.

В настоящее время, объемы бюджетного финансирования позволяют реализовывать меры по стабилизации цен только на рынке зерна, да и то в ограниченных масштабах. Необходимо расширить перечень продукции, в отношении которой проводятся интервенции и, соответственно, увеличить объемы финансирования мероприятий по регулированию рынка сельхозпродукции.

Нам предстоит превратить аграрную отрасль в один из «двигателей» национальной экономики наряду с топливно-энергетическим комплексом, транспортом, современными наукоемкими и высокотехнологическими отраслями.

Цели и задачи долгосрочной политики АПК

Одновременно, долгосрочным приоритетом государственной политики должно стать значительное повышение качества жизни сельского населения, что создаст условия для существенного улучшения демографической ситуации в сельской местности и в стране в целом, а также обеспечит поддержание экономической активности на обширных сельских территориях.

Прогнозируемый рост доходов населения в России определит изменение структуры питания в сторону увеличения потребления животных белков. В этих условиях основные усилия должны быть направлены на увеличение отечественного производства мяса и молока и максимально возможного снижения импортозависимости.

Исходя из приведенных прогнозов, основными целями государственной долгосрочной политики в АПК являются:

1. Обеспечение потребностей населения страны в основных видах сельхозпродукции за счет собственного производства и вхождение России в число лидеров мирового рынка по таким видам продукции, как зерно, подсолнечное масло, молоко сухое, масло животное, свинина, мясо птицы, а также льноволокно и продукция «экологического сельского хозяйства»;
2. Повышение качества жизни на селе до уровня, сопоставимого с качеством жизни городского населения.

Показатели развития АПК на перспективу

В разработанной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определены основные показатели развития АПК на перспективу.

Валовой сбор зерновых культур в 2020 году может достичь не менее 120-125 млн. тонн в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 г. до 26-28 ц/га в 2020 г. и расширения их посевных площадей.

Показатели Ед. изм 2007г. отчёт 2020г. прогноз 2020г. к 2007г., %
Темп роста производства сельского хозяйства % 103,3 102-103 155
Зерно (в весе после доработки) тыс. т 81 796 125 000 153
Сахарная свекла тыс. т 28 961 36 023 124
Подсолнечник тыс. т 5 657 7 480 132
Картофель тыс. т 36 784 36 300 99
Овощи тыс. т 15 511 16 665 107
Скот и птица (в живом весе) тыс. т 8 619 13 926 162
Молоко тыс. т 32 162 41 000 127
Яйца тыс. шт 37 797 39 200 104

Таблица — 1. Производство основных видов продукции сельского хозяйства

При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит России превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом зерновом рынке. В 2020 году по отношению к 2007 году уровень производства продуктов питания возрастет в 1,9 раза.

Прогнозируемый рост производства муки характеризуется умеренным развитием рынка и определяется спросом хлебопекарных и кондитерских предприятий, предприятий общественного питания и розничной торговли. Расширение внешнего спроса может стать фактором, обеспечивающим рост мукомольной отрасли. Уже сейчас формируется новая тенденция – экспорт муки в среднюю Азию.

К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса, молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока – на 27%. Доля импорта в мясных ресурсах снизится с 34% в 2007 году до 12% в 2020 году, доля импорта молока в ресурсах — с 17% до 12% соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства.

На рост производства мясной продукции окажет влияние улучшение сырьевой базы и использование современных технологий. Насыщение внутреннего рынка отечественным сырьем (свинина и птица) скажется на снижении доли импорта свинины в ресурсах в 2020 году до 7-10% против 24,9% в 2007 году, птицы соответственно – 14% и 39,5 процента. В результате быстрой модернизации и наращивания мощностей в эффективных птицеводческих компаниях Россия сможет претендовать на роль заметного экспортера мяса птицы.

Рост внутреннего и внешнего спроса, прогнозируемый рост цен на молочную продукцию окажут стимулирующее влияние на молочный сектор. Экспорт молочной продукции возрастет в 2 раза. Многообещающие перспективы для производителей молочной продукции открываются в части ее экспорта на рынки стран юго-восточной Азии, испытывающие ограничение в собственных ресурсах для производства молока.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования к 2020 году возрастут по сравнению с 2007 годом в 5 раз. В структуре инвестиций по отраслям сельского хозяйства по крупным и средним организациям в 2020 году на долю растениеводства будет приходиться около 30%, животноводства – 50 процентов. К 2020 году объем инвестиций за счет собственных средств может возрасти до 925 млрд. рублей против 85,3 млрд. рублей в 2007 году. Привлеченные средства в 2020 году могут превысить 1900 млрд. рублей против 148,2 млрд. рублей в 2007 году. На долю приобретения машин и оборудования будет приходиться около 46% от общих объемов инвестиций, на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений – 30-35 процентов. Возрастет доля инвестиций на приобретение племенного скота с 11% в 2007 году до 17-20% в 2020 году.

Реализация мер по интенсификации растениеводства и животноводства, сокращению материальных и трудовых затрат позволит существенно улучшить экономические показатели развития сельского хозяйства.

В российском сельском хозяйстве кроются колоссальные возможности, а уникальный в мировом масштабе аграрный потенциал России – это не только инструмент самообеспечения, а серьёзное конкурентное преимущество, которое даёт хорошие возможности выйти на лидирующие позиции на международном рынке.

2008 год

Вернуться к теме Всероссийский форум-конкурс «Опыт реализации национальных проектов в малых городах и районах России» (Санкт-Петербург)

сельское хозяйство, тезисы

Мероприятия

28.03.2022

Международная научно-практической конференция «Антикризисное управление человеческим капиталом в условиях новой реальности» (Информационное письмо о конференции)

08.10.2020

Программа межвузовского научно-практического круглого стола «Человеческий капитал в малых городах России: фактор кризиса или источник роста?»

Документы

12.04.2022

Чем грозит малым городам новый закон о местном самоуправлении

10.04.2022

Предложения и замечания к проекту федерального закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»

Малые города и районы России

thumbnail

Западнодвинский район

Тверская область
thumbnail

Валдайский район

Новгородская область
thumbnail

Красновишерский район

Пермский край
thumbnail

Среднеколымск

Республика Саха (Якутия)
  • О Союзе
  • Документы
  • Архив публикаций
  • Архив новостей
  • Обратная связь
  • Наши баннеры

Малые города и районы России

Приглашаем посетить раздел «Города и районы», в котором вы узнаете о социально-экономических особенностях малых городов и муниципальных районов, представленных Союзом малых городов Российской Федерации.

Контакты

  • smgrf@smgrf.ru
  • 8 (499) 238-06-24, 8 (499) 238-04-45
  • 115035 г.Москва, Раушская наб., 4/5

Портал Союза малых городов Российской Федерации по итогам интернет-конкурса 2008 г. стал победителем и удостоен диплома «Золотой сайт»

При полном или частичном использовании материалов активная гиперссылка на www.smgrf.ru обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 
ВК Яндекс Дзен
Copyright © 2022 Союз малых городов Российской Федерации. Все права защищены.